примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
методическая разработка по информатике и икт на тему
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_truda_i_tb.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента
государственной политики
и нормативно-правового
регулирования в сфере
образования Министерства
образования и науки
Российской Федерации
_________ /И.М. Реморенко/
«____» _________ 20___ г.
Разъяснения
по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______Охрана труда и техника безопасности __________________
название дисциплины
20….г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).
Организация-разработчик: ____________________________________
Разработчики:
Лукошкина Е. О., преподаватель информатики ОГОУ СПО «Болховский педагогический колледж»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда и техника безопасности
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к вариативной части циклов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:
1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад охраны труда и техники безопасности в формирование правовых знаний и организацию безопасных условий труда на производстве; ·
2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию, полученную на занятиях по охране труда в учебных и производственных целях; ·
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов охраны труда и техники безопасности в повседневной жизни; ·
- 4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм в профессиональной деятельности; · приобретение опыта использования новейших достижений в области охраны труда и природопользования;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;
нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;
виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Доклад: Органы управления безопасностью труда. Инструктаж и проверка знаний по ОТ Составление плана, тезисов статьи. Составление собственных каталожных карточек или библиографических списков. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
- 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _______Охрана труда и техника безопасности____
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1.1. Теоретические основы техники безопасности и охраны труда. | Содержание учебного материала | |||
1 | Общие вопросы охраны труда и техники безопасности. Охрана жизни и здоровья в процессе труда как один из институтов трудового права РФ. Основные термины: «охрана труда» в широком и узком смысле, «безопасность труда», «гигиена труда», «производственная санитария», «техника безопасности». Государственные нормативные требования по охране труда. | 4 | 2 | |
2 | История охраны труда и обеспечения безопасности в России. История охраны труда в России в дореволюционный период. Появление Устава о промышленном труде. Трудовое законодательство после февраля 1917 г. Первые советские кодексы законов о труде 1918, 1922 гг., их положения об охране труда. Законодательство СССР периода существования административно-командной системы. Новое российское законодательство об охране труда и технике безопасности: становление и развитие. | 4 | 1 | |
3 | Правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием. Условия здорового и безопасного труда при работе с электрооборудованием. Санитарно – гигиенические требования и нормы использования в учебном процессе вычислительной техники и видеотерминалов. Оказание первой медицинской помощи при поражениях электрическим током. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Доклад: Органы управления безопасностью труда. Инструктаж и проверка знаний по ОТ | ||||
Составление плана, тезисов статьи. | ||||
Тема 1.2. Нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов | 1 | Виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ). Инструкции по охране труда, обязательные для работников. Инструктаж по охране труда: понятие, значение и виды. Обучение руководителей и специалистов. Вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Разработка программы инструктажа. Журнал отметки проведения вводного, первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей. Оформление допусков к работе с электроприборами и видеотерминалами. | 6 | 2,3 |
2 | Основной перечень инструкций по охране труда и технике безопасности. Инструкция по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе для учащихся. Инструкция по охране труда при работе пользователей с компьютерами, принтерами, ксероксами и другими электрическими приборами. Инструкция по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах. Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения. Инструкция оказания первой помощи человеку, пораженному электрическим током. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении. | 6 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) | |||
2 | Написание сообщений. | |||
Тема 1.3 Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда и техники безопасности. | Содержание учебного материала | |||
1 | Правовые и нормативные основы охраны труда и техники безопасности. Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», Трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Госстандарта России. | 5 | 2,3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Написание сообщений. | ||||
2 | Организационные основы охраны труда и техники безопасности. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране трупа; аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных случаев в учебном процессе, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда.. | 4 | 2 | |
3 | Ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда и техники безопасности. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда. Особенности привлечения виновных к административной ответственности. Правовые вопросы привлечения к уголовной ответственности. Пути совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере охраны труда и техники безопасности. | 3 | 1,2 | |
Всего: | 36 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета: многофункциональный комплекс для преподавателя, полки для телеаппаратуры и учебных пособий, доски, тумбовые системы различной комплектации, проекционный столик, экран, набор приспособлений для крепления таблиц и плакатов..
Технические средства обучения: Телевизор с универсальной подставкой, видеомагнитофон (видеоплейер), аудио-центр, мультимедийный компьютер, сканер, принтер лазерный, копировальный аппарат, цифровая видеокамера, цифровая фотокамера, диапроектор или оверхэд (графопроектор), мультимедиапроектор, экран (на штативе или навесной), средства телекоммуникации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, штатив для карт и таблиц, укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.), бинт марлевый 10х15, вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.), вата компрессная (пачка по 50 г.), противогаз, общезащитный комплект, респиратор, аптечка индивидуальная (АИ-2), ватно-марлевая повязка , противопыльные тканевые маски, носилки санитарные, индивидуальный перевязочный пакет.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бобкова О. В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника. Серия: Охрана труда: Омега – Л, 2009, 290 с.
- Бобкова О. В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника. Законодательные и нормативные акты с комментариями. Серия: Охрана труда: Омега – Л, 2008, 288 с.
- Ефремова О. С. Охрана труда в организациях в схемах и таблицах: Альфа – Пресс, 2009, 112 с.
- Шалагина М. А. Охрана труда и техника безопасности. Серия: Документы и комментарии: Экзамен, 2008, 224 с.
Дополнительные источники:
- Ефремова О. С. Проверка знаний требований по охране труда. Экзамен по охране труда: Альфа – Пресс, 2009, 176 с.
- Ковалев В. П. Система работы с приказами по предприятию специалиста по охране труда и технике безопасности: Альфа – Пресс, 2008, 80 с.
- Бадагуев Б. Т. Приказы по охране труда. Методика разработки и составления. Образцы приказов: Альфа – Пресс, 2009.
- Михайлов Ю. М. Корпоративная система охраны труда. Функционирование. Аттестация. Сертификация. Экспертиза: Альфа – Пресс, 2009, 200 с.
- Михайлов Ю. М. Настольная книга руководителя службы охраны труда: Альфа – Пресс, 2009, 200 с.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда; Знания: правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием; нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов; виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ) | Тестирование, проведение индивидуальных и фронтальных практических/лабораторных работ. Тестирование, работа по дифференцированным карточкам – заданиям Домашнее задание, индивидуальные задания, ситуационные задачи Устный (индивидуальный и фронтальный) опрос. Тестирование, домашнее задание, составление сравнительной характеристики кабельных систем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа учебной дисциплины ФИЗИКА (ФГОС 3) для автомехаников
Примерная программа по физике (ФГОС 3) для автомехаников(т.е. технический профиль) в НПО составлена в соответствии с макетом, предложенным ФИРО...
Примерная программа учебной дисциплины "Постановка голоса" 2011г. (по новым стандартам) по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование"
По новым стандартам вокальное обучение начинается в колледже со 2 курса. Но мы считаем, что для учителя музыки 3 года вокальной подготовки очень мало! Кроме того, вокально-одаренные дети дальше хотят ...
Паспорт примерной программы учебной дисциплины «Искусство трудоустройства».
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:-оператор швейного оборудования....
Примерная программа учебной дисциплины Немецкий язык
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования б...
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
УТВЕРЖДАЮДИРЕКТОР ГОУ НПО ПУ №91ЛОГИНОВА О.А.__________________________ СОГЛАСОВАНО С МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ГОУ НПО ПУ №91«__» _______________2011г....
Примерная программа учебной дисциплины Информационные технологии
Прдставлена учебная программа по дисциплине "Информационные технологии"...