Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ " в 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_10_klass.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО ____ Киржаева Н.Д. «__»_________20__г. | Рассмотрена и одобрена на заседании научно- методического совета Руководитель НМС ____ Сарайкина О.В. «__»_________20__г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения _____________ Сарайкина О.В. «__»____________20_г. |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ»
в 10 «А» классе
(третья ступень обучения)
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Сермягина Ольга Александровна,
учитель информатики первой квалификационной категории
Рузаевка, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели изучения учебного предмета:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 10 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.
Основное содержание курса общего образования по информатике и информационным технологиям в 10 классе – 34 часов (1 ч. в неделю). В рабочую программу со стороны учителя изменения не были внесены.
3. Место предмета в учебном плане.
Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностными результатами освоения курса по «Информатике и ИКТ» являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами освоения курса по «Информатике и ИКТ» являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения курса по «Информатике и ИКТ» являются:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Макси-мальная нагру-зка | Из них | |||||
Теоре-тические занятия | Лабораторные и практи-ческие работы | Контрольные работы | Обоб-щающие уроки | Экскурсии | Са- мостоятельная работа | |||
1 | Информация и информационные процессы. | 17 | 8 | 8 | 1 | |||
2 | Коммуникационные технологии. | 16 | 8 | 7 | 1 | |||
3 | Повторение | 2 | 2 | |||||
Итого | 35 | 18 | 15 | 2 | ||||
Содержание дисциплины
Глава 1. Информация и информационные процессы (17 часов)
Краткое содержание курса
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Практическая работа Кодирование русских букв.Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы
- Кодирование русских букв.
- Создание и форматирование документов в текстовых редакторах..
- Кодирование графической информации.
- Растровая графика
- Трехмерная векторная графика
- Создание и редактированного оцифрованного звука
- Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройства компьютера»»
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
- Относительные и, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
- Построение диаграмм и графиков.
- Построение диаграмм различных типов.
Требования к уровню подготовки учащегося.
Знать:
- определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетическим (алфавитным) подходом;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
как определяется единица измерения информации — бит;
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
в каких единицах измеряется скорость передачи информации; - связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (в приближении равной вероятности и в общем случае);
- схему К. Шеннона процесса передачи информации по техническим каналам связи; смысл и назначение её отдельных элементов
Уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы, техники;
• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
• приводить примеры информативных и неинформативных общений;
• приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
• измерять информационный объем текста в байтах (при пользовании компьютерного алфавита);
• пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах, Гбайтах);
• рассчитывать скорость передачи информации по объему времени передачи, а также решать обратные задачи;
• вычислять количество информации в сообщении о сообщении с известной вероятностью (в приближении равной вероятности в общем случае).
Глава 2. Коммуникационные технологии (16 часов)
Краткое содержание курса
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Работа с электронной почтой. Общение в Интернете в реальном времени. В глобальной и локальных компьютерных сетях». Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Поиск в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Создание Web-страницы.
Практические работы
Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»
Создания подключения к ИНТЕРНЕТУ»
Работа с электронной почтой»
Общение в реальном времени
Работа с файловами архивами»
Поиск информации в Интернете.
Заказ и ИНТЕРНЕТ-магазине»
Создание Web-страницы.
Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Требования к уровню подготовки учащегося.
Знать:
- понятия компьютерная сеть, локальная сеть, глобальная компьютерная сеть;\\
- топология локальной сети, сервер;
- протокол передачи данных, IP-адрес компьютера;
- чат, электронная коммерция;
- понятие мультимедиа-технология;
- назначение и роль Интернета в развитии общества;
- назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;
- понятие домена и правило образования адреса в Интернете;
- представление об электронной почте и правиле формирования адреса.
Уметь :
- работать в браузере;
- сформировать адрес в сети;
- искать информацию по известным адресам с помощью поисковых систем;
- пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с сообщением.
Повторение (2 часа)
Информация и информационные процессы
Коммуникационные технологии.
Учебно-методическое обеспечение
- LINUX-DVD/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- WINDOWS-CD/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Web-ресурс: http://metodist.lbz.ru
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012.
2. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА
- Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2012.
Календарно - тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятий | Коли-чество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | ||||
Планируемая | Фактическая | ||||||||
Информация и информационные процессы (17 часов) | |||||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Кодирование и обработка графической информации | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | ||||||
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | ||||||
3 | Входная контрольная работа. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | ||||||
4 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа Кодирование русских букв. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | ||||||
5 | Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. | Комбинированный урок | 1 | ||||||
6 | Практическая работа Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
7 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. | Комбинированный урок | 1 | ||||||
8 | Системы оптического распознавания документов. | Комбинированный урок | 1 | ||||||
9 | Кодирование графической информации. | Комбинированный урок | 1 | ||||||
10 | Растровая графика. Практическая работа «Растровая графика» | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
11 | Векторная графика. Практическая работа «Трехмерная векторная графика» | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
12 | Кодирование звуковой информации. Практическая работа «Создание и редактированного оцифрованного звука» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
13 | Компьютерные презентации. Практическая работа «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройства компьютера»» | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
14 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
15 | Электронные таблицы. Практическая работа «Относительные и, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
16 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа «Построение диаграмм различных типов» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
17 | Кодирование информации. Тест. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | ||||||
Коммуникационные технологии (16 часов ) | |||||||||
18 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
19 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
20 | Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Практическая работа «Создания подключения к ИНТЕРНЕТУ» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
21 | Электронная почта. Работа с электронной почтой. Практическая работа «Работа с электронной почтой» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
22 | Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа «Общение в реальном времени В глобальной и локальных компьютерных сетях» | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
23 | Файловые архивы. Практическая работа «Работа с файловами архивами» | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
24 | Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. | Комбинированный урок | 1 | ||||||
25 | Геоинформационные системы в Интернете. | Комбинированный урок | 1 | ||||||
26 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Поиск в ИНТЕРНЕТЕ» | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
27 | Поиск в Интернете. | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
28 | Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа «Заказ и ИНТЕРНЕТ-магазине» | Комбинированный урок | 1 | Компьютерный практикум | |||||
29 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | ||||||
30 | Основы языка разметки гипертекста. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | ||||||
31 | Создание Web-страницы. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
32 | Практическая работа «Разработка сайта с использованием Web-редактора» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | Компьютерный практикум | |||||
33 | Интернет. Тест. | 1 | |||||||
Повторение (2 часа) | |||||||||
34 | Информация и информационные процессы | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||||||
35 | Коммуникационные технологии. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...
Рабочие программы учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов 2012-2013 уч.год по учебникам Н.Д.Угриновича
Рабочие программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов по учебникам Н.Д.Угриновича...
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ в 8 А классе
Рабочая программа предназначена для углубленного изучения информатики...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 9 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....