Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) по теме

Шишигина Юлия Владимировна

 Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно.  К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня.   Программа расширенного курса  предусматривает выделение дополнительного времени для углубленного изучения этих тем.  Используя базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ.  При этом не нарушается логика  изучения основной (68-часовой) версии курса.

 Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня.  В  нашей школе изучение программирования начато в 9 классе. В расширенном курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в учебный план включена дополнительная тема «Программирование» общим объемом 27 часа.  Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса объемом 11 часов, вторая часть – в начале 11 класса объемом 16 часов

В расширенном курсе в 10 классе добавлены темы  системы счисления 9 часов и Основы логики и логические основы компьютера 11 часов.В 11 классе на подготовку к ЕГЭ отводится 16 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет  Информатика и ИКТ

Класс 10-11

Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Методическое пособие/ составитель М.Н.Бородин.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Расширенный курс  программы «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 10-11 класс Н.Д.Угринович

Учебник «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/  Н. Д. Угринович-.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний , 2010.

Всего часов в год:  68 часов За два года 136 часов

В неделю: 2 часа                              

Составитель Шишигина Юлия Владимировна

Пояснительная записка

Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану  на изучение  информатики и ИКТ на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов учебного времени (1+1 урок в неделю).  В нашем образовательном учреждении увеличено количество часов в программе информатика и ИКТ    в 2 раза с привлечением вариативного компонента БУП , т.е. до 136 часов (2+2 урока в неделю).  

Изучение расширенного курса сохраняет все основные цели и принципы изучения базового курса Информатики. Основной целью по-прежнему остается выполнение требований Государственного Образовательного Стандарта.  Работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить  лишь репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися.  Достижение же продуктивного (а, тем более – креативного) уровня усвоения курса  является весьма проблематичным из-за недостатка учебного времени – основного ресурса учебного процесса.

Первой дополнительной целью изучения расширенного курса является  достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала.  

Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами  результатов ЕГЭ до 4-х предметов информатика и ИКТ будет востребована при поступлении на многие популярные специальности.

ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки выпускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно.  К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня.   Программа расширенного курса  предусматривает выделение дополнительного времени для углубленного изучения этих тем.  Используя базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ.  При этом не нарушается логика  изучения основной (68-часовой) версии курса.

Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня.  В  нашей школе изучение программирования начато в 9 классе. В расширенном курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в учебный план включена дополнительная тема «Программирование» общим объемом 27 часа.  Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса объемом 11 часов, вторая часть – в начале 11 класса объемом 16 часов

В расширенном курсе в 10 классе добавлены темы  системы счисления 9 часов и Основы логики и логические основы компьютера 11 часов

В 11 классе на подготовку к ЕГЭ отводится 16 часов.

 

10 класс

Базовый уровень

Расширенный уровень (данной программы)

Информация и информационные процессы  4 часа         (+3)

Информация и информационные процессы  5 часов

Информационные технологии     13 часов (+2)

Информационные технологии      13 часов

Системы счисления 9 часов

Основы логики и логические основы компьютера 11 часов

Коммуникационные технологии   15 часов (+2)

Коммуникационные технологии   16 часов

Основы алгоритмизации 11 часов

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»    2 часа (+2)

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»   3 часа

11 класс

Базовый уровень

Расширенный уровень (данной программы)

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов                          11 часов (+1)

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов    11 часов

Основы алгоритмизации 16 часов

Моделирование и формализация     8 часов (+3)

Моделирование и формализация    11 часов

Базы данных. Системы управления базами данных  8 часов (+3)

Базы данных. Системы управления базами данных     11 часов

Информационное общество    3 часа

Информационное общество                   3 часа

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»    4 часа (5+2)

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»   16 часов

10 класс

Тема урока

Кол-во часов

Требования к знаниям, умениям

 и навыкам

Дата проведения

Информация.

5

Знать:

  • основные формы представления информации;
  • назначение языка, кода и кодирования информации;
  • Основные единицы измерения информации;

Уметь:

  • определять объем информации любого текста;
  • произвести кодирование любого символа с помощью кодовой таблицы ASCII;

1

Информация в живой и неживой природе

1

2

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1

3

Алфавитный подход к  определению количества  информации

1

4

Формула Шеннона

1

5

Контрольная работа № 1

1

Информационные технологии

13

Знать:

  • понятия растровой  и векторной график;
  • различные форматы графических файлов;
  • как создавать изображения в растровом и векторных редакторах;
  • редактор КОМПАС;
  • понятие  мультимедийного продукта;
  • наиболее распространенные программы для подготовки материалов мультимедийного продукта;
  • возможности текстового процессора по форматированию текста;
  • как работают электронные калькуляторы;
  •  структуру электронных таблиц;
  •  встроенные математические и логические функции;
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.
  • типы систем счисления, используемые в компьютере;

−        

Уметь:

  • редактировать изображения в растровом редакторе;
  • создавать изображения в векторном редакторе;
  • строить основные чертежные объекты в КОМПАСЕ;
  • создавать презентации, используя мультимедиа технологии.
  • создавать и редактировать документы;
  • форматировать документы;
  • форматировать абзацы, строить различные таблицы;
  • изменять начертание шрифта.
  • работать с электронными калькуляторами;
  • строить графики и диаграммы;
  • искать данные.
  • -создавать компьютерные презентации   иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

6

Кодирование     текстовой информации

1

7

Создание документов  в текстовых редакторах

1

8

Форматирование документов в текстовых редакторах

1

9

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов

1

10

Системы оптического распознавания документов

1

11

Кодирование графической информации

1

12

Растровая графика

1

13

Векторная графика

1

14

Кодирование звуковой информации

1

15

Компьютерные презентации

1

16

Электронные таблицы

1

17

Построение диаграмм и графиков

1

18

Контрольная работа № 2

1

Системы счисления

9

19

Кодирование числовой информации. Системы счисления

1

Знать :

  • правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемые в компьютере и наоборот;
  • принцип кодирования текстовой информации;
  • Правила перевода дробей из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления
  • правила перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
  • правила перевода  чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

Уметь:

  • осуществлять перевод целых, дробных десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
  • осуществлять перевод из любой позиционной системы в двоичную;

  •  переводить  дробий из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления
  • переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
  • переводить   числа из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
  • Представлять числа в формате с фиксированной запятой
  • Представлять числа в формате с плавающей запятой

20

Непозиционные и позиционные  системы счисления

1

21

Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную

1

22

Перевод  дробей из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

1

23

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно

1

24

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

25

Представление чисел в формате с фиксированной запятой

1

26

Представление чисел в формате с плавающей запятой

1

27

Контрольная работа № 3

1

Основы логики и логические основы компьютера

11

знать:

  • основные понятия алгебры логики;
  • основные операции над высказываниями;
  • что такое таблица истинности;
  • законы алгебры логики;

уметь:

  • определять истинность простых и составных высказываний;
  • строить таблицу истинности логической формулы;
  • строить логическую схему по логической формуле;
  • строить логическую формулу по таблице истинности;
  • упрощать несложные логические формулы.

знать:

  • основные разделы программы на языке Паскаль;
  • типы данных;
  • способы реализации линейного алгоритма;
  • способы реализации разветвляющегося алгоритма;
  • способы реализации циклического алгоритмы;
  • способы реализации подпрограмм;
  • что такое тестирование и отладка программы;

уметь:

  • решать несложные задачи на все виды алгоритмов.

 Знать:

  • - сущность понятия информационных ресурсов общества;
  • - основные принципы архитектуры сетей;
  • - спектр услуг, предоставляемых пользователю глобальных сетей;
  • - правила работы  в сети, правила общения с помощью сети;
  • - права пользователя сети и его ответственность - в том числе моральную) за распространение недостоверной информации;
  • - принципы работы с поисковыми системами;
  • - принципы создания и введения сайтов;

Уметь:

  • - работать с почтой;
  • - обращаться к сайту по его адресу;
  • - обращаться с запросом на поиск информации в сети по ключевым словам, формулировать запросы, адекватные решаемой задачи;
  • -использовать систему навигации, предлагаемую поисковой программой, для знакомства с ресурсами сети;
  • - оценивать соотношения « формулировка запроса – адекватность полученных данных», «время поиска информации – качество полученной информации» и пр.;
  • - Разрабатывать структуру собственного сайта, формулировать цель его создания, назначение, правила ведения.
  • -работать с файловыми архивами

28

Формы мышления

1

29

Логическое умножение, сложение и отрицание

1

30

Логические выражения

1

31

Логические функции

1

32

Логические законы и правила преобразования логических выражений

1

33

Решение логических задач

1

34

Логические основы устройства компьютера

1

35

Базовые логические элементы

1

36

Сумматор двоичных чисел

1

37

Триггер

1

38

Контрольная работа № 4

1

Коммуникационные технологии

16

39

Локальные компьютерные сети

1

40

Глобальная компьютерная сеть Интернет

1

41

Подключение к Интернету

1

42

Всемирная паутина

1

43

Электронная почта

1

44

Общение в Интернете в реальном времени.

1

45

Файловые архивы

1

46

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

1

47

Геоинформационные системы в Интернете

1

48

Поиск информации в Интернете

1

49

Электронная коммерция в Интернете

1

50

Библиотеки, энциклопедия и словари в Интернете

1

51

Основы языка разметки гипертекста

1

52-53

Практическая работа  «Разработка сайта с использованием Web-редактора

2

54

Контрольная работа № 5

1

Основы алгоритмизации

11

55

Алгоритм и его свойства. Линейный алгоритм

1

56

Алгоритмические структуры «ветвление»  и  «выбор»

1

57

Алгоритмическая струтура «цикл»

1

58

История развития языков программирования

1

59

Линейные программы

1

60

Разветвляющиеся программы

1

61

Циклические программы

1

62

Процедуры

1

63

Функции

1

64

Рекурсия

1

65

Контрольная работа № 6

1

66-68

Повторение. Подготовка к ЕГЭ  

3

11 класс

Тема урока

Кол-во часов

Требования к знаниям, умениям

 и навыкам

Дата проведения

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

11

знать/понимать

  • назначение и функции операционных систем;
  • различные виды компьютерных вирусов,
  • защиты от троянских программ
  • троянские программы и защиты о т них
  • архитектуру персонального компьютера

уметь

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
  •  лечить компьютеры  от вирусов,
  • защищаться от троянских программ и от хакеров

1

История развития вычислительной техники.

Практическая работа 1 « Виртуальные компьютерные музеи"

1

2

Архитектура персонального компьютера

Практическая

работа  №2. «Сведения об архитектуре компьютера»

1

3

Операционные системы. Основные характеристики операционных систем.

1

4

Операционная система Windows. Практическая работа  № 3 « Значки и ярлыки на Рабочем столе».

1

5

Операционная система Linux. Практическая работа № 4 « Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux». Практическая работа  № 5  « Установка пакетов в операционной системе Linux»

1

6

Защита от несанкционированного доступа к информации

Практическая работа №6  « Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи»

1

7

Физическая защита данных на дисках

1

8

Защита от вредоносных программ.

Сетевые черви и защита от них. Практическая работа № 7 «Защита от сетевых червей».

1

9

Троянские программы и защита от них. Практическая

работа  №8 « Защита от троянских программ».

1

10

Хакерские утилиты и защита от них. Практическая

работа  № 9  « Защита от хакерских атак»

1

11

Контрольная работа № 1

1

Основы алгоритмизации и программирования

16

12-13

Процедуры

2

знать:

  • понятие одномерного и двумерного массива и способы их описания на языке Паскаль;
  • основные типы задач на обработку массивов;
  • понятие строки как одномерного массива;

уметь:        

  • решать несложные задачи на обработку одномерных и двумерных массивов;
  • ·         решать несложные задачи на обработку строковых данных.

14-15

Функции

2

16

Графика в языках программирования

1

17

Алгоритм перевода  целых чисел

1

18

Алгоритм перевода дробных чисел

1

19

Чтение и запись данных в файлы

1

20

Заполнение массивов

1

21-22

Поиск элемента в массивах

2

23-24

Сортировка числовых массивов

2

25-26

Сортировка строковых массивов

2

27

Контрольная работа № 2

1

Моделирование и формализация

11

Знать:

  • Понятие моделирования
  • Системный поход в моделировании
  • Формы представления информации
  • Основные этапы разработки и ииследования моделей на ПК

Уметь:

  • Строить различные модели на компьютере
  • Исследовать модели

знать/понимать

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
  • понятие БД, и как работать с ней
  • что такое база данных (БД);
  • основные понятия реляционных БД;
  • определение и назначение СУБД;
  • основы организации многотабличной БД;
  • что такое схема БД;
  • что такое целостность данных;
  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
  • организацию запросов на выборку в многотабличной БД;
  • основные логические операции, используемые в запросах;
  • правила представления условий выборки на языке запросов;

уметь:

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

Уметь

  • использовать готовые информационные модели,
  • оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера,
  • соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • работать с Базами данных
  • создавать БД,
  • искать записи с помощью фильтров и запросов,
  • производить сортировку,

Знать:

  • права в Интернете,
  • этику в Интернете.

  • Применять права и этику при работе в Интернет
  • различные способы кодирования информации
  • устройство ПК и программного обеспечения,
  • уметь создавать программы на языке программирования Pascal,
  • законы логики

Уметь:

  • решать задачи на кодирование информации,
  • создавать программы на языке программирования Pascal,
  • применять законы логики при решении задач

28

Моделирование как метод познания

1

29

Системный подход в моделировании

1

30

Формы представления моделей

1

31

Формализация

1

32

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

33

Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей

1

34

Исследование алгебраических моделей

1

35

Исследование геометрических моделей ( планиметрия)

1

36

Исследование  геометрических моделей

(стереометрия)

1

37

Исследование химических  и  биологических моделей

1

38

Контрольная работа № 3

1

Базы данных. Системы управления базами данных

11

39

Табличные базы данных

1

40

Система управления базами данных

1

41

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

1

42-43

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

2

44

Сортировка записей в табличной базе данных

1

45

Печать данных с помощью отчетов

1

46

Многотабличные базы данных: связывание таблиц

1

47

Иерархическая модель данных

1

48

Сетевая модель данных

1

49

Контрольная работа №4

1

Информационное общество

3

50

Право в Интернете

1

51

Этика в Интернете

1

52

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

53-68

Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»

16

53-54

Информация. Кодирование информации

2

55

Устройство компьютера и программное обеспечение

1

56-58

Алгоритмизация и программирование

3

59-61

Основы логики и логические основы компьютера

3

62-63

Моделирование и формализация

2

64-66

Информационные технологии

3

67-68

Коммуникационные технологии

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по информатикеи ИКТ для 8-11 классов по учебнику Н.Д.Угринович

8 класс - 1 час в неделю, 9 класс - 2 часо в неделю, 10-11 класс 1 час в неделю...

Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класса, по учебнику Н.Д. Угриновича

Календарно-тематическое планирование по информатике 10 класса, по учебнику Н.Д. Угриновича...

Календарно-тематическое планирование по информатике 11 класса, по учебнику Н.Д. Угриновича

Календарно-тематическое планирование по информатике 11 класса, по учебнику Н.Д. Угриновича...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА НА БАЗЕ 9 КЛАССОВ ККБМК

Содержание каждой темы  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый на  практических занятиях с использованием средств ИКТ....

Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям в 5-10 классах и подготовка к ОГЭ Информатика (1 час в неделю 5-9, 2 часа в неделю - 10)

Календарно-тематическое планирование по Информатике и Информационным технологиям, а так же подготовке к ОГЭ ИнформатикаДля 5-9 классов предполагается 1 час в неделю.Для 10 класса - 2 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....