Рабочая программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет»
рабочая программа по обж (7, 8, 9 класс)
Программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов.
Актуальность программы «Безопасность в сети Интернет» заключается в исследовании проблем безопасности детей и подростков в сети Интернет, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Отличительной особенностью программы является то, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, используя различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.), мотивации ответственного отношения к обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_internet_bezopasnost_grigorevoy_g.a.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»Г.ПОВОРИНО
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей Рук. ШМО: ___________ Протокол №__1__ от « 26 » августа 2020г. | «Согласовано» Зам.дир. по УВР:
_______Е.А.Ракитина
| «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №3» г. Поворино: ___________Е.В. Асоскова Приказ № 1 от « 28 » августа 2020г. |
Рабочая программа межпредметного курса
внеурочной деятельности
«Безопасность в сети Интернет»
социальное направление
класс 7-9
Разработчик:
Григорьева Галина Алексеевна,
социальный педагог
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов. Она разработана на основе учебного плана внеурочной деятельности МКОУ « СОШ №3» г. Поворино на 2020/2021 уч.год. Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Программа учитывает требования, выдвигаемые федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметным (образовательные области «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»), метапредметным и личностным результатам.
Основными целями изучения курса «Безопасность в сети Интернет» являются:
• обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз;
• формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости).
Задачи программы:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
- формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
- формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
- развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;
Воспитательные:
- способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
- способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
- стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Актуальность программы «Безопасность в сети Интернет» заключается в исследовании проблем безопасности детей и подростков в сети Интернет, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Отличительной особенностью программы является то, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, используя различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.), мотивации ответственного отношения к обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» рассчитана на 12 часов, 1 час в неделю, на 1 учебную четверть.
В процессе реализации программы используются следующие формы работы:
- групповая,
- индивидуальная,
- индивидуально - групповая (3-5 человек).
Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической форме:
- теоретические занятия: основы безопасного поведения при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет, изучение терминов, беседы, лекции;
- практические занятия: работа с мобильными устройствами; закупки в интернет магазине; квесты; создание буклетов и мультимедийных презентаций.
Содержание программного материала, как в теории, так и на практических занятиях составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся, весь материал построен по принципу от простого к сложному.
Практические работы в содержании программы, возможно, использовать в качестве вариативных, индивидуальных практических заданий разного уровня углубленности, доступности и степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
Планируемые результаты:
Предметные:
1 Сформированы знания о безопасном поведении при работе с
компьютерными программами, информацией в сети интернет;
2 Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
3 Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и
обобщать полученную информацию.
Метапредметные:
1. Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура
личности в использовании информационных и коммуникационных
технологий;
2. Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся
информацию;
3. Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном
использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
1. Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам
собственной информационной безопасности;
2. Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические
качества личности;
3. Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение
информационной безопасности.
Формы подведения итогов реализации программы - выставки буклетов, выполненных обучающимися; проведение квестов; выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презентациями на ученических мероприятиях; демонстрация созданных видеороликов и др.
Содержание программы
Содержание программы курса внеурочной деятельности соответствует темам ООП ООО МКОУ «СОШ №3» г.Поворино по учебным предметам «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности», расширяет
их за счет привлечения жизненного опыта обучающихся в использовании всевозможных технических устройств (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести ребенка в цифровое пространство и корректировать его поведение в виртуальном мире.
Основное содержание программы представлено разделами:
- «Безопасность общения»;
- «Безопасность устройств»;
- «Безопасность информации».
Каждый раздел курса внеурочной деятельности завершается выполнением проектной работы по одной из тем, предложенных на выбор учащихся и/или проверочного теста. Возможно проведение занятий для учащихся младших классов в качестве волонтерской практики. Для проведения занятий могут быть использованы презентации, проекты, памятки, онлайн занятия, подготовленные в ходе выполнения учебных заданий по основным темам курса.
Раздел 1. «Безопасность общения» 3 часа
Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. 1 час
Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент.
Тема 2. С кем безопасно общаться в интернете. 1 час
Персональные данные как основной капитал личного пространства в цифровом мире. Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети.
Тема 3. Безопасный вход в аккаунты. 1 час
Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта.
Раздел 2. «Безопасность устройств» 3 часа
Тема 1. Что такое вредоносный код.1 час
Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных кодов.
Тема 2. Распространение вредоносного кода. 1 час
Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах.
Тема 3. Распространение вредоносного кода для мобильных устройств. 1 час
Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила без-опасности при установке приложений на
мобильные устройства.
Раздел 3 «Безопасность информации» 3 часа
Тема 1. Социальная инженерия: распознать и избежать. 1 час
Приемы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах.
Тема 2. Ложная информация в Интернете. 1 час
Цифровое пространство как площадка самопрезентации, экспериментирования и освоения различных социальных ролей. Фейковые новости. Поддельные страницы.
Тема 3. Безопасность при использовании платежных карт в Интернете. 1 час
Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн покупок. Безопасность банковских сервисов.
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
( волонтерская практика) 3 часа
Тематическое планирование межпредметного курса
«Безопасность в сети Интернет»
Требования к содержанию итоговых проектно-исследовательских работ
Критерии содержания текста проектно-исследовательской работы
1. Во введении сформулирована актуальность (личностная и социальная значимость) выбранной проблемы.
2. Правильно составлен научный аппарат работы: точность формулировки проблемы, четкость и конкретность в постановке цели и задач, определении объекта и предмета исследования, выдвижении гипотезы.
3.Есть планирование проектно-исследовательской деятельности, корректировка ее в зависимости от результатов, получаемых на разных этапах развития проекта. Дана характеристика каждого этапа реализации проекта.
4. Используется и осмысляется междисциплинарный подход к исследованию и проектированию и на базовом уровне школьной программы, и на уровне освоения дополнительных библиографических источников.
5. Определён объём собственных данных и сопоставлено собственное проект- ное решение с аналоговыми по проблеме.
6.Есть оценка результативности проекта, соотнесение с поставленными задачами. Проведена оценка социокультурных и образовательных последствий проекта на индивидуальном и общественном уровнях.
Критерии презентации проектно-исследовательской работы (устного выступления).
1. Демонстрация коммуникативных навыков при защите работы. Владение риторическими умениями, раскрытие автором содержание работы, достаточная осведомленность в терминологической системе проблемы, отсутствие стили-
стических и речевых ошибок, соблюдение регламента.
2.Умение чётко отвечать на вопросы после презентации работы.
3.Умение создать качественную презентацию. Демонстрация умения использовать IT-технологии и создавать слайд презентацию на соответствующем его возрасту уровне.
4.Умение оформлять качественный презентационный буклет на соответствующем его возрасту уровне.
Список источников:
1. Бабаш А.В. Информационная безопасность: Лабораторный практикум / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. – М.: КноРус, 2019. – 432 c
2. Вехов В. Б. Компьютерные преступления: способы совершения и раскрытия / В.Б. Вехов; Под ред. акад. Б.П. Смагоринского. – М.: Право и закон, 2014. – 182 с.
3. Громов Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. – Ст. Оскол: ТНТ, 2017. – 384 c.
4. Дети в информационном обществе // http://detionline.com/journal/about
5. Защита детей by Kaspersky // https://kids.kaspersky.ru/
6. Основы кибербезопасности. // https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/glava-1-osnovy-kiberbezopasnosti-tseli-i-zadachi-kursa
7. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты все-российского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности» 5-9 классы ФГОС 1 вариант 2020г
Поурочное планирование...
Занятие по внеурочной деятельности "Безопасность в сети интернет" в 5 классе
Занятие по внеурочной деятельности«Безопасность в сети интернет» в 5 классе Викторина "Умники и умницы"Дата:13.05.2022Учитель: Кудашева Р.Х.Форма: тематическая игра, ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...