Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
- Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_matematike_dlya_uchashchihsya_9.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса
"Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Пояснительная записка
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме тестирования , предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
- Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
- Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
- Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
- Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
- Выработают умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
Структура курса
Курс рассчитан на 17 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
- Выражения и их преобразования.
- Уравнения и системы уравнений.
- Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
- Неравенства.
- Координаты и графики.
- Функции.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии.
- Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике-ГИА).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Методические рекомендации:
- Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
- Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
- Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
- Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
- Максимальное использование наличного запаса знаний.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Формы проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Прак. | ||||
1 | Числа и выражения. | 2 ч. | 0,5 ч. | 1,5 ч. | Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. | Актуализация вычислительных навыков. |
2 | Уравнения. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Комбинирован ный урок, групповая работа | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. |
3 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 ч. | 0,5 | 0,5 ч. | Урок- практикум | Овладение умениями решать комбинаторные задачи, задачи по статистике и теории вероятностей. |
4 | Системы уравнений. | 2 ч. | 0,5 ч. | 1,5 ч. | Мини-лекция, работа в парах | Овладение разными способами решения систем уравнений. |
5 | Неравенства. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование | Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. |
6 | Координаты и графики. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, лабораторная работа | Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. |
7 | Функции | 2 ч. | 0,5 ч. | 1,5 ч. | Семинар, групповая работа, тестирование | |
8 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 2 ч. | 0,5 ч. | 1,5 ч. | Комбинированный урок, | Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии. |
9 | Текстовые задачи. | 2 ч. | 0,5 ч | 1,5 ч. | Мини-лекция, групповая работа, тестирование | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. |
10 | Уравнения и неравенства с модулем. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, работа в парах | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. |
11 | Уравнения и неравенства с параметром. | 1 ч. | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Мини-лекция, урок-практикум | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. |
12 | Обобщающее повторение | 1 ч. |
| 1 ч. | Тестирование | Умение работать с полным объемом теста ГИА. |
Содержание программы
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Уравнения Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).
Тема 3. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Способы решения комбинаторных задач. Статистика. Вычисление вероятностей. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Тема 4. Системы уравнений Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Тема 5. Неравенства Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 6. Координаты и графики Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Тема 7. Функции Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 8. Арифметическая и геометрическая прогрессии Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма п первых членов. Комбинированные задачи.
Тема 9. Текстовые задачи Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 10. Уравнения и неравенства с модулем Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Тема 11. Уравнения и неравенства с параметром Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 12. Обобщающее повторение Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА(полный текст).
Список литературы для учащихся:
- Горнштейн П.И. И др. Задачи с параметрами. - М., Илекса, 2002
- Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 - 9классов, М: Просвещение, 1991 г.
- Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: «Эксмо», 2007.
- Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика. 9 класс. Подготовка к «малому ЕГЭ». М.: «Эксмо», 2007.
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
- Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.
- Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7-9 классы. М.: «Мнемозина», 2004.
- Мордкович. А.Г. Алгебра 9кл. Задачник для общеобразовательных учреждений, М.:Мнемозина, 2003 г.
- Муравин К.С. Алгебра 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Дрофа, 2000 г.
- Мордкович А.Г. Алгебра 8. Задачник для общеобразовательных учреждений. М.Мнемозина, 2001
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач поматематике для средней школы, - М: Наука, 1989 г
Список литературы для учителя:
- Горнштейн П.И. И др. Задачи с параметрами. - М., Илекса, 2002
- Домбровская Т.В. Задачи с параметрами. Методическое пособие для учителейматематики, ТОИПКРО, 2002
- Ким Е.А. Алгебра. Поурочные планы по учебнику А. Г. Мордковича 7-9 классы. Волгоград: «Учитель», 2006.
- Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 - 9классов, М: Просвещение, 1991 г.
- Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.
- Мордкович А.Г. Алгебра 7 - 9кл. Методическое пособие для учителя, М: Мнемозина, 2001г.
- Мордкович А.Г. Алгебра 8. Задачник для общеобразовательных учреждений. -М.Мнемозина, 2001
- Мордкович А.Г. Алгебра 9. Задачник для общеобразовательных учреждений М.Мнемозина, 2003
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы, - М: Наука, 1989 г.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Тема занятия | Кол час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | Числа и выражения. Преобразование выражений | Числа и выражения | 1 | Мини-лекция | Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. | Актуализация вычислительных навыков. | |||
2 | Преобразование выражений | 1 | Урок- практикум | Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. | Развитие навыков тождественных преобразований. | тестирование | |||
3 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | Урок- практикум | Способы решения комбинаторных задач. Статистика. Вычисление вероятностей. Перестановки. Размещения. Сочетания. | Овладение умениями решать комбинаторные задачи, задачи по статистике и теории вероятностей. | тестирование | ||
4 | Уравнения | Способы решения различных уравнений | 1 | Комбинированный урок | Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных сводимых к квадратным, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. | Групповая работа | ||
5 | Системы уравнений | Системы уравнений | 1 | Мини- лекция | Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). | Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. | |||
6 | Различные методы решения систем уравнений | 1 | практикум | Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. | Работа в парах | ||||
7 | Неравенства | Способы решения различных неравенств | 1 | Комбинированный урок | Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. | Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. | тестирование | ||
8 | Координаты и графики | Координаты и графики | 1 | Мини-лекция, лабораторная работа | Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. | Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. | Лабораторная работа | ||
9 | Функции | Функции | 1 | семинар | Функции, их свойства и графики (линейная, обратно –пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. | Групповая работа | |||
10 | Функции, их свойства и графики | 1 | семинар | Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. | тестирование | ||||
11 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | Арифметическая прогрессия | 1 | Комбинированный урок | Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма п первых членов. Комбинированные задачи. | Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии. | |||
12 | Геометрическая прогрессия | 1 | Урок- практикум | ||||||
13 | Текстовые задачи | Текстовые задачи | 1 | Мини-лекция | Задачи на проценты, на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. | |||
14 | Решение текстовых задач | 1 | Групповая работа | Задачи на движение. Задачи геометрического содержания. | тестирование | ||||
15 | Уравнения и неравенства с модулем | Уравнения и неравенства с модулем | 1 | Мини- лекция | Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. | Работа в парах | ||
16 | Уравнения и неравенства с параметром | Уравнения и неравенства с параметром | 1 | Мини- лекция, урок-практикум | Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений. | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. | |||
17 | Обобщающее повторение | Тестирование | 1 | Урок контроля | Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА(полный тест). | Умение работать с полным объемом теста ГИА | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...
Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"
Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса «Технология работыс контрольно-измерительными материалами» учителя математики1 квалификационной категори...
Рабочая программа элективного курса по математике для учащихся 9-го класса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Пояснительная запискаИтоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Осо...
Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »
Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...
Рабочая программа элективного курса "Работа с текстами разного стиля"
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритет...
Рабочая программа элективного курса «Работа с текстом» 7 класс
Рабочая программа элективного курса для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:1) Федерального государственного образовательног...