Рабочая программа по информатике, 9 класс, к УМК Угринович Н.Д., ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа разработа с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, результаты, содержание, тематическое и календарно-тематическое планирования учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_inf.2019.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
Уровень общего образования (класс): 9 класс, основное общее
Количество часов: 34 часа
Учитель: Сухорукова Е. В.
2019-2020 учебный год
- Пояснительная записка
Наименование программы | Рабочая программа по информатике |
Основания для разработки программы | Нормативные документы, на основании которых вы разработали данную программу: 1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г); 2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 3) основная образовательная программа ООО для 5-9 классов (Приказ от 30.08.2019г № 115); 4) авторской программы Угриновича Н.Д. (книга «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.»). 5) Учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс. Н.Д. Угринович.- Бином. Лаборатория знаний, 2018. |
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Количество часов | 34 часа |
Место предмета в учебном плане | Базисный учебный план на изучение информатики в 9 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 35 урока. По учебному плану МБОУ НКСОШ в 2019-2020 учебном году предусматривается в 9 классе 34 учебные недели. Тематическое планирование курса информатики составлено в соответствии с учебным планом школы. |
Сроки реализации программы | 2019-2020 учебный год |
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
III. Содержание учебного предмета
- Логика и логические основы компьютера. (5 ч)
Алгебра логики. Логические основы компьютера.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1. «Таблица истинности логических функций».
Практическая работа №2 «Модели электронных схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»».
Контрольная работа №1 по теме: «Алгебра логики».
- Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16ч)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 4 «Проект “Переменные”».
Практическая работа № 5 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 6 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 7 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 8 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 9 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 10 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 11 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 12 «Проект “Графический редактор”».
Практическая работа № 13 «Проект “Системы координат”».
Практическая работа № 14 «Проект “Анимация”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
- Моделирование и формализация (10 ч)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 16 «Проект “Графическое решение уравнения”».
Практическая работа №17 Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»
Практическая работа № 18 «Проект “Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 19 «Проект “Модели систем управления”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Моделирование и формализация».
4. Информационное общество и информационная безопасность (3 ч)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Содержание информатики с точки зрения построения траектории обучения в основной школе раскрывается в тематическом планировании автора. Объем изучаемого материала и его распределение по годам изучения представлены в следующей таблице.
№ | Тема | Количество часов / класс | |||
Всего | 7 | 8 | 9 | ||
1 | Информация и информационные процессы | 3 | 1 | 2 | - |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 | - | - |
3 | Кодирование текстовой и графической информации | 9 | - | 9 | - |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | 9 | - | - |
5 | Обработка графической информации | 8 | 8 | - | - |
6 | Кодирование и обработка числовой информации | 6 | - | 6 | - |
7 | Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео | 4 | - | 4 | - |
8 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 14 | - | - | 14 |
9 | Моделирование и формализация | 8 | - | - | 8 |
10 | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | 2 | - | 2 | - |
11 | Логика и логические основы компьютера | 4 | - | - | 4 |
12 | Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов | 14 | 7 | 7 | - |
13 | Информационное общество и информационная безопасность | 3 | 1 | - | 2 |
Контрольные уроки и резерв | 14 | 2 | 5 | 7 | |
Всего | 105 | 35 | 35 | 35 |
Отличительной чертой рабочей программы от авторской является изменение количества часов на изучение тем. Это было сделано с учетом поурочного планирования, взятого из книги «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.» Получилась следующая почасовка:
№ | Тема | Количество часов / класс |
9 | ||
1 | Информация и информационные процессы | - |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | - |
3 | Кодирование текстовой и графической информации | - |
4 | Обработка текстовой информации | - |
5 | Обработка графической информации | - |
6 | Кодирование и обработка числовой информации | - |
7 | Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео | - |
8 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 16 |
9 | Моделирование и формализация | 10 |
10 | Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | - |
11 | Логика и логические основы компьютера | 5 |
12 | Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов | - |
13 | Информационное общество и информационная безопасность | 3 |
Контрольные уроки и резерв | 0 | |
Всего | 34 |
IV. Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по разделу | Сроки |
1 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 16 | 6.09-4.10 |
2 | Моделирование и формализация | 10 | 11.10-7.02 |
3 | Логика и логические основы компьютера | 5 | 14.02-24.04 |
4 | Информационное общество и информационная безопасность | 3 | 8.05-22.05 |
V. Календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Логика и логические основы компьютера (5 часов) | |||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. Основы устройства компьютера. | 1 | 6.09 |
2 | Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. Основы устройства компьютера. | 1 | 13.09 |
3 | Таблицы истинности логических функций. Практическая работа №1«Таблицы истинности и логических функций». | 1 | 20.09 |
4 | Логические основы компьютера. Практическая работа №2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»». | 1 | 27.09 |
5 | Контрольная работа №1 по теме: «Алгебра логики». | 1 | 4.10 |
Раздел 2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов) | |||
6 | Алгоритм и его формальное исполнение. | 1 | 11.10 |
7 | Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа №3 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 1 | 18.10 |
8 | Основные алгоритмические структуры. РК Работа с пословицами и поговорками на казачью тематику | 1 | 25.10 |
9 | Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа №4 «Проект «Переменные». | 1 | 8.11 |
10 | Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа №5 «Проект «Калькулятор». | 1 | 15.11 |
11 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Практическая работа №6 Проект «Строковый калькулятор». | 1 | 22.11 |
12 | Практическая работа №7 Проект «Даты и время». Практическая работа №8 Проект «Сравнение кодов символов». | 1 | 29.11 |
13 | Практическая работа №9 Проект «Отметка». | 1 | 6.12 |
14 | Практическая работа №10 Проект «Коды символов». | 1 | 13.12 |
15 | Практическая работа №11 Проект «Слово-перевертыш». | 1 | 20.12 |
16 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования. | 1 | 27.12 |
17 | Практическая работа №12 Проект «Графический редактор». | 1 | 10.01 |
18 | Практическая работа №13 Проект «Системы координат». | 1 | 17.01 |
19 | Практическая работа №14 Проект «Анимация». | 1 | 24.01 |
20 | Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 31.01 | |
21 | Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | 7.02 |
Глава 3. Моделирование и формализация (10 часов) | |||
22 | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. | 1 | 14.02 |
23 | Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. | 1 | 21.02 |
24 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей из курса физики. | 1 | 28.02 |
25 | Физические модели. Практическая работа №15 Проект «Бросание мячика в площадку» | 1 | 6.03 |
26 | Приближенное решение уравнений. Практическая работа №16 Проект «Графическое решение уравнений» | 1 | 13.03 |
27 | Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Практическая работа №17 Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» | 1 | 20.03 |
28 | Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №18 Проект «Распознавание удобрений» | 1 | 3.04 |
29 | Информационные модели управления объектами. Практическая работа №19 Проект «Модели систем управления» | 1 | 10.04 |
30 | Обобщающий урок по теме «Моделирование и формализация» | 17.04 | |
31 | Контрольная работа №3 по теме «Моделирование и формализация» | 1 | 24.04 |
Глава 4. Информационное общество и информационная безопасность (3 ч) | |||
32 | Информационное общество. Информационная культура. | 1 | 8.05 |
33 | Правовая защита программ и данных. Защита информации. | 1 | 15.05 |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 22.05 |
6.Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа 2-4 классы по немецкому языку в формате ФГОС
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» для 2–4 классов общеобразовательных учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И....
Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...
Рабочая программа для 11 класса по предмету "Основы конструирования изделий" ФГОС
Общая характеристика учебного предмета: Для реализации этих задач необходимо обеспечить усвоение определенного круга теоретических сведений по темам курса «Основы конструирования изделий (...