Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Богомолова Татьяна Ефимовна

Рабочая программа

элективного курса по математике

для учащихся 9 –го класса

 

 

«Технология работы

с контрольно-измерительными материалами»

 

 

учителя математики

1 квалификационной категории

Богомоловой Татьяны Ефимовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013-2014 учебный год.

 

 

Пояснительная записка.

 

    Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной школы сдают все учащиеся основной общеобразовательной школы 9 классов . С 2005 года  в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена(государственная итоговая аттестация). Особенности такого экзамена:

- состоит из трех модулей :«Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика»;

- на выполнение каждого модуля  дается ограниченное количество времени;

-первый модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части I-8 заданий с кратким ответом, выбором ответа и установлением соответствия; в II – 3 задания с полным решением;

- Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в  части I – 5 заданий с кратким ответом, в части II- 3 задания с полным решением.

-Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий: все задания – в части Iс кратким ответом и выбором ответа.

  Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

     В школах подготовка  к государственной итоговой аттестации осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях . Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме государственной итоговой аттестации, предлагается элективный курс по математике:  «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».

     Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания  учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов;  развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

 

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

 

 

 

Задачи:

- повторить и обобщить знания по математике за курс основной образовательной школы;

- расширить знания по отдельным темам курса математики 5-9 классы;

-выработать умение пользоваться контрольно- измерительными материалами.

 

Ожидаемые результаты:

 

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

- усвоят основные приемы мыслительного поиска.

-выработают умения:

   -самоконтроль времени  выполнения заданий;

 -  оценка объективный и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

 - прикидка границ результатов;

- прием «спирального движения » (по тесту).

 

Основные методические особенности курса:

 

1 .Подготовка по тематическому принципу соблюдения « правила спирали» от простых типов

2Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест  готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего .

3.Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки для всех школьников в равной мере;

5.максимальное использование наличного запаса знаний для получения ответа простым и быстрым способом;

6.Применение развивающих технологий по математике.

 

Структура курса.

 

Элективный курс по математике рассчитан на 17 занятий.

В программу включенный материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

- Выражения и их преобразования.

-Уравнения и системы уравнений.

- Неравенства.

- Координаты и графики.

-Функции.

-Арифметическая и геометрическая прогрессии.

-Текстовые задачи.

 

Форма организации учебных занятий.

 

  Занятия включают в себя лекции ,практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

  Основной тип занятий комбинированный урок .Каждая тема курса начинается с постановки задачи .Теоретический материал излагается в форме лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

  В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные контрольные, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий.

Самостоятельные, контрольные работы обеспечивают эффективную обратную связь, позволяют учащимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала.

 

 

Контроль и система оценивания.

 

Контроль уровня  усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и контрольных работ. Присутствует как качественная ,так и  количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а также оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдача экзамена по математике в новой форме ГИА).

  Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими  учебным материалом и производится по пятибалльной  системе. Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачета и тестирования.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план.

 

Тема

Количество

 часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Числа и выражения.

Преобразование выражений

2

Мини-лекция. урок- практикум, тестирование

Проверка вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований

2

Уравнения

2

Комбинированный урок, групповая работа

Закрепление умений решать уравнения различных видов. Несколькими различными способами

3

Системы уравнений

2

Мини-  лекция , работа в парах

Овладение разными  способами решения линейных и нелинейных систем уравнений

4

Неравенства

2

Комбинированный урок, урок- практикум, тестирование

Повторение свойств неравенств, умение решать неравенства различных видов различными способами

5

Координаты и графики

2

Мини- лекция, практическая работа с координатной плоскостью

Обобщение знаний о различных функциях и их координатах

6.

Функции

2

Семинар , групповая работа

Обобщение знаний о различных функциях и их координатах

7

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2

Комбинированный урок, урок- практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов  в прогрессии

8

Текстовые задачи

2

Мини-лекция , групповая работа

Контрольная работа

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами

9

Обобщающее повторение

1

Зачет

Умение ориентироваться в заданиях во второй части и выполнять их за минимальное время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание программы.

 

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений.

 

Свойства степени с натуральным и целым показателем. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа .Формулы сокращенного умножения. Приемы разложения на множители. Выражение переменной из формулы . Нахождение значений переменной.

 

Тема 2.Уравнеия.

 

Способы решения различных уравнений(линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно- рациональных и уравнений высших степеней)

 

Тема 3.Системы уравнений.

 

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).

 

Тема 4.Неравенства.

 

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражений. Системы неравенств.

 

Тема 5.Координаты и графики.

 

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнения прямой и параболы.

 

Тема 6.Функции.

 

Функции, их свойства  и графики (линейная, обратно – пропорциональная, квадратичная и другие ) .Определение свойств функции по её графику.  Определение   графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

 

Тема 7.Арифметическая и геометрическая прогрессии.

 

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

 

 

Тема 8.Текстовые задачи

 

Задачи на проценты. Задачи на «движение»,на «концентрацию»,на «смеси и сплавы»,на «работу».Задачи геометрического содержания.

 

Тема 9.Обобщающее повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Контрольно – измерительные материалы к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. М. Просвещение. ОО «ВАКО», 2012 год

2.  Т.Л.Афанасьева ,Л.А. Тапилина. Алгебра. Поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева  и др.9 класс. Волгоград «Учитель»,2005 г.

3.  Т.В.Колесникова, С.С. Минаева. Типовые текстовые задачи 9 класс М «Экзамен», 2007

4.  ГИА -2013 Государственная итоговая  аттестация «Математика»Типовые экзаменационные варианты под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко. Москва «Национальное образование»,2013г

5.   ГИА -2014 Государственная итоговая  аттестация «Математика»Типовые экзаменационные варианты под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко. Москва «Национальное образование 2013г.

6.  Л.Д.Лаппо, М.А.Попов Практикум 9 класс. М. «Экзамен»,2007

7  .ГИА-9 под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Подготовка к ГИА-2012Легион-М ,Ростов- на- Дону 2011г.

8  .Алгебра 9 класс Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 под редакцией Ф.Ф.Лысенко Издательство «Легион-М» Ростов -на –Дону 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл элективный курс по математике24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса по математике

для учащихся 9 –го класса

«Технология работы

с контрольно-измерительными материалами»

учителя математики

1 квалификационной категории

Богомоловой Татьяны Ефимовны

 

2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка.

    Итоговый письменный экзамен по математике за курс основной школы сдают все учащиеся основной общеобразовательной школы 9 классов . С 2005 года  в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена(государственная итоговая аттестация). Особенности такого экзамена:

- состоит из трех модулей :«Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика»;

- на выполнение каждого модуля  дается ограниченное количество времени;

-первый модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части I-8 заданий с кратким ответом, выбором ответа и установлением соответствия; в II – 3 задания с полным решением;

- Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в  части I – 5 заданий с кратким ответом, в части II- 3 задания с полным решением.

-Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий: все задания – в части Iс кратким ответом и выбором ответа.

  Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

     В школах подготовка  к государственной итоговой аттестации осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях . Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме государственной итоговой аттестации, предлагается элективный курс по математике:  «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».

     Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания  учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов;  развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

- повторить и обобщить знания по математике за курс основной образовательной школы;

- расширить знания по отдельным темам курса математики 5-9 классы;

-выработать умение пользоваться контрольно- измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

- усвоят основные приемы мыслительного поиска.

-выработают умения:

   -самоконтроль времени  выполнения заданий;

 -  оценка объективный и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

 - прикидка границ результатов;

- прием «спирального движения » (по тесту).

Основные методические особенности курса:

1 .Подготовка по тематическому принципу соблюдения « правила спирали» от простых типов

2Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест  готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего .

3.Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки для всех школьников в равной мере;

5.максимальное использование наличного запаса знаний для получения ответа простым и быстрым способом;

6.Применение развивающих технологий по математике.

Структура курса.

Элективный курс по математике рассчитан на 17 занятий.

В программу включенный материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

- Выражения и их преобразования.

-Уравнения и системы уравнений.

- Неравенства.

- Координаты и графики.

-Функции.

-Арифметическая и геометрическая прогрессии.

-Текстовые задачи.

Форма организации учебных занятий.

  Занятия включают в себя лекции ,практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

  Основной тип занятий комбинированный урок .Каждая тема курса начинается с постановки задачи .Теоретический материал излагается в форме лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

  В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные контрольные, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий.

Самостоятельные, контрольные работы обеспечивают эффективную обратную связь, позволяют учащимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала.

Контроль и система оценивания.

Контроль уровня  усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и контрольных работ. Присутствует как качественная ,так и  количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а также оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдача экзамена по математике в новой форме ГИА).

  Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими  учебным материалом и производится по пятибалльной  системе. Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачета и тестирования.

Учебно – тематический план.

Тема

Количество

 часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Числа и выражения.

Преобразование выражений

2

Мини-лекция. урок- практикум, тестирование

Проверка вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований

2

Уравнения

2

Комбинированный урок, групповая работа

Закрепление умений решать уравнения различных видов. Несколькими различными способами

3

Системы уравнений

2

Мини-  лекция , работа в парах

Овладение разными  способами решения линейных и нелинейных систем уравнений

4

Неравенства

2

Комбинированный урок, урок- практикум, тестирование

Повторение свойств неравенств, умение решать неравенства различных видов различными способами

5

Координаты и графики

2

Мини- лекция, практическая работа с координатной плоскостью

Обобщение знаний о различных функциях и их координатах

6.

Функции

2

Семинар , групповая работа

Обобщение знаний о различных функциях и их координатах

7

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2

Комбинированный урок, урок- практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов  в прогрессии

8

Текстовые задачи

2

Мини-лекция , групповая работа

Контрольная работа

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами

9

Обобщающее повторение

1

Зачет

Умение ориентироваться в заданиях во второй части и выполнять их за минимальное время

 Содержание программы.

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений.

Свойства степени с натуральным и целым показателем. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа .Формулы сокращенного умножения. Приемы разложения на множители. Выражение переменной из формулы . Нахождение значений переменной.

Тема 2.Уравнеия.

Способы решения различных уравнений(линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно- рациональных и уравнений высших степеней)

Тема 3.Системы уравнений.

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).

Тема 4.Неравенства.

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражений. Системы неравенств.

Тема 5.Координаты и графики.

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнения прямой и параболы.

Тема 6.Функции.

Функции, их свойства  и графики (линейная, обратно – пропорциональная, квадратичная и другие ) .Определение свойств функции по её графику.  Определение   графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 7.Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8.Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение»,на «концентрацию»,на «смеси и сплавы»,на «работу».Задачи геометрического содержания.

Тема 9.Обобщающее повторение

Список литературы.

 

1. Контрольно – измерительные материалы к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. М. Просвещение. ОО «ВАКО», 2012 год

2.  Т.Л.Афанасьева ,Л.А. Тапилина. Алгебра. Поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева  и др.9 класс. Волгоград «Учитель»,2005 г.

3.  Т.В.Колесникова, С.С. Минаева. Типовые текстовые задачи 9 класс М «Экзамен», 2007

4.  ГИА -2013 Государственная итоговая  аттестация «Математика»Типовые экзаменационные варианты под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко. Москва «Национальное образование»,2013г

5.   ГИА -2014 Государственная итоговая  аттестация «Математика»Типовые экзаменационные варианты под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко. Москва «Национальное образование 2013г.

6.  Л.Д.Лаппо, М.А.Попов Практикум 9 класс. М. «Экзамен»,2007

7  .ГИА-9 под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Подготовка к ГИА-2012Легион-М ,Ростов- на- Дону 2011г.

8  .Алгебра 9 класс Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 под редакцией Ф.Ф.Лысенко Издательство «Легион-М» Ростов -на –Дону 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...