Субъектность педагога
статья по теме

В статье уделяется внимание современному пониманию организации научно-методической работы в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СУБЪЕКТНОСТЬ

КАК ЗНАЧИМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ

КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

Мазова С.В., к.п.н., заведующий методическим кабинетом

Оренбургского президентского кадетского училища

Во исполнении Приказа Президента РФ от 12 ноября 2009 года «О создании в каждом федеральном округе РФ президентских кадетских училищ» 1 сентября 2010 года в Оренбурге открылось первое в стране Президентское кадетское училище (Оренбургское ПКУ).

Оренбургское ПКУ представляет собой образовательное учреждение инновационного типа, в котором реализуется модель устройства жизни кадета образовательного учреждения закрытого типа, включающую интеграцию основного и дополнительного образования; разрабатывается содержание образования, заключающееся в реализации вариативности обучения; интегративном освоении и использовании информационно-коммуникационных технологий в различных дисциплинах; повышении объема учебного времени, отводимого на освоение иностранных языков, изучение второго иностранного языка; ранней предпрофильной подготовки к обучению в старших классах, профориентационной работе с кадетами; расширении возможностей для реализации программ по физической подготовке, занятий военно-прикладными видами спорта и техническим творчеством; освоении умений и средств самопознания, саморегуляции, самообразования, самоопределения.

Главная цель нового учебного заведения – подготовка всесторонне образованных, развитых и патриотически настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще. Подготовка выпускников  к жизни, профессиональной деятельности в информационном обществе, заставляют переосмыслить традиционные представления об образовании, путях его осуществления.

В процессе становления и развития Оренбургского ПКУ обострилась ситуация, в которой востребованным становится педагог, способный оперативно реагировать на происходящие общественные изменения, владеющий и успешно применяющий современные образовательные технологии, способный к саморазвитию и непрерывному профессиональному самосовершенствованию. В данных условиях актуализируется значимость такого профессионально-личностного качества педагога кадетского училища как субъектность.

Анализ исследований особенностей субъектности (Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, В.А. Татенко, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская) и его специфики у педагога дает возможность говорить о разных подходах в определении содержания этого личностного свойства.

В исследованиях Л. Абдалиной, И. Бережной субъектность педагога понимается как активность, направленная на самопознание, самоопределение, саморазвитие. Важнейшей характеристикой субъектности является ее процессуальность, бесконечность и открытость, что подчеркивает динамичный характер профессионализма, т.к. нельзя стать профессионалом раз и навсегда. Субъектную позицию рассматривают как комплексную характеристику психологических аспектов деятельности личности в соответствии с ее способностями, состояниями, отношением ее к задачам, с одной стороны, с ее стратегией и тактикой – с другой, объективной динамикой деятельности – с третьей. Субъектность как высший уровень развития личности способствует осуществлению естественного состояния человеческого потенциала – реализуемости [1].

С позиции Н.Н. Азарко, педагог как элемент в системе профессиональной деятельности становится носителем субъектных качеств, так как: осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную субъектную позицию; наделен видением индивидуальных способностей учеников и умением выстраивать обучение в соответствии с этими способностями; умеет организовать процесс качественных образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности [2].

По мнению В.В. Серикова, важной особенностью педагогической деятельности, порождаемой субъектностью учителя, является ее «невоспроизводимость» — невозможность повторения по заданной схеме, образцу. Нормативное представление об образовательном процессе, который якобы можно организовать по заданной инструкции, «рецепту», выхолащивает на самом деле его собственно педагогическую суть, связанную с самореализацией личности педагога [5].

Мы согласны с Е.Н. Волковой [3] в том, что специфика субъектности педагога заключается в отношении не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к учащимся как к субъектам их собственной деятельности.

В субъектности педагога кадетского училища мы выделяем аспекты: мировоззренческий (отношении к человеку, к миру в целом); дидактический (знание разнообразных современных концепций обучения и воспитания); методический (умение выбирать эффективные технологические приемы обучения и воспитания кадет в соответствии с их индивидуальными особенностями и задачами учебного заведения); исследовательский (владение навыками опытно-экспериментальной деятельности).

Полагаем необходимым обозначение аксиологического компонента субъектности педагога кадетского училища. Успешное решение педагогом стратегических, тактических, оперативных задач, стоящих перед Оренбургским ПКУ предполагает не только сформированность многообразных компетенций, но и наличие внутреннего ориентира, регулятора поведения – ценностных ориентаций.

В структуре профессионализма педагога они выступают смыслообразующим ядром профессиональной деятельности, раскрывают идеальные цели и смыслы, с помощью которых педагог определяет для себя предназначение своей деятельности. Упорядоченная совокупность ценностей, иерархизированная по критерию их значимости, ориентирует его в профессии, регулирует отношения с кадетами, коллегами, является критерием оценки и самооценки результатов профессиональной деятельности и взаимодействий. Педагог в выбранных ценностях опредмечивает свои индивидуальные силы, творит, реализуя свой личностный потенциал, определяя траекторию и стратегию развития своего профессионализма [4].

С нашей точки зрения, субъектность педагога проявляется в способности быть стратегом в профессиональной деятельности, выражается в индивидуальном стиле педагогической деятельности и результатах профессионально - личностного роста. Стремление к проявлению педагогами субъектной позиции способствует значительному повышению профессионального мастерства и культуры.

Одним из факторов активизации субъектности педагогов в Оренбургском ПКУ мы считаем научно-методическую деятельность.

Традиционно в практике образования  научно-методическая работа воспринимается как объект, которым должны управлять администраторы учебного заведения.

Нами управление научно-методической работой педагогов училища понимается как не столько внешнее по отношению к педагогу действие, сколько самоуправление своим развитием.

При таком подходе акцент смещается на активизацию субъектной позиции, на процесс и результат профессионально-личностного роста, а научно-методическая работа становится одним из средств обеспечения этого роста [6].

Профессионально-личностный рост педагогов в Оренбургском ПКУ осуществляется посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия в организованных кадетским училищем мероприятиях, которые мы объединяем совокупным названием «научно-методическая работа»: работа над единой научно-методической темой в методических объединениях, психолого-педагогические семинары, научно-практические конференции, панорамы открытых занятий, конкурсы профессионального мастерства и др.

Необходимо отметить, что оба пути неразрывно связаны: педагог сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему научно-методической работы, и поэтому последняя приобретает характер самообразования. И с другой стороны –  совершенствование педагогической деятельности невозможно без обращения к педагогической теории и практике, что является внешним источником профессионально-личностного  роста.  

В кадетском училище научно-методическая работа основывается на приоритете субъектной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень своего профессионализма.  Педагог  определяет, что, когда и в какой форме ему делать, чтобы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда, а значит и на качество обучения кадет. Управление же научно-методической работой складывается из системы взаимосвязанных мер, продуктом деятельности которых являются показатели профессионально-личностного роста каждого педагога.

Таким образом, в условиях становления и развития инновационного учебного заведения, которым является кадетское училище, актуализируется значимость субъектности педагога, предполагающее взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого педагога и в личности его воспитанников.

Литература

  1. Абдалина, Л. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки / Л. Абдалина, И. Бережная  // Высшее образование в России. – 2008. –№ 10.– С.146-148.
  2. Азарко, Н.Н. Развитие субъектности и субъективности будущего учителя начальной школы в системе профессионального образования / Н.Н. Азарко // Среднее профессиональное образование. - 2007.– № 5. – С.62-63.
  3. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. …док. психол. наук : 19.00.07 / Е.Н. Волкова.– Москва, 1998. –38 с.
  4. Ольховая, Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета / Т.А. Ольховая. – Нижний Новгород, 2006.– 78 с.
  5. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога /    В.В. Сериков  // Педагогика.– 2005.– № 10. – С.53-61.
  6. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе / М.М. Поташник. –  Москва, 2011. – 448 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности классного руководителя по формированию субъектной активности подростков в условиях специализированной школы-интерната «Кадетский корпус»

Актуальность.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской...

Субъект-субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»

Выступление на педсовете в качестве руководителя группы Субъект - субъектные взаимоотношения «учитель-родитель»     Субъект - субъектные отношения – это межличностные от...

Особенности характеристик субъектности педагога дополнительного образования

Д.В. Зубов Особенности характеристик субъектности педагога дополнительного образования Дополнительное образование - это система деятельности личности (комплекс видов деятельности: учения, общения, а...

Технология развития субъектности учащихся как средство формирования метапредметных компетенций. Теоретические аспекты.

    Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о ко...

Активная субъектность личности педагога в пространстве современного образования в свете ФГОС второго поколения

«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе больш...

ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья об итогах опытно-экпериментальной работы гимназии "Критериальная оценка учебной деятельности учащегося как условие становления его оценочной самостоятельности " В статье изложены основные итоги...

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данно...