«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)
классный час по литературе (10, 11 класс) на тему

Норазян Алмаста Николаевна

Цель урока: воспитание любви к родной литературе

Задачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычных вещах, воспитание любви к родной поэзии, интереса к русской литературе и музыке.

Ожидаемые результаты: пробуждение интереса к русской литературе и искусству через прикосновение к душе, развитие коммуникабельности и умения чувствовать, понимать и слышать другого человека, умение выразительно читать стихотворения и красиво преподносить их зрителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okna.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14

г. – к. Кисловодска

Норазян Алмаста Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

(УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)

Цель урока: воспитание любви к родной литературе

Задачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычных вещах, воспитание любви к родной поэзии, интереса к русской литературе и музыке.

Ожидаемые результаты: пробуждение интереса к русской литературе и искусству через прикосновение к душе, развитие коммуникабельности и умения чувствовать, понимать и слышать другого человека, умение выразительно читать стихотворения и красиво преподносить их зрителю.

Урок-взгляд. (Урок литературы в 11  классе).

Тема урока: «Окна как взгляд на мир, окна как частица души русской поэзии».

Слово учителя:

Окна…  Как хорошо, что они есть. Ведь из них мы видим частичку окружающего мира. А как это прекрасно: каждый день видеть такое разнообразие.

Перед нашим взглядом проходят различные изменения и в природе, и в жизни. У каждого из нас есть свои  любимые окна , из которых мы видим, как течет жизнь за окном, как происходят изменения в природе: шел дождь, а сейчас солнце, вчера была осень, а сегодня зима. Различные окна - различный вид.

 Взгляните в окно: что  предстает перед нашим взором?

(Ответы учеников…)

Читает стихотворение ведущий:

Вид из окна по - своему прекрасен.

 У мирозданья множество картин.

 Кому – то нарисует грустный ясень,

 Кому – то ветки огненных рябин.

Изобразит небесные озёра,

 Цветные клумбы, парки и моря.

 И хочется, чтоб мир наш гас не скоро,

 А наша жизнь не промелькнула зря.

Слово учителя:

Уже в древние времена художники использовали мотив окна, как элемент, соединяющий человека и природу.

Уже в XIX веке «мотив окна» в творчестве русских поэтов  заявляет о себе довольно зримо. Читаем у А. С. Пушкина :

Недавно темною порою,

Когда пустынная луна

Текла туманною стезею,

Я видел - дева у окна

Одна задумчиво сидела,

Дышала в тайном страхе грудь.

Она с волнением глядела

На темный под холмами путь

"Я здесь!" - шепнули торопливо.

И дева трепетной рукой

Окно открыла боязливо...

Луна покрылась темнотой.

"Счастливец! - молвил я с тоскою, -

Тебя веселье ждет одно.

Когда вечернею порою

И мне откроется окно?"

Также с детства знакомы нам всем и эти  пушкинские строки:

 Природой здесь нам суждено

 В Европу прорубить окно.

 Или другие стихи :

Одинок стоит домик – крошечка,

 Он на них глядит в три окошечка.

 На одном из них –занавесочка .

 А за ней висит с птичкой клеточка.

(С. Любецкий)

В одной знакомой улице

 Я помню старый дом,

 С высокой темной лестницей,

 С завешенным окном.

 (Л. П. Полонский)

 Таким образом , «мотив окна» становится метафоричным, своего рода «оком», «глазом», как например, мы читаем у писателя Ф. Сологуба: «…эти окна в слишком толстых стенах, то чрезмерно узкие, то непомерно высоко пробитые, как совиные очи… - всё это, по моему,  слишком романтично для нашего расчетливого,  практичного и элегантного века». Смотрение в окно - контакт с миром.

Как вы понимаете эти высказывания?

(Ответы учеников…)

Ведущий ученик:

Поэзия «Серебряного века» также не обходит вниманием этот мотив. Например, Марина Цветаева в цикле «Бессонница» пишет так:

 Вот опять окно,

 Где опять не спят.

 Может – пьют вино,

 Может – так сидят.

 Или просто – рук

 Не разнимут двое.

 В каждом доме, друг,

 Есть окно такое.

Крик разлук и встреч –

 Ты, окно в ночи!

 Может – сотни свеч.

 Может – три свечи…

 Нет и нет уму

 Моему – покоя.

 И в моем дому

 Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

 За окно с огнем!

Никого не оставят равнодушными и строки Б. Пастернака:

Песня в исполнении учителя и вокальной группы учеников под аккомпанемент гитары:

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит сомненья дрожь,-

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Ведущий ученик:

А как ждали встречи с домом ,с родными солдаты …Ведь каждый уходил на войну, оглядываясь на родные окна, стремясь запомнить теплый огонек дома.

Песню исполняет вокальная группа старшеклассников:

На позиции девушка

Провожала бойца,

Тёмной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренёк,

На окошке, на девичьем ,

Всё горел огонёк.

Парня встретила дружная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

"Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонёк?"

И подруга далёкая

Парню весточку шлёт,

Что любовь её девичья

Никогда не умрёт.

Всё, что было загадано,

Всё исполнится в срок,-

Не погаснет без времени

Золотой огонёк.

И становится радостно

На душе у бойца

От такого хорошего,

От её письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьёт паренёк

За советскую Родину,

За родной огонёк.

Ученица:

Исследуя «мотив окна» , я заметила, что для музыкантов эта тема также интересна. Создано достаточно много песен и романсов, как например, «Распахнул я окно» (романс П.И.Чайковского), «Под окном черёмуха колышется» (русская народная песня) ,песни бардов.

(Слушаем фрагменты названных произведений).

Слово учителя:

Людям свойственно философствовать, мечтать…А образ ,который навевает обычное, казалось бы ,окно -не так уж прост, как кажется на первый взгляд.

Недаром нет похожих друг на друга окон. Они, словно рамы к различным картинам. Одни -лаконичные и строгие, другие затейливые и игривые, третьи простенькие , обычные, но это не умаляет значение вида из них.

 Ведь окно - это тонкая граница между нами и окружающим миром. Идея окна в материальном мире отражает и нашу духовную жизнь. Как научиться открывать окно души, дарить тепло, любовь и свет и отталкивать ненужные, отрицательные, ложные, ошибочные воздействия, как окно защищает наш дом от ветра и дождя.

Значит , волнует эта тема людей искусства, интересна и мне, и, думаю, теперь интересна она и вам.

 Подводя итог  нашему необычному уроку-взгляду ,нашей совместной исследовательской работе, я хочу заметить, что «окно», - это «сквозная граница» между реальностью и иллюзорностью, творческим вымыслом, необходимым средством для выражения художником своего внутреннего мира, творческого состояния. Окно – это также красота, «обнимающая» пространство вокруг человека  и «фантастическая» реальность (если вспомнить картины М.Шагала).

Просмотр слайдов к уроку.

 Ах,  сколько  же красоты в домашней, казалось бы, обыденной обстановке «оконных натюрмортов»! Сколько тепла и душевного трепета несут они нам !

Поэтому наш урок я хочу закончить поэтическими строками Михаила Матусовского, которые стали песней на музыку Тихона Хренникова:

Я люблю под окнами мечтать, я люблю, как книги их читать.

Здесь живут мои друзья, и дыханье затая, в ночные окна вглядываюсь я…

Поем песню вместе.

Наш урок подошел к концу. Надеюсь, вы, ребята, сумели иначе взглянуть на мир ,в котором мы живем, сумели понять, как необъятен он, как богата русская поэзия.

Домашнее задание: оформить брошюру «Самиздат» с наиболее понравившимися стихотворениями русских поэтов.

Темы: «Русское поле».

«Родной дом»,

«Цветы»,

«Мой любимый поэт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...

Проект "Русская природа в русской поэзии"

Данный проект подготовлен учениками 5 класса при изучении темы по литературе "Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе"...

Частица души русской

Внеклассное мероприятие по литературе...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

"Морфологический разбор частиц". Урок русского языка в 7 классе.

Данная разработка урока содержит мультимедийную презентацию, которая не только позволит усвоить тему урока учащимися, но и поможет учителю воспитывать у учащихся положительное отношение к здоровому об...

Частицы НЕ и НИ, что общего и в чём различие. Что для нас частицы в русском языке?

Различие употребления частиц НЕ и НИ, а так же правила  их правописания....