рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.
рабочая программа по информатике и икт по теме
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_8-9_kl._ugrinovich._2012g.docx | 93.17 КБ |
Предварительный просмотр:
8 кл Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005). Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 8 класса. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
сформировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
сформировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
сформировать у учащихся готовность к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развивать творческие и познавательные способности учащихся.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 8 класса на базовом уровне рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича .
В авторскую программу и тематическое планирование внесены следующие изменения:
1) В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)».
2) В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часов в 8кл, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы за счёт темы «информация и информационные процессы».
3) За счёт резервного времени, отведённое автором программы на повторение пройденного, увеличила на 4 количество часов по теме «компьютер как универсальное средство обработки информации» .
Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Контроль знаний и умений учащихся по каждой теме осуществляется в ходе проведения тестирования или зачетной практической работы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать/понимать:
предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
виды информации и ее свойства;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
историю развития вычислительной техники;
назначение, состав и загрузка операционной системы;
операционную оболочку;
приводить примеры информационных носителей;
представление о способах кодирования информации;
устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
программное и аппаратное обеспечение компьютера;
назначение основных элементов окна графического редактора;
приемы создания и редактирования изображения;
основные элементы текста;
приемы редактирования и форматирования текста;
проверку орфографии;
технологию вставки различных объектов;
требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
правило создания анимации,
уметь:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
классифицировать информацию по видам;
раскрывать свойства информации на примерах;
представлять принципы кодирования информации;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
соблюдать правила ТБ;
различать устройства ввода и вывода;
записывать/считывать информацию с любых носителей;
работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
выделять элементы текста;
проверять орфографию в документе;
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
создавать простейшие анимации.
Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Знать:
правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика;
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;
основные устройства компьютера и понимать их назначение;
назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
правила работы с клавиатурным тренажёром;
основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню;
элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;
действия с информацией, хранение информации;
носители информации;
понятия источник, канал, приемник;
основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования информации;
основные понятия: метод координат как универсальный способ кодирования графической информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;
текст является формой представления информации; табличная форма представления информации;
наглядная форма представления информации;
типы обработки информации;
понятия: текстовый редактор и текстовый процессор;
правила ввода текста;
понятие редактирования текста;
понятие систематизации информации;
понятие и способы форматирования.
понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;
название инструментов в программе Paint и возможности программной обработки
текстовой и графической обработки в программе Paint;
способы преобразования информации по заданным правилам;
способы решения некоторых логических задач;
способы записи плана действий;
понятия: видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений.
Уметь:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;
работать с клавиатурным тренажёром;
вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;
создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять, упорядочивать файлы и папки;
выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;
запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;
выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки;
приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и жесткого диска;
различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из окружающего мира;
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
кодировать и декодировать простейшую графическую информации;.
применять свои знания, умения и навыки при логической игре;
открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
открывать программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты;
редактировать и форматировать графические объекты;
решать логические задачи;
создавать движущиеся изображения.
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
учебно-организационные умения (планирование текущей работы, нацелить себя на выполнение поставленной задачи, сотрудничать при решении учебных задач, умение работать с первоисточником);
учебно-коммуникативные (умение слушать и задавать уточняющие вопросы);
технические навыки работы с ПК.
учебно-информационные (умение пользоваться словарями, справочниками, составлять опорные конспекты);
учебно-интеллектуальные (классифицировать и анализировать учебный материал).
Основное содержание курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса.
1. Информация и информационные процессы (7 ч).
Информация в природе, обществе и технике. Информация и инфо7рмационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.
Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (11 ч).
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.
Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Практические работы:
Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии (16 ч).
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 3.3 «География Интернета».
Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Учебно-тематический план по информатике
Планирование составлено на основе примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Учебник «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса» Угринович Н.Д. издательство М.: БИНОМ, 2009 г
Условные обозначения
Тип урока | Вид контроля | Формы обучения | |||
УФЗ | Урок формирования знаний | УО | Устный опрос | ЛЕК | Лекция |
УФСЗ | Урок формирования и совершенствования знаний | ФО | Фронтальный опрос | БЕС | Беседа |
УСЗУН | Урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков | САМ Р | Самостоятельная работа | РАС | Рассказ |
УЗСЗ | Урок закрепления и совершенствования знаний | ИЗ | Индивидуальное задание | СЕМ | Семинар |
УКЗУН | Урок контроля знаний, умений и навыков. | ПР | Практическая работа | ПРАК | Практикум |
КУ | Комбинированный урок | КР | Контрольная работа | ЭКС | Экскурсия |
УКЗ | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | КОНС | Консультация | ||
УОСЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | ЛАБ. Р. | Лабораторная работа | ||
С - ПР | Семинар - практикум |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид и форма занятия | Наглядные пособия и технические средства | Виды контроля | Повторение | |
План. | Факт. | |||||||
I четверть | ||||||||
1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (7 часов) | ||||||||
1 | Информация в живой и неживой природе. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатике. | 1 | УФЗ РАС | Презентация «Техника безопасности и организация рабочего места» | ФО | Понятие информации и ее классификация | ||
2 | Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1 | УФСЗ РАС | УО | ||||
3 | Знаки и знаковые системы. | 1 | УФЗ РАС | УО, ПР | ||||
4 | Кодирование информации. | 1 | КУ | Презентация «Кодирование информации» | ФО | Техника безопасности | ||
5 | Количество информации. Практическая работа № 1.1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». | 1 | УФСЗ ПРАК | ПК. Приложение Калькулятор | УО, ПР | Кодирование информации | ||
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры». | 1 | УФСЗ ПРАК | Презентация «Алфавитный подход к определению количества информации» | УО, ПР | Информация, кодирование информации | ||
7 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». | 1 | УКЗУН | Файлы ПК1_1, ПК1_2. | КР | |||
2. КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (11 часов) | ||||||||
8 | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | 1 | УФЗ РАС | Презентация «Устройство ПК» | УО | |||
9 | Устройства ввода и вывода информации. | 1 | УФЗ РАС | Презентация «Устройства ввода и вывода ПК» | ФО | Устройство компьютера | ||
II четверть | ||||||||
10 | Оперативная память. Долговременная память. | 1 | УФСЗ РАС | УО | Устройства ввода и вывода информации | |||
11 | Файлы. Файловая система. Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 | УСЗУН РАС ПРАК | Презентация «Файлы и файловая система» | УО, ПР | Оперативная и долговременная память | ||
12 | Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». | 1 | УФЗ ПРАК | ФО, ПР | Файлы и файловая система | |||
13 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши». | 1 | УФСЗ ПРАК | Презентация «Программное обеспечение» | УО, ПР | Работа с файлами и дисками | ||
14 | Графический интерфейс операционных систем. Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени». | 1 | УСЗУН ПРАК | Презентация «Графический интерфейс ОС» | УО, ПР | Программное обеспечение компьютера | ||
15 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 1 | УФЗ ПРАК | Презентация «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» | УО, ПР | Графический интерфейс ОС | ||
16 | Правовая охрана программ и данных. | 1 | УФЗ РАС | УО | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | |||
17 | Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | 1 | УКЗУН | Текст КР | КР | Программная обработка данных на компьютере | ||
III четверть | ||||||||
3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (16 часов) | ||||||||
18 | Передача информации. | 1 | УФЗ | УО | ||||
19 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | Презентация «Локальные вычислительные сети» | УО, ПР | Передача информации | ||
20 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету». | 1 | УСЗУН РАС ПРАК | Презентация «Интернет» | УО, ПР | Локальные сети | ||
21 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Практическая работа № 3.3 «География Интернета». | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | УО, ПР | Глобальная сеть Интернет | |||
22 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете. Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине». Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 | УФЗ ПРАК | Презентация «Информационные ресурсы Интернета» | ФО, ПР | Адресация в Интернете | ||
23 | Электронная почта. Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 | УФСЗ ПРАК | Презентация «Электронная почта» | УО, ПР | Информационные ресурсы Интернета | ||
24 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете». | 1 | КУ ПРАК | Презентация «Поиск информации в Интернете» | ФО, ПР | Электронная почта | ||
25 | 3.7.1, 3.7.2 Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | 1 | КУ | Презентация «Структура Web-страницы» | УО | Глобальная компьютерная сеть Интернет | ||
26 | 3.7.3 Форматирование текста на Web-странице. | 1 | КУ | ФО | Структура Web-страницы | |||
27 | 3.7.4, 3.7.5 Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы | 1 | КУ | ФО | ||||
IV четверть | ||||||||
28 | 3.7.6, 3.7.7 Списки и интерактивные формы на Web-страницах | 1 | КУ | УО | ||||
29 | Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» (часть 1) | 1 | КУ ПРАК | ПР, ИЗ | Глобальная сеть Интернет | |||
30 | Обобщающее повторение по теме «Коммуникационные технологии» Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» (часть 2) | 1 | УЗСЗ ПРАК | ПР, ИЗ | ||||
31 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | УКЗУН | КР | ||||
32-33 | Разработка проекта «Сайт-визитка» | 2 | ПРАК | ПР, ИЗ | ||||
34 | Защита творческих проектов. Повторение материала. | 1 | УЗСЗ | ФО, ИЗ |
Критерии оценок, выставляемых учителем по курсу «Информатика»
Оценка устного ответа
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
Правильность и осознанность изложения содержания,
полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;
самостоятельность ответа;
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка “5”:
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка “4”:
Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка “3”:
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка “2”:
Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5”
Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка “4”
Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или не более двух недочетов.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок,
или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
или не более двух-трех негрубых ошибок,
или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2”
Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.
Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов
Оценка лабораторных и практических работ.
Оценка “5”
Ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Оценка “4”
Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:
а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,
б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:
а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка “2”
Ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,
б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
Персональный компьютер;
принтер;
сканер;
сетевое оборудование.
Программные средства:
операционная система Windows;
полный пакт офисных приложений Microsoft Office;
интернет - браузеры;
HTML-редактор;
почтовые клиенты.
Литература
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : практикум / Н.Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. – М.: Бином, 2011
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович.– М.: Бином, 2010
9 кл Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебнику Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ, 9 класс» БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию программы.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественно научные дисциплины, проектная деятельность в различных предметных областях.
Цели и задачи.
Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования.
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 9 класса на базовом уровне рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича .
В авторскую программу и тематическое планирование внесены следующие изменения:
1) В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении (Linux)».
2) В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9кл, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы за счёт темы «кодирование и обработка числовой информации».
3) В связи с отсутствием материальной базы для реализации практикума по записи и обработке видеофильма образовавшийся резерв времени отдан на отработку пользовательского навыка работы с компьютерной презентацией и поэтому уменьшила количество часов по теме «кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» с 15 ч.(по авторской программе) до 12 ч. За счёт темы «информатизация общества» (1ч) и темы «кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» (2ч) добавила дополнительно 3ч на изучение темы «основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования», так как считаю эту тему наиболее сложной для восприятия обучающихся.
Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Контроль знаний и умений учащихся по каждой теме осуществляется в ходе проведения тестирования или зачетной практической работы.
Содержание курса информатики и ИКТ на уровне базового в 9 клаccе.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
1.1. Кодирование графической информации
1.1.1. Пространственная дискретизация
1.1.2. Растровые изображения на экране монитора
1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB
1.2. Растровая и векторная графика
1.2.1. Растровая графика
1.2.2. Векторная графика
1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов
1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов
1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах
1.3.4. Редактирование изображений и рисунков
1.4. Растровая и векторная анимация
1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
1.6. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации
Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе
Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа 1.4. Анимация
Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации
2.1. Кодирование текстовой информации
2.2. Создание документов в текстовых редакторах
2.3. Ввод и редактирование документа
2.4. Сохранение и печать документов
2.5. Форматирование документа
2.5.1. Форматирование символов
2.5.2. Форматирование абзацев
2.5.3. Нумерованные и маркированные списки
2.6. Таблицы
2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
2.8. Системы оптического распознавания документов
Практические работы:
Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации
Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул
Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков
Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации
3.1. Кодирование числовой информации
3.1.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления
3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления
3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере
3.2. Электронные таблицы
3.2.1. Основные параметры электронных таблиц
3.2.2. Основные типы и форматы данных
3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
3.2.4. Встроенные функции
3.3. Построение диаграмм и графиков
3.4. Базы данных в электронных таблицах
3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы
3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Практические работы:
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
4.1. Алгоритм и его формальное исполнение
4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители
4.1.2. Блок-схемы алгоритмов.
4.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером
4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке
4.2.1. Линейный алгоритм
4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»
4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»
4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»
4.3. Переменные: тип, имя, значение
4.4. Арифметические, строковые и логические выражения
4.5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования
4.7. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005
Практические работы:
Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
Практическая работа 4.2. Проект «Переменные»
Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор»
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»
Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время»
Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»
Практическая работа 4.7. Проект «Отметка»
Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов»
Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш»
Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор»
Практическая работа 4.11. Проект «Системы координат»
Практическая работа 4.12. Проект «Анимация»
Глава 5. Моделирование и формализация
5.1. Окружающий мир как иерархическая система
5.2. Моделирование, формализация, визуализация
5.2.1. Моделирование как метод познания
5.2.2. Материальные и информационные модели
5.2.3. Формализация и визуализация моделей
5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
5.4. Построение и исследование физических моделей
5.5. Приближенное решение уравнений
5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ
5.7. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»
Глава 6. Информатизация общества
6.1. Информационное общество
6.2. Информационная культура
6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Требования к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Критерии оценок, выставляемых учителем по курсу «Информатика и ИКТ»
Оценка устного ответа
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
Правильность и осознанность изложения содержания,
полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;
самостоятельность ответа;
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка “5”:
Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка “4”:
Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка “3”:
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка “2”:
Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка “5”
Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета
Оценка “4”
Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или не более двух недочетов.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок,
или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
или не более двух-трех негрубых ошибок,
или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2”
Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.
Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов
Оценка лабораторных и практических работ.
Оценка “5”
Ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
Оценка “4”
Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:
а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,
б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка “3”
Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:
а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка “2”
Ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,
б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.
Учебно-тематический план по информатике
Планирование составлено на основе примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Учебник «Информатика и ИКТ, 9 класс» Угринович Н.Д. издательство М.: БИНОМ, 2009 г Условные обозначения
Тип урока | Вид контроля | Формы обучения | |||
УФЗ | Урок формирования знаний | УО | Устный опрос | ЛЕК | Лекция |
УФСЗ | Урок формирования и совершенствования знаний | ФО | Фронтальный опрос | БЕС | Беседа |
УСЗУН | Урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков | САМ Р | Самостоятельная работа | РАС | Рассказ |
УЗСЗ | Урок закрепления и совершенствования знаний | ИЗ | Индивидуальное задание | СЕМ | Семинар |
УКЗУН | Урок контроля знаний, умений и навыков. | ПР | Практическая работа | ПРАК | Практикум |
КУ | Комбинированный урок | КР | Контрольная работа | ЭКС | Экскурсия |
УКЗ | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | КОНС | Консультация | ||
УОСЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | ЛАБ. Р. | Лабораторная работа | ||
С - ПР | Семинар - практикум |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид и форма занятия | Оборудование и наглядные пособия | Виды контроля | Повторение | |||||||||
Планируемые | Фактические | |||||||||||||||
I четверть | ||||||||||||||||
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (12 часов) | ||||||||||||||||
1 | 1.1.1 Кодирование графической информации. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатике. | 1 | УФЗ РАС | УО | ||||||||||||
2 | 1.1.2, 1.1.3 Кодирование графической информации. | 1 | УФСЗ РАС | Презентация «Графическая информация в памяти компьютера» | ФО | |||||||||||
3 | Практическая работа № 1.1 «Кодирование графической информации». | 1 | ПРАК | ПР | Кодирование графической информации. | |||||||||||
4 | 1.2 Растровая и векторная графика. | 1 | УФЗ | Презентация «Растровая и векторная графика» | УО | |||||||||||
5 | 1.3 Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора Практическая работа № 1.2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 | УСЗУН ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
6 | 1.3.3 Работа с объектами в векторных графических редакторах Практическая работа № 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 | ПРАК УФСЗ | УО, ПР | Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора | |||||||||||
7 | 1.3.4 Редактирование изображений и рисунков в векторном графическом редакторе Практическая работа № 1.3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 | УСЗУН ПРАК | УО, ПР | Работа с объектами в векторных графических редакторах | |||||||||||
8 | 1.4 Растровая и векторная анимация. Практическая работа № 1.4 Анимация | 1 | ПРАК УФСЗ | УО, ПР | Растровая и векторная графика | |||||||||||
9 | 1.5 Кодирование и обработка звуковой информации Практическая работа № 1.5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 | ПРАК УФСЗ | Презентация «Представление звука в памяти компьютера» | УО, ПР | |||||||||||
10 | 1.6 Цифровое фото и видео. Практическая работа № 1.6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | 1 | ПРАК УФСЗ | УО, ПР | ||||||||||||
11 | 1.6 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 1 | УСЗУН | УО | Кодирование и обработка звуковой информации. Кодирование графической информации. | |||||||||||
12 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической информации». | 1 | УКЗУН | КР | ||||||||||||
2. Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов) | ||||||||||||||||
13 | 2.1 Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 2.1 «Кодирование текстовой информации» | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
14 | 2.2, 2.3, 2.4 Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение и печать документов. Практическая работа № 2.2 «Вставка в документ формул» | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
15 | 2.5 Форматирование документа. Практическая работа № 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
16 | Включение в текстовый документ списков, диаграмм, формул и графических объектов. | 1 | УКЗУН | ФО | ||||||||||||
17 | Практическая работа № 2.4 «Создание и форматирование списков». | 1 |
| ПРАК | УО, ПР | |||||||||||
II четверть | ||||||||||||||||
18 | 2.6 Таблицы. Практическая работа № 2.5 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | Презентация «Электронные таблицы» | УО, ПР | Представление числовой информации | ||||||||||
19 | 2.7 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
20 | 2.8 Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | 1 | УФСЗ РАС ПРАК | УО, ПР | Таблицы | |||||||||||
21 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | УКЗУН | ПР, ИЗ | ||||||||||||
3. Кодирование и обработка числовой информации (8 часов) | ||||||||||||||||
22 | 3.1, 3.1.1 Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 | УФСЗ, ПРАК | Презентация «Системы счисления» | УО, ПР | |||||||||||
23 | 3.1.2, 3.1.3 Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. | 1 | УФЗ | УО, ПР | Представление числовой информации | |||||||||||
24 | 3.2, 3.2.1, 3.2.2 Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных | 1 | КУ | УО | ||||||||||||
25 | 3.2.3 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 1 | УФСЗ, ПРАК | УО, ПР | Основные типы и форматы данных | |||||||||||
26 | 3.2.4 Встроенные функции. Практическая работа № 3.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 1 | КУ ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
27 | 3.3 Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм. Практическая работа № 3.4 «Построение диаграмм различных типов». | 1 | ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
28 | 3.4 Базы данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | 1 | УФСЗ ПРАК | ФО, ПР | ||||||||||||
29 | Контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации». | 1 | УКЗУН | КР | ||||||||||||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов) | ||||||||||||||||
30 | 4.1 Алгоритм и его формальное исполнение. | 1 | УФЗ РАС | Презентация «Алгоритмы» | УО | |||||||||||
31 | 4.1.3 Выполнение алгоритмов компьютером. История развития языков программирования | 1 | УФЗ РАС | УО | ||||||||||||
32 | 4.6 Основы объектно-ориентированного визуального программирования Практическая работа № 4.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». | 1 | УФЗ ПРАК | Презентация «Основы объектно- ориентированного программирования» | УО, ПР | |||||||||||
33 | 4.3 Переменные: тип, имя, значение Практическая работа № 4.2 «Проект «Переменные»» | 1 | УФЗ ПРАК | Презентация «Переменные» | УО, ПР | |||||||||||
III четверть | ||||||||||||||||
34 | 4.4, 4.5 Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объективно-ориентированного и процедурного программирования. | 1 | УФЗ | Презентация «Функции языка Visual Basic» | УО, ПР | |||||||||||
35 | 4.2.1 Линейный алгоритм Практическая работа № 4.3 «Проект « Калькулятор»» | 1 | УФЗ ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
36 | 4.2.2 Алгоритмическая структура «Ветвление» Практическая работа № 4.6 «Проект «Сравнение кодов символов»» | 1 | УФЗ ПРАК | Презентация «Ветвление» | УО, ПР | |||||||||||
37 | 4.2.3 Алгоритмическая структура «Выбор» Практическая работа № 4.7 «Проект «Отметка»» | 1 | УФЗ ПРАК | Презентация «Алгоритмическая структура «Выбор» | УО, ПР | |||||||||||
38 | Практическая работа № 4.4 «Проект «Строковый калькулятор»» | 1 | ПРАК | УО, ПР | Переменные | |||||||||||
39 | 4.2.4 Алгоритмическая структура «Цикл» | 1 | УФЗ | Презентация «Алгоритмическая структура «Цикл» | УО | |||||||||||
40 | Практическая работа № 4.5 «Дата и время» | 1 | ПРАК | УО, ПР | Алгоритмическая структура «Цикл» | |||||||||||
41 | Практическая работа № 4.8 «Проект «Коды символов»» | 1 | ПРАК | УО, ПР | Алгоритмическая структура «Ветвление» | |||||||||||
42 | Практическая работа № 4.9 «Проект «Слово-перевертыш»» | 1 | ПРАК | УО, ПР | Строковые выражения | |||||||||||
43 | 4.7 Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования. Практическая работа № 4.10 Проект «Графический редактор» | 1 | УФЗ ПРАК | Презентация «Графические возможности Visual Basic» | УО, ПР | Кодирование графической информации. | ||||||||||
44 | Практическая работа № 4.10 «Проект «Графический редактор» | 1 | ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
45 | Практическая работа № 4.11 «Проект «Система координат» | 1 | ПРАК | УО, ПР | Алгоритмы | |||||||||||
46 | Практическая работа № 4.11 «Проект «Система координат» | 1 | ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
47 | Практическая работа № 4.12 «Проект «Анимация» | 1 | ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
48 | Повторение раздела «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 1 | УЗСЗ | ФО | Алгоритм и его формальное исполнение | |||||||||||
49 | Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования» | 1 | УКЗУН | Презентация «Линейный алгоритм» | КР | |||||||||||
Моделирование и формализация (13 часов) | ||||||||||||||||
50 | 5.2.1, 5.2.2 Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели | 1 | УФСЗ | Презентация «Моделирование как метод познания» | УО | |||||||||||
51 | 5.2.3 Формализация и визуализация информационных моделей | 1 | УФСЗ | УО | ||||||||||||
52 | 5.3 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | УФСЗ | Презентация «Разработка моделей» | УО | |||||||||||
53 | 5.4 Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №5.1 «Бросание мячика в площадку»(часть 1) | 1 | УСЗУН ПРАК | Презентация «Построение физических моделей» | ФО, ПР | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | ||||||||||
54 | Практическая работа №5.1 «Бросание мячика в площадку»(часть 2) | 1 | ПРАК | ПР | ||||||||||||
55 | 5.5 Приближенное решение уравнений . Практическая работа № 5.2 «Графическое решение уравнения» (часть 1) | 1 | УСЗУН ПРАК | ФО, ПР | ||||||||||||
IV четверть | ||||||||||||||||
56 | Практическая работа № 5.2 «Графическое решение уравнения» (часть 2) | 1 | ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
57 | Построение геометрических моделей | 1 | УФСЗ | ФО, ИЗ | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | |||||||||||
58 | 5.6 Экспертные модели распознавания химических веществ. Практическая работа № 5.3 «Распознавание удобрений» | 1 | УФСЗ, ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
59 | Геоинформационные модели. Практическая работа № 5.4 «Проект «Модели систем управления» (вариант 1) | 1 | УФСЗ, ПРАК | УО, ПР | ||||||||||||
60 | Практическая работа № 5.4 «Проект «Модели систем управления» (варианты 2 и 3) | 1 | ПРАК | УО, ПР | Моделирование | |||||||||||
61 | 5.7 Информационные модели управления объектами | 1 | УФСЗ ПРАК | УО, ПР | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | |||||||||||
62 | Контрольная работа «Моделирование и формализация» | 1 | УКЗУН | КР | ||||||||||||
Информатизация общества (2 часа) | ||||||||||||||||
63 | Информационное общество. Информационная культура | 1 | УФЗ РАС | УО | ||||||||||||
64 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | 1 | УФСЗ | ФО | ||||||||||||
Повторение (4 часа) | ||||||||||||||||
65 | Повторение «Кодирование и обработка графической информации» | 1 | УЗСЗ | ФО | Кодирование графической информации. | |||||||||||
66 | Повторение «Кодирование и обработка текстовой и числовой информации» | 1 | УЗСЗ | ФО | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. | |||||||||||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | УКЗУН | КР | ||||||||||||
68 | Анализ итоговой контрольной работы. Урок - беседа по курсу информатики 9 класса | 1 | КУ | УО |
Литература
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. : Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.
Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Учебно – методические средства обучения и контроля
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8–11 классы /Н. Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Практикум по информатике и информационным технологиям
Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 - 11 класс Угринович Н.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подгото...
Рабочая программа по информатике для 10 класса Угринович Н.Д.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ (Авторская программа Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уров...
Рабочая программа по информатике, 9 класс, УМК Угринович Н.Д.
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информати...
Рабочая программа по информатике, 10 класс, УМК Угринович Н.Д.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полно...
Рабочая программа по информатике, 11 класс, УМК Угринович Н.Д.
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанно...
Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.
Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.1 час в неделю...
Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.
Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.2 часа в неделю...