Статья «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».
статья по английскому языку

Иванова Надежда Владимировна

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trkm.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Иванова Н.В., учитель английского языка      

      ГБОУ Гимназия № 441 Фрунзенского района

      Санкт-Петербурга

 «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности  подхода к окружающему человека информационному полю.

Технология РКМЧП разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч.Темпл, Д Стил, К. Меридит). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности, психологические исследования Л. Выготского, коллективный и групповой способы обучения, педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Это общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года.

Цели данной технологии -

1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) развитие таких качеств личности, как  критическое мышление;  рефлексивность; коммуникативность;  креативность;  мобильность; самостоятельность; толерантность;  ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности;

3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации). 

Технология  РКМЧП  является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:

  •  выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную и неверную информацию;
  • понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждении;
  • уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в суждениях;
  • быть честным в своих суждениях;
  • определять ложные стереотипы;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
  • отличать факт от предположения или мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного.

Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий,

Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.

Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере:

  1. Выделять причинно-следственные связи;
  2. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  3. Отвергать ненужную или неверную информацию;
  4. Понимать, как различные части информации связаны между собой;
  5. Выделять ошибки в рассуждениях;
  6. Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  7. Избегать категоричности в утверждениях;
  8. Быть честным в своих рассуждениях;
  9. Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  10. Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  11. Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  12. Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  13. Отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения знаний, навыков познавательной творческой деятельности, наблюдательности, воображения, умений логически мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать, навыков публичных выступлений, иными словами способствует формированию как личностных, так и предметных универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"

В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....

Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"

Статья "Роль самостоятельной работы в формировании учебно-познавательных мотивов обучающихся"  раскрывает виды и формы самостоятельной работы, которые используются на учебных занятиях и на внекла...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД

В основе формирования УУД лежит "умение учиться", которое предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоен...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Системно-деятельностный подход к обучению – это организация учебного...

Статья "Роль деловой игры в формировании личностных УУД на уроках географии"

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД – это совокупнос...