Информатика 9 класс
учебно-методический материал по информатике и икт

Яковлева Марина Рашитовна

Данный блок содержит рабочую программу и календарно-тематический план, составленные в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КУЗБАССА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЗБАССКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ИНФОРМАТИКА

9  КЛАСС

        

Ленинск-Кузнецкий

2020

        МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КУЗБАССА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЗБАССКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

УТВЕРЖДАЮ

директор ГПОУ

«Кузбасское УОР»

_________Н.В.Сизикова

«____»________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ИНФОРМАТИКА

9   КЛАСС

Период обучения:

(1 год)

Принята педагогическим советом

ГПОУ «Кузбасское УОР»

Протокол от «___»________2020 г. №_____

       Ленинск-Кузнецкий

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

4

2

Общая характеристика учебного предмета «Информатика»

4

3

Место учебного предмета в учебном плане

5

4

Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты)

6

5

Содержание учебного предмета

9

6

Тематическое планирование

10

7

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

15

8

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика»

16

9

Приложения к программе

18

        1. Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Информатика»основного общего образования составлена на основе:

- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации";

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении Федерального Государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года)»;

- примерной основной образовательной программы  (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию  (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- основной образовательной программы основного общего образования ГПОУ «Кузбасское  УОР»;

- учебного плана ГПОУ «Кузбасское  УОР»;

-  примерной рабочей  программы по предмету «Информатика» авторов

И.Г. Семакин М.С. Цветкова, 2016 г.;

- учебника  (УМК)  Н.Г. Семакин Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова,  Информатика, 9 класс, 2017 г.

      Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.

В программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Программа включает восемь разделов: пояснительная записка; общая характеристика учебного курса; место учебного курса в учебном плане; требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты); содержание учебного курса; учебно-тематический план; тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся; учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты.

2. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Целями изучения информатики в основной школе являются:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Информатика» по программе основного общего образования в ГПОУ «Кузбасское  УОР» изучается в 9 классе в течение 1 года. Общее число учебных часов – 68 (1 час из обязательной части учебного плана, 1 час из части, формируемой  участниками образовательного процесса, недельная нагрузка – 2 часа). Из них практических – 34 часа. В рамках реализации ФГОС часть программы, формируемая  участниками образовательного процесса,   включает в себя дополнительные разделы (№№2,3,5),  содержание которых соответствует  результатам освоения информатики за курс основного общего образования и направлено на подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Содержание курса информатики в основной школе является базой для изучения общих понятий,  закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по информатике.

Результаты освоения программы основного общего образования поинформатике:

Личностные результаты освоения информатики:

1.        Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование информационной картины мира происходит через:

•        понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;

•        умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;

•        анализ исторических этапов развития средств ИКТ в        контексте развития общества.

2.        Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:

•        целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;

•   анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;

•      оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;

•        применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.

3.      Формирование ценности здорового и безопасного образа  жизни.

4.        Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.

5.        Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.

В        контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

6.        Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:

•        получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;

•        использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;

•        освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

Метапредметные результаты освоения информатики:

•   развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;

•        осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и        т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;

•        целенаправленное использование информации в про-цессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;

•     умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•   умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

•   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•   умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и        познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

Предметные результаты освоения информатики:

Среди предметных результатов ключевую роль играют:

•    понимание роли информационных процессов в современном мире;

•  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

•формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

•   развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и        записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

•   формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

•  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

5. Содержание учебного предмета, курса  

Раздел 1.        Управление и алгоритмы

Инструкции по технике безопасности при работе с компьютерами, принтерами и другими периферийными устройствами. Правила поведения в кабинете информатики и ИКТ. Оказание первой медицинской помощи при получении электротравм,  комплектование медицинской аптечки в кабинете информатики и ИКТ. Комплексы упражнений  для глаз, плечевого пояса и рук.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Алгоритм и его формальное исполнение. Кодирование основных  типов алгоритмических структур. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и  и логические выражения.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный

алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы.

Функции в языках объектно-ориентированного программирования.  

Раздел 2. Моделирование и формализация

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование как метод познания, примеры моделирования объектов и процессов.Материальные и информационные модели.Формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования  моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Системы распознавания химических веществ.

В данном разделе рассматривается  построение моделей (в том числе компьютерных) из различных предметных областей (физики, математики, химии и др.). Это делает ее метапредметной и служит катализатором процесса информатизации образования в целом.

Раздел 3. Обработка числовой информации. Электронные таблицы

Таблица как средство моделирования.Основные типы и форматы данных Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.Встроенные функции. Поиск  и сортировка данных.

Раздел 4. Введение в программирование

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), ихклассификация. Структура программы на языке Паскаль.

Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления,

циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.Этапы решения задачи с использованием программирования:

постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Раздел 5.  Мультимедийные технологии

        Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Цифровое фото и видео. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Звуки и видеоизображения. Оцифровка звукового файла.Работа с видеофайлами в различных форматах. Цифровое фото и видео. Оцифровка фото и видеофайлов.

Раздел  6. Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ

и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

        Итоговое повторение. Подготовка к ОГЭ. Резерв.

6. Тематическое планирование

6.1. Учебно-тематический план

2 ч в неделю в  9 классе.

№п/п

Название разделов

Количество часов

1

Управление и алгоритмы

15

2

Моделирование и формализация

11

3

Обработка числовой информации. Электронные таблицы

11

4

Введение в программирование

15

5

Мультимедийные технологии

6

6

Информационные технологии и общество

4

7

Итоговое повторение. Подготовка к ОГЭ. Резерв.

6

ИТОГО:

68 часов

        6.2. Тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы

Основное содержание по темам

Виды деятельности учащихся

Раздел 1. Управление и алгоритмы

Тема 1.1. Кибернетика.

Алгоритм и его формальное исполнение.

Тема 1.2. Кодирование основных  типов алгоритмических структур. Переменные: тип, имя, значение.

Тема 1.3.Арифметические, строковые и  и логические выражения.

Тема 1.4. Функции в языках объектно-ориентированного программирования.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Алгоритм и его формальное исполнение. Кодирование основных  типов алгоритмических структур. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и  и логические выражения.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный

алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы.

Функции в языках объектно-ориентированного программирования.

Аналитическая деятельность:

  • знать, что  такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • анализировать  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью;
  • знать, что  такое алгоритм управления и его  роль в системах управления, его

основные свойства;

  •  анализировать способы записи алгоритмов;

Практическая деятельность:

  • уметь при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • уметь пользоваться языком блок-схем,
  • понимать описанияалгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления;

Раздел 2. Моделирование и формализация

Тема 2.1. Окружающий мир как иерархическая система.

Тема 2.2. Моделирование, формализация, визуализация.

Тема 2.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Тема 2.4. Построение и исследование физических моделей.

Тема 2.5. Приближенное решение уравнений.

Тема 2.6. Экспертные системы распознания химических элементов.

Тема 2.7.  Информационные модели управления объектами.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование как метод познания, примеры моделирования объектов и процессов.Материальные и информационные модели.Формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования  моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Системы распознавания химических веществ.

      В данном разделе рассматривается  построение моделей  из различных предметных областей, что делает его метапредметным.

Аналитическая деятельность:

•        различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

•        осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

•        оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

•        определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

•        приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.

Практическая деятельность:

•        строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

•        преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальнгоыми потерями в полноте информации;

•        исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

•        работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

Раздел 3. Обработка числовой информации. Электронные таблицы

Тема 3.1.  Основные параметры электронных таблиц.

Тема 3.2.  Основные типы и форматы данных.

Тема 3.3.  Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Тема 3.4.  Встроенные функции.

Тема 3.5.  Представление базы данных в виде таблицы и формы.

Тема 3.6. Поиск  и сортировка данных.

Таблица как средство моделирования.Основные типы и форматы данных Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.Встроенные функции. Поиск  и сортировка данных.

Аналитическая деятельность:

•        анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

•        определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

•        выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

•        создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

•        строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

        

Раздел 4. Введение в программирование

Тема 4.1.Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами:константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и выводданных.

Тема 4.2Линейные вычислительные

алгоритмы.

Тема 4.3. Возникновение и назначение

языка Паскаль. Структура

программы на языке Паскаль.

Операторы ввода, вывода,

присваивания

Тема 4.4. Оператор ветвления.

Логические операции

на Паскале

Тема 4.5. Циклы на языке  Паскаль.

Сочетание циклов и

ветвлений. Алгоритм

Евклида.

Тема 4.6. Одномерные массивыв Паскале.

Тема 4.7. Понятие случайного числа.

Датчик случайных чисел вПаскале. Поиск чисел вмассиве.

Тема 4.8. Сортировка массива.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их

классификация. Структура программы на языке Паскаль.

Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления,

циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Аналитическая деятельность:

  • знать основные виды и типы величин, назначение языков программирования;
  • иметь представление о трансляции;
  • знать правила оформления программы на Паскале, правила представления данных и операторов на Паскале;
  • знать последовательность выполнения программы в системепрограммирования.

Практическая деятельность:

  • работать с готовой программой на Паскале;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Раздел 5.  Мультимедийные технологии

Тема 5.1.  Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Тема 5.2.  Звуки и видеоизображения.

Тема 5.3.  Цифровое фото и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Цифровое фото и видео. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Звуки и видеоизображения. Оцифровка звукового файла.Работа с видеофайлами в различных форматах. Цифровое фото и видео.

Оцифровка фото и видеофайлов.

Аналитическая деятельность:

•        анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

•        определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

•        выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать мультимедийной презентации;
  •  оцифровывать звуковые  файлы;
  •  работать с видеофайлами в различных форматах;
  • оцифровывать  фото и видеофайлы.

Раздел  6. Информационные технологии и общество

Тема 6.1. Предыстория информатики.История ЭВМ.

Тема 6.2. История программного обеспечения и ИКТ.

Тема 6.3.Социальная информатика: Информационные ресурсы, информационное общество.

Тема 6.4. Социальная информатика: информационная безопасность.

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ

и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • знать основные этапы развития компьютерной техники(ЭВМ) и программного обеспечения;
  • иметь представление о проблемах  безопасности информации;
  • знать  о  правовых  нормах, которые  обязан соблюдать пользователь

информационных ресурсов.

Практическая деятельность:

  • уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и        правовыми нормами  общества.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет информатики является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В ней также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет информатики должен иметь специальное смежное помещение – лаборантское, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.

Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:

Аппаратные средства:

  • Компьютер
  • Принтер
  • Модем
  • Сканер
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами: клавиатура и мышь.

•        Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации;

  • Мультимедийный проектор;
  • Экран.

Программные средства:

  • Операционная система - Windows.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Система программирования Turbo Pascal.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное   офисное   приложение,   включающее   текстовый   редактор,   растровый   и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Web-страниц.
  • Система программирования TurboPascal.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика»

(общие и по разделам программы)

Общие по предмету:

1) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование

представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

2) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной

деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки  данных;

5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд исполнителя»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

•  строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

•  понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

•  составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

•  использовать логические значения, операции и выражения с ними;

•  понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

•  создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

•  создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

•   познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

•создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

•  базовым навыкам работы с компьютером;

•использованию базового набора понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

•  знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

•  познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

•  научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

•  познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология, химия,  физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

•  базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

•  организации  своего  личного  пространства  данных  с        использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

•  основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

•  познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

•  познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

•  узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

•  получить представление о тенденциях развития ИКТ.

9. Приложения к программе

Контрольно-оценочные материалы в соответствии с содержанием программы

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

    Тематический контроль осуществляется по завершению темы в форме выполнения практической работы.

      Итоговый контроль осуществляется в форме итогового тестирования.

Для составления контрольно-оценочных материалов используются следующие учебные пособия:

  1. Семакин,  Н.Г. Информатика [Текст]: учебник для 9 класса / Н.Г. Семакин Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. еме, Е. К. Хеннер. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2017. - 194 с.

3. Семакин,  Н.Г.Информатика [Текст]: методическое пособие для учителя/Семакин И.Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.2017. - 156 с.

4. https://inf-oge.sdamgia.ru – сайт  «Решу ЕГЭ».

Входной контроль знаний  по информатике

  1. Компьютер – это:

   А) устройство для работы с текстами    

   Б) электронное вычислительное устройство для обработки чисел

   В) устройство для хранения информации любого вида

  Г) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией

   Д) устройство для обработки аналоговых сигналов.

2. Файл – это:

   А) именованный набор однотипных элементов данных, называемых записями

   Б) поименованная совокупность байтов, записанная на жесткий или гибкий магнитный диск

   В) совокупность индексированных переменных      

   Г) совокупность фактов и правил      

   Д) термин

3. Расширение имени файла, как правило, характеризует:

   А) время создания файла      

   Б) объем файла      

   В) место, занимаемое файлом на диске

   Г) тип информации, содержащейся в файле            

   Д) место создания файла

4. Операционная система – это:

   А) совокупность основных устройств компьютера  

   Б) система программирования на языке низкого уровня

   В) набор программ, обеспечивающий работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним

   Г) совокупность программ, используемых для операций с документами; программа для уничтожения компьютерных вирусов

5. Операционные системы входят в состав:

А) прикладного программного обеспечения      

Б) системного программного обеспечения

В) системы управления базами данных              

Г) уникального программного обеспечения

6. Назовите «лишнюю» программу:

А) Turbo-Pascal    

Б) Excel    

В) Word    

Г) Access    

Д) InternetExplorer

7. Какая из последовательностей отражает истинную хронологию:

   А) почта, телеграф, телефон, телевидение, радио, компьютерные сети

   Б) почта, радио, телеграф, телефон, телевидение, компьютерные сети

   В) почта, телевидение, радио, телеграф, телефон, компьютерные сети

   Г) почта, телефон, телеграф, телевидение, радио, компьютерные сети

   Д) почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети

8. В какой из последовательностей единицы измерения информации указаны в порядке возрастания:

   А) байт, килобайт, мегабайт, бит    

   Б) килобайт, байт, бит, мегабайт    

   В) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт

   Г) мегабайт, килобайт, гигабайт, байт        

   Д) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

9. Укажите перечень основных устройств персонального компьютера:

   А) микропроцессор, сопроцессор, монитор

   Б) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода

   В) монитор, винчестер, принтер        

Г) АЛУ, УУ, сопроцессор        

Д) сканер, мышь, монитор, принтер

10. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:

   А) дисковод  

   Б) оперативную память    

   В) мышь    

   Г) принтер    

   Д) сканер

11. Дисковод – это устройство для:

   А) обработки команд исполняемой программы    

   Б) чтения/записи данных с внешнего носителя

   В) хранения команд исполняемой программы      

   Г) долговременного хранения информации

   Д) вывода информации на бумагу

12. Какое из устройств предназначено для ввода информации:

   А) процессор  

   Б) принтер  

В) ПЗУ  

   Г) клавиатура    

   Д) монитор

13. Манипулятор «мышь» - это устройство:

А) модуляции и демодуляции  

Б) считывания информации    

В) долговременного хранения информации

Г) ввода информации          

Д) для подключения принтера к компьютеру

14. Для подключения компьютера к телефонной сети используется:

   А) модем

   Б) факс  

   В) сканер  

   Г) принтер  

   Д) монитор

15. В позиционной системе счисления:

А) значение каждого знака в числе не зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа

Б) значение каждого знака в числе в отдельных случаях не зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа

В) значение каждого числа в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа

Г) для записи чисел используется ровно один символ

Д) количественный эквивалент значения каждого символа не зависит от его положения в коде числа

Критерии оценивания

        Количество баллов

Оценка

0-6

2

7-9

3

10-12

4

13-15

5

Практическая работа  №15. «Работа по поиску и сортировке данных»

по теме 3.6. Поиск  и сортировка данных.

Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой Windows,  программой MicrosoftOfficeExcel.

Цельработы. Научиться осуществлять поиск и сортировку данных с помощью   таблиц Excel.

Текст работы:

Вариант 1

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 

A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

C

Ученик 1

обществознание

246

3

В

Ученик 2

немецкий язык

530

4

Ю

Ученик 3

русский язык

576

 Экзамен5

СВ

Ученик 4

обществознание

304

 

В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (Файл task 14 находится на рабочем столе в папке Экзамен). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1. Сколько учеников в Северо-Восточном округе (СВ) выбрали в качестве любимого предмета математику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.

2. Каков средний тестовый балл у учеников Южного округа (Ю)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, немецкий язык и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

Вариант 2

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 

A

 2

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

C

Ученик 1

обществознание

246

3

В

Ученик 2

немецкий язык

530

4

Ю

Ученик 3

русский язык

576

5

СВ

Ученик 4

обществознание

304

 

В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (Файл task 14 находится на рабочем столе в папке Экзамен).  На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1. Сколько учеников в Северо-Западном округе (СЗ) выбрали в качестве любимого предмета русский язык? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.

2. Каков средний тестовый балл у учеников Западного округа (3)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих химию, немецкий язык и математику. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

Критерии оценивания практических работ, выполняемых на персональном компьютере:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.



Предварительный просмотр:

I

урока

II

Дата

урока

III

Раздел, тема

IV

Кол-во часов

V

Форма

контроля

               

Раздел 1. Управление и алгоритмы – 15 ч

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики и ИКТ

1

2-3

Тема 1.1. Кибернетика. Алгоритм и его формальное исполнение.

Практическая работа  №1. Знакомство с системами  объектно-ориентированного программирования.

2

Практическая работа  - 1 час

4-6

Тема 1.2. Кодирование основных  типов алгоритмических структур. Переменные: тип, имя, значение.

Практическая работа  №2. Работа с различного типа переменными.

3

Практическая работа – 1 час

       7-10

Тема 1.3.Арифметические, строковые и  и логические выражения.

Практическая работа  №3. Разработка проекта «Калькулятор».

4

Практическая работа – 2 часа

   11-15

Тема 1.4. Функции в языках объектно-ориентированного программирования.

Практическая работа  №4. Разработка проекта «Даты и время».

Практическая работа  №5.  Разработка проекта

«Отметка».

Практическая работа  №6.  Разработка проекта

«Слова-перевёртыши».

5

Практическая работа – 3 часа

Раздел 2. Моделирование и формализация – 11 ч.

16

Тема 2.1. Окружающий мир как иерархическая система.

1

17

Тема 2.2. Моделирование, формализация, визуализация.

1

18

Тема 2.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

19-20

Тема 2.4. Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа  №7. «Бросание мячика в площадку».

2

Практическая работа – 1 час

21-22

Тема 2.5. Приближенное решение уравнений.

Практическая работа  №8. «Графическое решение уравнений».

2

Практическая работа – 1 час

23-24

Тема 2.6. Экспертные системы распознания химических элементов.

Практическая работа  №9  «Распознавание удобрений».

2

Практическая работа – 1 час

25-26

Тема 2.7.  Информационные модели управления объектами.

Практическая работа  №10. «Модели систем управления».

2

Практическая работа – 1 час

Раздел 3. Обработка числовой информации. Электронные таблицы – 11 ч

27

Тема 3.1.  Основные параметры электронных таблиц.

1

28-29

Тема 3.2.  Основные типы и форматы данных.

Практическая работа №11. «Работа с типами и форматами данных».

2

Практическая работа – 1 час

30-31

Тема 3.3.  Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Практическая работа №12. «Работа с ссылками  различного типа».

2

Практическая работа – 1 час

32-33

Тема 3.4.  Встроенные функции.

Практическая работа №13. «Работа с использованием встроенных функций».

2

Практическая работа – 1 час

34-35

Тема 3.5.  Представление базы данных в виде таблицы и формы.

Практическая работа №14. «Создание базы данных соревнований»

2

Практическая работа – 1 час

36-37

Тема 3.6. Поиск  и сортировка данных.

Практическая работа  №15. «Работа по поиску и сортировке данных».

2

Практическая работа – 1 час

Раздел 4. Введение в программирование – 15 ч.

38

Тема 4.1. Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

1

39-40

Тема 4.2 Линейные вычислительные алгоритмы.

Практическая работа  №16. «Построение блоксхем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе)».

2

Практическая работа – 1 час

41-42

Тема 4.3. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль.

Операторы ввода, вывода, присваивания.

Практическая работа  №17. «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов».

       

         2

Практическая работа – 1 час

43-44

Тема 4.4. Оператор ветвления.

Логические операции на Паскале.

Практическая работа  №18. « Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций».

2

Практическая работа – 1 час

45-46

Тема 4.5. Циклы на языке  Паскаль.

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм

Евклида.

Практическая работа  №19. «Разработка программ c использованием цикла с предусловием».

2

Практическая работа – 1 час

47-48

Тема 4.6. Одномерные массивы в Паскале.

Практическая работа  №20. « Разработка программ обработки  одномерных массивов».

2

Практическая работа – 1 час

49-50

Тема 4.7. Понятие случайного числа.

Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.

Практическая работа  №21. «Разработка программы поиска  минимального и максимального элементов в случайно сформированном массиве».

2

Практическая работа – 1 час

51-52

Тема 4.8. Сортировка массива.

Практическая работа №22. «Составление программы  на Паскале сортировки массива».

2

Практическая работа – 1 час

Раздел 5.  Мультимедийные технологии – 6 ч.

53-56

Тема 5.1.  Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Практическая работа №18. «Создание мультимедийной презентации о своем виде спорта».

4

Практическая работа – 3 часа

57

Тема 5.2.  Звуки и видеоизображения.

Практическая работа №19. «Оцифровка звукового файла».

Практическая работа №20. «Работа с видеофайлами в различных форматах».

1

Практическая работа – 1 час

58

Тема 5.3.  Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 21. «Оцифровка фото и видеофайлов».

1

Практическая работа – 1 час

Раздел  6. Информационные технологии и общество– 4 ч.

59

Тема 6.1.  Предыстория информатики. История ЭВМ.

 

1

60

Тема 6.2.  История программного обеспечения и ИКТ.

1

61

Тема 6.3. Социальная информатика: Информационные ресурсы, информационное общество.

1

62

Тема 6.4.  Социальная информатика: информационная безопасность.

1

63-68

Итоговое повторение. Подготовка к ОГЭ. Резерв.

6

 Решение вариантов ОГЭ.

  Итого

68

        

        

МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КУЗБАССА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЗБАССКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

                                                       

УТВЕРЖДАЮ

                                                                             

    Заместитель   директора   по     УВР

______________      Смаль О.Ю.

                                               «_31__»   «августа»  2020 г.

   

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

на          2020-2021  учебный год                                             Класс            ____9____

по программе учебного предмета

«Информатика»

Преподаватель:    Яковлева Марина Рашитовна

Количество часов по учебному плану:  68  часов

Составлен в соответствии с рабочей программой по курсу,  утвержденной Педагогическим советом (протокол  от «03_» июля  2020 г. № 11)

Рассмотрено  на заседании  ЦМК преподавателей дисциплин общеобразовательного  и общепрофессионального  циклов (протокол  от  «_31_» августа  2020 г. №  1)        

Руководитель       ЦМК    ______________         _Хыдырова Е.А.___

                                                       подпись                                          Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович

Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно.  К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...