«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)
классный час по литературе (10, 11 класс) на тему
Цель урока: воспитание любви к родной литературе
Задачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычных вещах, воспитание любви к родной поэзии, интереса к русской литературе и музыке.
Ожидаемые результаты: пробуждение интереса к русской литературе и искусству через прикосновение к душе, развитие коммуникабельности и умения чувствовать, понимать и слышать другого человека, умение выразительно читать стихотворения и красиво преподносить их зрителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okna.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14
г. – к. Кисловодска
Норазян Алмаста Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)
Цель урока: воспитание любви к родной литературе
Задачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычных вещах, воспитание любви к родной поэзии, интереса к русской литературе и музыке.
Ожидаемые результаты: пробуждение интереса к русской литературе и искусству через прикосновение к душе, развитие коммуникабельности и умения чувствовать, понимать и слышать другого человека, умение выразительно читать стихотворения и красиво преподносить их зрителю.
Урок-взгляд. (Урок литературы в 11 классе).
Тема урока: «Окна как взгляд на мир, окна как частица души русской поэзии».
Слово учителя:
Окна… Как хорошо, что они есть. Ведь из них мы видим частичку окружающего мира. А как это прекрасно: каждый день видеть такое разнообразие.
Перед нашим взглядом проходят различные изменения и в природе, и в жизни. У каждого из нас есть свои любимые окна , из которых мы видим, как течет жизнь за окном, как происходят изменения в природе: шел дождь, а сейчас солнце, вчера была осень, а сегодня зима. Различные окна - различный вид.
Взгляните в окно: что предстает перед нашим взором?
(Ответы учеников…)
Читает стихотворение ведущий:
Вид из окна по - своему прекрасен.
У мирозданья множество картин.
Кому – то нарисует грустный ясень,
Кому – то ветки огненных рябин.
Изобразит небесные озёра,
Цветные клумбы, парки и моря.
И хочется, чтоб мир наш гас не скоро,
А наша жизнь не промелькнула зря.
Слово учителя:
Уже в древние времена художники использовали мотив окна, как элемент, соединяющий человека и природу.
Уже в XIX веке «мотив окна» в творчестве русских поэтов заявляет о себе довольно зримо. Читаем у А. С. Пушкина :
Недавно темною порою,
Когда пустынная луна
Текла туманною стезею,
Я видел - дева у окна
Одна задумчиво сидела,
Дышала в тайном страхе грудь.
Она с волнением глядела
На темный под холмами путь
"Я здесь!" - шепнули торопливо.
И дева трепетной рукой
Окно открыла боязливо...
Луна покрылась темнотой.
"Счастливец! - молвил я с тоскою, -
Тебя веселье ждет одно.
Когда вечернею порою
И мне откроется окно?"
Также с детства знакомы нам всем и эти пушкинские строки:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Или другие стихи :
Одинок стоит домик – крошечка,
Он на них глядит в три окошечка.
На одном из них –занавесочка .
А за ней висит с птичкой клеточка.
(С. Любецкий)
В одной знакомой улице
Я помню старый дом,
С высокой темной лестницей,
С завешенным окном.
(Л. П. Полонский)
Таким образом , «мотив окна» становится метафоричным, своего рода «оком», «глазом», как например, мы читаем у писателя Ф. Сологуба: «…эти окна в слишком толстых стенах, то чрезмерно узкие, то непомерно высоко пробитые, как совиные очи… - всё это, по моему, слишком романтично для нашего расчетливого, практичного и элегантного века». Смотрение в окно - контакт с миром.
Как вы понимаете эти высказывания?
(Ответы учеников…)
Ведущий ученик:
Поэзия «Серебряного века» также не обходит вниманием этот мотив. Например, Марина Цветаева в цикле «Бессонница» пишет так:
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч.
Может – три свечи…
Нет и нет уму
Моему – покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
Никого не оставят равнодушными и строки Б. Пастернака:
Песня в исполнении учителя и вокальной группы учеников под аккомпанемент гитары:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Ведущий ученик:
А как ждали встречи с домом ,с родными солдаты …Ведь каждый уходил на войну, оглядываясь на родные окна, стремясь запомнить теплый огонек дома.
Песню исполняет вокальная группа старшеклассников:
На позиции девушка
Провожала бойца,
Тёмной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренёк,
На окошке, на девичьем ,
Всё горел огонёк.
Парня встретила дружная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
"Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонёк?"
И подруга далёкая
Парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт.
Всё, что было загадано,
Всё исполнится в срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
И становится радостно
На душе у бойца
От такого хорошего,
От её письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк
За советскую Родину,
За родной огонёк.
Ученица:
Исследуя «мотив окна» , я заметила, что для музыкантов эта тема также интересна. Создано достаточно много песен и романсов, как например, «Распахнул я окно» (романс П.И.Чайковского), «Под окном черёмуха колышется» (русская народная песня) ,песни бардов.
(Слушаем фрагменты названных произведений).
Слово учителя:
Людям свойственно философствовать, мечтать…А образ ,который навевает обычное, казалось бы ,окно -не так уж прост, как кажется на первый взгляд.
Недаром нет похожих друг на друга окон. Они, словно рамы к различным картинам. Одни -лаконичные и строгие, другие затейливые и игривые, третьи простенькие , обычные, но это не умаляет значение вида из них.
Ведь окно - это тонкая граница между нами и окружающим миром. Идея окна в материальном мире отражает и нашу духовную жизнь. Как научиться открывать окно души, дарить тепло, любовь и свет и отталкивать ненужные, отрицательные, ложные, ошибочные воздействия, как окно защищает наш дом от ветра и дождя.
Значит , волнует эта тема людей искусства, интересна и мне, и, думаю, теперь интересна она и вам.
Подводя итог нашему необычному уроку-взгляду ,нашей совместной исследовательской работе, я хочу заметить, что «окно», - это «сквозная граница» между реальностью и иллюзорностью, творческим вымыслом, необходимым средством для выражения художником своего внутреннего мира, творческого состояния. Окно – это также красота, «обнимающая» пространство вокруг человека и «фантастическая» реальность (если вспомнить картины М.Шагала).
Просмотр слайдов к уроку.
Ах, сколько же красоты в домашней, казалось бы, обыденной обстановке «оконных натюрмортов»! Сколько тепла и душевного трепета несут они нам !
Поэтому наш урок я хочу закончить поэтическими строками Михаила Матусовского, которые стали песней на музыку Тихона Хренникова:
Я люблю под окнами мечтать, я люблю, как книги их читать.
Здесь живут мои друзья, и дыханье затая, в ночные окна вглядываюсь я…
Поем песню вместе.
Наш урок подошел к концу. Надеюсь, вы, ребята, сумели иначе взглянуть на мир ,в котором мы живем, сумели понять, как необъятен он, как богата русская поэзия.
Домашнее задание: оформить брошюру «Самиздат» с наиболее понравившимися стихотворениями русских поэтов.
Темы: «Русское поле».
«Родной дом»,
«Цветы»,
«Мой любимый поэт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
Проект "Русская природа в русской поэзии"
Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...
Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс
Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы"...
Частица души русской
Внеклассное мероприятие по литературе...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.
Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...
Частицы НЕ и НИ, что общего и в чём различие. Что для нас частицы в русском языке?
Различие употребления частиц НЕ и НИ, а так же правила их правописания....
- Мне нравится (1)