Статья «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».
статья по английскому языку
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_trkm.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Н.В., учитель английского языка
ГБОУ Гимназия № 441 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
«Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
Технология РКМЧП разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч.Темпл, Д Стил, К. Меридит). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности, психологические исследования Л. Выготского, коллективный и групповой способы обучения, педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Это общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года.
Цели данной технологии -
1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) развитие таких качеств личности, как критическое мышление; рефлексивность; коммуникативность; креативность; мобильность; самостоятельность; толерантность; ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности;
3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).
Технология РКМЧП является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную и неверную информацию;
- понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждении;
- уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в суждениях;
- быть честным в своих суждениях;
- определять ложные стереотипы;
- выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
- отличать факт от предположения или мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от несущественного.
Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий,
Базовая модель технологии, состоит из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.
Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.
Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.
Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.
Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере:
- Выделять причинно-следственные связи;
- Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- Отвергать ненужную или неверную информацию;
- Понимать, как различные части информации связаны между собой;
- Выделять ошибки в рассуждениях;
- Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- Избегать категоричности в утверждениях;
- Быть честным в своих рассуждениях;
- Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- Отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений, иными словами способствует формированию как личностных, так и предметных универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"
В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"
Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся" раскрывает виды и формы самостоятельной работы, которые используются на учебных занятиях и на внекла...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
В основе формирования УУД лежит "умение учиться", которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоен...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Системно-деятельностный подход к обучению – это организация учебного...
Статья "Роль деловой игры в формировании личностных УУД на уроках географии"
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД – это совокупнос...