Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы курса "Технология научного исследования" Е.А.Нинбурга, методиста Санкт-Петербургского городского Дворца Творчества Юных исследователей, который является постоянным членом жюри Всероссийского конкурса-конференции "Молодёжь России исследует окружающую среду" и тематического плана курса "Формирование умений и навыков исследовательской деятельности" Т.И.Федотовой, директора гимназии №18 г. Королёва Московской области и Е.А.Волкова , заведующего лабораторией Института общего образования Минобразования России, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого приказом Минобразования РФ №1312 от 9.03.2004 г., Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г. №1089, где требованием результатов учебной деятельности является умение выполнять проектную и исследовательскую деятельность.
Формы контроля: выполнение исследовательских, проектных работ.
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Обоснование актуальности написания программы
В связи с тем, что в последнее время исследовательская деятельность учащихся переживает большой подъем (требования ФГОС, проводится множество исследовательских конкурсов и конференций на уровне района, республики и России.) появилась необходимость создания программы, которая позволит планомерно и систематично постичь азы исследовательской деятельности и выполнить проекты и исследовательские работы.
Стимулом к разработке данной программы послужил и тот факт, что зачастую детские исследовательские работы имеют серьёзные недостатки: исследования слишком поверхностные, недостоверные; отсутствует или плохо проработана методика; некорректно сформулированы цель и задачи, а соответственно и выводы; собранные данные почти не обработаны, а если обработаны то не проанализированы; в некоторых случаях неясно представлена суть исследования, а тема выбрана зачастую без всяких оснований.
Опыт показал, что разовые занятия или индивидуальные консультации не дают нужного результата. а если и дают, то существенно затратны по времени (научному руководителю приходится всё объяснять каждому учащемуся заново и, соответственно. меньше времени уделять собственно работе по конкретно исследовательской теме).
Проанализировав программы, педагогическую литературу и методические материалы различных учреждений общего и дополнительного образования была выявлена актуальность данной проблемы.
Программы исследовательского поведения начинают развёртываться практически с момента появления человека на свет. Наряду с программами пищевого и оборонительного поведения. Мотивом, мотивацией исследовательского поведения является так называемая любознательность. Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказаться сильнее, чем пищевая и оборонительная.
В деятельности человека исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Единого определения исследовательского поведения нет, нам наиболее близко определение А.Н. Поддъякова (2002), где «исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения»
Но поскольку с появлением науки и через науку исследование становиться явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты. С появлением науки выделяется отдельная профессиональная группа людей- учёные, главным видом деятельности которых выступает исследование.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследований в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; собственные выводы. Но цели научных и учебных исследований существенно различаются: если в сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, то образовании цель – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которого является приобретение субъективно новых знаний( т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Цель и задачи программы факультатива
Цель - формирование знаний и умений исследовательской деятельности.
Задачи:
- Дать представление о научных способах изучения своего края
- Познакомить с системой исследовательских технологий
- Способствовать интеллектуальному и творческому развитию ребёнка, мотивации к познанию своего края
Учащийся должен знать:
- Мотодологию научно-исследовательской деятельности
- Основные закономерности исследовательской и проектной деятельности
- Общую схему этапов научного исследования (определение проблемы, выдвижение гипотезы, идеи исследования, выбор предмета и объекта исследований, определение целей и задач, работа с информационными источниками. выбор методики и инструментария, проведение социологического опроса, сбор материала и его обработка)
- Требования к оформлению научно0исследовательских материалов(реферата, исследовательской работы, тезисов, статей, докладов. презентаций)
- Основы ораторского искусства, культура публичного выступления
Воспитанник должен уметь:
применять знания технологии выполнения самостоятельной исследовательской работы или проекта
анализировать проблему, вычленять её суть
выдвигать гипотезы
определять объект и предмет исследования
ставить конкретные цели и задачи
собирать материал, анализировать его и делать выводы
Прогнозируемые результаты:
- Повысится уровень учебной мотивации учащихся.
- Повысится уровень креативности у учащихся.
- Учащиеся овладеют технологией научно-исследовательской деятельности.
- Профильная подготовка учащихся.
- Изменится позиция учителя, из носителя знаний он превратится в орга низатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
6. Между учителями и учащимися установится субъект-субъектное вза имодействие.
В программу включены рекомендации по проведению за нятий, планы уроков, перечень основных понятий, которые необходимо усво ить учащимся, а также приемы и средства изучения нового материала. Программа включает таблицы и схемы, позволяющие наглядно пред ставить вопросы технологии научно-исследовательской деятельности. В пре подавании используется рабочая тетрадь по технологии научно-исследова тельской деятельности и дневник исследователя.
5 Учебно-тематический план
Технология исследовательской деятельности
№ | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие: знакомство с курсом (цель, разделы, основные понятия и термины) | 1 | 1 | |
2 | Этапы исследовательской деятельности | 1 | 2 | 3 |
3 | Поиск источников информации, постановка проблем, выбор темы и цели исследования | 1 | 2 | 3 |
4 | Методы исследовательской деятельности | 1 | 2 | 3 |
5 | Обработка собранной информации | 2 | 3 | 5 |
6 | Структура исследовательской работы | 1 | 2 | 3 |
7 | Оформление результатов исследования | 1 | 6 | 7 |
8 | Критерии оценки исследовательской работы учащихся | 1 | 1 | |
9 | Редактирование текста. Подготовка тезисов | 1 | 1 | 2 |
10 | Подготовка доклада, презентации | 1 | 3 | 4 |
11 | Публичное выступление. Оппонирование | 1 | 1 | 2 |
12 | ||||
всего | 12 | 22 | 34 |
Учебная программа
Последовательность разделов, тем | Последовательность уроков | Минимальный объем знаний по теме Умения и навыки | Виды и формы контроля | Практические работы Лабораторные работы Контрольные работы |
Вводное занятие: знакомство с курсом (цель, разделы, основные понятия и термины) | 1 | Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
| ||
Этапы исследовательской деятельности | 2 -4 | Этапы учебно - исследовательской работы: • I этап. Выбор и формулировка темы. • II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и • составление библиографии. • III этап. Составление плана. • IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств. • V этап. Оформление результатов работы. • VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции | Выбор темы , целей исследования. Составление плана | |
Поиск источников информации, постановка проблем, выбор темы и цели исследования | 5 - 7 | Главный критерий при выборе темы - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Поэтому опираемся на необработанные, не проанализированные источники из архивов, запасников музеев. Возможна работа на основе изученных материалов, но в том случае, если мнение предыдущих авторов расходится со взглядами нынешнего исследователя.
| Выбор тем и постановка целей исследовательской деятельности Работа с различными источниками | |
Методы исследовательской деятельности | 8 - 10 | Объект исследования – это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен, очерчивает только то, что непосредственно будет изучаться в данной работе из каждого объекта. Метод- (греч. Metodos- путь к чему либо) способ достижения или определенным образом упорядоченная деятельность К эмпирическим (опытным) методам исследования относятся:
Методики:
К общелогическим (теоретическим) методам относятся:
| Сбор материала по своей теме с использованием изученных методов | |
Обработка собранной информации | 11 - 15 | Составление таблиц, диаграмм, графиков. Работа с источниками: Работа с архивными материалами Анализ исторического источника Сбор полевого этнографического материала Любая работа требует выводов и заключения. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляются с полученными результатами исследования, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований, как вывод Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы - это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулировки выводов должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются. Результат исследований – отрицательный. Но это тоже результат и заслуживает внимания при формулиолвке выводов и перспективы дальнейшего исследования. | Составление диаграмм, анализ материала, формулировка выводов | |
Структура исследовательской работы | 16 - 18 |
| ||
Оформление результатов исследования | 19 - 25 | Поля (такие же требования и ко всему тексту): слева – 3 см; справа – 1 см; сверху и снизу – по 2 см. Недопустимо украшать титульный лист рисунками, наклеенными вырезками из журналов, витиеватыми рамочками вокруг текста и т.п. Введение, заключение, список литературы и приложения также начинаются с новой страницы. Каждая глава основной части нумеруется и начинается с новой страницы. Если в главах имеются параграфы, имеющие заголовки, они нумеруются при помощи двойной нумерации. | Набор работы на компьютере, оформление | |
Критерии оценки исследовательской работы учащихся | 26 |
| ||
Редактирование текста. Подготовка тезисов | 27 - 28 | ТЕ?ЗИС [тэ?], а, м. [греч. thesis]. 1. обычно мн. Положение, кратко излагающее какую-н. идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения. Тезисы доклада. Те?зисный — относящийся к тезисам; в форме тезисов. | | | Составление тезисов к своей работе | |
Подготовка доклада, презентации | 29 - 32 | Критерии оценивания презентации:
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
| Составление презентации к своей работе | |
Публичное выступление. Оппонирование | 33 - 34 | . Понятия публичное выступление, оппонирование Памятка выступающему Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроена. Небольшое количество адреналина не принесет вреда. Как утверждал Гельвеций: «Мысль входит в сознание вратами чувств». Самые профессиональные ораторы, актеры испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией. 2. Анализируйте свою аудиторию или своего предполагаемого собеседника, чувствуйте его настроение. 3. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! 4. Сделайте «успокаивающие» записки (планы, имена собственные, даты, статистические данные и т.п.). 5. Представьте свой успех: внимательную аудиторию, уверенную улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего. 6. Используйте подходящие примеры. 7. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь, но не в день своего выступления. 8. Заранее ознакомьтесь с комнатой, где вам предстоит выступать. 9. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. 10. Будьте уверенны в своем вступлении и заключении. 11. Если возможно, позаботьтесь о температуре, освещении, вентиляции. 12. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. 13. Не расходуйте энергию до выступления. 14. Установите «контакт глаз» с несколькими дружелюбными лицами. 15. Говорите громко, чтобы разогнать нервозность. 16. Используйте свое остроумие, но не заготовленные шутки, которые могут и не сработать. 17. Постарайтесь избегать ошибок. Но не извиняйтесь, если их допустите, большинство слушателей едва ли заметит ошибки. 18. Не держите себя слишком серьезно. Публичная защита. | Публичное выступление, защита своей исследовательской работы Публичное выступление, защита своей работы | |
Критерии публичного выступления. Возможные вопросы при защите. • Объяснить более подробно некоторые результаты исследования |
Приложение 1
План для написания рецензий и отзывов
- Предмет анализа (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...).
- Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуаль ность темы обусловлена... Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).
- Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результа тов, является... В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).
- Краткое содержание работы.
- Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Суммируя результаты от дельных глав... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение в... систематизировал материал и обобщил его... Безусловной заслу гой автора является новый методический подход (предложенная классифика ция, некоторые уточнения существующих понятий...)... Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты... Работа, бесспорно, открывает...).
- Недостатки, недочеты. (Вместе с тем вызывает сомнение тезис о том... К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длин ноты в изложении (недостаточную ясность при изложении...)... Работа пост роена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендация ми)... Существенным недостатком работы является... Отмеченные недо статки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их, скорее, можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора... Упомя нутые связаны не столько с... сколько...).
- Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значе ние...
- Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки... а ее автор, несом ненно, достоин искомой степени... Работа удовлетворяет всем требованиям... а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безус ловное, абсолютное) право...).
Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса
Детская одарённость: от теории к практике. - Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2005.
Савенков А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема//Педагогика.-2000.-№10.-С. 87-94.
Библиотековедение. Общий курс/ Под. ред. К.И. Абрамова.-М: Книж ная палата, 1988.
Молодежь. Культура. Философия: Материалы IV-V Удмуртской респуб ликанской конференции. - Ижевск, 2002.
Лазаревич И. Как писать научную работу // Библиотека в школе. - 2002. -№10.-С. 18-19
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учени ками. - М., 2002.
Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М., 1988
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. -М., 1999.
Никитин В. В. Резервы вашего интеллекта. -М., 2002.
Бахтурина Т. Изменения в библиографическом описании // Библиоте-ка.-2001.-№9.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум.-М., 1989.
Резник А.Б. Еще об ученическом реферате // Преподавание истории в школе. -1990.- №2. -С. 122.
Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения - М., 1986.
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провес ти эксперимент: Методическое пособие. - М.: Педагогическое обще ство России, 2005.
Культура устной и письменной речи делового человека. - М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА факультативного курса "Основы исследовательской деятельности" для обучающихся 6 класса
Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Данный курс направлен на фо...
Рабочая программа факультативного курса "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
Авторская программа факультативного курса "Вокруг тебя- мир.."
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методические ресурсы. Факультатив разработан для уч-ся 5-8 классов....
программа элективного курса по английскому языку проектно- исследовательская деятельность
В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, значительно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия. В свете эт...
Программа факультативного курса по геометрии 7 класс "Геометрия вокруг нас"
Курс расчитана на 34 часа и предназначен для развития математических способностей учащихся....
Программа факультативного курса Математика вокруг нас
Курс разработан для учащихся 8 класса и помогает для подготовки к ОГЭ...