Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования
элективный курс по теме

Князева Ольга Владимировна

Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.kurs_11_kl.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 600

с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

 «Технологии научного исследования»

Класс 10 - 11

Учитель:  Князева Ольга Владимировна

Учебный год: 2012-2013

Количество часов по программе: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Санкт-Петербург

2012

  1. Пояснительная записка к программе элективного курса «Технологии научного исследования»

Методы научного познания становятся в современной школе неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения применять их на практике формируются у учащихся, в основном, методом “проб и ошибок”.

Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий и приводит к непомерным затратам времени на исследовательскую деятельность при низкой ее эффективности. Поэтому формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическое значение.

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Новизна программы определяется тем, что процесс обучения рассматривается, как совместная деятельность учителя и ученика и направлен на выявление творческих и исследовательских способностей учащихся.

Реализация программы предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории, обществознания, социологии, политологии, экономики, географии позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе, расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что активизирует стремление учащихся самостоятельно добывать знания и использовать их для решения проблем.

Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: лекция, беседа, практикум, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.

Формы контроля: мини-конференция, доклад, творческий отчет.

Формы подведения итогов: выставка исследовательских работ, защита исследовательской работы  на конференциях.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

 • психологическом подходе (создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, который будет способствовать выработке у учащихся положительной установки на обучение);

• личностно-ориентированном подходе (обращение к жизненному опыту учащихся, признание самобытности и уникальности личности каждого ученика);

• сотрудничестве учителя и учащихся;

• свободе выбора решений и самостоятельности в их реализации.

Программа курса “Технология научного исследования” предназначена для изучения в 10 – 11 классе. Она  соответствует возрастным особенностям учащихся и рассчитана на 34 ч.  учебного времени, одно занятие в неделю.

Средства, необходимые для реализации программы: мультимедийный проектор, энциклопедии, хрестоматии, справочная, учебная литература, ресурсы Интернет-сети.

Цель курса:

Изучение курса направлено на достижение следующих целей: раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею.

Задачи курса:

Обучающие:

1. Создать у учащихся целостное представление о научном исследовании как единой системы во взаимосвязи ее элементов, о методах проведения исследовательской деятельности.

Воспитательные:

1.Воспитание творческой, коммуникативной личности с исследовательским типом мышления;

2.Воспитание интереса к общественной жизни, гуманистического восприятия мира.

Развивающие:

1.Развитие умений самостоятельно работать с источниками и литературой, научной информацией, в библиотеке, архиве, Интернете;

2.Развитие опыта самореализации, а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы;

3.Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований.

Прослушав данный курс, учащиеся должны знать:

• особенности научно-исследовательской деятельности;

• сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности;

• методы определения достоверности полученных результатов и правила их представления;

• структуру исследовательской работы;

• требования к оформлению работы и публичным выступлениям.

Для реализации учебно-исследовательской деятельности, школьники также должны уметь:

 •обосновывать актуальность выбранной темы исследования;

•определять объект, предмет, цель и задачи исследования;

•выдвигать и обосновывать гипотезы;

•определить алгоритм действий по организации собственной работы;

•осуществлять подбор информации из различных источников по выбранной теме исследования;

•применять новые информационные технологии при построении теоретических моделей и оформлении результатов исследования;

•обрабатывать, систематизировать, анализировать полученные результаты, определять их достоверность;

•организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в малой группе);

•оформлять результаты работы;

•подготавливать публичное выступление;

•вести устный диалог на заданную тему, участвовать в дискуссии.

 УМК программы:

1.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1

2.Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4

3.Арцев М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся. // Завуч для администрации школ. 2005. № 6

4.Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3

5.Блинова Т.В. “Школа исследователей” как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 1

6.Голанцева Т.П. Организация мини-экспедиций. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1

7.Горюнова Т.А.   Исследование – путь к творческой личности школьника. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4

8.Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2

9.Кожевникова О.Л., Сластникова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее.// Исследовательская работа школьников. 2003. № 3

10.Кравченко А.И. Социология. М.: ПБОЮЛ ГРИГОРЯН А.Ф., 2003

11.Левина О.Г. Семинар “Организация научно-исследовательской деятельности школьников” // Учебный год. 2007. № 1

12.Левина О.Г. Организация научно-исследовательской деятельности. Ярославль, Провинциальный колледж, 2003

13.Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 4

14.Лощакова О.В. Из опыта работы Российской научной конференции школьников “открытие”: как подготовиться к участию в конференции?// Учебный год. 2007. № 1

15.Марасанова В.М. Типичные недочеты научных работ школьников по отечественной истории и способы их преодоления. // Учебный год. 2007. № 1

16.Обухов А.С. Исследовательская позиция личности. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1

17.Пентин А.Ю.  Учебные исследования и проекты – понятия близкие, но не тождественные. // Директор школы. 2006. № 2

18.Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1

19.Подьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4

20.Положение об исследовательской работе учащихся. // Вестник ДАНЮИ. 2008. № 1

21.Слободчиков В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1

22.Спиридонова Е.В., Сухов Н.С., Фролов И.В. Археологический эксперимент в научно-исследовательской деятельности школьников. // Учебный год. 2007. № 1

23.Страхова Н.В. Некоторые проблемы работы в рамках семинара “История” программы “Открытие” // Учебный год. 2007. № 1

24.Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 2004

25.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4

26.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 4

27.Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1

28.Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1

29.Худин А.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении. // Завуч для администрации школ.2006. № 6

30.Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4

31.Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе. // Завуч для администрации школ. 2005. № 5^ Техноло­гия научно-практического исследова­ния

2.1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Элементы содержания урока

Сроки

Домашнее задание

Введение в технологию научного исследования

Что такое научное исследование.

1 неделя сентября

составить список интересных тем для исследования

Виды исследовательских работ

Классификации видов исследовательских работ

2 неделя сентября

выбрать вид исследовательской работы

Особенности исследовательской работы по обществоведческим дисциплинам

Выявление особенностей написания исследовательских работ по обществоведческим дисциплинам

3 неделя сентября

заполнить таблицу

Особенности исследовательской работы по истории

Выявление особенностей написания исследовательских работ по истории

4 неделя сентября

провести анализ исследовательских работ

Источники для написания исследования

Виды источников, способы работы с ними

1 неделя октября

составить список источников и привести примеры

Формулировка проблемы исследования

Дискуссия о проблемности выбранной темы

2 неделя октября

выделить проблему исследования

Актуальность темы

Дискуссия об актуальности выбранной темы

3 неделя октября

обосновать актуальность выбранной темы

Методы исследования

Классификация методов исследования

4 неделя октября

определить методы индивидуального исследования

Определение цели, задач, предмета и объекта исследования

Выявление цели, задач, предмета и объекта исследования

1 неделя ноября

написать цели, задачи индивидуального исследования

Структура исследовательской работы

Составление содержания исследовательской работы

2 неделя ноября

составить структуру индивидуального исследования

Сбор материалов

Работа с источниками исследования, проведение опросов

3 неделя ноября

собрать материалы для работы

Особенности работы с различными источниками информации

Практикум: работа и анализ различных видов источников

4 неделя ноября

проанализировать  источники информации

Виды документов. Рекомендации по работе с ними

Практикум: работа с документами по памяткам

1 неделя декабря

проанализировать документы, используемые в работе

План исследовательской работы. Защита составленного плана

Составление плана исследовательской работы. Его презентация.

2 неделя декабря

исправить недочеты

Введение. Основная характеристика содержания

Основные элементы введения.

3 неделя декабря

начать писать введение

Работа над введением

Практикум: написание введения и его защита.

4 неделя декабря

дописать введение  с учетом замечаний

Основная часть. Основная характеристика содержания

Работа над содержанием, главами исследования.

2 неделя января

начать писать основную часть

Заключение. Основная характеристика содержания

Основные элементы заключения.

3 неделя января

начать писать заключение

Работа над заключением

Защита заключения.

4 неделя января

исправить недочеты

Приложения к работе

Работа с приложениями исследовательской работы.

1 неделя февраля

составить приложения

Правила оформления выводов исследования

Практикум: оформление исследования.

2 неделя февраля

проверить правильность оформления выводов

Оформление исследовательской работы

Практикум: оформление исследования.

3 неделя февраля

оформить работу

Стиль изложения материала. Виды стилей

Анализ написанной работы.

1 неделя марта

определить стиль своей работы

“Золотые правила” ораторского искусства

Что такое ораторское искусство. Правила оратора.

2 неделя марта

отработать правила

Культура выступления и ведения дискуссии

Правила дискуссии. Составление вопросов.

3 неделя марта

выписать правила дискуссии

Правила подготовки к выступлению

Практикум: подготовка к публичному выступлению.

4 неделя марта

подготовить выступление

Подготовка к ответам на вопросы и замечаниям

Анализ и составление вопросов к другим исследованиям.

1 неделя апреля

составить вопросы к исследованиям

Средства представления исследования

Наглядные средства представления работы. Оформление плакатов, стендов.

подготовить макеты, таблицы, презентации

Правила оформления презентации

Практикум: работа над презентацией.

2 неделя апреля

оформить презентацию с учетом недочетов

Структура тезисов. Особенности содержания тезисов

Практикум: составление тезисов выступлений.

3 неделя апреля

выверить тезисы выступления и презентацию

Правила подготовки литературного обзора

Правильность оформления ссылок, литературных обзоров.

4 неделя апреля

проверить правильность оформления литературного обзора

Повторение и обобщение по теме: Технология исследования

Семинар.

1 неделя мая

подготовиться к защите работы

Презентация научного исследования

Подготовка к презентации и защите работы.

2 неделя мая

подготовиться к защите работы

Защита исследовательских работ

Представление презентаций и защита работ.

3 неделя мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

Рабочая программа элективного курса «Основы химических, методов исследования вещества» для 10 класса

Элективный курс « Основы химических, методов исследования вещества» рассчитан на 34 часа: одно занятие в неделю в течение года. Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих повыше...

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

Рабочая программа элективного курса "Методы исследования"

Рабочая программа элективного курса "Методы исследования" предназначена для обучающихся 5-7 классов с целью ознакомления с методами исследования, создания своих проектов и их защите...

Рабочая программа элективного курса "Технология укрепления и сбережения здоровья".

Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан для обучающихся 9-11 классов и посвящён одной из главных проблем – укреплению и сбережению здоровья у подраст...