РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
статья на тему

Прудникова Елизавета Глебовна

РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_trkmchp.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Прудникова Е.Г., учитель математики

ГБОУ школа №655 Приморского района

Санкт-Петербурга

РОЛЬ ТРКМЧП В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (ФГОС) представляет новые требования к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования. Программа результатов обучения ориентирована на предметные, а главное метапредметные результаты. Основной результат – овладение универсальными учебными действиями: познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД). УУД, в широком значении термина, означает умение учиться, то есть способность ученика к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного получения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность навыков учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений.

        Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные УУД, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К регулятивным действиям относят:

  • Целеполагание. Постановка учебной задачи на основании соотнесения известного, усвоенного материала к неизвестному материалу.
  • Планирование. Постановка промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плата и последовательности действий.
  • Прогнозирование. Предугадывание результата и уроыня усвоения знаний.
  • Контроль. Сравнение результата с заданным эталоном с целью сравнения, обнаружение отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция. Внесение дополнений и необходимых коррективов в план и выполнение необходимых действий в случае расхождения эталона , реального действия и результата.
  • Оценка. Осознание и выделение учащимся уже усвоенного материала, определение материала, которого необходимо еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
  • Саморегуляция. Способность к волевому усилию для преодоления препятствий.

Разберем все пункты более подробно.

Целеполагание важно для организации учебной деятельности для осмысления предложенной цели, например цели урока. Цель урока связана с темой урока. Тема – это то, о чем будет говориться на самом уроке. Наряду с пониманием цели важным является и ее принятие, то есть осознание актуальности цели для конкретной личности.

Формирование УУД планирования происходит с введения понятия «план» - порядок последовательных действий. Для формирования плана наиболее эффективны следующие приемы:

  • Обсуждение готового плана для решения поставленной задачи
  • Работа с деформированным планом для решения поставленной задачи
  • Использование плана с недостающими или избыточными пунктами с дальнейшей его корректировкой.
  • Составление плана самостоятельно

Работа по планированию своих действий способствует развитию осозности выполняемой деятельности, контроля за достижением целей, оценивания выполнения поставленных задач, их корректировка и выявление причин ошибок.

Самые важные компоненты учебной деятельности – контроль за правильностью и полнотой выполнения заданий и оценка. Оценка показывает степень освоения учащимися заданной темы.  Если ребенок сам участвует в выработке критериев для оценивания, применяет эти критерии к различным ситуациям, то эту УУД принято называть самооценкой.

В основе технологии критического мышления лежит дидактический цикл «вызов-осмысление-рефлексия»

  • Вызов. Происходит активация знаний, пробуждается интерес к теме, происходит определение целей. Информация, полученная на данной стадии, выслушивается, записывается и обсуждается.
  • Осмысление. На данной стадии происходит работа с информацией, поставленной задачей, осмысление данной задачи.
  • Рефлексия. Осуществление творческой переработки, анализ и интерпретация изученной информации.

Применение технологии развития критического мышления способствует формированию увлеченного и целеустремленного отношения к процессу получения навыков, знаний и умений, иными словами способствует формированию, как личностных качеств, так и предметных универсальных учебных действий.

Использование технологии критического мышления на уроках различной предметной области показывает положительные результаты в обучении учащихся работе с информацией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности  в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"

Формирование качеств необходимых  школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД

В основе формирования УУД лежит "умение учиться", которое предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоен...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Системно-деятельностный подход к обучению – это организация учебного...

Статья «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма....