Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
статья по информатике и икт
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Системно-деятельностный подход к обучению – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Активное включение ученика в учебный процесс – это способ организации работы обучающегося, поскольку именно в деятельности происходит становление личности. Эта деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для проявления инициативной, продуктивной, осознанной активности ученика, стимулировать его учебно-познавательный поиск с элементами творчества. Ученик становится активным действующим лицом на уроке. Увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая на основе применения технологии развития критического мышления с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к лингвистике и учебному процессу в целом, поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников. Дети, направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, принимают непосредственное участие в составлении учебных заданий к выполняемым на уроке упражнениям, им предоставляется первое слово в формулировании выводов и обобщений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_trkmchp_v_formirovanii_i_razvitii_u_obuchayushchihsya_poznavatelnyh_uud.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сокина Л.А., учитель
ГБОУ СОШ № 31 Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Системно-деятельностный подход к обучению – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Активное включение ученика в учебный процесс – это способ организации работы обучающегося, поскольку именно в деятельности происходит становление личности. Эта деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для проявления инициативной, продуктивной, осознанной активности ученика, стимулировать его учебно-познавательный поиск с элементами творчества. Ученик становится активным действующим лицом на уроке. Увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая на основе применения технологии развития критического мышления с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к лингвистике и учебному процессу в целом, поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников. Дети, направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему словарно-орфографической работы, принимают непосредственное участие в составлении учебных заданий к выполняемым на уроке упражнениям, им предоставляется первое слово в формулировании выводов и обобщений.
Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как, если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.», а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3) Развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Подводя итог, можно выделить следующие позиции обобщающего характера:
1. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора.
2. Проявить школьнику оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений помогает технология развития критического мышления. Она обеспечивает развитие творческого мышления и формирует познавательный интерес. Использование технологии в образовательном процессе позволяет нам достигать стабильных учебных результатов. И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у обучающихся познавательного интереса к биологии
В материале представлена информация о развитии у обучающихся познавательного интереса к изучению биологии (много практических советов)...
Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...
Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся
Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
В основе формирования УУД лежит "умение учиться", которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоен...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД...
Статья «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма....