Технологическая карта урока на тему "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"
методическая разработка по физике (8 класс)
Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_fiziki_v_8_klasse.docx | 219.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики в 8 классе
по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой».
Учитель | Окользина Н.А. | |||||||||
Предмет | Физика | |||||||||
Класс | 8 | |||||||||
Тема | Формирование познавательных УУД с использованием ЦОР и Google-документов (на примере изучения темы "Построение изображения, даваемого тонкой линзой"). | |||||||||
Образовательная модель | 1 ученик:1 компьютер | |||||||||
Учебная | Использование интерактивной модели «Построение изображений, даваемых линзами» Модель 5.27 Модуль 3.5.(12-15мин.) | |||||||||
Предметные | 1. Формирование навыков исследовательской работы на примере построения изображений предмета в собирающей линзе. 2..Приобретение навыков работы с интерактивными моделями; 3.На основе работы с моделями сформировать умения: а) описывать характер изображения; б) систематизировать знания; в) делать обобщающие выводы; г) самостоятельно добывать знания; д) сформулировать новые понятия. 4. Продолжить формирование навыков экспериментальной работы. 5. Приобретение навыков интерактивного заполнения таблицы; 6 Использование свойств линз оптических приборов, понимание принципа их работы. 7.Проведение текущего контроля. | |||||||||
Внутри - и межпредметные связи (знания) | 1.Физика. Понятие светового луча. Преломление световых лучей при переходе из одной среды в другую. 2. Математика. Понятие осевой симметрии. Понятие перпендикуляра и его построение. | |||||||||
Средство (сервис) ИКТ, его дидактические возможности | ЦОР.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf. http://goo.gl/i3gmX «Модель 5.27 Модуль 3, 5,6». Данная модель позволяет построить изображение в линзах, исследовать характер изображения предмета в собирающей и рассеивающей линзе; сделать выводы о зависимости характера изображения от взаимного расположения предмета и линзы. | |||||||||
Виды | Учебно - исследовательская и экспериментальная, ее характер – индивидуально-групповая, самостоятельная. Делают выводы о зависимости характера изображения от взаимного расположения предмета и линзы; Заполняют таблицу Google (тестовую форму). | |||||||||
Личностные результаты* | ||||||||||
Самоопределение | Смыслообразование | Ценностная и морально-этическая ориентация | ||||||||
Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка (перекрестная оценка). Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (аргументированные ответы на вопросы учителя, работа в паре). | Мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (нетрадиционная форма работы на уроке – работа с интерактивной моделью..) | Ориентация на выполнение морально-нравственных норм; оценка своих поступков. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (работа в паре, ответственное отношение к своим ответам…) | ||||||||
Метапредметные результаты | ||||||||||
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УДД | ||||||||
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (работа с модулем №3). - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (составление плана работы). - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (обсуждение возможных вариантов выполнения чертежа); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (анализ результатов проделанной работы, сравнение с интерактивной моделью). | Речевая деятельность; навыки сотрудничества - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (формулировка определения фокуса, составление развернутого ответа, формулировка понятия мнимого изображения). -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (работа в паре при исследовании изображения и заполнении таблицы). - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (работа в Google таблице). | Работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (построение падающего и преломленного луча, построение изображения точки и предмета). - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (работа с модулем №3 при построении «3» общего рисунка и формулировка общего вывода для направления лучей. Работа с модулем №5, и составление таблицы. Сравнение изображений предмета, даваемых собирающей линзой и формулировка общего вывода: «Какие изображения дает линза?». Исследование изображения в рассеивающей линзе по аналогии. Формулировка понятия мнимого изображения после исследования). - смысловое чтение (анализ и осмысливание прочитанного, для построения хода лучей в линзе, формулировка и запись понятия мнимого изображения). | ||||||||
Описание учебной ситуации | ||||||||||
Задание |
«Исследовать характер изображения предмета от взаимного расположения предмета и собирающей линзы». а) установите «стрелку- предмет» на фокусе; б) установите «стрелку- предмет» между фокусом и линзой; в) установите «стрелку- предмет» между фокусом и двойным фокусом; г) установите «стрелку- предмет» на двойном фокусе; д) установите «стрелку- предмет» за двойным фокусом; По каждому пункту сделайте вывод в Google таблице.
« Исследовать характер изображения предмета от взаимного расположения предмета и рассеивающей линзы». Дать понятие мнимого изображения. | |||||||||
Реализация (анализ деятельности и способов достижения планируемых результатов) | Выполнение | Деятельность ученика | Деятельность учителя | При ме чание | ||||||
1 | Работа с тестовой формой | Работают в паре. Выполняют работу по инструкции на ПК в группах. Обсуждают возможные ответы. Отвечают на первые два вопроса. 1.Дают развернутый ответ. 2. С выбором ответа. | Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. | М10, М 9, М11. | ||||||
2. | Работа с модулем №3. Читает, осмысливает и анализирует прочитанное и формирует понятие хода лучей, чертит в рабочей тетради. | Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи. | М8, М1, М7 | |||||||
3 | Читает, осмысливает и анализирует прочитанное и формирует понятие хода лучей, чертит в рабочей тетради. Обобщает два чертежа и анализируя их, самостоятельно формулирует общее «понятие – правило» построения изображения и записывают в тетради. Стоит рисунок – чертеж. | Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи. | М6, М7, М10, М8 | |||||||
4 | Сравнивает свое изображение с моделью и оценивает свою деятельность. Устная формулировка правила. Учащиеся оценивают и дополняют, если ученик ошибся. | Наблюдает за работой учащихся, проверяет чертежи. Руководит обсуждением и координирует ответы. | М3,М4. | |||||||
5 | Работа с модулем №5. Работают в паре. Выполняют работу по инструкции на ПК в группах. Анализируют рисунки – чертежи. Обсуждают . Отстаивают свое мнение. Исследуют характер изображений , которую дает собирающая линза. Формулируют общий вывод, какое изображение дает линза. Затем переходят к тестовой форме и заполняют. При заполнении формы, параллельно работают с модулем. Сравнивают свои ответы с изображением. | Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в таблице. | М6,М7,М10, М4 | |||||||
6 | Без модели. Строят изображение( в тетрадях для самостоятельных работ, которые собираются в конце урока), если предмет находится за двойным фокусом. Формируются умения и навыки построения « чертежа- изображения», что является основной задачей урока. Учатся формулировать общий вывод для каждого чертежа отдельно, по аналогии изучения первых моделей и отвечают на поставленный вопрос. | Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в тетради. | М6М7 М2 | |||||||
7 | Изучая модель №6 , обсуждают. Анализируя по аналогии с собирающей линзой, дают понятие мнимого изображения в форме. Записывают в тетрадях для самостоятельных работ, которые собираются в конце урока. | Наблюдает за работой учащихся. Координирует работу учащихся. Консультирует. Оценивает работы в таблице. | М6,М8 | |||||||
Продукт деятельности учащихся | Описание, URL-адрес Форма - http://goo.gl/1xcn7 | |||||||||
Инструменты, критерии оценивания результатов деятельности | Форма в Google - http://goo.gl/1xcn7 Критерии: «5» - На все вопросы даны правильные ответы + если ошибочно сформулировано характеристики мнимого изображения. «4» - все критерии на «5» + Дан ответ ошибочно: «Как изменяется изображение, при приближении предмета к линзе? или допущена ошибка при ответе на вопрос «Какое изображение дает линза по величине?». «3»- Все критерии на «4» + допущена ошибка при ответе на вопрос «Где будет изображение предмета в зависимости от расположения предмета?». «2»- нет, так как учащиеся работали с моделью № 3 и №6, работа оценивалась учителем в ходе урока ( записи и построения схем учащимися в тетради) + Тетради для самостоятельных работ проверяются. |
Check-лист:
€ деятельность;
€ метапредметные результаты;
€ межпредметная направленность;
€ дидактический потенциал ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Линзы. Построение изображений в тонкой линзе", физика 8 класс
Презентация по теме "Линзы. Построение изображений в тонкой линзе", физика , 8 класс. Удобно для применения на уроке, т.к. пошаговое построение можно выполнять вместе с учащимися....
Урок по физике "Изображения, даваемые линзой"
Урок по теме "Изображения, даваемые линзой" для 8 класса по учебнику А.В. Перышкина и интерактивной презентацией....
Формула тонкой линзы. Построение изображения,даваемого собирающей линзой.
Самостоятельная работа для учащихся 11 класса. В работу включены задания на построение изображения, даваемого собирающей линзой и на применение формулы тонкой линзы, увеличение линзы. ( УМК О.И. Громц...
Урок по теме: «Изображения, даваемые линзой »
Отличительные особенности данного урока: современная наглядность, возможность использования пространства Интернет для получения нужной информации по теме урока. Работа ...
Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой»
В целях реализации требований ФГОС: проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ вашему вниманию представлена технологическая карта проектирования учебной ситуации. На примере...
Технологическая карта урока Создание графических изображений, 7 класс, Босова
Тема урока: Создание графических изображений. ТБ. Практическая работа № 1 «Работа с графическими примитивами. Конструирование объектов из графических примитивов»Предметные результаты &nda...
Технологическая карта урока на тему Нота с точкой. Разбор русской народной песни "Светит месяц"
ТемаНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Класс5Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знанийЦелиЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к...