Рабочая программа элективного курса по информатике "Flash- технологии"
рабочая программа по информатике и икт на тему
Составлена для учащихся 9-11 классов. Изучается работа с графикой и текстом в программе Macromedia Flash.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_flash_tehnologii_1_.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
для учащихся 9-11 классов
FLASH-ТЕХНОЛОГИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- закон РФ «Об образовании» (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- составлена на основе авторской программы элективного курса доктора технических наук К.Ю. Полякова «Программирование в Adobe flash».
1. Изучение Flash-технологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач
Цели:
- освоение знаний позволит сформировать у обучающихся знания о возможностях Flash-технологий, основные умения и навыки работы в данной среде;
- овладение умениями создавать Flash-проекты и оформлять их: результатом этого будут их собственные проекты, созданные в Macromedia Flash;
- применение знаний систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с компьютерной анимацией.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания Flash-проектов и оформления их: результатом этого будут их собственные проекты, созданные в Macromedia Flash;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений.;
- использование приобретенных знаний и умений позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с компьютерной интерактивной анимацией, начальные навыки создания анимационных фильмов профессионального уровня, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;
Задачи: научить школьников
- создавать векторные рисунки в среде МacromediaFlash
- использовать Flash-технологии для создания анимационных фильмов
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются:
Познавательная деятельность:
- Технология Flash основана на использовании векторной графики в формате SWF. Хотя это далеко не первый векторный формат, создателям SWF удалось найти наиболее удачное сочетание между изобразительными возможностями графики, инструментальными средствами для работы с ней, и механизмом включения результата в Web-страницы. Еще одна особенность SWF: созданные на его основе изображения не только могут быть анимированы, но также дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением. Несмотря на популярность данной технологии среди пользователей, она не является основной информационной технологией.
- формирование умений восприятия основных технологических операций; выполнение практической работы по заданному алгоритму; запоминание основных операторов языка программирования;
- овладение адекватными способами создания объектов с помощью технологии Flash;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
2. Macromedia Flash - очень мощная и разнообразная программа, всемирно известный инструмент для создания мультимедиа, используемый миллионами графических и web-дизайнеров.
В настоящее время все больше и больше Интернет-ресурсов "оживают". На этих сайтах нет однообразной палитры, нет кнопок стандартной прямоугольной формы. Странички многих сайтов напоминают больше игру, они поражают красотой, небольшим размером и самое главное, интерактивностью. Создание анимаций и видеороликов - один из привлекательных примеров практического применения компьютера с его уникальными возможностями. Эти обстоятельства делают актуальным обучение Flash - технологиям.
Macromedia Flash может служить стимулом изучения информатики. Эта программа в состоянии направить энергию подростков в нужное русло. Интерес к анимированным игрушкам заставит подростка сделать что-либо подобное самому. Программа Macromedia Flash может развить школьника до того уровня, когда компьютер станет инструментом творчества и познания окружающего мира. Знания, полученные при изучении курса, учащиеся могут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам и мультимедийным разработкам по различным предметам — математике, физике, химии, биологии и др. Созданные ролики могут быть также использованы при создании Web-страниц. Полученные знания и умения являются основой для последующего изучения трехмерного моделирования, видеомонтажа.
3. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Основной формой обучения является практикум. Основные методы, которые будут использоваться – это исследовательский и проектный. Содержание элективного курса от обязательного предмета отличается тем, что позволяет расширить представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий в различных сферах деятельности, а умение работать над проектом способствует: развитию исследовательских и творческих способностей учащихся; формированию навыков самостоятельного планирования своей деятельности; прививает навыки работы с большими объемами информации.
4. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
5. Формы, методы, технологии обучения.
а) Урок изучения нового материала.
Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Виды: урок-лекция, урок – беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Виды: урок самостоятельных работ, урок практических работ, семинар.
в) Урок обобщения и систематизации.
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:
- урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие, урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.
г) Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:
Виды: - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.
д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.
6.Ожидаемые результаты
В рамках данного курса учащиеся получают следующие знания и умения:
- понимают принципы векторного и растрового кодирования графической информации в компьютерной технике;
- понимают принципы работы с временной шкалой;
- умеют работать с многослойными документами;
- умеют создавать анимационные ролики;
- умеют использовать звуковые файлы для сопровождения анимации.
- 7.Формы контроля:
Промежуточный контроль знаний и умений осуществляется с помощью компьютерного тестирования (5-10 мин) и выполнения практических заданий на компьютере.
По окончанию курса каждый ученик выполняет итоговую работу – собственный Flash-проект. Каждая работа будет оценена по 10 бальной системе, учитывающей следующие критерии (каждый критерий – 2 балла):
- сложность;
- оригинальность;
- наличие навигации;
- наличие анимации;
- соотношение цветовой гаммы.
Три лучшие работы будут отмечены грамотами.
Вид элективного курса: предметно-ориентированный.
Категория учащихся: 9-11 классы.
Количество часов: 17 учебных часа (1 час в неделю одно полугодие).
Основные модули курса:
№ | Название модуля | Обоснование |
I | Графика | Необходимы начальные сведения и основные навыки работы по созданию графических изображений |
II | Работа с объектами | Любое графическое изображение может состоять из отдельных объектов, которые можно изменять, трансформировать определенным образом |
III | Работа с изображениями. | Любое изображение можно импортировать и экспортировать. В одном проекте возможно использование нескольких изображений, которые хранятся в библиотеке. |
IV | Работа со слоями, кадрами и символами. | Слои, символы и кадры дают новые возможности и удобства при создании графических изображений и презентаций |
V | Анимация. | Анимация позволяет «оживлять» графику, что дает возможность создания фильмов |
VI | Основы работы с языком программирования Action Script | Программирование позволяет управлять созданными объектами и изображениями, что дает возможность использовать интерактивность в приложениях. |
VII | Создание собственного проекта | Результатом всей работы - закрепление пройденного и применение умений и навыков - должна быть работа над собственным проектом. |
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. | Наименование модуля и темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Семи-нары | Практ. | ||||
I. Графика. | 4 | 2 | 2 | тест | |
1 | Растровая и векторная графика. Обзор и сравнение графических программ. | 1 | 1 | ||
2 | Знакомство с Macromedia Flash, интерфейс программы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Панель инструментов рисования Macromedia Flash: линия, карандаш, кисть, окружность, прямоугольник. | 2 | 0,5 | 1,5 | практ. задание |
II. Работа с объектами. | 2 | 1 | 1 | тест | |
4 | Выделение и свободная трансформация объектов | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Модификация объектов с помощью панелей Info и Transform. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Использование сеток и направляющих, настройки рисования | 0,5 | 0,5 | ||
III. Работа с изображениями. | 2 | 1 | 1 | тест | |
7 | Импорт и экспорт изображений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Работа с библиотекой изображений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
IV. Работа со слоями, кадрами и символами. | 4 | 2 | 2 | тест | |
9 | Временная шкала и ее основные элементы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Слои и кадры. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Размещение, редактирование символов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Распределение по слоям и создание ключевых кадров. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
V. Анимация. | 2 | 1 | 1 | тест | |
13 | Основы создания анимации. Мультипликационное кино. Компьютерная анимация. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Покадровая анимация. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
VI. Основы языка программирования Action Script | 2 | 1 | 1 | тест | |
15 | Работа с кнопками: скрипты для управления переходов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Создание небольших тестов: скрипты управления. | 1 | 0,5 | 0,5 | практ. задание |
VII. Создание собственного проекта | 1 | 1 | Презен-тация проекта | ||
17 | Выбор темы проекта. Обсуждение содержания. Разработка плана работы. Самостоятельная работа над проектом. | 1 | 1 | ||
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль I: _ ГРАФИКА (всего часов – 4)
Содержание модуля: изучению основ Macromedia Flash и отработке навыков рисования, теории растровой и векторной графиках, графических программах, работающих с этими видами графики, знакомство с интерфейсом Macromedia Flash - раздел панели рисования (инструменты рисования и их свойства), градиентное заполнение, преобразование заливки, работа с текстом.
Основные понятия: растровая и векторная графика, интерфейс, инструменты и палитра графического редактора.
Задачи модуля:
1. научить основам программы Macromedia Flash;
2. научить работать с графикой и текстом в программе Macromedia Flash.
Учащиеся должны:
- уметь: работать с интерфейсом программы; работать с объектами, преобразовывать их; пользоваться всеми инструментами.
- знать: назначение панелей программы; как работать с графикой; как создавать рисунки и закрашивать их; как работать с текстом.
- понимать: принципы работы программы и назначение панели инструментов.
Практическая работа: «Открытка».
Итоговый тест «Графика».
Модуль II: _ РАБОТА С ОБЪЕКТАМИ (всего часов –2)
Содержание модуля: работа с инструментами произвольного преобразования фигур Free Transform, работа с инструментами линеек, использование сеток и направляющих, изучение и использование настроек рисования.
Основные понятия: объект, трансформация, виды трансформации, линейка, сетка.
Задачи модуля:
1. научить выделять и преобразовывать объекты проекта;
2. научить использовать линейки, сетки и направляющие, и пользоваться настройками рисования.
Учащиеся должны:
- уметь: работать с объектами, преобразовывать их; пользоваться всеми инструментами программы.
- знать: настройки рисования, как выделять и преобразовывать объекты, комбинировать их, пользоваться инструментом Free Transform.
- понимать: принципы работы программы и назначение инструментов.
Практическая работа: «Трансформация объектов».
Итоговый тест «Работа с объектами».
Модуль III: _ РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ (всего часов – 2)
Содержание модуля: типы файлов статических изображений, работа с библиотекой изображений, трассировка растровых изображений.
Основные понятия: типы графических файлов, импорт, экспорт, библиотека, трассировка.
Задачи модуля:
1. научить импортировать и экспортировать файлы;
2. научить работать с библиотекой.
Учащиеся должны:
- уметь: импортировать и экспортировать различные изображения, производить трассировку растровых изображений.
- знать: типы статических файлов, которые можно импортировать, как импортировать статические изображения во Flash.
- понимать: назначение импорта и экспорта.
Практическая работа: «Импорт и экспорт изображений».
Итоговый тест «Работа с изображениями».
Модуль IV: РАБОТА СО СЛОЯМИ, КАДРАМИ И СИМВОЛАМИ
(всего часов – 4)
Содержание модуля: отработка и использование слоев, создание эффекта тени, создание, размещение и редактирование символов, распределение по слоям и создание ключевых кадров.
Основные понятия: слой, кадр, символ, ключевой кадр.
Задачи модуля:
1. научить пользоваться слоями и ключевыми кадрами;
2. научить работать с символами.
Учащиеся должны:
- уметь: распределять по слоям и блокировать слои, работать с графикой, символами и кадрами;
- знать: определение символа, слоя и кадра;
- понимать: назначение слоев, символов и кадров.
Практическая работа: «Многослойный рисунок».
Итоговый тест «Работа со слоями, кадрами и символами».
Модуль V: АНИМАЦИЯ (всего часов – 2)
Содержание модуля изучение основ анимации: временная шкала и ее основные элементы; работа с графическими символами и библиотекой; заполнение кадров движением; направляющие слои.
Основные понятия: анимация, покадровая анимация, Motion-анимация, слой Guide (направляющий), Shape-анимация.
Задачи модуля:
1. научить работать с временной шкалой;
2. научить создавать простейшие анимации.
Учащиеся должны:
- уметь: работать с графикой, создавать движение в кадрах, в том числе по направляющим;
- знать: как создавать простейшие анимации с изменением формы;
- понимать: принципы создания анимации.
Практические работы:
- «Создание покадровой анимации»;
- «Движение по заданной траектории»;
- «Морфинг».
Итоговый тест «Анимация».
Модуль VI: ОСНОВЫ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ACTION SCRIPT (всего часов – 2)
Содержание модуля изучение языка программирования Action Script, используемого во Flash-приложениях: создание простых тестов и программирование кнопок.
Основные понятия: скрипт, основные управляющие скрипты, интерактивность.
Задачи модуля:
1. научить программировать кнопки;
2. научить создавать простейшие тесты.
Учащиеся должны:
- уметь: применять язык программирования Action Script на практике;
- знать: определение события, а также назначение скриптов;
- понимать: язык программирования Action Script и принцип действия скриптов.
Практическая работа «Тест».
Итоговый тест «Язык Action Script».
Модуль VII: РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ПРОЕКТА
(всего часов – 1)
Содержание модуля: разработка плана работы над проектом, самостоятельная работа над проектом.
Основные понятия: проект, план проекта.
Задача модуля:
1. создать каждым учеником собственное Flash-приложение.
Учащиеся должны:
- уметь: применить полученные знания и навыки при создании собственного Flash-приложения, разрабатывать план проекта;
- знать: понятие проекта, его плана;
- понимать: назначение проекта.
Практическая работа: «Мой проект».
Рабочая программа данного элективного курса оснащена следующим:
- Цифровыми ресурсами:
- http://adobe.com - ресурсы фирмы разработчика
- http://www.flasher.ru/ -клуб Flash-мастеров, форум
- http://www.web-planets.narod.ru/webdiz/yrisov/graphiks/flash/ - электронные учебники, разработки
- www.rastyle.com — статьи и уроки по Flash
- http://www.vtutorial.com/videos/Adobe_Flash -видеоуроки
- http://kpolyakov.spb.ru/school/flash.htm -электронный учебник
- Учебно-методическим комплексом:
- А. М. Горностаева, Э. С. Ларина. Диалог с компьютером. Интерактивные средства обучения, созданные при помощи программы Macromedia Flash (+ CD-ROM) - Издательство: Глобус, Панорама, 2008 г.
- Гурский Д. ActionScript 2: программирование во Flash MX 2004. Для профессионалов. – СПб: Питер, 2004.
- Джоб М. Секреты разработки игр в Macromedia Flash MX. М.: Кудиц-Образ, 2004.
- Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash/ Киркпатрик Гленн, Питии Кевин; Пер. с англ. К.В. Пожидаевой. - М.НТ Пресс, 2006.-336 с.: ил. – (Самоучитель)
- Мельников С.В. Создание игр во Flash MX. – СПб: БХВ, 2005.
- Мук К. ActoinScript 2.0. основы. – Пер. с англ. – СПб.: Символ – Плюс, 2006. – 576 с., ил.
- Macromedia Flash MX 2004 ActionScript 2.0. Справочник разработчика. – М: Вильямс, 2005
- Переверзев С.И. Анимация в Adobe Flash CS3/С.И. Переверзев. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 374 с.: ил. – (Практикум)
- Переверзев С.И. Анимация в Macromedia Flash MX / С.И. Переверзев. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 374 с.: ил. – (Практикум)
- Платонова Н.С. Создание компьютерной анимации в Adobe Flash CS3. Учебное пособие/ Н.С. Платонова – М.: Интернет-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 112 с.: ил., табл. – (Лицей информационных технологий)
- Поляков К.Ю. Уроки по Adobe Flash CS3. Электронное учебное пособие, 2007.
Для ученика:
- Д.М.Блинов. Электронный учебник. «Macromedia Flash. Практический курс для начинающих». 2012.
- М. Н. Капранова. Информатика. Macromedia Flash MX. Компьютерная графика и анимация - Издательство: Солон-Пресс . 2010 г.
- Е. Т. Вовк. Информатика. Уроки по Flash (+ CD-ROM) - Издательство: КУДИЦ-Пресс, 2008 г.
- Поляков К.Ю. Уроки по Adobe Flash CS3. Электронное учебное пособие, 2007.
- Программным комплексом:
- Операционная система Windows.
- Приложение Adobe Macromedia Flash.
- Растровые и векторные графические редакторы.
- Звуковые редакторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....
рабочая программа элективного курса "Информационные технологии в управлении"
Курс «Информационные технологии в управлении» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте обр...
Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования
Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса «Технология работыс контрольно-измерительными материалами» учителя математики1 квалификационной категори...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»
На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ «Умелые руки»
Курс «Умелые руки» разработан для учащихся 5-х классов Курс включает в себя технику пропильной резьбы, художественное выжигание и роспись. Содержание курса направлено на ознакомление учащ...