Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)
рабочая программа по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

Ергунова Ольга Юрьевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №5

г.Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района

Утверждаю

Директор ______/      /

«__»_____________2016 г.

М.П.

Согласовано

«___»________2016 г.

Зам. директора по УВР

_______/          /

Программа рассмотрена на заседании МО

Протокол № ___от «__»_____2016 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ИНФОРМАТИКА»

8, 9 класс

ОСНОВНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………….………………..……………........      стр.
  2. Содержание программы учебного курса ……………………………………………….……       стр.
  3. Календарно-тематическое планирование .……………………………………………..……..       стр.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся……………….………………………………..        стр.
  5. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей……………...        стр.
  6. Характеристика контрольно-измерительных материалов………………………………....          стр.
  7. Учебно - методическое  обеспечение  предмета  и  перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся ……………….…………………….       стр.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ/. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д. 

Изучение курса основного курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в течении двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;  
  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяются на региональном и школьном уровнях. За счет этих регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» на 25%, т.е. на 26 часов (на 9 часов в 8 классе и на 17 часов в 9 классе).

Предлагаемое тематическое планирование соответствует Примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. В нижеприведенной таблице предлагается возможное примерное распределение тем курса по годам обучения.

Содержание программы учебного курса

8 КЛАСС

1. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 3. Коммуникационные технологии – 14 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 4. Итоговое повторение - 2 ч

9 КЛАСС

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.        

Кодирование графической информации.        Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и  видео.

Практические работы:

Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации.

Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

Практическая работа 1.4. Анимация.

Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.

Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.        

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Практические работы:

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации.

Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул.

Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев.

Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков.

Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Кодирование и обработка числовой информации -10 ч.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы:

Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч.

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Практические работы:

Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Практическая работа 4.2. Проект «Переменные».

Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор».

Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».        

Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время».

Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».        

Практическая работа 4.7. Проект «Отметка».        

Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов».

Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш».        

Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор».        

Практическая работа 4.11. Проект «Системы координат».        

Практическая работа 4.12. Проект «Анимация».        

Моделирование и формализация -10 ч.

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Практические работы:

Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»

Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»

Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

Информационное общество -3 ч.

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

Календарно-тематическое планирование

8 КЛАСС

Тема урока

Кол. час.

Д/з

Дата

Информация и информационные процессы.

8

 

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе.

1

1.1.1

1.1.2

2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1

1.1.3

1.1.4

3

Знаковые системы.

1

1.2.1

1.2.2

4

Кодирование информации. Повторение материала.

1

1.2.3Инд зад.

5

Вводный контроль

1

 

6

Количество информации. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

1

1.3.1

1.3.2

7

Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

1

1.3.3

8

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

1

 

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

11

 

9

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

1

2.1
2.2.1

10

Устройства ввода и вывода информации.

1

2.2.2, 2.2.3

11

Оперативная память. Долговременная память.

1

2.2.4

2.2.5

12

Файлы. Файловая система. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

2.3.1
2.3.2

13

Работа с файлами и дисками.

1

2.3.3

14

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

1

2.4

2.4.1

15

Прикладное программное обеспечение. Практическая работа  № 6 «Установка даты и времени».

1

2.4.2

16

Графический интерфейс операционных систем.

1

2.5,2.6

17

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практиче-ская работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

2.7

18

Правовая охрана программ и данных

1

2.8

19

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

1

 

Коммуникационные технологии.

14

 

20

Передача информации.

1

3.1

21

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

1

3.2

22

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

1

3.3

3.3.1

23

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Практическая работа № 10 «География Интернета».

1

3.3.2

3.3.3

24

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

1

3.4

3.4.1

25

Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

1

3.4.2

26

Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

1

3.4.3

27

Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

1

3.5

28

Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете.

1

3.6, 3.4.4

29

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

3.7.1

3.7.2

30

Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

3.7.3

31

Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.

1

3.7.4

3.7.5

32

Списки и интерактивные формы на Web-страницах

1

3.7.6

3.7.7

33

Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии».

1

 

 

Итоговое повторение

1

 

34

Повторение материала. Решение упражнений.

1

 

ИТОГО:

34

 

9 КЛАСС

№ урока

Тема урока, практическое занятие

Кол-во часов

Параграф страницы

Дата

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов

Техника безопасности в кабинете информатики. Пространственная дискретизация.

1

§1.1.1

Стр. 10

Растровые изображения на экране монитора.

1

§1.1.2.

Стр. 14-15

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

1

§1.3  Стр. 15-20, Стр. 175-177

Растровая и векторная графика.

1

§1.2

Стр. 21-24

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

§1.3.1,1.3.2

Стр.28-31

Работа с объектами в векторных графических редакторах. 

Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1

§1.3.3

Стр. 32-35

Стр. 179-183

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. 

Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

§1.3.4

Стр. 35-37

Стр.177-179

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации».

1

§1.4

стр. 37-40

стр. 183-188

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Создание flash-анимации».

1

§1.4

стр. 37-40

стр. 183-188

Кодирование и обработка звуковой информации.

1

§1.5

Стр. 40-45

Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

Стр. 188-191

Цифровое фото и видео.  Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». 

1

§1.6

Стр. 45-49

Стр. 191-193

Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

1

§1.6

Стр. 45-49

Стр. 193-196

Решение задач по теме «Кодирование графической информации»

1

Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».

1

Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации».

1

§2.1

Стр. 49-52

Стр.196-199

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

1

§2.2, 2.4

Стр. 52-54, 59-61

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул».

1

§2.3

Стр.54-59

Стр. 199-201

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».

1

§2.5.1, 2.5.2

Стр. 61-66

Стр. 201-203

Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков».

1

§2.5.3

Стр. 66-67

Стр. 204-207

Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

§ 2.6

стр. 67-70

стр. 207-211

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

§2.7

Стр. 70-71

Стр. 211-212

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

1

§2.8

Стр. 71-74

Стр. 212-213

Контрольная работа № 2   по теме «Кодирование обработки текстовой информации»

1

Кодирование и обработка числовой информации – 10 ч.

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

§3.1.1

Стр. 75-80

Стр. 214-215

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

§3.1.2

Стр. 80-82

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

§3.1.3

Стр. 82-84

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

§3.2.1

Стр. 84-87

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

§3.2.2, 3.2.3

Стр. 87-91

Стр. 216-218

Встроенные функции.

Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

§3.2.4

Стр. 91-93

Стр. 218-220

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов».

1

§3.3

Стр. 93-97

Стр. 220-228

Базы данных в электронных таблицах.

1

§3.4.1

Стр. 97-100

Техника безопасности в кабинете информатики. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

1

§3.4.2

Стр. 100-105

Стр. 228-232

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 ч.

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

1

§4.1.1

Стр.105-108

Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

1

§4.1.2, 4.1.3

Стр. 108-113

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

1

§4.2.1, 4.2.2,

Стр. 113-117

Алгоритмическая структура «цикл».

1

§4.2.3

Стр. 117-119

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

1

§4..3, 4.4

Стр. 119-124

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

§4.5

Стр. 124-128

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1

§4.6

Стр. 128-133 Стр. 233-239

Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные».

1

Стр. 239-242

Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор». 

1

Стр. 242-246

Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».

1

Стр. 246-249

Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время».

1

Стр. 249-252

Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».

1

Стр. 252-255

Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка».

1

Стр. 255-257

Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов».

1

Стр. 258-260

Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш».

1

Стр. 261-263

Графические возможности Basic

1

§4.7

Стр. 133-138

Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор».

1

Стр. 263-267

Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат».

1

Стр. 267-269

Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация».

1

Стр. 270-272

Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

Моделирование и формализация – 10 часов

Окружающий мир как иерархическая система.

1

§5.1

Стр. 138-142

Моделирование как метод познания.

1

§5.2.1

Стр. 142-145

Материальные и информационные модели.

1

§5.2.2

Стр. 145-148

Формализация и визуализация моделей.

1

§ 5.2.3

Стр. 148-152

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

§5.3

Стр. 152-154

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку»

1

§5.4

Стр. 154-157

Стр. 273-279

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений»

1

§5.5

Стр. 157

Стр. 279-283

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений»

1

§5.6

Стр. 157-161

Стр. 283-285

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №5.1 Проект «Модели систем управления»

1

§5.7

Стр. 161-164

Стр. 286-291

Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация»

1

Информационное  общество – 3 часа

Информационное общество.

1

§6.1

Стр. 164-169

Информационная культура.

1

§6.2

Стр. 169-171

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1

§6.3

Стр. 171-174

Итоговая контрольная работа №6.

1

 

Требования к уровню подготовки учащихся

8 класс

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • виды информационных процессов;
  • примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  • проверять свойства  объектов;
  • пользоваться персональным компьютером
  • выполнять и строить простые алгоритмы
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  • предпринимать меры антивирусной безопасности
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
  • в базах данных,
  • в компьютерных сетях,
  • в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
  • создания личных коллекций информационных объектов;
  • организации индивидуального информационного пространства,
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
  • использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
  • выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
  • для оформления результатов учебной работы.

9 класс

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • программный принцип работы компьютера;
  • пользоваться персональным компьютером
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.

Уметь:

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  • осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  • проводить проверку правописания;
  • использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
  • создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
  • переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать записи в базе данных;
  • объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
  • уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
  • уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
  • приводить примеры моделирования и формализации;
  • приводить примеры систем и их моделей;
  • уметь строить информационные модели из различных предметных областей  и исследовать их на компьютере.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов,  в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).

Реализация национальных, региональных

и этнокультурных особенностей

Цели проектирования образовательного процесса с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уровне основного общего образования: 

• развитие способностей подростков к осуществлению взаимодействия и экспериментирования с миром национальных, региональных и этнокультурных отношений на мезоуровне;

 • включение подростков в новые виды деятельности по освоению различных сторон социо- и этнокультурной жизни региона, обеспечивающие условия для его самооценки и саморефлексии.

Задачи: 

- максимально приблизить изучение наук к личному опыту учащихся, формировать осознание необходимости сохранять достижения родного края;

- расширить знания о регионе: от родного дома к ближайшей округе и Челябинской области в целом, изучение географии края, жизни южноуральцев в прошлом и настоящем, знаменитых граждан края (города, села);

– формирование представлений о науке, её роли в жизни и профессиональной деятельности человека, необходимость применения знаний для решения современных практических задач родного края, в том числе с учетом рынка труда Челябинской области. Данный результат формируется в результате решения задач с практическим содержанием, решение задач на сопоставление исторических фактов, числовых характеристик наиболее значимых объектов области, достижений в области экономики и науки;

 – овладение основными навыками получения, применения, интерпретации и презентации информации предметного содержания, использования знаний в повседневной жизни и изучения других предметов, формирование представлений о реальном секторе экономики и рынке труда Челябинской области. Для достижения этого результата возможно использовать статистический материал, характеризующий город, область и страну в целом, а также выбирать темы проектной и исследовательской деятельности; отражающие специфику экономики и рынка труда региона и страны;

 – формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к развитию промышленности родного края, освоение системы предметных знаний для последующего изучения дисциплин необходимых для получения инженерных и технических специальностей в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.

«Национальные особенности» – «Региональные особенности» – «Этнокультурные особенности» 

Национальные особенности:

• свойства, характерные для российского народа, проявляющиеся на уровне языка, территории, экономической жизни, психического склада и культуры.

Региональные особенности:

• отличительные признаки региона, рассматриваемые в контексте природных, социально-экономических и национально-культурных особенностей.

Этнокультурные особенности:

• неповторимые свойства народа, проявляющиеся в самобытной культуре, психологическом складе и самосознании.

Учебно - методическое  обеспечение  предмета  

и  перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Угринович Н.Д. «Информатика - 8. Учебник для 8 класса» - М: «БИНОМ», Лаборатория знаний, 2009.  
  • Угринович Н.Д. «Информатика - 9. Учебник для 9 класса» - М: «БИНОМ», Лаборатория знаний, 2009.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Сухих Н.А., Соловьёва М.В. Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс. – М.: ВАКО, 2012 г.
  • Гилярова М.Г. Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс», Волгоград: «Корифей», 2007 г.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

  • Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика», часть I.
  • Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика», часть II.
  • Информатика. Шпаргалки для старшеклассников.
  • На уроках информатики возможно использование набора образовательного Лего-конструктора «Индустрия развлечений. ПервоРобот». В наборе: 216 Лего-элементов, включая  RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.

Полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)

http://som.fsio.ru/

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Учебные материалы по информатике:

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Образовательный портал

г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

http://www.chel_edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru

Самарский лицей информационных технологий

http://www.samlit.samara.ru

Теоретический минимум по информатике

http://teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

Информационные ресурсы Интернет для учителя информатики

Учебные компьютерные программы: 

• 1C (http://www.1c.ru), БИТ про (http://www.bitpro.ru),
• ГиперМетод (
http://www.learnware.ru),
• Инис-Софт (
http://www.inissoft.by),
• Интерактивная линия (
http://www.intline.ru),
• Информ-система (
http://www.informsystema.ru),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (
http://www.kodeks.ru),
• ИстраСофт (
http://www.istrasoft.ru),
• МедиаХауз (
http://www.mediahouse.ru),
• Молодой Петербург (
http://www.shkoloved.sekreta.net),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (
http://www.mmt-dl.ru),
• Новый Диск (
http://www.nd.ru),
• Просвещение-МЕДИА (
http://www.pmedia.ru),
• Республиканский мультимедиа центр (
http://www.rnmc.ru),
• Российский новый университет (
http://rosnou.ru),
• Физикон (
http://www.physicon.ru),
• Челябинский государственный педагогический университет (
http://www.cspu.ru)

  Единая информационная среда образовательного учреждения

• Грин Плюс (http://www.grinp.ru),
• ИВЦ АВЕРС (ООО «ФинПромМаркет-XXI») (
http://www.iicavers.ru),
• Институт дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета (
http://www.ido.ulstu.ru),
• Кирилл и Мефодий (
http://www.km-school.ru),
• Системы-Программы-Сервис (
http://sps.express.ru),
• Хронобус (
http://www.chronobus.ru)
-образовательные и интернет-проекты:
• Controlling Chaos Technologies (Технологии Управляемого Хаоса) (
http://www.controlchaostech.com),
• Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» (
http://www.computeria.ru),
• Общество «Знание» России (
http://www.znanie.net),
• Современная Гуманитарная Академия (
http://www.muh.ru),
• Тольяттинская академия управления (
http://www.taom.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10 - 11 класс Угринович Н.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подгото...

Рабочая программа по информатике для 10 класса Угринович Н.Д.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ (Авторская программа  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уров...

Рабочая программа по информатике, 9 класс, УМК Угринович Н.Д.

Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы базового курса «Информати...

Рабочая программа по информатике, 10 класс, УМК Угринович Н.Д.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.   с учетом примерной программы среднего (полно...

Рабочая программа по информатике, 11 класс, УМК Угринович Н.Д.

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена  на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанно...

Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.

Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.1 час в неделю...

Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.

Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Угринович Н.Д.2 часа в неделю...