Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования
элективный курс по теме
Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e.kurs_11_kl.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 600
с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Технологии научного исследования»
Учитель: Князева Ольга Владимировна
Учебный год: 2012-2013
Количество часов по программе: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Санкт-Петербург
2012
- Пояснительная записка к программе элективного курса «Технологии научного исследования»
Методы научного познания становятся в современной школе неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения применять их на практике формируются у учащихся, в основном, методом “проб и ошибок”.
Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий и приводит к непомерным затратам времени на исследовательскую деятельность при низкой ее эффективности. Поэтому формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическое значение.
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Новизна программы определяется тем, что процесс обучения рассматривается, как совместная деятельность учителя и ученика и направлен на выявление творческих и исследовательских способностей учащихся.
Реализация программы предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории, обществознания, социологии, политологии, экономики, географии позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе, расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что активизирует стремление учащихся самостоятельно добывать знания и использовать их для решения проблем.
Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: лекция, беседа, практикум, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.
Формы контроля: мини-конференция, доклад, творческий отчет.
Формы подведения итогов: выставка исследовательских работ, защита исследовательской работы на конференциях.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
• психологическом подходе (создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, который будет способствовать выработке у учащихся положительной установки на обучение);
• личностно-ориентированном подходе (обращение к жизненному опыту учащихся, признание самобытности и уникальности личности каждого ученика);
• сотрудничестве учителя и учащихся;
• свободе выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Программа курса “Технология научного исследования” предназначена для изучения в 10 – 11 классе. Она соответствует возрастным особенностям учащихся и рассчитана на 34 ч. учебного времени, одно занятие в неделю.
Средства, необходимые для реализации программы: мультимедийный проектор, энциклопедии, хрестоматии, справочная, учебная литература, ресурсы Интернет-сети.
Цель курса:
Изучение курса направлено на достижение следующих целей: раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею.
Задачи курса:
Обучающие:
1. Создать у учащихся целостное представление о научном исследовании как единой системы во взаимосвязи ее элементов, о методах проведения исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1.Воспитание творческой, коммуникативной личности с исследовательским типом мышления;
2.Воспитание интереса к общественной жизни, гуманистического восприятия мира.
Развивающие:
1.Развитие умений самостоятельно работать с источниками и литературой, научной информацией, в библиотеке, архиве, Интернете;
2.Развитие опыта самореализации, а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы;
3.Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований.
Прослушав данный курс, учащиеся должны знать:
• особенности научно-исследовательской деятельности;
• сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности;
• методы определения достоверности полученных результатов и правила их представления;
• структуру исследовательской работы;
• требования к оформлению работы и публичным выступлениям.
Для реализации учебно-исследовательской деятельности, школьники также должны уметь:
•обосновывать актуальность выбранной темы исследования;
•определять объект, предмет, цель и задачи исследования;
•выдвигать и обосновывать гипотезы;
•определить алгоритм действий по организации собственной работы;
•осуществлять подбор информации из различных источников по выбранной теме исследования;
•применять новые информационные технологии при построении теоретических моделей и оформлении результатов исследования;
•обрабатывать, систематизировать, анализировать полученные результаты, определять их достоверность;
•организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в малой группе);
•оформлять результаты работы;
•подготавливать публичное выступление;
•вести устный диалог на заданную тему, участвовать в дискуссии.
УМК программы:
1.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1
2.Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4
3.Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся. // Завуч для администрации школ. 2005. № 6
4.Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3
5.Блинова Т.В. “Школа исследователей” как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 1
6.Голанцева Т.П. Организация мини-экспедиций. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1
7.Горюнова Т.А. Исследование – путь к творческой личности школьника. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
8.Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2
9.Кожевникова О.Л., Сластникова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее.// Исследовательская работа школьников. 2003. № 3
10.Кравченко А.И. Социология. М.: ПБОЮЛ ГРИГОРЯН А.Ф., 2003
11.Левина О.Г. Семинар “Организация научно-исследовательской деятельности школьников” // Учебный год. 2007. № 1
12.Левина О.Г. Организация научно-исследовательской деятельности. Ярославль, Провинциальный колледж, 2003
13.Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 4
14.Лощакова О.В. Из опыта работы Российской научной конференции школьников “открытие”: как подготовиться к участию в конференции?// Учебный год. 2007. № 1
15.Марасанова В.М. Типичные недочеты научных работ школьников по отечественной истории и способы их преодоления. // Учебный год. 2007. № 1
16.Обухов А.С. Исследовательская позиция личности. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
17.Пентин А.Ю. Учебные исследования и проекты – понятия близкие, но не тождественные. // Директор школы. 2006. № 2
18.Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
19.Подьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
20.Положение об исследовательской работе учащихся. // Вестник ДАНЮИ. 2008. № 1
21.Слободчиков В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
22.Спиридонова Е.В., Сухов Н.С., Фролов И.В. Археологический эксперимент в научно-исследовательской деятельности школьников. // Учебный год. 2007. № 1
23.Страхова Н.В. Некоторые проблемы работы в рамках семинара “История” программы “Открытие” // Учебный год. 2007. № 1
24.Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 2004
25.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4
26.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 4
27.Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
28.Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
29.Худин А.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении. // Завуч для администрации школ.2006. № 6
30.Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
31.Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе. // Завуч для администрации школ. 2005. № 5^ Технология научно-практического исследования
2.1. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания урока | Сроки | Домашнее задание |
Введение в технологию научного исследования | Что такое научное исследование. | 1 неделя сентября | составить список интересных тем для исследования | |
Виды исследовательских работ | Классификации видов исследовательских работ | 2 неделя сентября | выбрать вид исследовательской работы | |
Особенности исследовательской работы по обществоведческим дисциплинам | Выявление особенностей написания исследовательских работ по обществоведческим дисциплинам | 3 неделя сентября | заполнить таблицу | |
Особенности исследовательской работы по истории | Выявление особенностей написания исследовательских работ по истории | 4 неделя сентября | провести анализ исследовательских работ | |
Источники для написания исследования | Виды источников, способы работы с ними | 1 неделя октября | составить список источников и привести примеры | |
Формулировка проблемы исследования | Дискуссия о проблемности выбранной темы | 2 неделя октября | выделить проблему исследования | |
Актуальность темы | Дискуссия об актуальности выбранной темы | 3 неделя октября | обосновать актуальность выбранной темы | |
Методы исследования | Классификация методов исследования | 4 неделя октября | определить методы индивидуального исследования | |
Определение цели, задач, предмета и объекта исследования | Выявление цели, задач, предмета и объекта исследования | 1 неделя ноября | написать цели, задачи индивидуального исследования | |
Структура исследовательской работы | Составление содержания исследовательской работы | 2 неделя ноября | составить структуру индивидуального исследования | |
Сбор материалов | Работа с источниками исследования, проведение опросов | 3 неделя ноября | собрать материалы для работы | |
Особенности работы с различными источниками информации | Практикум: работа и анализ различных видов источников | 4 неделя ноября | проанализировать источники информации | |
Виды документов. Рекомендации по работе с ними | Практикум: работа с документами по памяткам | 1 неделя декабря | проанализировать документы, используемые в работе | |
План исследовательской работы. Защита составленного плана | Составление плана исследовательской работы. Его презентация. | 2 неделя декабря | исправить недочеты | |
Введение. Основная характеристика содержания | Основные элементы введения. | 3 неделя декабря | начать писать введение | |
Работа над введением | Практикум: написание введения и его защита. | 4 неделя декабря | дописать введение с учетом замечаний | |
Основная часть. Основная характеристика содержания | Работа над содержанием, главами исследования. | 2 неделя января | начать писать основную часть | |
Заключение. Основная характеристика содержания | Основные элементы заключения. | 3 неделя января | начать писать заключение | |
Работа над заключением | Защита заключения. | 4 неделя января | исправить недочеты | |
Приложения к работе | Работа с приложениями исследовательской работы. | 1 неделя февраля | составить приложения | |
Правила оформления выводов исследования | Практикум: оформление исследования. | 2 неделя февраля | проверить правильность оформления выводов | |
Оформление исследовательской работы | Практикум: оформление исследования. | 3 неделя февраля | оформить работу | |
Стиль изложения материала. Виды стилей | Анализ написанной работы. | 1 неделя марта | определить стиль своей работы | |
“Золотые правила” ораторского искусства | Что такое ораторское искусство. Правила оратора. | 2 неделя марта | отработать правила | |
Культура выступления и ведения дискуссии | Правила дискуссии. Составление вопросов. | 3 неделя марта | выписать правила дискуссии | |
Правила подготовки к выступлению | Практикум: подготовка к публичному выступлению. | 4 неделя марта | подготовить выступление | |
Подготовка к ответам на вопросы и замечаниям | Анализ и составление вопросов к другим исследованиям. | 1 неделя апреля | составить вопросы к исследованиям | |
Средства представления исследования | Наглядные средства представления работы. Оформление плакатов, стендов. | подготовить макеты, таблицы, презентации | ||
Правила оформления презентации | Практикум: работа над презентацией. | 2 неделя апреля | оформить презентацию с учетом недочетов | |
Структура тезисов. Особенности содержания тезисов | Практикум: составление тезисов выступлений. | 3 неделя апреля | выверить тезисы выступления и презентацию | |
Правила подготовки литературного обзора | Правильность оформления ссылок, литературных обзоров. | 4 неделя апреля | проверить правильность оформления литературного обзора | |
Повторение и обобщение по теме: Технология исследования | Семинар. | 1 неделя мая | подготовиться к защите работы | |
Презентация научного исследования | Подготовка к презентации и защите работы. | 2 неделя мая | подготовиться к защите работы | |
Защита исследовательских работ | Представление презентаций и защита работ. | 3 неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"
Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....
Рабочая программа элективного курса «Основы химических, методов исследования вещества» для 10 класса
Элективный курс « Основы химических, методов исследования вещества» рассчитан на 34 часа: одно занятие в неделю в течение года. Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих повыше...
Рабочая программа элективного курса "Технологии создания WEB-сайтов"
Программа элективного курса для 11 классов...
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...
Рабочая программа элективного курса "Методы исследования"
Рабочая программа элективного курса "Методы исследования" предназначена для обучающихся 5-7 классов с целью ознакомления с методами исследования, создания своих проектов и их защите...
Рабочая программа элективного курса "Технология укрепления и сбережения здоровья".
Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан для обучающихся 9-11 классов и посвящён одной из главных проблем – укреплению и сбережению здоровья у подраст...
Рабочая программа элективного курса "Естественно - научная грамотность" для 5 класса
Программа по функциональной грамотности...