РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ «Умелые руки»
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Курс «Умелые руки» разработан для учащихся 5-х классов Курс включает в себя технику пропильной резьбы, художественное выжигание и роспись. Содержание курса направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
55555.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ФИЛИМОНОВСКАЯ СОШ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № ________ от «___» _______2013г. | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР _______________ от «___» ___________2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор Приказ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ
«Умелые руки»
5 класс
Рабочую программу составил(а)_________________________________________ Подпись
|
|
Расшифровка подписи
2013г
Пояснительная записка
Настоящий курс по выбору «Умелые руки» разработан для учащихся 5-х классов Курс включает в себя технику пропильной резьбы, художественное выжигание и роспись. Рассчитан на 35 часов.
Содержание курса направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.
Учебно-материальная база мастерских (станки, оборудование, ручные инструменты и др.) позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.
Одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства на Руси является резьба по дереву. Много столетий декоративные элементы домов украшались мастерски выполненной резьбой. Славились разная мебель, внутреннее убранство дворцов и церквей. Деревянная резная скульптура, предметы труда, быта и культуры украшают многие музеи страны.
Во второй половине XIX века в деревянных постройках на селе и в городе большое распространение получила пропильная резьба, выполненная с помощью тонкой пилки для лобзика. Она имеет несколько наименований: ажурная, сквозная, накладная. При этом способе удаляют, вернее выпиливают фон.
Техника пропильной резьбы довольна проста: благодаря большому количеству вариантов, она незаменима при изготовлении резного декора дома и изготовления предметов быта.
Художественная обработка древесины включает в себя и художественное выжигание. Это доступный и интересный вид декоративного творчества и один из видов отделки изделий из древесины.
Выжигание очень похоже на рисование, только вместо карандаша используется ручка с электрическим пером. Выжигать можно на плоских, объемных и точеных предметах из древесины. Выжигание хорошо сочетается с выпиливанием лобзиком, раскрашиванием, росписью по дереву.
В домашних условиях, на уроках и курсах по технологии выжигание выполняется с помощью специального прибора – электровыжигателя. На производстве и в художественных мастерских выжигают бытовыми и промышленными приборами, а так же различными наконечниками и штифтами, вставленными в электровыжигатели. Лучший материал для выжигания – древесина липы, тополя, ольхи, каштана, а также фанера различной толщины.
Цель курса: помочь учащимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности и формировать навыки практического применения знаний в области художественной обработки древесины и декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
сохранение и развитие древнего вида искусства;
формирование умений механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;
обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «Умелые руки»
Учащиеся должны знать:
- роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
- принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл.лобзик, эл. рубанок);
- свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
- традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
- возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
- роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
- правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
Учащиеся должны уметь:
- рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
- читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
- составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
- собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
- находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
- выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
- осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.
Содержание программы
1. Вводное занятие. Основные правила при работе лобзиком, правила безопасной работы. Народное декоративно – прикладное искусство, художественная обработка древесины и её разновидности. Ознакомление с режимом занятий. Ознакомление с правилами безопасной работы. Просмотр образцов изделий.
2. Подготовка инструмента и приспособлений к работе. Подготовка и оборудование рабочего места. Основные инструменты и приспособления для выпиливания. Практическая работа: установка пилки лобзика, подбор выпиловочного столика.
3. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов и тренировочное выпиливание. Выбор материала и инструмента. Практическая работа: построение линий, крепление выпиловочного столика, выпиливание по разметке.
4. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру. Практическая работа: построение окружностей, выпиливание контуров, зачистка деталей.
5. Самостоятельная разработка одно- , двух-, трехдетальных изделий. Практическая работа: конструирование и моделирование много-детальных изделий.
6. Составление эскизов. Выпиливание деталей. Принципы и правила составления эскизов и технических рисунков. Практическая работа: перенесение рисунка на фанеру или древесину, выпиливание деталей по линиям разметки. Сверление отверстий для выпиливания внутреннего контура.
7. Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия. Выбор декоративной отделки. Подготовка материала. Практическая работа: перевод рисунка на материал при помощи копировальной бумаги, выжигание рисунка, сборка изделия.
8. Художественная обработка – роспись изделия. Практическая работа: выполнение отделочных операций с использованием гуаши, масляных красок и лака.
9. Презентация выполненных изделий. Подведение итогов курса. Презентация законченного проекта. Итоги.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРЕДМЕТ технология
КЛАСС 5 класс
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ 1час
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО 35 часов
ПРОГРАММА Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы, 5 - 11 классы
Научные руководители: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.
- 7-е изд. - М.: Просвещение, 2008 г.
УЧЕБНИК Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных
учреждений 2-е издание, перераб./ Под ред. В. Д. Симоненко. – М.:
Вентана-Граф, 2005.
УЧИТЕЛЬ _____________
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол. часов | Формы и методы проведения занятий | Дата по плану | Дата факт |
1 | Вводное занятие. | 1 | Беседа, демонстрация изделий, работа с рабочей тетрадью | ||
2-3 | Основные правила при работе лобзиком, правила безопасной работы | 2 | Беседа, создание проблемной ситуации, работа с рабочей тетрадью | ||
4-5 | Подготовка инструмента и приспособлений к работе | 2 | Беседа, работа с рабочей тетрадью, выполнение творческих заданий | ||
6-7-8-9 | Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов и тренировочное выпиливание | 4 | Беседа, работа с рабочей тетрадью | ||
10-11-12-13-14-15 | Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру | 6 | Рассказ, работа с рабочей тетрадью, выполнение практических упражнений | ||
16-17- | Самостоятельная разработка одно-, двух-, трехдетальных изделий | 2 | Рассказ, работа с рабочей тетрадью, выполнение практических упражнений | ||
18-19-20-21 | Составление эскизов, выпиливание деталей | 4 | Работа с рабочей тетрадью, инструктаж, практикум | ||
22-23-24-25-26-27 | Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия | 6 | Работа с рабочей тетрадью, выполнение творческих заданий, практикум | ||
28-29-30 | Художественная обработка – роспись изделий | 3 | Работа с рабочей тетрадью, выполнение творческих заданий | ||
31-32-33-34 | Презентация выполненных изделий, подведение итогов курса | 4 | Рассказ, работа с рабочей тетрадью, практикум | ||
35 | Итоговое занятие | 1 |
Литература
Для учителя:
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М.,
1996.
2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических
материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002.
3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Учпедизд, 1961.
4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное
пособие. – Брянск, 1994.
5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006.
6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996.
7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.
Для учащихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический
труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение,
1990.
3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.
4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.
5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.
6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.:
Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.
7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).
Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 1 год обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ» 2 год обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «СВОИМИ РУКАМИ»...
План кружка по технологии "Умелые руки"
Цели и задачи, реализуемые рабочей программойЦели программы «Умелые руки»: Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.Создание условий для самореализации ученика в тв...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; ba...
Рабочая программа для ДО по технологии "Умелые руки"
Внеурочная программа для учеников 6 класса и старше....