Тема | Создание движущихся изображений (3 часа) Слайд 1 |
Цели
| Сформировать представление о простейших способах создания движущихся изображений. Ввести способы создания движущихся изображений Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Основное содержание темы
| Актуализация знаний о графических объектах. Освоение приемов использования анимации по заданному сюжету в программе PowerPoint |
Термины и понятия | Анимация, графический объект, настройка анимации, план действий, презентация, редактор презентаций, слайд, сюжет.. |
Планируемый результат
|
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Пете; - позитивное отношение к процессу создания и оформления анимации; - осознание собственной успешности при изучении темы.
| Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова «анимация», «анимированные изображения», «сюжет», «презентация», «слайд», выражения «эффекты анимации» и использовать их в активном словаре; - определять различие нарицательных и собственных, и обосновывать свое мнение; - определять имена собственные в тексте и обосновывать свое мнение; - определять способ образования имени собственного и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания для участия в конкурсах Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным правилом; - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - иметь представление о программном средстве для создания движущихся изображений - создавать движущиеся изображения с помощью программы Power Point. - создавать анимации для участия в конкурсах
|
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Тема – К. Чуковский. «Айболит». Окружающий мир Тема – «Красота любимого города». | Информационный материал Учебник Босовой Л.Л. «Информатика 5 класс» Демонстрационный материал Электронная презентация Электронный диск к учебнику УМК Карточки с географическими названиями: Москва, улица Лесная, Орел, Зима, Мама. Изображения предметов: винтик, кнопка, роза, дельфин, дружок», снежок. Портреты литературных героев «Винтик, «Кнопка», «Дельфин». Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Пети.
| Слайд 2 Для учащихся основной школы проводился районный конкурс анимационных работ «Мультяшка», в котором предлагались разные номинации. Пятиклассник Петя решил принять участие в этом конкурсе и подготовил работу в номинации «Лучшая анимированная картинка». Ученик подготовил работу и показал учителю, чтобы получить рекомендации, необходимые для участия в конкурсе. (Учитель предлагает школьникам посмотреть его работу). Просмотрев работу, учитель не смог рекомендовать ее на конкурс. Ребята, почему работу Пети учитель не рекомендовал для участия в районном конкурсе анимационных работ «Мультяшка»? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений, создавать анимацию. Есть ли у вас желание попробовать себя в роли мультипликатора и научиться анимировать картинку, чтобы на конкурсе составлять конкуренцию сверстникам?
| Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Пете. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
Цели деятельности
| Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат |
Блок А. Работа с графическими объектами и сюжетом анимации |
|
Цели: • Ввести понятие «анимация», «анимированные изображения», «сюжет». • Научить: - определять анимацию в представленной работе и обосновывать свое мнение; - перечислять анимированные изображения; - определять объекты анимации; - озаглавливать анимацию; - разрабатывать сюжет анимации для Петиной работы - предлагать вариант анимации для Петиной работы; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
| Сообщение учителя Слайд3 Анимация (англ. animation — одушевление, лат. animare — оживить) – это движение объектов, которыми могут быть графические объекты (изображения, картинки), текст. Движущиеся изображение называются анимированными. В недавнем прошлом художники-мультипликаторы создавали свои фильмы вручную. Чтобы передать движение, им приходилось делать тысячи рисунков, которые различались небольшими изменениями. Затем эти рисунки переснимались на кинопленку. В наше время компьютер значительно упростил процесс создания мультфильмов, благодаря использованию редактора презентаций PowerPoint. С помощью программы PowerPoint возможно создание движущихся изображений (т.е. анимации). Для создания анимационных фильмов мультипликаторы разрабатывают сценарий (основная идея мультфильма), придумывают сюжет и персонажей (героев). Персонажи оживляются мультипликатором согласно сюжету. Сюжет — это последовательность отображаемых событий. Задание 1 (З) Слайд 4 Перечислите/выделите анимированные изображения (на слайде представлены картинки: двигающиеся и статические) Задание 2 (З) Назовите значение понятия «сюжет». Задание 3 (П) Является ли работа Пети анимацией? Обоснуйте свое мнение. Можно ли утверждать, что анимация Пети имеет сюжет? Ответ обоснуйте. Задание 4 (У) Определите объекты в анимации Пети. Озаглавьте Петину анимацию. Задание 5 (У) с взаимопроверкой Разработайте сюжет анимации для Петиной работы. Предложите вариант движения объектов в Петиной работе. (Сначала появляется облако с дождиком, дождик поливает кактусы, затем облако с дождиком исчезает, снова светит солнце, кактус растёт, на кактусе распускаются цветы) | Диагностические задания 1. Рассмотрите изображение на тему «Колобок» и перечислите объекты изображения, которые можно анимировать. - Предложите вариант
анимации на тему «Колобок».
Познавательные умения: - раскрывать значение слова «анимация», «анимированные изображения», «сюжет» и использовать их в активном словаре; - определять анимацию в представленной работе и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - перечислять анимированные изображения; - определять объекты анимации; - озаглавливать анимацию; - разрабатывать сюжет анимации для Петиной работы - предлагать вариант анимации для Петиной работы
|
Блок Б. Создание простейшей анимации в программе PowerPoint |
Цели: • Ввести: - понятие «презентация», «слайд», - выражение «эффекты анимации» - «алгоритм создания анимации в PowerPoint» • Научить: - различать эффекты анимации и обосновывать свое мнение - рассказывать алгоритм создания анимации в PowerPoint - выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом - подбирать эффекты анимации объектам анимации - определять использованные эффекты анимации для объекта - создавать анимацию в PowerPoint - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. - согласовывать позиции с другими учениками и находить общие решения при разработке сюжета презентации по заданной теме
| Сообщение учителя Презентация – демонстративный набор слайдов. Слайд – прямоугольная область, несущая в себе информацию. В редакторе презентаций Power Point выделены следующие группы эффектов анимации: вход, выделение, выход, пути перемещения (Учитель демонстрирует эффекты анимации)
Алгоритм создания анимации в PowerPoint Чтобы создать анимацию в PowerPoint, надо: 1. Выделить графический объект на слайде. 2. Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации 3. Добавить эффект объекту. 4. Просмотреть анимацию Например, рассмотрим Петину работу «Пустыня». В презентации один слайд. На нём и разворачивается весь сюжет. Персонажи оживляются согласно сюжету. В Петиной анимации для появления облака с дождем необходимо: - Выделить облако с дождем
- Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
- Добавить эффект Пути перемещения/Вправо
- Нажать кнопку Просмотр
Задание 1 (З) Расскажите алгоритм создания анимации в PowerPoint. Перечислите эффекты анимации. Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что компьютер облегчает труд мультипликаторов? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (П) Верно ли, что на один объект можно установить несколько эффектов анимации? Обоснуйте свое мнение. Задание 4 (П) Подберите для каждого объекта анимации Пети эффект анимации и обоснуйте свой выбор. Задание 5 (У) Откройте программу PowerPoint. Загрузите файл презентации «Пустыня». Создайте анимацию на тему «Пустыня» (раздаются карточки с подробным описанием действий)
| Диагностические задания - Определите и запишите в таблицу эффекты анимации, которые использованы для графических объектов на предложенном слайде.
Объект | Эффект | Солнце |
| Туча |
| Капли |
| Грибы |
| Ежик |
|
Слова для справок: вращение, выползание, вверх, вниз, увеличение, увеличение с вращением, нарисованный пользовательский путь, мигание. - Откройте презентацию «Колобок». Создайте анимацию, используя эффект пути перемещения.
Познавательные умения: - раскрывать значение слова «презентация», «слайд», «эффекты анимации» и использовать их в активном словаре; -различать эффекты анимации и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. - согласовывать позиции с другими учениками и находить общие решения при разработке сюжета презентации по заданной теме. Предметные умения: - рассказывать алгоритм создания анимации в PowerPoint - подбирать эффекты объектам анимации - определять использованные эффекты анимации для объекта - создавать анимацию в PowerPoint |
Блок В. Создание анимации средствами графического редактора и редактора презентаций |
Цели: • Ввести алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации • Актуализировать знания: - о графическом редакторе - о сюжете • Научить: - рассказывать алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации - создавать анимацию средствами графического редактора и редактора презентаций на определенную тему - выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом - выполнять проверку и корректировку учебного задания - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение. - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Назовите программу, в которой можно нарисовать графический объект для анимации. (Paint) Задание 2 (З) Слайд № Назовите основные инструменты графического редактора Paint. Задание 3 (П) Можно ли согласиться с тем, что для создания анимации не требуется продумывать сюжет? Верно ли, что для создания анимации мультипликатор придумывает и рисует героев? Обоснуйте свое мнение. Задание 4 (У) Нарисуйте объект к анимации «Небесный полет». Сообщение учителя Слайд № Алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентаций Чтобы создать анимацию в редакторе презентации, средствами графического редактора надо: - Придумать героев и сюжет
- Нарисовать объекты, фон в графическом редакторе.
- Вставить объекты, фон на слайд, выполнив команду вставка-рисунок.
- Выделить графический объект на слайде.
- Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
- Определить и добавить эффект анимации объекту
- Просмотреть анимацию, выполнив команду Просмотр
Например, Чтобы создать анимацию «Небесный полет»: - определяем героя – самолет; сюжет - движение самолета из пункта А в пункт Б.
- рисуем самолет в графическом редакторе.
- вставляем самолет на слайд, выполнив команду вставка-рисунок.
- выделяем самолет на слайде.
- выбираем пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
- определяем и добавляем эффект анимации самолету «Пути перемещения»
- просматриваем анимацию, выполнив команду Просмотр
Задание 7 (З) Расскажите алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации. Задание 8 (П) Можно ли утверждать, что алгоритм создания анимации «Колобок» - Рисуем колобка в графическом редакторе Paint
- Выделяем колобка на слайде
- Вставляем колобка на слайд, выполнив команду вставка-рисунок
- Определяем и добавляем эффект анимации колобку
- Определяем героя – колобок, сюжет – колобок катится по дорожке
- Просматриваем анимацию, выполнив команду Просмотр
- Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
составлен верно? Ответ обоснуйте. Задание 9 (У) Создайте анимацию «Небесный полет» средствами графического редактора и редактора презентации. | Диагностические задания: Создайте анимацию на тему «Приведение»
Познавательные умения: - определять необходимость использования графического редактора для создания анимации Регулятивные умения - выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом - выполнять проверку и корректировку учебного задания Коммуникативные умения: - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение. - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать алгоритм создания анимации средствами графического редактора и редактора презентации - создавать анимацию средствами графического редактора и редактора презентаций на определенную тему
|
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
Цель - установить степень усвоения темы, а именно: - понимать назначение и возможности программы PowerPoint; - выполнять внедрение графических объектов, созданных в программе Paint в презентацию; - определять алгоритм анимации и реализовывать его средствами программы PowerPoint; - адекватно представлять использование эффектов анимации в рамках сюжета презентации.
| Контрольное задание - Найдите и исправьте ошибки в действиях по создания анимации «Летний день»
- Вставить фон, солнце, бабочку на слайд, выполнив команду вставка-рисунок
- Нарисовать солнце, бабочку, фон в графическом редакторе Paint
- Выбрать пункт меню Показ слайдов/Настройка анимации
- Выделить объект солнце на слайде
- Определить и добавить эффект анимации объекту: солнце – выделение/вращение
- Определить героев анимации – солнце и бабочка, и сюжет – закат солнца, бабочка летит к солнцу и садится на цветок
- Просмотреть анимацию, выполнив команду Просмотр
- Определить и добавить эффект анимации объекту: бабочка – пути перемещения/рисованный пользовательский путь
- Создайте анимацию «Летний день» средствами редактора презентаций, используя материалы папки Мои документы/5 класс/Летний день
| Регулятивные умения: - выполнять самопроверку: просмотр и внесение корректировки в анимации. Предметные умения: - составлять сюжет анимации; - внедрять графические объекты на слайд. - создавать анимацию средствами редактора презентаций на определенную тему
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
Цели деятельности
| Варианты заданий | Планируемый результат деятельности |
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания анимации • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для создания анимации - представлять результат свой деятельности.
| Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: - выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Для учащихся основной школы проводился районный конкурс анимационных работ «Мультяшка», в котором предлагались разные номинации. Пятиклассник Петя решил принять участие в этом конкурсе и подготовил работу в номинации «Лучшая анимированная картинка». Ученик подготовил работу и показал учителю, чтобы получить рекомендации, необходимые для участия в конкурсе. Просмотрев работу, учитель не смог рекомендовать ее на конкурс. Ребята, почему работу Пети учитель не рекомендовал для участия в районном конкурсе анимационных работ «Мультяшка»?
Информативный вариант Слайд 13 Создай анимацию «Подводный мир», используя алгоритм: - Откройте презентацию…
- Поместите на слайд картинку рыбки. Подробное описание, как это делать
- Изобразите произвольную траекторию рыбки. Подробное описание, как это делать
- Изобразите произвольную траекторию осьминога Подробное описание, как это делать
- Просмотрите анимацию, используя команду Просмотр
Импровизационный вариант Слайд 14 Выберите тему для анимации и создайте ее. Для этого используйте материалы папки Мои документы/5 класс/Заготовки2.
Эвристический вариант Слайд 15 Предложите тему и создайте анимацию, чтобы работа могла составлять конкуренцию другим анимационным продуктам.
| Личностные умения: - проявлять творческое отношение к процессу создания анимации Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для создания анимации Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - создавать анимации средствами редактора презентаций
|
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности.
| I. Задание на самоанализ. Слайд 16 Закончите предложения: 1 Мне важно правильно писать имена собственные, потому что…… 2. Чтобы написать приглашение без ошибок, нужно ………….
II. Задание на самооценку. Слайд 17 Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) анимацией, которую сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности.
| Цели темы: Сформировать представление об именах собственных: образовании и видах. Ввести правило написания имен собственных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять позитивное отношение к процессу создания приглашения на день рождения. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания при создании и оформлении приглашения» на день рождения. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - создавать и оформлять приглашение на день рождения.
| *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |