Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 10 класса на 2016-2017
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Федотова Евгения Владимировна

Н.В.  Макарова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_10_klass_34_chasa.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОСПЕЛИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Рассмотрено на заседании РМО

_____________Л.В.Пискунова

Протокол № _1__

от « 29 » августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________Л.В Шубная

« 30 »  августа      2016г.

«Утверждаю»

Директор школы

________И.А.Кононова

Приказ №  134

от «30» августа 2016г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

 для учащихся 10 класса

на 2016-2017

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена на основе авторской программы Н.В. Макаровой (Программы для общеобразовательных учреждений:  Информатика и ИКТ для 5-11 классы Н.В.Макаровой –  СПб.: Питер, 2009).

                

Составитель:

                                 Федотова Евгения Владимировна,

           учитель математики

      первой квалификационной категории

                                                                                                                                           

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___1____        

от «30»     августа        2016г.

Поспелиха 2016



 Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Информатика (одобрен решением коллегии Миниобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от05.03.2004 №1089). М.: Дрофа, 2008 г.

- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 20.08.2008N 241 ,от 30.08.2010 N 889, от 03.06.2011 N 1994,от 01.02.2012 N 74).

- Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственной аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного  общего, среднего общего образования. От 31 марта 2014 года приказ  №253.

- Авторская программа Составитель Н.В.Макарова. Информатика и ИКТ. Издательство "Питер", 2009 г.

- Рабочая программа разработана соответственно Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и авторской программе по информатике и ИКТ для 10 класса Н.В. Макаровой 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.В.Макаровой. –  СПб.: Питер, 2009.

Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ и учебному плану образовательного учреждения рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение информатики в объеме 34 часа, 1 час в неделю для учащихся учебных заведений, изучивших базовый курс информатики в 8-9 классах.

      В связи с обязательным переходом на операционную систему Linux темы, рабочей программы для 10 класса, переписаны c Windows на Linux.

Цели рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:

Цели обучения в 10-м классе:

 

  • развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;

 

  • развитие навыков технологии поиска информации в Интернете;

 

  • закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процессора;

 

  • закрепление знаний по базовым понятиям информатики;

 

  • освоение информационной технологии представления информации;

 

  • воспитание этических и правовых отношений в информационной деятельности;

Учебно- методический комплект:

  1. «Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень/под ред.проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Лидер, 2010. – 256с.:ил.
  2. Информатика и ИКТ.Практикум по программированию 10-11 класс. Базовый уровень. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2010.
  3. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11 класс. Базовый уровень. Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2008

Концепция изучения информатики в школе рассчитана на 3 уровня:

На первом уровне, называемом пропедевтическим, учащийся знакомится с основными понятиями информатики и компьютером непосредственно в процессе создания какого-либо информационного продукта, будь то рисунок или текст. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 3 – 4-х классов. На изучение пропедевтического курса отводится по 1 часу в неделю в 3 классе, по 1 часу в неделю в 4 классе и по 1 часу в 5 классе.
Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.
Курс состоит из трех разделов:
Обучение работе на компьютере.

  1. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.
  2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

Второй уровень, названный базовым, полностью отражает содержание базового минимума, рекомендуемого Министерством образования РФ, с позиции системно-информационного подхода. Базовый уровень рассчитан на школьников 8-9 классов. На изучение курса отводится в 8  классе – по 1 часa в неделю (34 часов в год), 9 классе по 2 часу в неделю (70 часов в год).

Третий уровень, в 10 и 11 классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом  уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы освоенной на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом обучение происходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима коллективная форма работы. Кроме того учащиеся осваивают азы программирования. На изучение курса в 10 и 11 классе отводится по 1 часа в неделю (34 часа в год).

Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование фундамента информационной культуры учащегося;
  • развитие системного мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащегося;
  • закрепление приобретенных на предыдущих уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области «Информатика»;
  • приобретение профессиональных навыков использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной, в том числе проектной, деятельности с соблюдением этических и правовых норм;
  • закрепление и расширение исследовательских умений при компьютерном моделировании объектов и процессов.

Используются следующие методы обучения:

словесные, наглядные, практические, репродуктивные, исследовательские, проблемные, частично-поисковые.

Приемы:

  1. организационные (работа с конспектом, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом; индивидуальная, фронтальная работа);
  2. технические (работа с таблицами и карточками, компьютерные технологии);
  3. логические (сравнение, выводы, постановка проблемы, обобщение).

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая учебная программа рассчитана на один учебный год.

Уровень обучения – базовый.

  1. Образовательные технологии, используемые в образовательном процессе
  • Личностно-ориентированные технологии обучения;
  • Объяснительно-иллюстративные технологии;
  • Технология преподавания предметов на основе интегративных признаков;
  • Технология развития критического мышления.

Тематический  план

Тема, раздел

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Контрольные

работы, практические работы

1

Раздел 1.  Информационные процессы, модели, объекты

15

17

2

2

Раздел 2.  Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Writer

2

2

3

Раздел 3.  Информационно-коммуникационные технологии работы  компьютерной сети

6

7

1

4

Раздел 4.  Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Impress

3

3

5

Раздел 5.  Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Calc

4

5

1

Зачётные занятия

4

-

-

Всего

34

34

4

В авторской программе дано на зачетные занятия 4 часа, которые распределены следующим образом:

  • Контрольные работы - 1 час
  • Практические работы - 3 часа

Зачетные занятия распределены следующим образом:

Тема, раздел

Количество часов по рабочей программе

Зачетное занятие

Раздел 1.  Информационные процессы, модели, объекты

1

Контрольная работа по теме: «Информационные процессы, модели, объекты»

1

Практическая  работа по теме: «Моделирование в электронных таблицах»

Раздел 3.  Информационно-коммуникационные технологии работы  компьютерной сети

1

Практическая  работа по теме: «Информационная технология поиска информации в Интернете»

Раздел 5.  Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Calc

1

Практическая работа по теме: «Информационная технология обработки данных

в среде табличного процессора Calc»

           Планируемые образовательные результаты обучающихся

Критерием оценки соответствия авторской программы по информатике и ИКТ Государственному образовательному стандарту по учебному предмету «Информатика и ИКТ» может служить анализ предлагаемого содержания обучения с точки зрения выполнения требований к уровню подготовки учащихся школы, которые представлены в нем в следующем виде: «…В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

 

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;

 

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства…»

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

Ожидаемый результат:

В результате изучения информатики на базовом уровне ученик 10 класса должен уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распозновать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопостовляя различные  источники;
  • иллюстрировать учебные работы  с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию в базах пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения, с помощью диаграмм деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретённые знания, умения, навыки в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • Эффективного применения  информационных, образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • Ориентации в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;
  • Автоматизация коммуникационной деятельности;
  • Соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • Эффективной организацией индивидуального информационного пространства.

Содержание образовательного курса 10 класса 

Тема 1.1.  Информация и данные. Свойства информации

Понятие информации. Понятие данных. Сопоставление этих понятий. Мера измерения информации. Измерение объема данных. Форма представления информации. Свойства информации: актуальность, достоверность, доступность, понятность, полнота, репрезентативность, адекватность. Рассмотрение перечисленных свойств на примерах из окружающей жизни. Понятие выборки данных. Рассмотрение примеров геоинформационных систем с точки зрения свойств информации.

Учащиеся должны знать:

  • какой смысл вкладывается в понятие информации;
  • какой смысл вкладывается в понятие данных;
  • отличие информации от данных;
  • каковы важные свойства информации и как они проявляются;
  • понятие адекватности информации и цель использования этого свойства;
  • понятие выборки данных, как и для чего она формируется.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации;
  • определять объем информации в сообщении;
  • на примере геоинформационной системы проиллюстрировать основные свойства информации;
  • приводить примеры информации, представленной в разных формах.

Тема 1.2.  Информационный процесс

Понятие процесса. Понятие информационного процесса. Примеры информационных процессов в человеческом, животном и растительном мирах. Сопоставление этих процессов с целью выявления общих и отличительных свойств.

Учащиеся должны знать:

  • понятие процесса;
  • понятие информационного процесса;
  • как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительном мирах.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни;
  • проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.

Тема 1.3.  Информационная модель объекта

Понятие объекта (оригинала, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности информационной модели. Методы оценки адекватности модели оригиналу. Рассмотрение и анализ адекватности, общих и отличительных свойств нескольких информационных моделей, полученных благодаря заданию разных целей исследования одного и того же объекта (на примере строящегося дома).

Учащиеся должны знать:

  • понятие модели и цель ее создания;
  • какую роль играет информация при создании модели;
  • понятие информационной модели и цель ее создания;
  • понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки.

Учащиеся должны уметь:

  • четко формулировать цель при создании модели любого типа;
  • разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать ее адекватность приближенным способом;
  • представлять информационную модель в табличной форме.

Тема 1.4.  Представление об информационном объекте

Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении. Понятие информационного объекта. Информационные объекты в окружающем реальном мире. Информационные объекты, существующие в компьютерной среде, формы их представления и возможные действия с ними на примерах.

Учащиеся должны знать:

  • что такое информационная картина мира;
  • понятие информационного объекта;
  • что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала;
  • в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни;
  • приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.

Тема 1.5.  Представление информации в компьютере

Представление в компьютере  числовой информации. Системы счисления: позиционная, непозиционная. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую:  из недесятичной позиционной в десятичную; из десятичной в недесятичную позиционную. Форматы представления чисел в компьютере.

Представление в компьютере нечисловой информации: текстовой, графической, звуковой, видео. Стандарты ASCII-код, Unicode. Растровое изображение и особенности форматов его представления. Векторное изображение. Методы кодирования звуковой информации. Форматы звуковых и видео файлов.

Учащиеся должны знать:

  • типы систем счисления, используемых в компьютере;
  • правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемые в компьютере, и наоборот;
  • как представляется в компьютере текстовая информация;
  • как представляется в компьютере графическая информация;
  • как представляется в компьютере звуковая и видео информация;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
  • выполнять перевод из любой позиционной системы в десятичную;
  • представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере;
  • кодировать любой символ с помощью кодовой таблицы ASCII или Unicode;
  • выполнять кодирование цветной точки для 16-цветной палитры;
  • различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видео информации

Тема 1.6.  Моделирование в электронных таблицах

Этапы моделирования в электронных таблицах.

Моделирование задачи расчета геометрических параметров объекта на примере определения необходимых размеров склеиваемой коробки. Индивидуальные задания.

Моделирование ситуаций на примере решения следующих задач: определение необходимого количества рулонов обоев для оклейки комнаты; расчет стоимости покупки в компьютерном магазине; обслуживание клиентов в сберкассе; определение времени для быстрейшего заучивания стихотворения; расчет кривой падения предмета с высоты; исследование процесса движения объектов. Индивидуальные задания.

Обработка массивов данных на примере решения задачи исследования массива накопленных гидрометеорологической службой данных. Индивидуальные задания.

Учащиеся должны знать:

  • особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре;
  • этапы построения моделей для электронной таблицы;
  • особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы;
  • технологию моделирования в среде табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • Отличать интерфейс текстового процессора от интерфейса других сред и представить эту информацию в виде таблицы;
  • Классифицировать объекты текстового документа

Тема 2.1.  Представление о сервисах Интернета

Характеристика Всемирной паутины WWW — глобальной сети Интернет. Правила формирования адреса информационного ресурса Интернета (URL-адреса).

Характеристика компонентов глобальной сети Интернет: электронной почты, системы передачи файлов (FTP), телеконференции, системы общения «on-line».

Информационные ресурсы Интернета: базы данных различного назначения, образовательные ресурсы (ссылки на сайты).

Учащиеся должны знать:

  • основные системы глобальной сети Интернет и их назначение;
  • правила формирования URL-адреса информационного ресурса Интернета.

Учащиеся должны уметь:

  • привести характеристику каждой системы Интернета;
  • объяснить назначение каждой составляющей адреса интернет-ресурса.

Тема 2.2.  Информационная технология передачи информации через Интернет

Технология работы с почтовой службой mail.ru. Работа с программой удаленного доступа HiperTerminal.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru);
  • работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal.

Тема 2.3.  Информационная технология поиска информации в Интернете

Использование браузера для поиска по URL-адресам.

Понятие поисковой системы. Структура поисковой системы и назначение основных ее компонентов: робота, индекса, программы обработки запроса. Поисковая машина общей тематики. Поисковая машина специального назначения. Основные характеристики поисковых машин.

Правила поиска по рубрикатору поисковой машины. Правила поиска по ключевым словам. Правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс». Особенности профессионального поиска информационных ресурсов.

Практикум. Технология поиска по URL-адресам. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по ключевым словам. Технология формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Учащиеся должны знать:

  • назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска;
  • назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса;
  • правила поиска по рубрикатору;
  • правила поиска по ключевым словам;
  • правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Учащиеся должны уметь:

  • искать информационный ресурс по URL-адресу;
  • искать информационный ресурс по рубрикатору;
  • искать информационный ресурс по ключевым словам;
  • формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск).

Тема 3.1.  Информационная технология создания презентации с помощью Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе»

Понятие шаблона презентации. Рекомендации по созданию презентации на тему «Техника безопасности в компьютерном классе». Выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания. Корректировка плана презентации в соответствии с выбранной темой.

Заполнение презентации информацией по теме: поиск материалов в Интернете; заполнение слайдов текстом; оформление слайдов рисунками и фотографиями.

Создание элементов управления презентацией: настройка интерактивного оглавления с помощью гиперссылок; обеспечение возврата к оглавлению; добавление гиперссылок на документы Writer; добавление управляющих кнопок на все слайды.

Оформление экспресс-теста: создание вопросов и ответов; настройка реакции на выбранные ответы в виде гиперссылок; возвращение на слайд с вопросами; перепрограммирование управляющей кнопки.

Добавление эффектов анимации: выбор эффектов анимации; настройка анимации.

Учащиеся должны знать:

  • основные объекты презентации;
  • назначение и виды шаблонов для презентации;
  • основные элементы управления презентацией;
  • технологию работы с каждым объектом презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и оформлять слайды;
  • изменять настройки слайда;
  • выбирать и настраивать анимацию текстового и графического объектов;
  • вставлять в презентацию звук и видеоклип;
  • создавать управляющие элементы презентации: интерактивное оглавление, кнопки управления, гиперссылки.

Тема 3.2.  Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

Практикум. Статистическое исследование массивов данных на примере решения задачи обработки результатов вступительных экзаменов. Постановка и описание задачи.

Технология обработки статистических данных (массива данных) по выбранной теме: определение состава абитуриентов по стажу работы; определение среднего балла; определение регионального состава абитуриентов; определение состава абитуриентов по виду вступительных испытаний.

Анализ результатов статистической обработки данных: определение количества поступающих по направлениям обучения; исследование возраста абитуриентов; исследование популярности различных направлений обучения среди юношей и девушек; формирование списков абитуриентов, зачисленных в вуз по выбранным направлениям обучения.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и правила формирования логических и простейших статистических функций;
  • представление результатов статистической обработки в виде разнотипных диаграмм;
  • как правильно структурировать информацию для статистической обработки данных и их анализа.

Учащиеся должны уметь:

  • применять технологию формирования логических и простейших статистических функций;
  • использовать технологию представления информации в виде диаграмм;
  • проводить анализ полученных результатов обработки массивов данных.

             

   

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся:

практические работы, самостоятельные и контрольные работы на компьютере.

Проверка и оценивание результатов обучения по данной рабочей программе предусматривает использование:

  • индивидуальные карточки – задания;
  •  тесты;
  • самостоятельные работы;
  • контрольные работы;

Учебно – методическое обеспечение образовательного

процесса по предмету:

  1. «Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень/под ред.проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Лидер, 2010. – 256с.:ил.
  2. Информатика и ИКТ.Практикум по программированию 10-11 класс. Базовый уровень. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2010.
  3. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11 класс. Базовый уровень. Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2008.


Календарно-тематическое планирование

Тема,

раздел

Компьютерный практикум и

решение задач

К-во часов

Используемое       оборудование

План

Факт

Раздел 1.  Информационные процессы, модели, объекты 17 часов

1

Информация и данные. Свойства информации. Информационный процесс.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Информация и данные. Свойства информации

Информационный процесс

7.09

2

Информационная модель объекта.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Информационная модель объекта

14.09

3

Представление об информационном объекте.

Знакомство с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую:  из недесятичной позиционной в десятичную; из десятичной в недесятичную позиционную.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Представление об информационном объекте»

21.09

4

Представление информации в  компьютере.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Представление об информационном объекте»

28.09

5

Представление информации в  компьютере.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Представление об информационном объекте

5.10

6

Контрольная работа.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Контрольная работа по теме: «Информационные процессы, модели, объекты»»

12.10

7

 Моделирование в электронных таблицах.

        Индивидуальные задания. Моделирование задачи расчета геометрических параметров объекта на примере определения необходимых размеров склеиваемой коробки.

Индивидуальные задания. Моделирование ситуаций на примере решения следующих задач: определение необходимого количества рулонов обоев для оклейки комнаты; расчет стоимости покупки в компьютерном магазине; обслуживание клиентов в сберкассе; определение времени для быстрейшего заучивания стихотворения; расчет кривой падения предмета с высоты; исследование процесса движения объектов.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Этапы моделирования в электронных таблицах.»

19.10

8

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Этапы моделирования в электронных таблицах.»

26.10

9

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование задачи расчета геометрических параметров объекта»

9.11

10

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование ситуаций »

16.11

11

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование ситуаций «расчет стоимости покупки в компьютерном магазине»»

23.11

12

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование ситуаций »

30.11

13

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование ситуаций «расчет стоимости покупки в компьютерном магазине»»

7.12

14

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование ситуаций «обслуживание клиентов в сберкассе»»

14.12

15

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование ситуаций «определение времени для быстрейшего заучивания стихотворения»»

21.12

16

Моделирование в электронных таблицах.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Моделирование ситуаций «расчет кривой падения предмета с высоты»»

28.12

17

Практическая  работа

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Практическая  работа по теме: «Моделирование в электронных таблицах»»

13.01

Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа Writer

2 часа.

18

Создание и редактирование графических и табличных объектов

Технология работы со страницами: установка параметров страницы, книжная и альбомная ориентация, правила перехода на новую страницу и пр. Технология работы с разделами документа. Многоколоночный текст. Технология работы с колонтитулами.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Информационная технология работы со структурой текстового документа»

20.01

19

Информационная технология работы со структурой текстового документа.

1

27.01

Раздел 3.  Информационно-коммуникационные технологии

работы в компьютерной сети 7 часов

20

Представление о сервисах Интернета

Правила формирования адреса информационного ресурса Интернета (URL-адреса).

Информационные ресурсы Интернета: базы данных различного назначения, образовательные ресурсы (ссылки на сайты).

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Представление о сервисах Интернета»

3.02

21

Информационная технология передачи информации через Интернет.

Технология работы с почтовой службой mail.ru. Работа с программой удаленного доступа HiperTerminal.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Информационная технология передачи информации через Интернет»

10.02

22

Информационная технология поиска информации в Интернете.

Технология поиска по URL-адресам, по рубрикатору поисковой машины, по ключевым словам. Технология формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Понятие поисковой системы. Структура поисковой системы и назначение основных ее компонентов.»

17.02

23

Информационная технология поиска информации в Интернете.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Основные характеристики поисковых машин.»

24.02

24

Информационная технология поиска информации в Интернете.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Основные характеристики поисковых машин.»

3.03

25

Информационная технология поиска информации в Интернете.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Основные характеристики поисковых машин.»

10.03

26

Практическая  работа.

1

17.03

Раздел 4.  Информационная технология представления информации

в виде презентаций в среде Impress 3 часа

27

Информационная технология создания презентации с помощью Мастера авто содержания на тему: «Техника безопасности в компьютерном классе»

Создание элементов управления презентацией: настройка интерактивного оглавления с помощью гиперссылок; обеспечение возврата к оглавлению; добавление управляющих кнопок на все слайды.

Оформление экспресс-теста: создание вопросов и ответов; настройка реакции на выбранные ответы в виде гиперссылок; возвращение на слайд с вопросами; перепрограммирование управляющей кнопки.

Добавление эффектов анимации: выбор эффектов анимации; настройка анимации.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Понятие шаблона презентации. Корректировка плана презентации в соответствии с выбранной темой.»

24.03

28

Информационная технология создания презентации с помощью Мастера авто содержания на тему: «Техника безопасности в компьютерном классе»

1

7.04

29

Информационная технология создания презентации с помощью Мастера авто содержания на тему: «Техника безопасности в компьютерном классе»

1

14.04

Раздел 5.  Информационная технология обработки данных

в среде табличного процессора Calc  5 часов

30

 Статистическая обработка массивов данных и построение диаграмм.

Технология обработки статистических данных (массива данных) по выбранной теме: определение состава абитуриентов по стажу работы; определение среднего балла; определение регионального состава абитуриентов; определение состава абитуриентов по виду вступительных испытаний.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: « Статистическое исследование массивов данных.»

21.04

31

 Статистическая обработка массивов данных и построение диаграмм.

1

28.04

32

 Статистическая обработка массивов данных и построение диаграмм.

1

5.05

33

Статистическая обработка массивов данных и построение диаграмм.

1

12.05

34

Практическая работа.

1

Компьютер, проектор, презентация по теме: «Практическая работа по теме: «Информационная технология обработки данных

в среде табличного процессора Calc»»

19.05

Итого

34

Критерии оценивания по предмету

Письменная – предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты.

Устная – предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

Комбинированная – предполагает сочетание письменного и устного видов.

Устный ответ обучающегося оценивается и комментируется учителем сразу после ответа.

Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку. Промежуточные итоговые отметки в баллах выставляются во 9 классах по четвертям.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое всех отметок за четверти (полугодия). В случае если средняя отметка не целое число, то применяется правило математического округления.  При равном количестве одинаковых отметок по четвертям (полугодиям) годовая отметка не может быть выше отметки за последнюю четверть (полугодие).

Знания обучающихся оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с требованиями к выставлению оценки.

Основными формами проверки знаний и умений учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, устный опрос и контрольная практическая работа с использованием вычислительной техники, При этом учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

Среди погрешностей  выделяются   ошибки  и  недочеты.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения;  неаккуратная, небрежная  запись.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах погрешность, допущенная учащимися, может рассматриваться учителем как  ошибка,  в другое время и при  других  обстоятельствах  как недочет.

Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Контрольные  и практические работы состоят из заданий, позволяющих оценить умения и  навыки  работы за персональным  компьютером,  приобретенные учащимися.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Оценка ответа учащегося проводится по четырех бальной системе, т.е. за ответ выставляется, одна из отметок; 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи по программированию, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий;

       Оценка устных ответов учащихся.

Ответ  оценивается  отметкой  «5», если ученик::

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренной программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику информатики; правильно выполнил записи, соответствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения  конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных, сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в записях, которые легко ученик исправит, по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены  небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

- допущены один - два недочета ори освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении теоретических вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставятся в следующих случаях:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии информатики, исправленные  после нескольких  наводящих  вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил  задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность  основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание  учебного материала;

- обнаружено незнание или  непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в записях, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог  ответить ни  на один из поставленных  вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся.

        Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

-  решении нет ошибок (возможна  одна   неточность, описка,  не  являющаяся следствием - незнания  или непонимания учебного материала);

        Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

- допущена одна ошибка или два -три недочета в выкладках, записях.

        Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках или записях, но учащийся владеет обязательными умениями по проводимой теме в полной мере;

        Отметка «2» ставится, если:

- Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Лист дополнений

 Содержание учебного материала

 Количество часов

Число

 № приказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре в 11 классе на 2016-2017 учебный год.

Данная рабочая программа рассчитана на курс "Алгебра и начала анализа" по учебнику А.Н. Колмогорова, 5 часов в неделю....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс на 2016-2017 учебный год (к учебнику Семакина)

Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2016-2017 учебном году ориентировано на использование учащимися УМК для 8 класса и для 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шеста...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (ФГОС), 2016-2017 год

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...

Рабочая программа по математике (Алгебре) 8 класс на 2016-2017 учебный год

        Рабочая программа по предмету «Алгебра» для 8 класса разработана на основании авторская программа: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра...

Рабочая программа по математике (Геометрии) 8 класс на 2016-2017 учебный год

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка оп...

Рабочая программа по математике ( Геометрии) 10 класс на 2016-2017 учебный год

      Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные ра...

Рабочая программа по математике ( Геометрии) 7 класс на 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа курса по геометрии для 7 класса разработана на основе программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общег...