Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (7 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса
на 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 класса. Рассчитана на 35 учебных часа (из расчета 1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 108.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Осыпнобугорская средняя общеобразовательная школа»
Приволжского района г. Астрахани
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________________________ «____»_______2012 г. | «Согласовано решением заседания РМО » Протокол №___от«__»___2012 г. Руководитель РМО _______________/Подгузова И.Г. | «Утверждаю» Директор _____________________Хальметова Г.А./ «____»____________2012 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 7 класса
на 2012-2013 уч.год.
Составитель:
учитель информатики и ИКТ
Алиакберова Анна Александровна
Класс 7
Количество часов неделю_-1
Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 класса. Рассчитана на 35 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
- Пояснительная записка.
- Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Методические рекомендации «Об учебно-методическом обеспечении вариативной части учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования» (п.3. По направлению «информатика и ИКТ»)
- Методические рекомендации «О формировании образовательными учреждениями Астраханской области, реализующими программы общего образования, образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования на 2011/2012 учебный год» от 11.04.2011 №02-2230.
- Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
- Авторская программа Босова Л.Л.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне;
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ;
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных анию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год;
- Постановление Главного государственного врача РФ «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы»;
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Автор-составитель Посохина Е.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2009.- 165 с.
- Изучение базового курса «Информатика и ИКТ» в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ.
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ
1.3 Настоящая рабочая программа по «Информатике и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
· основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
· способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
· уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
· владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
· опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
· владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
· владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
1. Учебно-организационные: | |
определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; | |
оценивать свою работу и деятельность одноклассников; | |
вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи; | |
организовать деятельность в группах и парах. | |
2. Учебно-информационные: | |
подбирать и группировать материал по определенной теме; | |
создавать тексты различных типов; | |
владеть различными способами изложения текста; | |
составлять сложный план; | |
комментировать текст; | |
формулировать проблемные вопросы; | |
качественно и количественно описывать объект; | |
формировать программу эксперимента | |
3. Учебно-логические: | |
определять объект анализа; | |
выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; | |
классифицировать информацию по различным признакам; | |
различать компоненты доказательства; | |
уметь доказывать и опровергать; | |
самостоятельно вырабатывать алгоритм действий; | |
устанавливать межпредметные связи. | |
4. Учебно-коммуникативные: | |
владеть приемами риторики; | |
уметь вести дискуссию, диалог; | |
выслушивать и объективно оценивать другого; | |
вырабатывать общее решение |
- Формы обучения:
В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, реко мендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведение итогов урока.
Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Начальная школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-м классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.
- Методы и приёмы обучения:
Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Почти каждый урок включает в себя вербальные, наглядные и практические методы обучения. Практические работы по курсу информатики и икт методически ориентированы на использование метода проектов (предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач), что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Также обучение ориентировано на эвристический метод проектов.
В основу педагогического процесса заложены следующие виды организации учебной деятельности:
- Комбинированный урок;
- Урок-лекция;
- Урок-демонстрация;
- Урок-практикум;
- Творческая лаборатория;
- Урок-демонстрация;
- Урок-игра;
- Урок-консультация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
- Виды деятельности учащихся на уроке информатики.
Учебная деятельность заключается в описании наблюдаемого, в поиске ответа на поставленный вопрос и объяснение наблюдаемых фактов, а также в исполнении намеченного плана. Различные виды деятельности описываются соответствующими моделями. Можно выделить следующие модели учебной деятельности: описание, эвристика, деятельность по предписанию (эвристическому и алгоритмическому), деятельность по алгоритму. Каждая из названных моделей позволяет описать структуру учебной деятельности на различных уровнях учебного познания. Выделенная последовательность видов моделей представляет переход от более низкого уровня описания деятельности к более высокому.
Процесс усвоения знаний, умений и навыков предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая обеспечивает осознание структуры процесса учебного познания. На начальном этапе организации самостоятельной деятельности ведущая роль принадлежит учителю: под его руководством происходит целенаправленное формирование умения самостоятельно выполнять определенные виды познавательной деятельности. И только при условии сформированности первоначальных познавательных умений возможен переход к формированию более сложных умений. При этом управление процессом познания происходит на новом, более высоком уровне: на уровне осуществления самоконтроля, самоорганизации познавательной деятельности. При этом ученик осознает структуру деятельности, контролирует выполнение отдельных ее действий и операций.
Изучение курса информатики и икт предполагает использование общих приёмов деятельности учащихся. Это - работа с книгой, таблицами, компьютером, ведения тетради по информатике и т.д. Для учащихся с развитой зрительной памятью: применяются дополнительные картины, схемы, диаграммы, модели. Для учащихся с развитой моторной памятью: используются частые вызововы к доске для записи новых терминов, выводов, показа объектов на демонстрационных материалах (проекторе, интерактивной доске).
В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан « метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов».
В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест, преподававшей в школе с совместным обучением в г.Дальтоне:
- свобода ребенка;
- взаимодействие его с группой детей;
- гибкое распределение учебного времени.
Структура проектной деятельности
Системообразующий компонент деятельности | Для ученика | Для учителя |
Мотив Ради чего осуществляется деятельность? | -усиление роли в собственном образовании; -самореализация творческого потенциала; | -создание условий для исследовательской деятельности; -расширение возможностей для изучения курса информатики |
Цель На что направлена? | -обучение навыкам самообразования; -расширение кругозора; | -качественное освоение содержательных линий курса; -развитие творческой и исследовательской инициативы; |
Операция Какими способами, приемами реализуется деятельность? | -постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности; -работа с учебной, популярной литературой; -выделение смысловых элементов проектной идеи. | - подбор тем для проектной деятельности; -оказание помощи в уточнение цели; подготовка инструкций по организационным вопросам; консультирование; организация подведения промежуточных итогов; организация чтений, конференций. |
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.
На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:
- составление задач учащимися;
- конструирование обратных задач;
- творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
- конкурсы;
- реферат;
- доклад;
- составление кроссворда по теме
- составление и разгадывание ребусов по информатике;
- составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы;
- проект - создание учащимися готового программного продукта.
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:
- уровень мотивации учащегося;
- оригинальность метода решения;
- творческая фантазия;
- оригинальность оформления;
- уровень использования межпредметных связей;
- умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
- Место курса «Информатика и ИКТ» в учебном плане школе
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Данная рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа (из расчета 1 час в неделю)
- Календарно – темптическое планирование
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника | дата | |
П | Ф | |||
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1. | Введение, §1.1,§1.2 | ||
Плакат «Техника безопасности»; презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» | ||||
2. | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2. Вводный контроль | §1.3, §1.4 | ||
Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc | ||||
3. | Состав объектов. Практическая работа №3. Задания 1-3. | §1.5 | ||
Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc | ||||
4. | Системы объектов. Практическая работа №3. Задания 4-6. | §1.6 | ||
Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc | ||||
5. | Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Практическая работа №3. Задания 7-9. | §1.7, 1.8 | ||
Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc | ||||
6. | Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4. Задания 1-3. | §2.1 | ||
Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc | ||||
7. | Информационные модели. Практическая работа №11. | §2.2 | ||
Презентация «Информационные модели» | ||||
8. | Контрольная работа | |||
9. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4. Задания 4-5. Практическая работа №4. Задания 6-7 (самостоятельно) | §2.3 | ||
Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc | ||||
10. | Словесные информационные модели. Практическая работа №4. Задания 8, 9 - самостоятельно. Практическая работа №5. Задания 1-2, 3-4 - самостоятельно | §2.3 | ||
Файлы: Слова.doc, Текст.doc. Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc | ||||
11. | Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6. Задания 1-2. | §2.4, 2.5(1) | ||
Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc | ||||
12. | Простые таблицы. Сложные таблицы. Практическая работа №6. Задания 3-6. | §2.5(2,3) | ||
Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp | ||||
13. | Контрольная работа | |||
14. | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6. Задание 7. | §2.6 | ||
15. | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7. | §2.7 | ||
16. | Электронные таблицы. Практическая работа №8. Задания 1-6. | §2.8 | ||
Файл Температура.xls | ||||
17. | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9. Задания 5-7. | §2.9 (1,2) | ||
Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls | ||||
18. | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-4. | §2.9 (3,4) | ||
Презентация «Графики и диаграммы» | ||||
19. | Многообразие схем. Информационные модели на графах. Практическая работа №10. Задания 1-5. | §2.10 (1,2) | ||
Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc, Поездка.doc | ||||
20. | Контрольная работа | §2.10 (2,3) | ||
21. | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. | §3.1, §3.2(1, 2) | ||
Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» | ||||
22. | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика | §3.2(3) | ||
23. | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде Алгоритмика | §3.2(4) | ||
24. | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика | §3.3(1) | ||
25. | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика | §3.3(2, 4) | ||
26. | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика | §3.3 (5) | ||
27. | Составление линейных блок-схем. Решение задач | |||
28. | Составление блок-схем ветвления. Решение задач на составление условного алгоритма | |||
29. | Решение задач на составление условного алгоритма | |||
30. | Составление циклических блок-схем. Цикл «Пока» | |||
31. | Решение задач на составление алгоритма с циклом с предусловием | |||
32. | Решение задач на составление алгоритма с циклом с постусловием | |||
33. | Контрольная работа | |||
34-35. | Итоговый проект. Практическая работа №12. |
3.Развернутое поурочное планирование.
№ | Дата
| тема урока, тип урока | элемент содержания | умения и виды деятельности | контрольно-оценочная деятельность | домашнее задание | средства обучения интернет-ресурсы, средства мультимедиа | ||
П | Ф | общеучебные | |||||||
вид | форма | ||||||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа (Пр) №1 «Основные объекты операционной системы Windows» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Объект. Общее имя объекта. Единичное имя объекта. | Выслушивать и объективно оценивать другого; владеть приемами риторики; определять структуру объекта | текущий | ПР | §1.1, 1.2, РТ №6,7,15 | презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» | ||
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа (Пр) №2 «Работа с объектами файловой системы» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Объект. Отношение. Имя отношения. Отношение «является разновидностью». Основные действия с объектами операционной системы. | определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения | текущий | ПР | §1.3, 1.4, РТ №20, 22,23 | Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc | ||
3 | Состав объектов. Практическая работа (Пр) №3 «Создание текстовых объектов» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Объект. Отношение. Имя отношения. Отношение «входит в состав». Основные приемы создания текстовых объектов. | определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения; | текущий | ПР | §1.5, РТ №30, 31,35 | Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc | ||
4 | Системы объектов. Практическая работа (Пр) №3 «Создание текстовых объектов» Комбинированный урок | Система. Структура. Системный подход. Системный эффект. Освоение новых приемов работы с текстовыми документами. | определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения; оценивать свою работу и работу одноклассников | текущий | ПР | §1.6, вопросы 1-4, РТ №36-40, стр.24-25 | Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc | ||
5 | Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Практическая работа (Пр) №3 «Создание текстовых объектов» Комбинированный урок | Система. Структура. Среда.Взаимодействие системы и окружающей среды. Освоение новых приемов работы с текстовыми документами. Представление о персональном компьютере как о системе. Аппаратное и программное обеспечение. | формулировать проблемные вопросы; уметь вести дискуссию, диалог Соотносить различные компоненты объекта; качественно описывать объект | текущий | ПР | §1.7, РТ №41-43 стр.25-26 | Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc | ||
6 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Модель. Моделирование. Натуральная и информационная модели. | Определять объект анализа; устанавливать межпредметные связи | текущий | ПР | §2.1, РТ №2,6-8 стр.38-43 | Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет заготовка).doc, История.doc | ||
7 | Информационные модели. Практическая работа (Пр) №11 «Графические модели» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Модель. Информационная модель. Приемы работы со средствами векторной графики текстового процессора Word. | Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; классифицировать информацию по различным признакам | текущий | ПР | §2.2, РТ №12-14 стр.45 | Презентация «Информационные модели» | ||
8 | Контрольная работа | тематический | тест | ||||||
9 | Словесные информационные модели. Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Модель. Информационная модель. Словесная информационная модель. | Подбирать и группировать материал по определенной теме; оценивать свою работу и деятельность одноклассников | текущий | ПР | §2.3, РТ №15-17 стр.46 ПР4, зад6-7см | Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc | ||
10 | Словесные информационные модели. Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей» Практическая работа (Пр) №4 «Создание словесных моделей» Комбинированный урок | Модель. Информационная модель. Словесная информационная модель. Аннотация. Конспект. | Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности составлять план | текущий | ПР | §2.3, РТ №19 стр.47 ПР4, зад8-9см (Пр) №5 3-4 см | Файлы: Слова.doc, Текст.doc | ||
11 | Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа (Пр) №6 (1-2) «Создание табличных моделей» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Информационная модель. Словесная информационная модель. Многоуровневый список. Табличная информационная модель. Простая таблица. Формирование навыка создания таблиц. | Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности; составлять сложный план. Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; классифицировать информацию по различным признакам | текущий | ПР | §2.4, №2-4 стр 57 учебника, §2.5, РТ №28-31 стр.51-53 РТ №27 стр.51 | Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc | ||
12 | Простые и сложные таблицы. Практическая работа (Пр) №6 (3-6) «Создание табличных моделей» Комбинированный урок | Информационная модель. Табличная информационная модель. Сложная таблица. Формирование навыка создания таблиц. | Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; классифицировать информацию по различным признакам Владеть способами контроля и оценки деятельности | текущий | ПР | §2.5, РТ №33-34 стр.54 | Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp | ||
13 | Контрольная работа №2 | Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; | тематический | тест | Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml; | ||||
14 | Табличное решение логических задач. Практическая работа (Пр) №6,зад.7 «Создание табличных моделей» Комбинированный урок | Информационная модель. Табличная информационная модель. Класс. Объект. Взаимно однозначное соответствие. | Самостоятельно выбирать алгоритм действий | текущий | ПР | §2.6, №2-3 стр. 74-75 учебника, РТ №33-34 стр.54 | |||
15 | Вычислительные таблицы. Практическая работа (Пр) №7 «Создание вычислительных таблиц в Word» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Информационная модель. Табличная информационная модель. Вычислительная таблица. Выполнение простейших вычислений в таблице. | умение действовать по алгоритму | текущий | ПР | §2.7, задание 2 работы 7 на стр.186 учебника | |||
16 | Электронные таблицы. Практическая работа (Пр) №8 (зад.1-6)«Знакомство с электронными таблицами Excel» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Электронные таблицы. Рабочая книга. Строка. Столбец. Ячейка. Диапазон. Активная ячейка. Формула. | умение действовать по алгоритму Самостоятельно выбирать алгоритм действий, определять проблему и предлагать способы ее решения | текущий | ПР | §2.8, РТ №43 стр.59§2.8, РТ №44 стр.60 | Файл Температура.xls | ||
17 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц. | Классифицировать информацию по различным признакам; умение действовать по алгоритму | текущий | ПР | §2.9, РТ №45(а,б) стр.60-62 | Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls | ||
18 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков» Урок комплексного применения ЗУН | Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц. | Классифицировать информацию по различным признакам; самостоятельно выбирать алгоритм действий вырабатывать общее решение | текущий | ПР | §2.9, РТ №46-48 стр.64-70 | Презентация «Графики и диаграммы» | ||
19 | Многообразие схем. Информационные модели на графах. Практическая работа (Пр) №10(зад.1-5) «Схемы, графы и деревья» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Схема. Географическая карта. Чертеж. Блок-схема. Представление о графе как наглядном средстве представления и состава системы. | Определять объект анализа; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта | текущий | ПР | §2.10, (1,2) РТ №55-58 стр.75-78 | Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc Презентация «Графы»; файл Поездка.doc | ||
20 | Контрольная работа №3 | Кр | §2.10, (2,3) | ||||||
21 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Исполнитель. Формальный исполнитель. СКИ исполнителя. Управление. Алгоритм. | Качественно описывать объект; уметь доказывать и опровергать; выслушивать и объективно оценивать другого | §3.1, 3.2(1,2) | Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» | ||||
22 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное и относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура. | Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог | текущий | СР | §3.2(3), РТ №14, 16 стр.92-93 | |||
23 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде Алгоритмика. Комбинированный урок | Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное и относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». | Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог | §3.2(4), РТ №17, 18(б) стр.94-96 | |||||
24 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». | Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог | §3.3(1), РТ №21, 24 стр.100-101 | |||||
25 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика. Комбинированный урок | Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные условия. | самостоятельно выбирать алгоритм действий; вырабатывать общее решение; уметь выслушивать и вырабатывать общее решение | текущий | СР | §3.3(2,4), РТ №28, 30, 31(бвг), 32 стр.104-106 | |||
26 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные условия. | Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог | §3.3, (5) РТ №36-37стр.110 | |||||
27 | Составление линейных блок-схем. Решение задач | ||||||||
28 | Составление блок-схем ветвления. Решение задач на составление условного алгоритма | ||||||||
29 | Решение задач на составление условного алгоритма | ||||||||
30 | Составление циклических блок-схем. Цикл «Пока» | ||||||||
31 | Решение задач на составление алгоритма с циклом с предусловием | ||||||||
32 | Решение задач на составление алгоритма с циклом с постусловием | ||||||||
33 | Контрольная работа | ||||||||
34-35 | Итоговый проект. Практическая работа №12. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритмика» | Владеть способами контроля и оценки деятельности | итоговый | ПР | ||||
- Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
- Контроль за результатами обучения
Контроль результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
- Формы контроля:
- Проверка и оценивание теоретических знаний.
- Проверка и оценивание практических работ.
- Проверка и оценивание тестов
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
В 7-х классах наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, проводится объяснение в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее и личностное значение.
Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тест состоит из отдельных заданий, к которым следует отнести:
- задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных;
- задания с открытым ответом;
- задания на установление соответствия;
- задание на установление правильной последовательности.
Школьникам объясняются критерии оценивания:
- за каждый правильный ответ начисляется один балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в один балл;
- за вопрос, оставленный без ответа, ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиваться вдумчивого отношения к тестированию, формировать навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
Выставление оценок осуществляется с учетом общепринятых соотношений: 50 – 70% - «3»; 71 – 85% - «4»; 86 – 100 – «5».
Учитывая индивидуальные особенности ряда учащихся, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, а также эти требования могут быть снижены.
Творческая работа учащихся
Итоговая работа Задание:
Самостоятельно придумать тему работы.
В итоговой работе необходимо продемонстрировать полученные на уроках знания и умения по представлению объектов окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и графических изображений. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.
Презентация «Мой класс»
Задание:
Самостоятельно придумать сюжет презентации.
Реализуйте свой проект средствами графического редактора и мультимедийной презентации. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.
Практические работы
В учебнике 7 класса Босовой Л.Л. представлены тексты практических работ.
- Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
- Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 7-х классов составлена в соответствии с программой курса информатики для 5-7 классов начальной общеобразовательной школы под редакцией Л.Босовой, получившей гриф Минобразования и науки РФ.
К программе прилагается учебный материал подобранный в соответствии с возрастными особенностями школьников и уровнем их знаний в 7-ом классе и представлен УМК, входящим в Федеральный перечень учебников Минобразования и науки РФ.
Состав УМК:
- учебник Информатика 7 класс (автор Л.Босова)
- рабочая тетрадь
- ЦОР с интерактивными тестами
- плакаты
- методическое пособие Уроки информатики в 5-7 классах под редакцией Л.Босовой
Учебник и другие элементы УМК реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую практическую направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе на основе авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы»
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету «Английский язык» для 5 классов (на основе авторской программы Апалькова по курсу «Английский в фокусе»)
Рабочая программа по предмету «Английский язык» для 5 классов (на основе авторской программы Апалькова по курсу «Английский в фокусе»)...