Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.
статья на тему
Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данного подхода, если учитель не способен понять что перед ним не объект (объектом является деятельность ученика), а равноправный партнёр процесса общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-doklad_vintonyak_e.v._s-s_vzaimod.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Винтоняк
Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.
Методы проблемного и проектного обучения позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, который относится к гуманистическому направлению в педагогике и лежит в основе ФГОС. Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Все исследователи, изучающие проектный и проблемный подходы, едины во мнении, что в их основе лежит личностно-деятельностная компетенция, что оба ориентируются на активную познавательную деятельность ученика как субъекта учебного процесса. Главной же целью этих подходов является развитие самостоятельного мышления в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями на основе решения учебных проблемных заданий в процессе иноязычной деятельности, имеющей реальный речевой продукт или материальный результат. Следуя этой логике можно соотнести и интегрировать эти подходы в проблемно-проектный подход.
Проблемно-проектный подход, разработанный на основе интеграции проблемного и проектного подходов, в основу которой положены сходство их целей, содержания, средств, способов и форм организации учебного процесса по иностранному языку, выступает методологической основой формирования иноязычной компетентности учеников.
Разработанная В.Ф. Аитовым система принципов проблемно-проектного подхода, обусловливающих специфику взаимоотношений преподавателя и обучающегося, отбор материала, цель, содержание и средства, направленные на развитие основных компетенций включает:
- принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе обучения на основе положительного эмоционального фона;
- принцип проблематизации учебного содержания и проблематизация учебного процесса;
- принцип проблемной структуры учебного материала;
- принцип сознательной ограниченности предъявляемого преподавателем учебного материала;
- принцип компаративности;
- принцип специфической структуры информации;
- принцип сочетания эвристических и репродуктивных методов;
- принцип интегративно-предметного подхода;
- принцип направленного поиска дополнительной (уточняющей) информации;
- принцип избирательности и самостоятельности;
- принцип взаимообогащения;[1]
Как видим, принцип субъектно-субъектного взаимодействия в процессе обучения на основе положительного эмоционального фона стоит на первом месте.
Невозможно работать в русле данного подхода, если учитель не способен понять что перед ним не объект (объектом является деятельность ученика), а равноправный партнёр процесса общения. Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяя создавать на уроках ситуации, в которых ученики учатся:
- тактике группового общения(отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссии и обсуждении, задавать вопросы своим товарищам и учителям,оценивать свои ответы и ответы товарищей, объяснять слабым учащимся непонятные моменты);
- самостоятельно выбирают посильные задания;
- находят несколько вариантов возможного решения проблемы;
- создают ситуации самопроверки и взаимопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Поскольку именно учитель управляет процессом работы с проблемными ситуациями его умения и личностные качества играют основополагающую роль. Используя классификацию педагогических умений А.С. Карпова [2], Е.В. Ковалевская выделяет следующие умения преподавателей руководить процессом разрешения проблемных и непроблемных ситуаций:[3]
1.Умениясвязанные с подготовкой ситуации:1) определять познавательно-коммуникативные потребности и возможности учеников разрешать ситуации;2) разрабатывать ситуации с учётом их потребностей и возможностей.
2.Умения, обеспечивающие процесс присвоения ситуаций учениками:1) выбирать ситуации из списка имеющихся, соответствующие иноязычным потребностям и возможностям каждого учащегося; 2) корректно предлагать ситуации другому ученику, если первый “не принимает” данную ситуацию.
3.Умения, нацеленные на управление процессом разрешения ситуаций: 1) следить за ходом мыслей говорящих и гибко менять ход беседы, если она заходит в тупик; 2) осуществлять строгий контроль и гибкую коррекцию речи учащихся, следить за процессом самоконтроля учеников.
4.Умения направленные на анализ собственных действий в учебном процессе или умения самоконтроля и саморегуляции: 1) вносить в случае необходимости изменения в разработанные ситуации и методику работы сними; 2) передавать результаты своего опыта работыс ситуациями коллегам, а также перенимать их опыт.
Обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, интересов и склонностей проблемно-проектный подход в обучении предъявляет учителю довольно высокие требования как к личности: понимание, терпение, такт, эмоциональную культуру, доброту, отзывчивость. Кроме того необходимы общительность,открытость, доброжелательный тон, чувство юмора.
Подводя итог вышесказанному, трудно не согласиться с мнением Е.И. Пассова, автора Концепции управляемого коммуникативного иноязычного общения, об учителе – личности. В книге “Учитель иностранного языка:Мастерство и личность” Е.И. Пассов отмечает: “Как главный ориентир нравственности, главный источник мотивации, личность никогда не станет «штамповать» себе подобных, а постарается терпеливо и бережно выращивать индивидуальности.
Литература
- АитовВ.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. С-П: 2007.
- Карпов А.С. Развитие умений педагогического общения будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. М.,1984.
- Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов. МНПИ,1999
- Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность.- М., «Просвещение»,1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваиват...
«Проблемно-интегрированный подход в обучении при внедрении ФГОС»
Технология интегратор как разновидность технологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала...
Презентация.Интеграция проблемного и проектного подходов в обучении английскому языку.
Проблемный и проектный подход в обучении способствует реализации личностно-ориентированного обучения, лежащего в основе ФГОС, интеграция которых выступает основой формирования иноязычной компетенции о...
Проблемно- поисковый подход в обучении
Проблемно- поисковый подход в обучении...
Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.
В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....
(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.
Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...
Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.
Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...