Рабочая программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет»
рабочая программа по обж (7, 8, 9 класс)

Григорьева Галина Алексеевна

Программа межпредметного курса  внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов.       

   Актуальность программы «Безопасность в сети  Интернет» заключается в  исследовании проблем безопасности детей и подростков в сети Интернет,  в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).

 Отличительной особенностью программы  является то, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, используя  различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.),  мотивации ответственного отношения к обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_internet_bezopasnost_grigorevoy_g.a.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»Г.ПОВОРИНО

 Рассмотрена и

 рекомендована к утверждению ШМО учителей

Рук. ШМО: ___________

Протокол №__1__

 от «  26  » августа 2020г.

 «Согласовано»

  Зам.дир. по УВР:

     

 _______Е.А.Ракитина

                 

«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ №3» г. Поворино:

___________Е.В. Асоскова

Приказ № 1

 от «   28  »  августа 2020г.

Рабочая программа межпредметного курса

внеурочной деятельности

«Безопасность в сети Интернет»

социальное направление

класс 7-9

Разработчик:

Григорьева Галина Алексеевна,

социальный педагог

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

        Программа межпредметного курса  внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов. Она разработана на основе учебного плана внеурочной деятельности МКОУ « СОШ №3» г. Поворино на 2020/2021 уч.год. Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Программа  учитывает требования, выдвигаемые федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметным (образовательные области «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»), метапредметным и личностным результатам.

        Основными целями изучения курса «Безопасность в сети Интернет» являются:

• обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз;

• формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского характера и риска интернет-зависимости).

       Задачи программы:

Образовательные:        

  1. способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
  2. формировать умения соблюдать нормы информационной этики;
  1. формировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.

Развивающие:

  1. развивать компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
  1. развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
  2. развивать познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий;

Воспитательные:

  1. способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
  2. способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности.
  3. стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.

         Актуальность программы «Безопасность в сети  Интернет» заключается в  исследовании проблем безопасности детей и подростков в сети Интернет,  в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).

         Отличительной особенностью программы  является то, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, используя  различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.),  мотивации ответственного отношения к обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.

       Программа   учебного курса внеурочной деятельности  «Безопасность в сети Интернет» рассчитана на 12 часов, 1 час в неделю, на 1 учебную четверть.

       В процессе реализации программы  используются следующие формы работы:

- групповая,

- индивидуальная,

- индивидуально - групповая (3-5 человек).

     Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической форме:

- теоретические занятия: основы безопасного поведения при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет, изучение терминов, беседы, лекции;

- практические занятия: работа с мобильными устройствами; закупки в интернет магазине; квесты; создание буклетов и мультимедийных презентаций.

Содержание программного материала, как в теории, так и на практических занятиях составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся, весь материал построен по принципу от простого к сложному.

Практические работы в содержании программы, возможно, использовать в качестве вариативных, индивидуальных практических заданий разного уровня углубленности, доступности и степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

       Планируемые результаты:

Предметные:

1 Сформированы знания о безопасном поведении при работе с

компьютерными программами, информацией в сети интернет;

2 Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;

3 Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и

обобщать полученную информацию.

Метапредметные:

1. Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура

личности в использовании информационных и коммуникационных

технологий;

2. Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся

информацию;

3. Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном

использовании информационных и коммуникационных технологий.

Личностные:

1. Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам

собственной информационной безопасности;

2. Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические

качества личности;

3. Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение

информационной безопасности.

       Формы подведения итогов реализации программы - выставки буклетов, выполненных обучающимися; проведение квестов; выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными презентациями на ученических мероприятиях; демонстрация созданных видеороликов и др.

       Содержание программы

Содержание программы курса внеурочной деятельности соответствует темам ООП ООО МКОУ «СОШ №3» г.Поворино по учебным предметам «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности», расширяет

их за счет привлечения жизненного опыта обучающихся в использовании всевозможных технических устройств (персональных компьютеров, планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести ребенка в цифровое пространство и корректировать его поведение в виртуальном мире.

       Основное содержание программы представлено разделами:

 - «Безопасность общения»;

 -  «Безопасность устройств»;

 - «Безопасность информации».

       Каждый раздел курса внеурочной деятельности завершается выполнением проектной работы по одной из тем, предложенных на выбор учащихся и/или проверочного теста. Возможно проведение занятий для учащихся  младших классов  в качестве волонтерской практики. Для проведения занятий могут быть использованы презентации, проекты, памятки, онлайн занятия, подготовленные в ходе выполнения учебных заданий по основным темам курса.

      Раздел 1. «Безопасность общения» 3 часа

Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. 1 час

Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент.

Тема 2. С кем безопасно общаться в интернете. 1 час

Персональные данные как основной капитал личного пространства в цифровом мире. Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети.

Тема 3. Безопасный вход в аккаунты. 1 час

Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта.

       Раздел 2. «Безопасность устройств» 3 часа

Тема 1. Что такое вредоносный код.1 час

Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных кодов.

Тема 2. Распространение вредоносного кода. 1 час

Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах.

Тема 3. Распространение вредоносного кода для мобильных устройств. 1 час

Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила без-опасности при установке приложений на

мобильные устройства.

       Раздел 3 «Безопасность информации» 3 часа

Тема 1. Социальная инженерия: распознать и избежать. 1 час

Приемы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах.

Тема 2. Ложная информация в Интернете. 1 час

Цифровое пространство как площадка  самопрезентации, экспериментирования и освоения различных социальных ролей. Фейковые новости. Поддельные страницы.

Тема 3. Безопасность при использовании платежных карт в Интернете. 1 час

Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн покупок. Безопасность банковских сервисов.

    Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов

( волонтерская практика) 3 часа

Тематическое планирование межпредметного курса

 «Безопасность в сети Интернет»

п/п

Название темы

Кол-во часов

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема 1. «Безопасность общения»

1.

Общение в социальных сетях и мессенджерах

1

Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры.

Назначение социальных сетей и

мессенджеров. Пользовательский

контент.

Выполняет базовые операции при использовании мессенджеров и

социальных сетей. Создает свой образ в

сети Интернет. Изучает историю и социальную значимость личных аккаунтов в сети Интернет.

2.

С кем безопасно общаться в интернете

1

Персональные данные как основной

капитал личного пространства в

цифровом мире. Правила

добавления друзей в социальных

сетях. Профиль пользователя.

Анонимные социальные сети.

Руководствуется в общении

социальными ценностями и

установками коллектива и общества в

целом. Изучает правила сетевого

общения.

3.

Безопасный вход в аккаунты

1

Виды аутентификации. Настройки

безопасности

аккаунта. Работа на чужом

компьютере с точки зрения

безопасности личного аккаунта

Объясняет причины использования

безопасного входа при работе на чужом

устройстве. Демонстрирует

устойчивый навык безопасного входа.

Тема 2. «Безопасность устройств»

1.

Что такое вредоносный код?

1

Виды вредоносных кодов.

Возможности и деструктивные

функции вредоносных кодов.

Соблюдает технику безопасности при

эксплуатации компьютерных систем.

Использует инструментальные

программные средства и сервисы

адекватно задаче.

2.

Распространение

вредоносного кода

1

Способы доставки вредоносных

кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов.

Вредоносная рассылка.

Выявляет и анализирует (при помощи чек-листа) возможные угрозы

информационной безопасности

объектов

3.

Распространение

вредоносного кода для

мобильных устройств

1

Расширение вредоносных кодов для

мобильных устройств. Правила

безопасности при установке

приложений на мобильные

устройства.

Разрабатывает презентацию,

инструкцию по обнаружению,

алгоритм установки приложений на

мобильные устройства для учащихся  более младшего возраста.

Тема 3 «Безопасность информации»

1.

Социальная инженерия:

распознать и избежать

1

Приемы социальной инженерии.

Правила безопасности при

виртуальных контактах.

Находит нужную информацию в базах

данных, составляя запросы на поиск.

Систематизирует получаемую

информацию в процессе поиска.

2.

Ложная информация в

Интернете

1

Цифровое пространство как

площадка самопрезентации,

экспериментирования и освоения

различных социальных ролей.

Фейковые новости. Поддельные

страницы.

Определяет возможные источники

необходимых сведений, осуществляет

поиск информации.

Отбирает и сравнивает материал по

нескольким источникам. Анализирует

и оценивает достоверность

информации.

3.

Безопасность при

использовании платежных

карт в Интернете

1

Транзакции и связанные с ними

риски. Правила совершения онлайн

покупок. Безопасность банковских

сервисов.

Приводит примеры рисков, связанных с

совершением онлайн покупок (умеет

определить источник риска).

Разрабатывает возможные варианты

Выполнение и защита

индивидуальных и

групповых проектов

3

Умеет работать индивидуально и в

группе. Принимает позицию

собеседника, понимая позицию

другого, различает в его речи:

мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты;

гипотезы, аксиомы, теории.

ИТОГО

12 часов

      Требования к содержанию итоговых проектно-исследовательских работ

          Критерии содержания текста проектно-исследовательской работы

1. Во введении сформулирована актуальность (личностная и социальная значимость) выбранной проблемы.

2. Правильно составлен научный аппарат работы: точность формулировки проблемы, четкость и конкретность в постановке цели и задач, определении объекта и предмета исследования, выдвижении гипотезы.

3.Есть планирование проектно-исследовательской деятельности, корректировка ее в зависимости от результатов, получаемых на разных этапах развития проекта. Дана характеристика каждого этапа реализации проекта.

 4. Используется и осмысляется междисциплинарный подход к исследованию и проектированию и на базовом уровне школьной программы, и на уровне освоения дополнительных библиографических источников.

5. Определён объём собственных данных и сопоставлено собственное проект- ное решение с аналоговыми по проблеме.

6.Есть оценка результативности проекта, соотнесение с поставленными задачами. Проведена оценка  социокультурных и образовательных последствий проекта на индивидуальном и общественном уровнях.

         Критерии презентации проектно-исследовательской работы (устного выступления).

1. Демонстрация коммуникативных навыков при защите работы. Владение риторическими умениями, раскрытие автором содержание работы, достаточная осведомленность в терминологической системе проблемы, отсутствие стили-

стических и речевых ошибок, соблюдение регламента.

2.Умение чётко отвечать на вопросы после презентации работы.

3.Умение создать качественную презентацию. Демонстрация умения использовать IT-технологии и создавать слайд презентацию на соответствующем его возрасту уровне.

4.Умение оформлять качественный презентационный буклет на соответствующем его возрасту уровне.

Список источников:

1. Бабаш А.В. Информационная безопасность: Лабораторный практикум / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. – М.: КноРус, 2019. – 432 c

2. Вехов В. Б. Компьютерные преступления: способы совершения и раскрытия / В.Б. Вехов; Под ред. акад. Б.П. Смагоринского. – М.: Право и закон, 2014. – 182 с.

3. Громов Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. – Ст. Оскол: ТНТ, 2017. – 384 c.

4. Дети в информационном обществе // http://detionline.com/journal/about

5. Защита детей by Kaspersky // https://kids.kaspersky.ru/

6. Основы кибербезопасности. // https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/glava-1-osnovy-kiberbezopasnosti-tseli-i-zadachi-kursa

7. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты все-российского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.

                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...

Занятие по внеурочной деятельности "Безопасность в сети интернет" в 5 классе

Занятие по внеурочной деятельности«Безопасность в сети интернет» в 5 классе  Викторина "Умники и умницы"Дата:13.05.2022Учитель: Кудашева Р.Х.Форма: тематическая игра, ...