Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
рабочая программа по информатике и икт по теме

Силкина Диана Махмудовна

 

Рабочая программа

 

Учебного курса «Информатика»

 

Класс  3,

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ382.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Болоховская основная образовательная школа №3»

Рабочая программа

Учебного курса «Информатика»

Класс  3,

Учитель: СИЛКИНА Д.М.

Рассмотрен  на  заседании  МО

учителей   гуманитарного цикла

протокол  №  ____ от   _                         2012г.

Руководитель МО                         

Согласовано

Зам.директора по УВР

от  ___________________________  2012г.

Утверждено

Директор школы                                 

Приказ №  ____ от                           2012г.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа базируется на основе обязательной части «Математика и Информатика» и дополняет учебный предмет «Математика». Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 584 с. : ил. – (Программы и планирование), Программы курса «Информатика и ИКТ»  для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова).

Общая характеристика учебного предмета

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс – это необходимый шаг в развитии общего образования.

Цели обучения

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
  5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе.
  7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

Содержание курса строится на основе трёх основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2.  Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т.д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:

- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);

- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Всё это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

Место предмета

На изучение курса отводится 0,5 часов в неделю, итого 17,5 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Информационная картина мира. Компьютер – универсальная машина для обработки информации - (2ч)

Объекты и их свойства - (15ч)

Алгоритмы и исполнители - (17ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

к окончанию 3 класса

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что тексты и изображения  - это информационные объекты;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;

- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;

- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе  начальной школы.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Кол-во час.

 в нед. согл.уч. плану школы

Федер. компон.

Регион. компон.

Школьн. компон.

Реквизиты программы

УМК обуч.

УМК учит.

3

0,5

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312, Приказ департамента образования Тульской области от 24 июня 2011г. № 477).

Информатика 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Матвеевой Н.В., Челак Е.Н, Конопатовой Н.К, Л.П. Панкратовой. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Информатика 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Матвеевой Н.В., Челак Е.Н, Конопатовой Н.К, Л.П. Панкратовой. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова.  Информатика: учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
  2. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса. №1, № 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
  3. Матвеева Н.В. Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова  Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

Образовательные технологии обучения

  1. Исследовательские методы в обучении.
  2. Игровые методы: ролевые, деловые и др. виды обучающих игр.
  3. Информационно-коммуникативные технологии.
  4. Здоровьесберегающие технологии.
  5. Проблемное обучение.  
  6. Обучение в десотрудничестве (командная, групповая работа).


№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Ведущие образовательные цели

ОУУН

Тип урока

Примечание

Информационная картина мира. Компьютер – универсальная машина для обработки информации (2ч)

1

 

Информация (что о мы о ней знаем)

1

Повторение материала 2 класса по теме «Информация вокруг нас» правила техники безопасности.

Знать материал 2 класса по теме «Информация вокруг нас» правила техники безопасности.

1. Урок применения знаний, умений и навыков

 

2

 

Компьютер (что о мы о нем знаем)

1

Повторение названия и назначения устройств компьютера

Знать назначение устройств компьютера

1. Урок применения знаний, умений и навыков

 

Объекты и их свойства (15ч)

3

 

Объекты и их свойства. Список

1

Введение понятия: объект, свойство объекта, список, элемент списка.

Знать, что такое объект, свойство объекта, список, элемент списка.

1. Урок изучения нового материала

 

4

 

Объекты и их свойства. Список

1

Закрепление понятия: имя и значение свойства объекта

Знать, что такое имя и значение свойства объекта

1. Урок изучения нового материала

 

5

 

Порядок элементов в списке

1

Знакомство с понятием упорядоченный список и различными способами упорядочивания

Знать, что такое упорядоченный список и различными способами упорядочивания

1. Урок изучения нового материала

 

6

 

Упорядоченные списки

1

Формирование навыков использовать информацию упорядоченных списков

Уметь использовать информацию упорядоченных списков

1. Урок изучения нового материала

 

7

 

Многоуровневые списки

1

Знакомство со структурой многоуровнего списка

Знать, что такое структура многоуровнего списка

1. Урок изучения нового материала

 

8-9

 

Простые и многоуровневые списки

2

Формирование навыка работы со списками

Уметь работать со списками

1. Урок изучения нового материала

2. Комбинированный урок

 

10

 

Резерв. «Твои успехи»

1

Выявление пробелов в знаниях учащихся, по изученным темам.

 

 

Контрольная работа

11

 

Классы объектов

1

Введение понятия класс объектов

Знать, что такое класс объектов

1. Урок изучения нового материала

 

12

 

Таблицы

1

Знакомство со структурой таблицы. Обучение делению объектов на классы.

Знать, что такое структура таблицы. Уметь делить объектов на классы

1. Урок изучения нового материала

 

12

 

Таблицы

1

Обучение использованию таблиц для записи решения логических задач

Уметь использовать таблицы для записи решения логических задач

1. Урок изучения нового материала

 

14

 

Порядок записей в таблице

1

Введение понятия запись таблицы. Обучение нахождению информации в таблицах с упорядоченными записями

Знать, что такое запись таблицы. Уметь находить информацию в таблицах с упорядоченными записями

1. Урок изучения нового материала

 

15

 

Поиск информации в таблице

1

Обучение поиску информации в таблицах и заполнению таблицы

Уметь искать информацию в таблицах и заполнять таблицы

1. Урок изучения нового материала

 

16

 

Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы»

1

Обучение поиску информации таблицах и заполнению таблицы

Уметь искать информацию в таблицах и заполнять таблицы

1. Урок закрепления изученного

 

17

 

«Твои успехи»

1

Выявление пробелов в знаниях учащихся, по изученным темам.

 

1. Урок проверки ЗУН

Контрольная работа

Алгоритмы и исполнители (17ч)

18

 

Алгоритмы. Что ты о них знаешь?

1

Повторить материал 2 класса по теме «Алгоритмы и исполнители»

Знать материал 2 класса по теме «Алгоритмы и исполнители»

1. Урок применения знаний, умений и навыков

 

19

 

Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной

1

Введение понятия переменная, имя и значение переменной, присваивание значения

Знать, что такое переменная, имя и значение переменной, присваивание значения

1. Урок изучения нового материала

 

20

 

Имя и значение переменной

1

Формирование навыков работы с переменными

Уметь работать с переменными

1. Урок изучения нового материала

 

21

 

Блок-схема алгоритма. Ветвление

1

Знакомство с алгоритмами, содержащими проверку условия и выбор следующего шага алгоритма. Введение понятия блок-схема.

Уметь работать с алгоритмами, содержащими проверку условия и выбор следующего шага алгоритма. Знать, что такое блок-схема.

1. Урок изучения нового материала

 

22

 

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление

1

Обучение составлению алгоритмов с ветвлением. Формирование навыка их выполнения.

Уметь составлять и выполнять алгоритмы с ветвлением.

1. Урок изучения нового материала

 

23

 

Простые и сложные высказывания

1

Введение понятия простое и сложное высказывание, логическое сложение и логическое умножение.

Знать, что такое простое и сложное высказывание, логическое сложение и логическое умножение

1. Урок изучения нового материала

 

24-25

 

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением

2

Формирование навыка составления и выполнения алгоритмов с ветвлением

Уметь составлять и выполнять алгоритмы с ветвлением

1. Урок изучения нового материала

2. Комбинированный урок

 

26

 

Исполнитель алгоритмов Чертежник. Команды с параметрами

1

Знакомство с новым исполнителем алгоритмов. Введение понятия команда с параметром

Знать, что такое команда с параметром

1. Урок изучения нового материала

 

27

 

Составление и выполнение алгоритмов Чертежника

1

Формирование навыка использования команд с параметрами

Уметь использовать команды с параметрами

1. Урок изучения нового материала

 

28

 

Повторение изученного материала

1

Обобщение и систематизация сведений о выполнении алгоритмов с ветвлением, записанных с помощью блок-схемы

Уметь выполнять алгоритмы с ветвлением, записанных с помощью блок-схемы

1. Урок изучения нового материала

 

29

 

Исполнитель алгоритмов Пожарный

1

Знакомство с системой команд исполнителя Пожарный

Знать, что такое системой команд исполнителя Пожарный

1. Урок изучения нового материала

 

30

 

Свойства объектов ПОЖАРНЫЙ  и  ПОЖАР

1

Знакомство со значениями свойств объектов, которые могут влиять на алгоритм

Знать, что такое значениями свойств объектов, которые могут влиять на алгоритм

1. Урок изучения нового материала

 

31

 

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный

1

Обучение составлению и исполнению алгоритма с ветвлением

Уметь составлять и исполнять алгоритмы с ветвлением

1. Урок изучения нового материала

 

32

 

Метод последовательной детализации

1

Знакомство с методом последовательной детализации для решения алгоритмических задач

Знать, что такое метод последовательной детализации для решения алгоритмических задач

1. Урок изучения нового материала

 

33

 

Простые и сложные условия в алгоритмах

1

Обучение оцениванию истинности сложных высказываний и использованию сложных высказываний в алгоритмах

Уметь оценивать истинность сложных высказываний и использовать сложные высказывания в алгоритмах

1. Урок изучения нового материала

 

34-35

 

Урок итогового повторения и обобщения

2

Обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритмы и исполнители»

Знать материал по теме «Алгоритмы и исполнители»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.

Рабочая  программа  учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...

Рабочие программы учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов 2012-2013 уч.год по учебникам Н.Д.Угриновича

Рабочие программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов по учебникам Н.Д.Угриновича...

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 8 А классе

Рабочая программа предназначена для углубленного изучения информатики...