Информация (субъектный взгляд)
презентация к уроку по информатике и икт (9, 10, 11 класс)

Богданенко Елена Николаевна

Интерактивная презентация с игровыми элементами и с примерами решения задач на измерение информации. Подходит для старших классов средней школы (9-11), а так же может использоваться в СУЗах ВУЗах. К презентации прилагается ссылка https://drive.google.com/drive/folders/1MkIQwZ3rd4... на дополнительные файлы, которые необходимо расположить в одной папке с презентацией для корректной работы ссылок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл information_bogdanenkoen.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

информация Субъектный взгляд

Слайд 2

ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio ) – сведение, разъяснение, ознакомление. Базовые понятия: Геометрия Точка, прямая, плоскость Информатика Информация О пределение базовых понятий невозможно выразить через другие, более простые понятия. С одержание базовых понятий поясняется на примерах или выявляется путем их сопоставления с содержанием других понятий.

Слайд 3

ИНФОРМАЦИЯ Физика мера беспорядка, хаоса -- энтропия системы, тогда как информация ( антиэнтропия ) -- мера упорядоченности и сложности системы. По мере увеличения сложности системы величина энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается Биология целесообразное поведение животных строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде; связь с исследованиями механизмов наследственности Кибернетика процессы управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах) включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации Понятие «информация» является общенаучным

Слайд 4

ИНФОРМАЦИЯ теория информации математическая теория систем передачи информации кибернетика наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах информодинамика наука об открытых информационных системах объект исследования ряда научных дисциплин

Слайд 5

ИНФОРМАЦИЯ теория массовой коммуникации исследование средств массовой информации и их влияния на общество семиотика наука о знаках и знаковых системах соционика теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики ); объект исследования ряда научных дисциплин

Слайд 6

ИНФОРМАЦИЯ информатика изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки информациология наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов библиографоведение наука о структуре и свойствах библиографической информации объект исследования ряда научных дисциплин и других…

Слайд 7

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ Свойство – понятие объективное. Мы же, говоря об информации, выделяем лишь некоторые свойства – значимые для нас. Так свойства трансформируются в требования. Мы выбираем из потока информации небольшую часть. Так объективное обретает черты субъектности .

Слайд 8

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ П онятность

Слайд 9

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ П олезность

Слайд 10

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ Д остоверность

Слайд 11

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ А ктуальность

Слайд 12

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ П олнота

Слайд 13

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ Т очность

Слайд 14

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ о дну и ту же информацию разные люди могут оценить по разному П онятность П олезность Д остоверность А ктуальность П олнота Т очность

Слайд 15

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ероятностный подход А лфавитный подход И НФОРМАЦИЯ П одходы к измерению информации по отношению к человеку по отношению к техническим устройствам Знания Последовательность символов, сигналов Через неопределенность знаний с учетом вероятности событий Через количество символов с учетом информационного веса символов

Слайд 16

Операции над информацией Как отмечал Л. Н. Серавин , информация, не будучи "ни материей, ни энергией", не подчиняется законам сохранения. Так, реализация или трансляция информации не обязательно сопровождается исчезновением ее исходного образца, а в случае гибели информация может просто исчезать, не превращаясь в другую информацию. Такое неподчинение законам сохранения ярко проявляется и при осуществлении над информацией двух операций – суммирования и деления. Это является следствием того, что информация характеризует всю систему в целом. Следует подчеркнуть, что информация поддается только этим двум операциям, ибо никаких других операций над ней производить невозможно.

Слайд 17

Операции над информацией Действия, которые можно выполнять с информацией, делятся на следующие классы : передача информации ; прием информации ; обработка информации ; хранение информации.

Слайд 18

Аналоговая информация Каждого человека в мире окружает море информации различных видов. Информация может существовать в виде : световых или звуковых сигналов; радиоволн; электрических и нервных импульсов; магнитных записей; жестов и мимики; запахов и вкусовых ощущений; хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Слайд 19

Аналоговая информация Виды информации Содержание Способы передачи Формы представления Зрительная (визуальная или оптическая) Картины реального мира Изображение Рисунки. Фотографии. Кино и видео. Звуковая ( аудиальная ) Любые шумы и звуки Звуковая волна Звукозаписи Человеческая речь Письменный язык (буквы, иероглифы) Текст Музыка Ноты Нотные записи Тактильная Осязание Ощущение Не существует Органолептическая (обонятельная и вкусовая) Вкус Запах

Слайд 20

Классификация информации Виды информации по форме представления: текстовая; числовая; графическая; звуковая. Виды информации по общественному значению: массовая; специальная; личная. Привести полную классификацию информации не представляется возможным…

Слайд 21

Обработка информации Для того чтобы живой организм, человек или компьютер могли участвовать в информационных процессах (хранить, обрабатывать и передавать информацию), необходимо представлять сообщение в разных формах, в удобной для каждого объекта, на понятном для него языке. Любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам – кодирование. Одна и та же информация может быть представлена различными кодами, иначе говоря, в разных формах.

Слайд 22

Обработка информации Формы представления информации: р азговорные языки (более 2000); языки мимики и жестов; языки рисунков и чертежей; н аучные языки; с пециальные языки (азбука Брайля, Морзе); я зыки искусства

Слайд 23

Post S criptum Информация может не иметь определенной ценности. Но она может нести эмоциональную окраску. Информация способна удивлять!

Слайд 24

.

Слайд 25

Ссылки на источники Информация и проявление ее свойств в сложных системах Виды информации Информация – это… Музыка числа Пи - В поисках неадекватной реальности Операции над информацией Понятие «информация»

Слайд 26

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: вероятностный подход И нформация для человека — это знания знание ЗНАНИЕ И нформация, которую получает человек, приводит к уменьшению неопределенности знаний незнание

Слайд 27

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И нформация, которую получает человек, приводит к уменьшению неопределенности знаний С ообщение о результате приводит в уменьшению неопределенности наших знаний в 2 раза. Возможные события. Они равновероятны Произошедшее событие

Слайд 28

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ С колько равновероятных событий может произойти при бросании равносторонней четырехгранной пирамидки, шестигранного куба? ? ? В о сколько раз уменьшится неопределенность наших знаний при наступлении этих событий?

Слайд 29

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Е диницей количества информации является 1 бит – величина, уменьшающая неопределенность в два раза. К акое количество информации получено при наступлении события?

Слайд 30

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ 1 байт = 2 3 бит = 8 бит 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт

Слайд 31

Количество возможных событий Количество полученной информации ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Какова связь между количеством возможных событий и количеством полученной информации? 1 бит – величина, уменьшающая неопределенность в два раза

Слайд 32

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: содержательный (вероятностный) подход Для равновероятных событий: N = 2 I где N – количество возможных событий, I – количество информации Для событий с различными вероятностями (формула Шеннона): где N – количество возможных событий, I – количество информации, p i – вероятность i -го события

Слайд 33

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Какое количество информации несет в себе сообщение о том, что нужная вам программа находится на одной из восьми дискет? N = 2 I 8 = 2 I Ответ: 3 бита

Слайд 34

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Какое количество информации о цвете вынутого шарика будет получено, если в непрозрачном пакете хранятся: 10 белых, 20 красных, 30 синих и 40 зеленых шариков? P бел. = 10/100 = 0,1 P красн. = 2 0/100 = 0, 2 P син. = 3 0/100 = 0, 3 P зел. = 4 0/100 = 0, 4 I = – (0 ,1 ∙log 2 0,1 + 0 , 2∙log 2 0,2 + 0 , 3∙log 2 0,3 + 0 , 4∙log 2 0,4) ≈ 1,85 бита Ответ: 1 , 85 бита

Слайд 35

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 7. Какое количество информации о цвете вынутого шарика будет получено, если в непрозрачном пакете хранятся: 30 белых, 30 красных, 30 синих и 10 зеленых шариков? 8. Заполните пропуски числами: 5 Кбайт = __ байт = __ бит __ Кбайт = __ байт = 12288 бит __ Кбайт = __ байт = 213 бит __ Гбайт = 1536 Мбайт = __ Кбайт 512 Кбайт = 2 ? байт = 2 ? бит

Слайд 36

Позволяет определить количество информации в тексте, отвлекаясь от содержания информации, воспринимая ее как последовательность знаков. Алфавит – множество символов, используемых для записи текста. Мощность алфавита – полное количество символов в алфавите. Если допустить, что все символы алфавита встречаются в тексте с одинаковой частотой (равновероятно), то для определения количества информации можно воспользоваться формулой: ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: алфавитный подход N = 2 I

Слайд 37

Для русского алфавита (без буквы ё): Мощность алфавита (количество равновероятных событий N ) = 32, тогда количество информации I , которое несет каждый символ, вычисляется по формуле: ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: алфавитный подход 32 = 2 I и равно 5 бит . Какое количество информации несет один символ алфавита мощностью 2, 4, 8, 16, 256 символов?

Слайд 38

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ: алфавитный подход Алфавит из 256 символов используется для представления текстов в компьютере. Пусть К – количество символов в тексте, i – информационный «вес» одного символа. Тогда при алфавитном подходе размер информации, содержащейся в тексте I , вычисляется по формуле: I = К · i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Субъект-субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»

Выступление на педсовете в качестве руководителя группы Субъект - субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»     Субъект - субъектные отношения – это межличностные от...

Субъектность педагога

В статье уделяется внимание современному пониманию организации научно-методической работы в образовательном учреждении....

Особенности характеристик субъектности педагога дополнительного образования

Д.В. Зубов Особенности характеристик субъектности педагога дополнительного образования Дополнительное образование - это система деятельности личности (комплекс видов деятельности: учения, общения, а...

Эссе "Взгляд о професси педагога. Взгляд через год"

Предложенное эссе может помочь начинающим педагогам в написании подобного....

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данно...

«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)

Цель урока: воспитание любви к родной литературеЗадачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычны...