Особенности характеристик субъектности педагога дополнительного образования
материал (психология) по теме

Д.В. Зубов

Особенности характеристик субъектности педагога дополнительного образования

Дополнительное образование - это система деятельности личности (комплекс видов деятельности: учения, общения, активного отдыха и др.), взаимосвязанная с ее (личности) потребностями, интересами, ценностными ориентациями. Имея своей основой свободную деятельность людей, дополнительное образование выступает средством их развития, стимулирует формирование внутриличностного механизма саморазвития, способствует социальной активности, творческому преобразованию окружающего мира. Перечисленные характеристики дополнительного образования могут в полной мере реализоваться только при условии взаимодействия педагогов и учащихся, построенного на взаимном сотрудничестве, взаиморегуляции деятельности равных субъектов.

Специфика деятельности педагогов дополнительного образования как особой профессиональной группы выражается в том, что они являются носителями и трансляторами уникальных направлений творчества, с которыми они личностно связаны. Большая часть из них не имеют педагогического образования. Кроме того, отсутствие в дополнительном образовании типовых программ вынуждает педагогов самим проектировать образовательные программы. Разновозрастный и разнонаправленный состав обучающихся предъявляет высокие требования к вариативности программного материала.

В качестве психологического конструкта, наиболее полно отражающего сущность профессионально важных составляющих личности педагога дополнительного образования, мы выделяем субъектность. Под субъектностью мы понимаем активную сторону психической организации человека, которая связана с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека (Е.Н. Волкова).

Субъектность это интегративное свойство личности профессионала, свойство, отвечающее за формирование активной жизненной позиции, способность к разумной преобразовательной активности. Основными компонентами структуры субъектности педагога являются следующие: «осознание собственной активности», «осознание способности к рефлексии», «свобода выбора и ответственность за него», «осознание уникальности субъекта», «понимание и принятие другого», «саморазвитие» (Е.Н. Волкова). В качестве наиболее профессионально важного для педагога компонента в структуре субъектности мы выделяем «понимание и принятие другого человека».

Для диагностики характеристик субъектности педагога дополнительного образования использовался опросник Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной. Этот опросник делает возможной диагностику субъектности через ее атрибутивные характеристики и позволяет получить стандартизированную информацию о субъектности и ее структуре. Хотя этот опросник был разработан для педагогов общеобразовательных школ и нет нормировочной шкалы для педагогов дополнительного образования, мы считаем, что он приемлем и для них, так как определяет установочные тенденции педагогов дополнительного образования быть субъектными и одновременно может стимулировать образование этих установок. В нашей выборке педагоги дополнительного образования имели те же возрастные группы и группы по стажу, что и педагоги общеобразовательных школ. В исследовании приняли участие 70 педагогов дополнительного образования.

Выраженность характеристик субъектности у педагогов дополнительного образования в сравнении с педагогами общеобразовательных школ представлена в таблице 1.

 


 

Таблица 1

Сравнительные данные выраженности компонентов субъектности педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных школ

 

Компоненты структуры субъектности

Выраженность компонентов М±m

Выраженность компонентов М±m

Педагоги дополнительного образования

Педагоги общеобразовательных школ

  1. Активность

4,9+1,3

6,6+1,9

  1. Способность к рефлексии

4,8+1,2

5,4+1,4

  1. Свобода выбора и ответственность за него

5,9+1,3

8,0+1,5

  1. Осознание собственной уникальности

5,7+1,7

6,1+1,7

  1. Понимание и принятие другого

6,5+1,7

8,5+1,3

  1. Саморазвитие

4,6+1,1

6,8+1,5

Анализ средних значений выраженности компонентов структуры субъектности педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных школ показал, что у педагогов дополнительного образования достоверно ниже практически все показатели субъектности, особенно выражены различия по показателю «Активность», «Свобода выбора и ответственность за него», «Понимание и принятие другого», «Саморазвитие».

С целью системной оценки полученных характеристик субъектности педагогов дополнительного образования, была использована факторизация результатов, где скрытый фактор позволяет более целостно представить картину личностных детерминант, присущих педагогам дополнительного образования.

Нами была принята двухфакторная модель, которая позволяет объяснить 64 % всей накопленной дисперсии. Результаты факторизации характеристик субъектности представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты факторизации компонентов субъектности педагога дополнительного образования, матрица после вращения

 

 

Компоненты

 

1

2

Саморазвитие

,782

 

Активность

,717

 

Понимание и принятие другого

,708

 

Способность к рефлексии

,680

 

Свобода выбора и ответственность за него

 

,950

Осознание уникальности

 

,615

Первый фактор позволяет объяснить 48 % дисперсии. Содержание фактора характеризует педагогов дополнительного образования, которые активны, склонны к саморазвитию, понимают и принимают другого и рефлексивны. Т.е это люди, у которых больше всего проявляется педагогическая направленность в профессиональной деятельности. Этот тип наиболее релевантен задачам профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Второй фактор позволяет объяснить 16 % дисперсии. Содержание этого фактора описывает педагогов дополнительного образования, которые признают свою уникальность, осознают выбор и ответственность за него. Интер-характеристики самосознания выражены слабо: им в меньшей степени свойственна ориентация на другого человека, т.к. они не принимают другого, и не признают его уникальности. Вместе с тем эти педагоги личностно связаны с уникальными направлениями детского творчества, трансляторами которых они являются.

Недостаточное проявление (или напротив, гипервыраженное проявление) того или иного компонента субъектности нарушает процесс развития личности. Например, при гипервыраженном значении компонента субъектности «Способность к рефлексии» у педагога дополнительного образования может блокироваться развитие активной деятельной позиции, низкие значения компонента «Осознание собственной уникальности» будут связаны со снижением ощущения ценности собственной личности. Более низкие значения компонента «Осознание свободы выбора и ответственность за него» при высоких показателях активности в профессиональной деятельности приводят к анархическому безответственному поведению и т.д. Более низкие средние значения компонента «Осознание свободы выбора и ответственность за него» при высоких результатах активности в профессиональной деятельности приведут к активной деятельности, но неуверенности при принятии решений и нежеланию брать на себя ответственность за этот выбор. Признание собственной уникальности, но отсутствие способности понимать и принимать другого человека при осуществлении профессиональной деятельности будут способствовать конфликтам, и как следствие, уходу учащихся из детских творческих объединений.

Такой дисбаланс в развитии отдельных компонентов субъектности не позволяет говорить о развитии у педагогов дополнительного образования отношения к себе как к деятелю. Поэтому на следующем этапе нашего исследования на основе стандартных процедур математической статистики были выявлены две группы педагогов дополнительного образования: группа с оптимальной структурой субъектности (в которую вошли респонденты, у которых все компоненты субъектности выражены в оптимальной степени) и группа с неоптимальной структурой субъектности (в которую вошли респонденты, у которых хотя бы один компонент субъектности имел недостаточную или гипертрофированную выраженность).Распределение педагогов по группам представлено на рисунке 1.

imageРис. 1. Распределение педагогов по группам в зависимости от степени оптимальности структуры субъектности

Для педагогов первой группы (3% от общей выборки) свойственна оптимальная структура субъектности.

Наиболее многочисленна вторая группа (97% от общей выборки). Большинство характеристик субъектности выражены слабо, а такая характеристика, как «осознание уникальности» выражена гипертрофированно. Структура субъектности неоптимальна, что существенно сказывается на эффективности осуществляемой ими педагогической деятельности.

Таким образом, практически все исследуемые педагоги дополнительного образования нуждаются в создании специальных психолого-педагогических условий для развития характеристик субъектности.

Мы предполагаем, что реализация специальной образовательной программы, которая включает в себя лекции и семинары по актуальным проблемам дополнительного образования, тренинги по обучению психолого-педагогическому проектированию будет способствовать развитию характеристик субъектности педагогов дополнительного образования.

Библиографический список

1.Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. - [Текст] Н.Новгород: НГЦ, 1998., - 228 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37.025

Д.В. Зубов

Особенности характеристик субъектности педагога дополнительного образования

Дополнительное образование - это система деятельности личности (комплекс видов деятельности: учения, общения, активного отдыха и др.), взаимосвязанная с ее (личности) потребностями, интересами, ценностными ориентациями. Имея своей основой свободную деятельность людей, дополнительное образование выступает средством их развития, стимулирует формирование внутриличностного механизма саморазвития, способствует социальной активности, творческому преобразованию окружающего мира. Перечисленные характеристики дополнительного образования могут в полной мере реализоваться только при условии взаимодействия педагогов и учащихся, построенного на взаимном сотрудничестве, взаиморегуляции деятельности равных субъектов.

Специфика деятельности педагогов дополнительного образования как особой профессиональной группы выражается в том, что они являются носителями и трансляторами уникальных направлений творчества, с которыми они личностно связаны. Большая часть из них не имеют педагогического образования. Кроме того, отсутствие в дополнительном образовании типовых программ вынуждает педагогов самим проектировать образовательные программы. Разновозрастный и разнонаправленный состав обучающихся предъявляет высокие требования к вариативности программного материала.

В качестве психологического конструкта, наиболее полно отражающего сущность профессионально важных составляющих личности педагога дополнительного образования, мы выделяем субъектность. Под субъектностью мы понимаем активную сторону психической организации человека, которая связана с активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека (Е.Н. Волкова).

Субъектность это интегративное свойство личности профессионала, свойство, отвечающее за формирование активной жизненной позиции, способность к разумной преобразовательной активности. Основными компонентами структуры субъектности педагога являются следующие: «осознание собственной активности», «осознание способности к рефлексии», «свобода выбора и ответственность за него», «осознание уникальности субъекта», «понимание и принятие другого», «саморазвитие» (Е.Н. Волкова). В качестве наиболее профессионально важного для педагога компонента в структуре субъектности мы выделяем «понимание и принятие другого человека».

Для диагностики характеристик субъектности педагога дополнительного образования использовался опросник Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной. Этот опросник делает возможной диагностику субъектности через ее атрибутивные характеристики и позволяет получить стандартизированную информацию о субъектности и ее структуре. Хотя этот опросник был разработан для педагогов общеобразовательных школ и нет нормировочной шкалы для педагогов дополнительного образования, мы считаем, что он приемлем и для них, так как определяет установочные тенденции педагогов дополнительного образования быть субъектными и одновременно может стимулировать образование этих установок. В нашей выборке педагоги дополнительного образования имели те же возрастные группы и группы по стажу, что и педагоги общеобразовательных школ. В исследовании приняли участие 70 педагогов дополнительного образования.

Выраженность характеристик субъектности у педагогов дополнительного образования в сравнении с педагогами общеобразовательных школ представлена в таблице 1.


Таблица 1

Сравнительные данные выраженности компонентов субъектности педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных школ

Компоненты структуры субъектности

Выраженность компонентов Мm

Выраженность компонентов Мm

Педагоги дополнительного образования

Педагоги общеобразовательных школ

  1. Активность

4,9+1,3

6,6+1,9

  1. Способность к рефлексии

4,8+1,2

5,4+1,4

  1. Свобода выбора и ответственность за него

5,9+1,3

8,0+1,5

  1. Осознание собственной уникальности

5,7+1,7

6,1+1,7

  1. Понимание и принятие другого

6,5+1,7

8,5+1,3

  1. Саморазвитие

4,6+1,1

6,8+1,5

Анализ средних значений выраженности компонентов структуры субъектности педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательных школ показал, что у педагогов дополнительного образования достоверно ниже практически все показатели субъектности, особенно выражены различия по показателю «Активность», «Свобода выбора и ответственность за него», «Понимание и принятие другого», «Саморазвитие».

С целью системной оценки полученных характеристик субъектности педагогов дополнительного образования, была использована факторизация результатов, где скрытый фактор позволяет более целостно представить картину личностных детерминант, присущих педагогам дополнительного образования.

Нами была принята двухфакторная модель, которая позволяет объяснить 64 % всей накопленной дисперсии. Результаты факторизации характеристик субъектности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты факторизации компонентов субъектности педагога дополнительного образования, матрица после вращения

Компоненты

1

2

Саморазвитие

,782

Активность

,717

Понимание и принятие другого

,708

Способность к рефлексии

,680

Свобода выбора и ответственность за него

,950

Осознание уникальности

,615

Первый фактор позволяет объяснить 48 % дисперсии. Содержание фактора характеризует педагогов дополнительного образования, которые активны, склонны к саморазвитию, понимают и принимают другого и рефлексивны. Т.е это люди, у которых больше всего проявляется педагогическая направленность в профессиональной деятельности. Этот тип наиболее релевантен задачам профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Второй фактор позволяет объяснить 16 % дисперсии. Содержание этого фактора описывает педагогов дополнительного образования, которые признают свою уникальность, осознают выбор и ответственность за него. Интер-характеристики самосознания выражены слабо: им в меньшей степени свойственна ориентация на другого человека, т.к. они не принимают другого, и не признают его уникальности. Вместе с тем эти педагоги личностно связаны с уникальными направлениями детского творчества, трансляторами которых они являются.

Недостаточное проявление (или напротив, гипервыраженное проявление) того или иного компонента субъектности нарушает процесс развития личности. Например, при гипервыраженном значении компонента субъектности «Способность к рефлексии» у педагога дополнительного образования может блокироваться развитие активной деятельной позиции, низкие значения компонента «Осознание собственной уникальности» будут связаны со снижением ощущения ценности собственной личности. Более низкие значения компонента «Осознание свободы выбора и ответственность за него» при высоких показателях активности в профессиональной деятельности приводят к анархическому безответственному поведению и т.д. Более низкие средние значения компонента «Осознание свободы выбора и ответственность за него» при высоких результатах активности в профессиональной деятельности приведут к активной деятельности, но неуверенности при принятии решений и нежеланию брать на себя ответственность за этот выбор. Признание собственной уникальности, но отсутствие способности понимать и принимать другого человека при осуществлении профессиональной деятельности будут способствовать конфликтам, и как следствие, уходу учащихся из детских творческих объединений.

Такой дисбаланс в развитии отдельных компонентов субъектности не позволяет говорить о развитии у педагогов дополнительного образования отношения к себе как к деятелю. Поэтому на следующем этапе нашего исследования на основе стандартных процедур математической статистики были выявлены две группы педагогов дополнительного образования: группа с оптимальной структурой субъектности (в которую вошли респонденты, у которых все компоненты субъектности выражены в оптимальной степени) и группа с неоптимальной структурой субъектности (в которую вошли респонденты, у которых хотя бы один компонент субъектности имел недостаточную или гипертрофированную выраженность).Распределение педагогов по группам представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение педагогов по группам в зависимости от степени оптимальности структуры субъектности

Для педагогов первой группы (3% от общей выборки) свойственна оптимальная структура субъектности.

Наиболее многочисленна вторая группа (97% от общей выборки). Большинство характеристик субъектности выражены слабо, а такая характеристика, как «осознание уникальности» выражена гипертрофированно. Структура субъектности неоптимальна, что существенно сказывается на эффективности осуществляемой ими педагогической деятельности.

Таким образом, практически все исследуемые педагоги дополнительного образования нуждаются в создании специальных психолого-педагогических условий для развития характеристик субъектности.

Мы предполагаем, что реализация специальной образовательной программы, которая включает в себя лекции и семинары по актуальным проблемам дополнительного образования, тренинги по обучению психолого-педагогическому проектированию будет способствовать развитию характеристик субъектности педагогов дополнительного образования.

Библиографический список

1.Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. - [Текст] Н.Новгород: НГЦ, 1998., - 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)

Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...