Примерная программа учебной дисциплины "Постановка голоса" 2011г. (по новым стандартам) по специальности СПО 050130 "Музыкальное образование"
рабочая программа по музыке по теме

По новым стандартам вокальное обучение начинается в колледже со 2 курса. Но мы считаем, что для учителя музыки 3 года вокальной подготовки очень мало! Кроме того, вокально-одаренные дети дальше хотят учиться вокалу и им тем более нужен данный предмет (В нашем колледже сильный преподавательский состав вокалистов). Поэтому мы разработали свою программу для студентов 1 курса и хотим предоставить ее вашему вниманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_post_g_1k_2011.doc172.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                      ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

2011 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050130_«Музыкальное образование»

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московский областной музыкально-педагогический колледж г. Егорьевск

Разработчик:

Пономаренко Надежда  Ивановна, преподаватель вокала, Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московский областной музыкально-педагогический колледж г. Егорьевск

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Постановка голоса.

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  050130 «Музыкальное образование».

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в начальный период профессиональной подготовки в области вокально-речевой деятельности будущих специалистов по смежным специальностям: педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности, организаторов культурно-просветительской и кружковой  работы в школах и центрах эстетического воспитания детей.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Постановка голоса» входит в профессиональный цикл дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1.  исполнять вокализы и вокальные произведения 1-й – 2-й степени трудности;
  2. исполнять произведения профессионального репертуара (младшего      и среднего дошкольного возраста) под собственный аккомпанемент.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. особенности сольного исполнительства;
  1.    правила певческой установки;
  2.    правила организации вдоха и выдоха;
  3.    особенности пения в поступательном движении;
  4.    основные сведения о строении голосового аппарата.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося    50 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   39 часов;

самостоятельной работы обучающегося  11 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

     лабораторные занятия (не предусмотрены)

-

     практические занятия

38

     контрольные работы (не предусмотрены)

-

     курсовая работа (проект) (не предусмотрена)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

11

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

(не предусмотрена)

-

Тренировочные занятия;  

Работа с музыкальными словарями, энциклопедиями;

Систематическая проработка конспектов занятий, данных преподавателем; самостоятельное конспектирование тем из  учебного пособия

9

1

1

Итоговая аттестация в форме зачёта  


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Формирование начальных  

певческих умений.

Тема 1.1.Введение

Содержание учебного материала

1

1

Место, роль и значение учебной дисциплины «Постановка голоса» в системе профессиональной подготовки  будущих учителей музыки и музыкальных руководителей ДОУ. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Связь учебной дисциплины «Постановка голоса» с другими дисциплинами музыкального цикла.

Особенности и специфика обучения пению по академическому типу голосообразования.

Основные характеристики и эстетические свойства академического пения.                  

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.2.  .Знакомство с основами вокальной техники.

Содержание учебного материала

10

Певческое дыхание и опора звука.

       Пение  вокальных  упражнений.  Начальный   этап     овладения     певческим дыханием.

Формирование ровности и единства тембрового звучания в диапазоне  октавы.

Освоение высокой певческой позиции.

Артикуляционный уклад звуков речи в пении.

       Пение вокализов 1-й - 2-й степени трудности (диапазон  не более ноны).

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

10

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Тренировочные занятия. Приобретение умения самостоятельного разбора  мелодий.

2

Тема 1.3.

Разучивание вокальных произведений 1-й – 2-й степени сложности.

Содержание учебного материала

18

1

Работа над вокальным произведением 1-й – 2-й  степени сложности.

Разучивание и исполнение вокальных произведений с сопровождением 1-й  – 2-й степени сложности (с включением нешироких интервалов, в умеренном темпе и удобной тесситуре) в жанрах народной песни, русского и зарубежного романса, детской песни.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

18

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 

Тренировочные занятия.

Работа с музыкальными словарями, энциклопедиями.

6

5

1

Тема 1.4.

. Работа над детской песней младшего и среднего дошкольного возраста.

Содержание учебного материала

9

1

Начальный этап овладения навыком исполнения вокальных произведений под собственный аккомпанемент.

Разучивание и исполнение детских песен для младшего и среднего дошкольного возраста.

Понятие «эталонного» показа.

Исполнительский комплекс аккомпанемент- пение - управление поющими детьми.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

               9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:  

Тренировочные занятия.

 Элементарный анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания детской песни.

2

Раздел 2.

Теоретические основы вокала.

Тема 2.1

Строение голосового аппарата..

Содержание учебного материала

1

1

Определение голосового аппарата. Органы дыхания. Диафрагма и её роль в пении. Органы звукообразования. Органы звукоформирования. Определение резонатора. Головные и грудные резонаторы. Их роль в пении.  

 Артикуляционный аппарат, активные и пассивные органы.

………….

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, данных преподавателем.

Конспектирование  и изучение вопроса «Артикуляционный аппарат» с выделением основных опорных знаний.  

1

Примерная тематика курсовой работы (проекта)  (не предусмотрена)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрена)

-

Всего:

50

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета индивидуальных занятий музыкой.

Оборудование учебного кабинета:  фортепиано;  рабочее место преподавателя ; рабочее место  концертмейстера; зеркало.

Технические средства обучения:  звуковоспроизводящее оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники и учебные пособия по дисциплине «Постановка голоса» не переиздавались.

1. Абт.Ф. Школа пения: избранные упражнения для низких голосов в сопровождении фортепиано./Франц Абт. -  М.:Музыка, 1985.

2. Ваккаи Н. Практическое пособие по итальянскому камерному пению для среднего голоса в сопровождении фортепиано. / Н.Ваккаи. – М.: Музыка, 1969.

3. Зейдлер.Г. Искусство пения: 40 мелодий для высоких голосов в сопровождении фортепиано.: Части I-II./ Г.Зейдлер. - М.:Музыка, 1987.

4. Репертуар начинающего певца: песни и романсы для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано./ Составитель Далецкий О.В. -  М.:Музыка, 1976.

5. Романсы и песни: для сопрано в сопровождении фортепиано.: Репертуар начинающего певца. /Составитель Далецкий О.В.  -  М.:Музыка, 1979.

6. Аренский А. Детские песни: в сопровождении фортепиано./ А.Аренский. -  М.:Музыка, 1979.

7. Милькович Е.Систематизированный вокально-педагогический репертуар.  Ч.I.: Для высоких и средних голосов.: I-II курсы музыкальных училищ.

/ Е.Милькович.-  М.: 1962

8. Хрестоматия  вокально-педагогического репертуара: для сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост.С.Фуки, К.Фортунатова. -  М.:Музыка, 1966.

9. Хрестоматия  русской народной песни: для учащихся 1-7 классов./ Сост.   Л.А. Меканина. -   М.:Музыка, 1991.

10. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:  1 кл .: Пособие для учителя./ Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2001

11. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:  2 кл .: Пособие для учителя./ Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2000

12. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.

13. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1988.

14. Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки. //Сборник статей     «Музыкальное воспитание в школе». – М., 1997. -  № 12.

Интернет ресурсы:

www.notes.tarakanov.net

www.classicmusicon.narod.ru/nota

Дополнительные источники:

1. Альбом вокалиста: романсы и песни  русских и зарубежных композиторов для учащихся с ограниченным диапазоном голоса. Часть I./ Сост. Б.А.Сергеев. – Санкт-Петербург.:Изд. Союз художников, 2009.

2. Народные песни: для голоса в опровождении фортепиано. Часть 2                            //Вокально-педагогический репертуар./Сост.: Л.Г.Трухина. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005.

3. Крылатов Е.П. Всё сбывается на свете: музыкальный сборник./ Е. Крылатов. – М.: Дрофа, 2001.

4. Гладков Г.Луч солнца золотого: музыкальный сборник./Ген. Гладков. - М.: Дрофа, 2001.

5. Птичкин Е. Мы живем в гостях у лета: музыкальный сборник./Е.Птичкин. - М.: Дрофа, 2001.

6. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки/ Сольфеджио и хрестоматия песенного репертуара.- СПб.: ГУПМ, «МиМ-Экспресс», 1997(учебная серия)

7. Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в      общеобразовательной школе. – М., 1983.

Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических индивидуальных занятий, тестирования  и устного опроса по разделу «Теоретические основы вокала», а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-   исполнять вокализы и        вокальные произведения 1-й –

 2-й степени трудности;

Оценка деятельности студента в ходе выполнения практических занятий.

Оценка контрольного урока.

- исполнять произведения профессионального репертуара (младший и средний дошкольный возраст) под собственный аккомпанемент.

Оценка деятельности студента в ходе выполнения практических занятий.

Оценка контрольного урока.

Оценка выполнения домашних заданий.

Знания:

 - особенности сольного      исполнительства

Устный  опрос

-  правила певческой установки;

 Наблюдение

Устный  опрос

- правила организации вдоха и      выдоха

Наблюдение.

Устный  опрос.

- особенности пения в поступательном движении;

Оценка деятельности студента в ходе выполнения практических занятий. Устный  опрос.

- основные сведения о строении голосового аппарата

Анализ результата тестирования.

Устный  опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины специализации "МУЗЫКА" "ПОСТАНОВКА ГОЛОСА" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень)

Рабочая программа включает в себя подробную пояснительную записку, тематический план, содержание учебной дисциплины, а также требования по курсам, критерии оценки учебной дисциплины, рекомендуемую лит...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 03 «Иностранный язык» по специальности 050144 "Дошкольное образование"

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 04 «Иностранный язык» разработана для студентов СПО по специальности 050144  "Дошкольное образование" в соответствии с требованиями...

Рабочая программа 5-9 класс по новым стандартам ФГОС ООО 2023-2024 учебный год

Программа по физической культуре представляет собой методически оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное предметное содержание.При создании программы п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 Иностранный язык для специальности среднего профессионального образования 36.02.03 Зоотехния

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД.06 Иностранный язык                                   ...