РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
статья на тему
РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_trkmchp.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Прудникова Е.Г., учитель математики
ГБОУ школа №655 Приморского района
Санкт-Петербурга
РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС) представляет новые требования к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования. Программа результатов обучения ориентирована на предметные, а главное метапредметные результаты. Основной результат – овладение универсальными учебными действиями: познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД). УУД, в широком значении термина, означает умение учиться, то есть способность ученика к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного получения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность навыков учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные УУД, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К регулятивным действиям относят:
- Целеполагание. Постановка учебной задачи на основании соотнесения известного, усвоенного материала к неизвестному материалу.
- Планирование. Постановка промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плата и последовательности действий.
- Прогнозирование. Предугадывание результата и уроыня усвоения знаний.
- Контроль. Сравнение результата с заданным эталоном с целью сравнения, обнаружение отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция. Внесение дополнений и необходимых коррективов в план и выполнение необходимых действий в случае расхождения эталона , реального действия и результата.
- Оценка. Осознание и выделение учащимся уже усвоенного материала, определение материала, которого необходимо еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
- Саморегуляция. Способность к волевому усилию для преодоления препятствий.
Разберем все пункты более подробно.
Целеполагание важно для организации учебной деятельности для осмысления предложенной цели, например цели урока. Цель урока связана с темой урока. Тема – это то, о чем будет говориться на самом уроке. Наряду с пониманием цели важным является и ее принятие, то есть осознание актуальности цели для конкретной личности.
Формирование УУД планирования происходит с введения понятия «план» - порядок последовательных действий. Для формирования плана наиболее эффективны следующие приемы:
- Обсуждение готового плана для решения поставленной задачи
- Работа с деформированным планом для решения поставленной задачи
- Использование плана с недостающими или избыточными пунктами с дальнейшей его корректировкой.
- Составление плана самостоятельно
Работа по планированию своих действий способствует развитию осозности выполняемой деятельности, контроля за достижением целей, оценивания выполнения поставленных задач, их корректировка и выявление причин ошибок.
Самые важные компоненты учебной деятельности – контроль за правильностью и полнотой выполнения заданий и оценка. Оценка показывает степень освоения учащимися заданной темы. Если ребенок сам участвует в выработке критериев для оценивания, применяет эти критерии к различным ситуациям, то эту УУД принято называть самооценкой.
В основе технологии критического мышления лежит дидактический цикл «вызов-осмысление-рефлексия»
- Вызов. Происходит активация знаний, пробуждается интерес к теме, происходит определение целей. Информация, полученная на данной стадии, выслушивается, записывается и обсуждается.
- Осмысление. На данной стадии происходит работа с информацией, поставленной задачей, осмысление данной задачи.
- Рефлексия. Осуществление творческой переработки, анализ и интерпретация изученной информации.
Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения навыков, знаний и умений, иными словами способствует формированию, как личностных качеств, так и предметных универсальных учебных действий.
Использование технологии критического мышления на уроках различной предметной области показывает положительные результаты в обучении учащихся работе с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"
Формирование качеств необходимых школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...
Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся
Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
В основе формирования УУД лежит "умение учиться", которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоен...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Системно-деятельностный подход к обучению – это организация учебного...
Статья «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма....