Урок по теме «Информационные ресурсы»
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
На рисунке (рис.1) представлены наиболее распространенные основные виды ресурсов. Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России 25 января 1995 года, дано следующее определение понятия информационные ресурсы:
ИРО— отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).Запишите определение ИРО в тетрадь.
Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства — новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.
Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.
Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс — это знания, представленные в проектной форме»,— такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики. При этом будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей — членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей.
Знание как национальное достояние в развитии страны В статье 9 федерального закона России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческому и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства.
Классификация национальных информационных ресурсов: библиотечные, архивные, научно-техническая информация, правовая информация, отраслевая информация, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и т.д.
Существуют еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов (в их понимании, приведенном в федеральном законе России). Прежде всего, это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Эти знания могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях (например, международные, национальные и региональные выставки достижений).
Другая форма представления знаний в обществе — это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения — человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.
В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из России». По данным МВД России наиболее выездной возраст 31-45 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике.
На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для России.
Классификация информационных ресурсов Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
§ тематика хранящейся в них информации — общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;
§ форма собственности — государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
§ доступность информации — открытая, закрытая, конфиденциальная;
§ принадлежность к определенной информационной системе — библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
§ источник информации — официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
§ назначение и характер использования информации — массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
§ форма представления информации — текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
§ вид носителя информации — бумажный, электронный.
Информационные продукты и услуги Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.
Информационный продукт — результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационная услуга — предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.
§ Поиск и подбор информации;§ Консалтинг;§ Обучение;§ Телекоммуникации; И пр.
Запишите определения Информационный продукт и Информационная услуга в тетрадь.
Основные виды информационных продуктов. Схема, которая наиболее полно отражает многообразие информационных продуктов на рисунке (рис.2).
Информационный рынок Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.
Товар – информационные продукты и услуги.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений — информационного рынка.Структура информационного рынка на рисунке (рис.3).
Рынок информационных продуктов и услуг — система экономических, правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.Запишите определение Рынок информационных продуктов и услуг в тетрадь.
Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники
• Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
• Службы связи и телекоммуникации;
• Бытовые службы;
• Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);
• Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;
• Консалтинговые фирмы;
• Биржи;
• Частные лица (программисты) и пр.
Пользователи информации — организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий
Потребители информации — частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.
• Частные лица;
• Предприятия;
• Органы власти;
• Иностранные государства.
Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса
информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.
Информационный бизнес Это сравнительно новая отрасль деловой активности общества. Но в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. Высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес.
Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере, но и оно охватывает торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.
Для закрепления изученных знаний выполните практическую работу, результаты отправьте учителю. Практическая работа за компьютерами: Составьте список адресов сайтов, посвященных общеобразовательным дисциплинам (используйте несколько поисковых серверов, результат оформите в документе MicrosoftWord).
Для самопроверки пройдите тест (Тест).
Домашнее задание
Информатика и ИКТ: Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 21-27. Творческое домашнее задание: Темы рефератов:1. Проблема "утечки мозгов из России".2. Государственная политика в области ИРО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Ресурс — это… процесс производства запас, источник чего-нибудь объект Выберите правильный ответ
2. Массивы документов с зафиксированной на ней информацией называются… информационными документами информационными базами данных информационными ресурсами Выберите правильный ответ
3. Федеральный закон, принятый в 1995 г., в котором приведено определение ИР называется… «Об информации, защите и об ИРО» «Об информации, информатизации и защите информации» «Об информации и информатизации» Выберите правильный ответ
4. Информация: открытая, закрытая, конфиденциальная… Выберите параметр, по которому произведена классификация ИР тематика хранящейся информации доступность информации назначение информации Выберите правильный ответ
5. Знания, опыт и профессиональная квалификация людей называются… «живыми знаниями» «национальными знаниями» «народными знаниями» Выберите правильный ответ
6. Информационный продукт — это… интеллектуальная деятельность результат интеллектуальной деятельности людей результат физической деятельности людей Выберите правильный ответ
7. Предоставление пользователю необходимых ему информационных продуктов называется… информационным рынком информационным ресурсом информационной услугой Выберите правильный ответ
8. Что не является информационной услугой? подбор библиотекарями литературы по тематике заказчика подбор вакансий на бирже труда ремонт электричества в квартире Выберите правильный ответ
9. Система, обеспечивающая торговлю информационными продуктами и предоставляющая пользователям информационные услуги, называется… рынок продуктов рынок информационных продуктов рынок информационных услуг рынок информационных продуктов и услуг Выберите правильный ответ
10. Организации и частные лица, обращающиеся к информационным системам за получением информации называются… поставщиками информации пользователями информации Выберите правильный ответ
11. Производители и собственники информации называются… потребителями поставщиками Выберите правильный ответ
12. Предпринимательство в информационной сфере, торговле, организации обслуживания средств информации общества называется… бизнесом информационным предпринимательством информационным бизнесом Выберите правильный ответ
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ! МОЛОДЕЦ
ПОДУМАЙ ЕЩЕ! НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
МОЛОДЕЦ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!
НЕВЕРНЫЙ ОТВЕТ ПОДУМАЙ ЕЩЕ!
КОНЕЦ Карасева Ирина Николаевна ГБОУ школа №598 Приморского района г.Санкт - Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
конспект открытого урока по алгебре для 9 класса по теме "Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"
Урок проводится в конце изучения темы "Арифмктическая прогрессия" перед написанием контрольной работы. УМК Ю. Н. Макарычева....
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.
Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон....
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...