план-конспект интегрированного урока
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
План-конспект интегрированного урока, биология и информатика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl-_integrir_urok_-biologiya_inform_rodoslovnaya.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кадетская школа-интернат» |
Изучаем и моделируем родословную |
Интегрированный урок |
УЧИТЕЛЯ:
|
Тема интегрированного урока | Изучаем и моделируем родословную |
Цель | Ознакомление учащихся с генеалогическим методом изучения родословных. Составление родословной |
Задачи: образовательные |
|
развивающие |
|
воспитательные |
|
Класс | 9 класс |
Предмет | Биология, Информатика |
План урока: | Учитель биологии
|
Учитель информатики
(«Генеалогическое древо»)
| |
Возможная личностно значимая проблема | Зачем нужно знать свои корни и происхождение предков? |
Планируемые результаты изучения материала: |
|
Тип урока | Комбинированный |
Форма урока | Интегрированный урок информатика+биология, с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
|
Формы работы учащихся: | фронтальная работа, работа в группах, практическая работа. |
Развитие умений учащихся | Решают практические задачи по типам наследования признаков. Учатся выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; при получении новых знаний использовать ранее приобретенные знания (родословная, генеалогия, предки, потомки, династия, иерархия, моделирование); определять круг необходимых знаний для решения проблемы; самостоятельно работать в текстовом процессоре Microsoft Office Word, применять его графические возможности, предъявлять результаты учебной деятельности. |
Приемы деятельности учителя | рассказ, беседа,блиц-опрос, организация работы с основными формулами, алгоритмами, понятиями. |
Основные понятия и термины | родословная, генеалогия, предки, потомки, династия, иерархия, , диаграмма, инструмент SmartArt моделирование |
Межпредметные связи | информатика, биология, история, русский язык. |
Оборудование | Карточки с заданиями, компьютеры, проектор, интерактивная доска, презентация. |
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя. Определение темы урока.
Учитель предлагает желающим прочитать высказывания:
Человек – часть общества и часть его истории. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. Лихачёв Дмитрий Сергеевич |
Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, а на фоне всего этого - познать собственное свое место в роде Павел Александрович Флоренский |
Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни. Леонид Михайлович Савелов |
-Какова тема данных высказываний?
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
-Итак, тема сегодняшнего интегрированного урока – «Изучаем и моделируем родословную»
- Словарная работа
Перед вами слова:
Генеалогия (др.-греч. γενεαλογία — родословная, от γενεά (genea) — «семья» и λόγος (logos) — «слово, знание») — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще).
Родословная (то же, что и генеалогия)
Учитель биологии
- Постановка целей и задач урока
Родословная – один из методов изучения генетики человека.
Как вы думаете, ребята, о чем может рассказать информация о ваших предках, о вашей семье? А кто из вас уже пробовал составлять свое «Семейное древо»?
И как вы бы сформулировали задачи на сегодняшний урок?
(учащиеся предлагают варианты)
- Подготовка к усвоению нового материала
Вспомните, какие методы используют для изучения генетики человека?
(ответы учащихся: Близнецовый метод, биохимический метод, онтогенетический метод, генеалогический метод)
- Изучение нового материала
Генеалогический метод основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования. Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций.
Генеалогический метод включает в себя два этапа:
1) Составление родословной и её графическое изображение;
2) Генетический анализ полученных данных.
Первый этап.
Для того чтобы составить родословную надо собрать данные обо всех родственниках обследуемого.
Затем ее графически изобразить с помощью условных обозначений.
Второй этап.
При анализе родословной сначала устанавливаем наследственный характер признака (доминантный или рецессивный).
- Какой признак называют доминантный?
- Какой признак называют рецессивный?
Вторая задача – установить тип наследования.
В зависимости от локализации и свойств гена различают следующие типы наследования:
- аутосомно-доминантный;
- аутосомно-рецессивный;
- Х и Y-сцепленное наследование;
- Что такое аутосомы? (неполовые хромосом, парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов.).
- А что значит аутосомно-доминантный и аутосмно-рецессивный тип наследования? (признаки которые находятся в этих хромосомах)
- А что значит Х и У – сцепленное наследование?( Гены, локализованные в половых хромосомах, обозначают как сцепленные с полом)
Рассмотрим признаки некоторых типов наследования.
Аутосомно-доминантный тип наследования характеризуется следующими признаками:
1) признак проявляется в каждом поколении;
2) признаком обладает ребенок у родителей – обладателей признака;
3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;
4) вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если 'один родитель гетерозиготен).
Аутосомно-рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:
1) признак проявляется не в каждом поколении;
2) признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком;
3) признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;
4) вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы).
Х-сцепленный рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:
1)Чаще признак встречается у лиц мужского пола;
2)Чаще признак проявляется через поколение;
3)Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
4)Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола;
Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.
- Практическая работа. Закрепление учебного материала.
Учитель информатики
Генеалогическое древо дает уникальную и чудесную возможность заглянуть вглубь своей истории.
Познакомьтесь с примером представления Генеалогического древа семьи русского полководца А.В.Суворова.
В раздаточных материалах вам дана информация о родственных связях семьи А.С.Пушкина. На основе этой информации необходимо построить схему родословной великого русского поэта.
Какие можно использовать графические возможности программы Microsoft Office Word для этого? (возможности векторной графики, организационные диаграммы в WordArt).
(учащиеся составляют Родословную)
- Повторение
- Итак, в чем вам может помочь ваша родословная?
- Что передается из поколения в поколение в родословной? (наследственный признак)
- С какой целью изучают передачу признака из поколения в поколение? (чтобы понять как может сказаться на наследстве тот или иной признак)
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Что вызвало затруднение при составлении компьютерной модели?
- Оцените удовлетворенность сегодняшним уроком по 10-балльной шкале.
- Домашнее задание.
- Составить свою «Родословную» (3 уровня), используя одно из приложений в карточках ( 1. Microsoft Word, 2. Древо жизни - https://genery.com/ru/, 3. интернет-ресурс https://pomnirod.ru/ )
- Решить задачи (по вариантам). Определение типа наследования признака по условию задачи.
Русский философ П.А.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой, он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».
Мы благодарим вас за работу и желаем новых открытий в познании себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия "Полиглот".
План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия «Полиглот»(русский и английский языки) Классы: 6,7.Цель: пробудить интерес учащихся к изучению языков.Задачи: Образовательная: повторить и ...
План- конспект внеклассного интегрированного мероприятия " Рождество"( английский язык и православная культура)
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Учащиеся приобретают знания о культуре страны изучаемого языка и своей культуре....
План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"
Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....
План-конспект открытого интегрированного урока по физической культуре и музыке, для учащихся 9 класса
Формирование навыков: строевых элементов на месте и в движении; коллективного пения в движении и на месте, выполнение физических упражнений в разных темпах и ритмах музыкального сопровождения. С...