Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс на 2016-2017 учебный год (к учебнику Семакина)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2016-2017 учебном году ориентировано на использование учащимися УМК для 8 класса и для 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.), соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту полного общего образования.
Программа рассчитана на изучение информатики в 9 классах в соответствии с учебным планом МОУ Каменская СОШ № 2 на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
В том числе: Контрольных работ:2
Практических работ: 13 работ по 2 часа каждая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_9.docx | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа №2
Дмитровского муниципального района Московской области
Утверждаю
Директор школы
_____________ (Савкевич Л.П.)
«___»______________20____г.
Приказ №_____
от «____» _____________20___ г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
9 класс
учитель Назаров Дмитрий Абасович
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы:
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе составлена на основе документов:
1) Закон «Об образовании в Российской Федерации»
2) Федеральный компонент государственного стандарта. Математика (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
От 05.03.2004 года №1089
3)Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 4) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312)
5) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312)
6) Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 №2085 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный
7) Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» /Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г №23290)
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие» / составитель М.Н. Бородин. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Цели и задачи преподавания учебного предмета:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 10-11 классах этот материал больше не изучается.
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 2016-2017 учебном году ориентировано на использование учащимися УМК для 8 класса и для 9 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.), соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту полного общего образования.
Программа рассчитана на изучение информатики в 9 классах в соответствии с учебным планом МОУ Каменская СОШ № 2 на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
В том числе: Контрольных работ:2
Практических работ: 13 работ по 2 часа каждая.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ:
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны
знать/понимать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора;
- что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются;
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
- правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования;
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности.
уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- работать с одной из программ-архиваторов;
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД,
- сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования;
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во КР | Кол-во ПР |
1 | Управление и алгоритмы | 18 | 1 | 3 |
2 | Введение в программирование | 41 | 1 | 10 |
3 | Информационные технологии и общество | 11 | - | - |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Темы уроков | Дата план | Дата факт | Примечание | ||
9а | 9б | |||||
|
Модуль 1. Управление и алгоритмы (18 часов) | |||||
1 | ТБ на уроках информатики и ИКТ. | 2.09 | 1.09 | |||
2 | Управление и кибернетика. Управление без обратной связи. | 7.09 | 5.09 | |||
3 | Управление с обратной связью. | 9.09 | 8.09 | |||
4 | Определение и свойства алгоритма | 14.09 | 12.09 | |||
5 | Графический учебный исполнитель (ГРИС). Знакомство с графическими исполнителями. | 16.09 | 15.09 | |||
6 | Графический учебный исполнитель (ГРИС). ГРИС «Стрелочка». | 21.09 | 19.09 | |||
7 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 23.09 | 22.09 | |||
8 | ПР «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы» 1-й час. Совместная работа. | 28.09 | 26.09 | |||
9 | ПР «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы» 2-й час. Работа в парах. | 30.09 | 29.09 | |||
10 | Циклические алгоритмы и алгоритмы ветвления. | 5.10 | 3.10 | |||
11 | ПР «Циклические алгоритмы» 1-й час. . Совместная работа. | 7.10 | 6.10 | |||
12 | ПР «Циклические алгоритмы» 2-й час. | 12.10 | 10.10 | |||
13 | ПР «Ветвление и последовательная детализация алгоритма» 1-й час. Совместная работа. | 14.10 | 13.10 | |||
14 | ПР «Ветвление и последовательная детализация алгоритма» 2-й час. Работа в парах. | 19.10 | 17.10 | |||
15 | Автоматизированные и автоматические СУ. | 21.10 | 20.10 | |||
16 | Автоматизированные и автоматические СУ. Применение современном мире. | 26.10 | 24.10 | |||
17 | Использование рекурсивных процедур. | 09.11 | 27.10 | |||
18 | КР №1 по теме «Алгоритмы». Тестовая форма. | 11.11 | 7.11 | |||
Модуль 2 Введение в программирование (41 час) | ||||||
19 | Что такое программирование | 16.11 | 10.11 | |||
20 | Алгоритмы работы с величинами. Константы, переменные, основные типы. | 18.11 | 14.11 | |||
21 | Алгоритмы работы с величинами. Присваивание, ввод и вывод данных | 23.11 | 17.11 | |||
22 | ПР «Алгоритмы работы с величинами» 1-й час. Совместная работа. | 25.11 | 21.11 | |||
23 | ПР «Алгоритмы работы с величинами» 2-й час. Работа в парах. | 30.11 | 24.11 | |||
24 | Линейные вычислительные алгоритмы. Построение линейных алгоритмов | 2.12 | 28.11 | |||
25 | Линейные вычислительные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов в среде графического исполнителя. Отладка алгоритма. Выполнение алгоритма. | 7.12 | 1.12 | |||
26 | Знакомство с языком Паскаль. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. | 9.12 | 5.12 | |||
27 | Знакомство с языком Паскаль. Правила записи арифметических выражений. Пунктуация Паскаля. | 14.12 | 8.12 | |||
28 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Оператор ветвления. Представление ветвлений на языке Паскаль и алгоритмическом языке. | 16.12 | 12.12 | |||
29 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Трассировка алгоритмов. Целый и вещественный типы данных. Примеры сложных ветвящихся алгоритмов. | 21.12 | 15.12 | |||
30 | ПР «Программирование ветвлений на Паскале». 1-й час. Совместная работа. | 23.12 | 19.12 | |||
31 | ПР «Программирование ветвлений на Паскале». 2-й час. Работа в парах. | 28.12 | 22.12 | |||
32 | ПР «Программирование диалога с компьютером» 1-й час. Совместная работа. | 26.12 | ||||
33 | ПР «Программирование диалога с компьютером» 2-й час. Работа в парах. | 29.12 | ||||
34 | Программирование циклов | |||||
35 | ПР «Программирование циклов». 1-й час. . Совместная работа. | |||||
36 | ПР «Программирование циклов». 2-й час. Работа в парах. | |||||
37 | ПР «Алгоритм Евклида». 1-й час. . Совместная работа. | |||||
38 | ПР «Алгоритм Евклида». 2-й час. Работа в парах. | |||||
39 | Таблицы и массивы | |||||
40 | ПР «Таблицы и массивы». 1-й час. . Совместная работа. | |||||
41 | ПР «Таблицы и массивы». 2-й час. Работа в парах. | |||||
42 | Массивы в Паскале | |||||
43 | ПР «Массивы в Паскале». 1-й час. . Совместная работа. | |||||
44 | ПР «Массивы в Паскале». 2-й час. Работа в парах. | |||||
45 | ПР «Одна задача обработки массива». 1-й час. Совместная работа. | |||||
46 | ПР «Одна задача обработки массива». 2-й час. Работа в парах. | |||||
47 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | |||||
48 | ||||||
49 | ПР «Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива» 1-й час. Совместная работа. | |||||
50 | ПР «Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива» 2-й час. Работа в парах. | |||||
51 | ПР «Сортировка массива» 1-й час. Совместная работа. | |||||
52 | ПР «Сортировка массива» 2-й час. Работа в парах. | |||||
53 | Программирование перевода чисел из одной СС в другую. Двоичная система счисления. | |||||
54 | Программирование перевода чисел из одной СС в другую. Представление чисел в памяти компьютера. | |||||
55 | Сложность алгоритмов. Примеры сложных вложенных алгоритмов. | |||||
56 | Сложность алгоритмов. Вложения и процедуры. | |||||
57 | О языках программирования (ЯП) и трансляторах. | |||||
58 | История языков программирования. | |||||
59 | Контрольная работа №2 по теме «Программирование на ЯП Паскаль». | |||||
Модуль 3. Информационные технологии и общество (11 часов) | ||||||
60 | Предыстория информатики. | |||||
61 | История ЭВМ. | |||||
62 | История ПО и ИКТ. | |||||
63 | Информационные ресурсы современного общества. | |||||
64 | Информационные ресурсы современного общества. Основы социальной информатики. | |||||
65 | Проблемы формирования современного общества. Понятие об информационном обществе. | |||||
66 | Информационная безопасность. Информационные преступления | |||||
67 | Информационная безопасность. Меры информационной безопасности. | |||||
68 | Итоговый урок. Задание на лето. |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ | Вид работы | Тема | Кол. часов | Дата | |
9а | 9б | ||||
1 | Практическая работа | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 2 | 28.09, 30.09 | 26.09, 29.09 |
2 | Практическая работа | Циклические алгоритмы | 2 | 7.10,12.10 | 6.12,10.12 |
3 | Практическая работа | Ветвление и последовательная детализация алгоритма | 2 | 14.10,19.10 | 13.10,17.10 |
4 | Контрольная работа №1 | Алгоритмы | 1 | 11.11 | 7.11 |
5 | Практическая работа | Алгоритмы работы с величинами | 2 | 25.11,30.11 | 21.11,24.11 |
6 | Практическая работа | Программирование ветвлений на Паскале | 2 | 23.12,28.12 | 19.12,22.12 |
7 | Практическая работа | Программирование диалога с компьютером | 2 | ||
8 | Практическая работа | Программирование циклов | 2 | ||
9 | Практическая работа | Алгоритм Евклида | 2 | ||
10 | Практическая работа | Таблицы и массивы | 2 | ||
11 | Практическая работа | Массивы в Паскале | 2 | ||
12 | Практическая работа | Одна задача обработки массива | 2 | ||
13 | Практическая работа | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | 2 | ||
14 | Практическая работа | Сортировка массива | 2 | ||
15 | Контрольная работа №2 | Программирование на ЯП Паскаль | 1 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК, ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
-ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
-не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
-отказался отвечать на вопросы учителя.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, письменных работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме зачета, тестирования, выполнения итоговой практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При проведении тестирования все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91% и более | отметка «5» |
76 %-90%% | отметка «4» |
61-75% | отметка «3» |
менее 60% | отметка «2» |
если обучающийся отказался от выполнения теста. | отметка «1» |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания, определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится в следующем случае:
- знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя:
- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
- наличия 1 -2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;
незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), либо за отказ от выполнения учебных обязанностей.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I.Учебно-методический комплект
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
4. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
5. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 21.06.16).
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru
II.Литература для учителя
1.Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2.Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И .Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
3.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 21.06.16).
4.Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 21.06.16).
III.Технические средства обучения
1.Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2.Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
3.Колонки (рабочее место учителя).
4.Проектор.
5.Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
1.Операционная система.
2.Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
3.Растровый редактор (входит в состав операционной системы).
4.Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
5.Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
6.Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
7.Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
8.Браузер Google Chrome, Internet Explorer.
9.Антивирусная программа
10.Программа-архиватор WinRar.
11.Клавиатурный тренажер.
12.Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций, электронные таблицы, систему управления базами данных.
13. Система программирования Паскаль.
14. Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться любой вариант свободно-распространяемой системы программирования на Паскале (ABC-Pascal, Free Pascal и т.п.)
Согласовано Заместитель директора по УВР ______________________Сластёнкина О.В. «_____» ________2016г | Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _______________Киселева М.В. Протокол МО №___ от «_____» _______2016г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре в 11 классе на 2016-2017 учебный год.
Данная рабочая программа рассчитана на курс "Алгебра и начала анализа" по учебнику А.Н. Колмогорова, 5 часов в неделю....
Рабочая программа по математике (Алгебре) 8 класс на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по предмету «Алгебра» для 8 класса разработана на основании авторская программа: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра 7 – 9 классы. Алгебра...
Рабочая программа по математике (Геометрии) 8 класс на 2016-2017 учебный год
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка оп...
Рабочая программа по математике ( Геометрии) 10 класс на 2016-2017 учебный год
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные ра...
Рабочая программа по математике ( Геометрии) 7 класс на 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа курса по геометрии для 7 класса разработана на основе программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общег...
Рабочая программа по математике ( Алгебре) 7 класс на 2016-2017 учебный год
Основой для рабочей программы по алгебре на 2016-2017 учебный год в 7 классе являются:1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее обр...
Рабочая программа по математике ( Алгебре) 7 класс на 2016-2017 учебный год
Основой для рабочей программы по алгебре на 2016-2017 учебный год в 7 классе являются:1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее обр...