примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
методическая разработка по информатике и икт на тему

Естин Владимир Иванович

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_truda_i_tb.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор Департамента

государственной политики

и нормативно-правового

регулирования в сфере

образования Министерства

образования и науки

Российской Федерации

_________  /И.М. Реморенко/

 «____» _________ 20___ г.

Разъяснения 

по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______Охрана труда и техника безопасности __________________

название дисциплины

20….г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)    051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).

Организация-разработчик: ____________________________________

Разработчики:

Лукошкина Е. О., преподаватель информатики ОГОУ СПО «Болховский  педагогический колледж»  

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Охрана труда и техника безопасности

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: Информатика и вычислительная техника).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина относится к вариативной части циклов основной профессиональной  образовательной программы (ОПОП).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:

1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад охраны труда и техники безопасности в формирование правовых знаний и организацию безопасных условий труда на производстве; ·

2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию, полученную на занятиях по охране труда в учебных и производственных целях; ·

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов охраны труда и техники безопасности в повседневной жизни; ·

  1. 4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм в профессиональной деятельности; · приобретение опыта использования новейших достижений в области охраны труда и природопользования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;

нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;

виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ)

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  36 часов;

самостоятельной работы обучающегося  18 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Доклад: Органы управления безопасностью труда. Инструктаж и проверка знаний по ОТ

Составление плана, тезисов статьи.

Составление собственных каталожных карточек или библиографических списков.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

  1. 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _______Охрана труда и техника безопасности____

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.1. Теоретические основы техники  безопасности и охраны труда.  

Содержание учебного материала

1

Общие вопросы охраны труда и техники безопасности.

Охрана жизни и здоровья  в процессе труда как один из институтов трудового права РФ. Основные термины: «охрана труда» в широком и узком смысле, «безопасность труда», «гигиена труда», «производственная санитария», «техника безопасности». Государственные нормативные требования по охране труда.

4

2

2

История охраны труда и обеспечения безопасности в России.

История охраны труда в России в дореволюционный период. Появление Устава о промышленном труде. Трудовое законодательство после февраля 1917 г. Первые советские кодексы законов о труде 1918, 1922 гг., их положения об охране труда. Законодательство СССР периода существования административно-командной системы. Новое российское законодательство об охране труда и технике безопасности: становление и развитие.

4

1

3

Правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием. Условия здорового и безопасного труда при работе с  электрооборудованием. Санитарно – гигиенические требования и нормы использования в учебном процессе вычислительной техники и видеотерминалов. Оказание первой медицинской помощи при поражениях электрическим током.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

*

Доклад: Органы управления безопасностью труда. Инструктаж и проверка знаний по ОТ

Составление плана, тезисов статьи.

Тема 1.2. Нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов 

1

Виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ).

Инструкции по охране труда, обязательные для работников. Инструктаж по охране труда: понятие, значение и виды. Обучение руководителей и специалистов. Вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.  Разработка программы инструктажа. Журнал отметки проведения вводного, первичного, повторного,  внепланового и целевого инструктажей.  Оформление допусков к работе с электроприборами и  видеотерминалами.

6

2,3

2

Основной перечень инструкций по охране труда и технике безопасности.

Инструкция по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе для учащихся. Инструкция по охране труда при  работе пользователей с компьютерами, принтерами, ксероксами и другими электрическими приборами. Инструкция по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах. Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения.  Инструкция оказания первой  помощи человеку, пораженному  электрическим током.  Инструкция по пожарной безопасности в учреждении.

6

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

*

1

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

2

Написание сообщений.

Тема 1.3 Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда  и техники безопасности.

Содержание учебного материала

1

Правовые и нормативные основы  охраны труда и техники безопасности.

Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», Трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Госстандарта России.

5

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

*

Написание сообщений.

2

Организационные основы охраны труда и техники безопасности.

Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране трупа; аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных случаев в учебном процессе, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда..

4

2

3

Ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда и техники безопасности.

Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда. Особенности привлечения виновных к административной ответственности. Правовые вопросы привлечения к уголовной ответственности. Пути совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере охраны труда и техники безопасности.

3

1,2

Всего:

36

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.

Оборудование учебного кабинета: многофункциональный комплекс для преподавателя, полки  для телеаппаратуры и учебных пособий, доски, тумбовые системы  различной комплектации, проекционный столик, экран, набор приспособлений для крепления таблиц и плакатов..

Технические средства обучения: Телевизор с универсальной подставкой,  видеомагнитофон (видеоплейер), аудио-центр, мультимедийный компьютер, сканер, принтер лазерный,  копировальный аппарат, цифровая видеокамера, цифровая фотокамера, диапроектор или оверхэд (графопроектор), мультимедиапроектор, экран (на штативе или навесной), средства телекоммуникации.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, штатив для карт и таблиц, укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.), бинт марлевый 10х15, вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.), вата компрессная (пачка по 50 г.), противогаз, общезащитный  комплект, респиратор, аптечка индивидуальная (АИ-2), ватно-марлевая повязка , противопыльные тканевые маски, носилки санитарные, индивидуальный перевязочный пакет.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

        Основные источники:

  1. Бобкова О. В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника. Серия: Охрана труда: Омега – Л, 2009, 290 с.
  2. Бобкова О. В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника. Законодательные и нормативные акты с комментариями. Серия: Охрана труда: Омега – Л, 2008, 288 с.
  3. Ефремова О. С. Охрана труда в организациях в схемах и таблицах: Альфа – Пресс, 2009, 112 с.
  4. Шалагина М. А. Охрана труда и техника безопасности. Серия: Документы и комментарии: Экзамен, 2008, 224 с.

Дополнительные источники:

  1. Ефремова О. С. Проверка знаний требований по охране труда. Экзамен по охране труда: Альфа – Пресс, 2009, 176 с.
  2. Ковалев В. П. Система работы с приказами по предприятию специалиста по охране труда и технике безопасности: Альфа – Пресс, 2008, 80 с.
  3. Бадагуев Б. Т. Приказы по охране труда. Методика разработки и составления. Образцы приказов: Альфа – Пресс, 2009.
  4. Михайлов Ю. М. Корпоративная система охраны труда. Функционирование. Аттестация. Сертификация. Экспертиза: Альфа – Пресс, 2009, 200 с.
  5. Михайлов Ю. М. Настольная книга руководителя службы охраны труда: Альфа – Пресс, 2009, 200 с.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;

Знания:

правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием;

нормативные документы по использованию средств вычислительной техники и видеотерминалов;

     виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБиОТ)

Тестирование, проведение индивидуальных и фронтальных практических/лабораторных работ.

Тестирование, работа по дифференцированным карточкам – заданиям

Домашнее задание, индивидуальные задания, ситуационные задачи

Устный (индивидуальный и фронтальный) опрос. Тестирование, домашнее задание, составление сравнительной характеристики кабельных систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа учебной дисциплины ФИЗИКА (ФГОС 3) для автомехаников

Примерная программа по физике (ФГОС 3) для автомехаников(т.е. технический профиль) в НПО составлена в соответствии с макетом, предложенным ФИРО...

Примерная программа учебной дисциплины "Постановка голоса" 2011г. (по новым стандартам) по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование"

По новым стандартам вокальное обучение начинается в колледже со 2 курса. Но мы считаем, что для учителя музыки 3 года вокальной подготовки очень мало! Кроме того, вокально-одаренные дети дальше хотят ...

Паспорт примерной программы учебной дисциплины «Искусство трудоустройства».

Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:-оператор швейного оборудования....

Примерная программа учебной дисциплины Немецкий язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  специальности среднего профессионального образования  б...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

УТВЕРЖДАЮДИРЕКТОР ГОУ НПО ПУ №91ЛОГИНОВА О.А.__________________________ СОГЛАСОВАНО С МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ГОУ НПО ПУ №91«__» _______________2011г....

Примерная программа учебной дисциплины Информационные технологии

Прдставлена учебная программа по дисциплине "Информационные технологии"...