Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 - 7 классов
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 6 - 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_7_klass_bosova.doc | 702 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
VII-VIII ВИДОВ» Г. КАТАВ-ИВАНОВСКА КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласованно» Зам. директором по УВР ______________// И.И. Панасюк «___» сентябрь 20___г | «Утверждено» Методическим советом МС(К)ОУ «Коррекционной школы – интернат» ____________________// «___» сентябрь 20___г |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 6 - 7 классов
Составитель: учитель информатики МС(К)ОУ «Коррекционная школа – интернат» г. Катав-Ивановска
Нусратуллина Оксана Энверовна
г. Катав-Ивановск
2014-2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ДЛЯ VI-VII КЛАССАВ
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»
9. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
10. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
11. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
рабочей учебной программы по информатики в 6-7 классах
Тип программы: программа общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) и родителей (законных представителей) программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогического коллектива определяет приоритеты в содержании математического образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;
- для администрации школы является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по математическому образованию.
Категория обучающихся: учащиеся 6-7 классов МС(К)ОУ «Коррекционная школа-интернат» г. Катав-Ивановска.
Сроки освоения программы: 2 года.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим учебных занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточный контроль.
Итоговый документ: оценка за год в журнал.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–IX классах.
Пояснительная записка к рабочей программепо информатики составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон об образовании; от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253.
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25 августа 2014 № 01/2540 «Об утверждении областного базисного учебного плана специальных коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видовЧелябинской области на 2014-2015 учебный год
- Методические письма ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в2009-2010, 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебном году». (приложения к письмам МОиН Челябинской области от 03.08.09 №103\3431, от28.06.10 №103\3073, от18.07.11 №103\4275, от 10.07.2012г. № 24/5135, от 24.07.2013 № 03-02/5639, от 30.06.14 № 03-02 4959).
- Письмо МОиН Челябинской области от 21.07.2009 № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области».
- Программа курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов средней общеобразовательной школы. Автор Л.Л. Босова.
- Школьный учебный план на 2014 – 2015 год
- Локальный документ (положение) о структуре и разработке рабочей программы от 15.09.10.
Программа рассчитана на 105 часов (V класс – 1 час в неделю, 35 часов в год; VI класс - 1 час в неделю, 35 часов в год; VII класс - 1 час в неделю, 35 часов в год). Так как учебный план образовательного учреждения рассчитан на 34 часа в год только в 6-7 классах, поэтому была произведена корректировка рабочей программы. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (VI класс - 1 час в неделю, 34 часов в год; VII класс - 1 час в неделю, 34 часов в год).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:
№ | Тема | Компетенции |
1 | Компьютер для начинающих | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
2 | Информация вокруг нас | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
3 | Информационные технологии | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
4. | Компьютер и информация | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
5. | Человек и информация | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
6. | Элементы алгоритмизации | Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая |
7 | Объекты и их имена | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
8 | Информационное моделирование | Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая |
9 | Алгоритмизация | Учебно – познавательная, коммуникативная, ценностно - смысловая |
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Цели и задачи курса «Информатики и ИКТ»
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи и задачи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
6 класс | ||||
1 | Компьютер и информация | 12 | 6 | 6 |
2 | Человек и информация | 12 | 6 | 6 |
3 | Элементы алгоритмизации | 8 | 3 | 5 |
Резерв | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 16 | 18 | |
7 класс | ||||
1 | Объекты и системы | 6 | 3 | 3 |
2 | Информационное моделирование | 20 | 10 | 10 |
3 | Алгоритмика | 7 | 3 | 4 |
Резерв | 1 | 0 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 16 | 18 | |
ВСЕГО: | 68 | 32 | 36 |
(68 часов)
VI класс
Общее число часов – 34 ч.
1. Компьютер и информация (10 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч).
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч).
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
VII класс
Общее число часов – 34 ч.
1. Объекты и их имена (5 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20 ч).
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Многоуровневые списки. Математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (7 ч).
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз. Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
Номер урока | Тема урока | Часы | Дата | Практика | Научные термины, понятия (предметная терминология) | Содержание, методические приемы | Примечание (информационные технологии, ЦОР) | Д/з | ||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
I четверть (9 часов) | ||||||||||
1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности. | 1 | 2/3 | 1/3 | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Информация, данные, информатика, компьютер | Урок – ознакомления с новым материалом | Презентации: «Компьютер и информация»; «Техника безопасности», «История вычислительной техники». | §1.1, раб. тет. стр. 3 (2) | |
2 | Файлы и папки. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №1. Работаем с файлами и папками. | Файл, имя файла, тип файла, папка, файловая система, операции с файлами, окно Мой компьютер | Урок – ознакомления с новым материалом | Презентации «Как хранят информацию в компьютере»; «Файлы и папки» | §1.2, раб. тет. стр. 6 (8, 9 (3, 4), 10 (3, 4)) | |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word (задание 1). | Бит, двоичное кодирование, система счисления, непозиционная система счисления, позиционная система счисления | Комбинированный урок | Презентации: «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1); файл Ошибка.doc | §1.3 (введение), раб. тет. стр. 10 (14) | |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №2 . Знакомимся с текстовым процессором Word (зад. 2). | Двоичная система счисления, двоичное кодирование | Урок – ознакомления с новым материалом | Презентация «Цифровые данные»; (часть 1) | §1.3 (1), раб. тет. стр. 12 (18(4, 5)) | |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. | 1 | 2/3 | 1/3 | Работа с приложением Калькулятор. | Двоичная система счисления, двоичное кодирование | Урок применения знаний и умений | Презентация «Цифровые данные» (ч.1) | §1.3 (1), раб. тет. стр. 16 (22, 23) | |
6 | Тексты в памяти компьютера. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи (зад.1) | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись | Урок применения знаний и умений | Презентация «Цифровые данные» (ч.2) | §1.3 (2), раб. тет. стр. 19 (25, 32) | |
7 | Кодирование текстовой информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи (зад. 2) | Кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации, надпись | Урок – ознакомления с новым материалом | Презентация «Цифровые данные» (ч.2); файл Заготовка.doc | §1.3 (2), раб. тет. стр. 26 (34) | |
8 | Практическая контрольная работа №1. Создание документов в текстовом процессоре Word. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая контрольная работа. | Двоичное кодирование, кодировочная таблица, текстовый документ, этапы создания текстового документа | Урок проверки знаний и умений | Файлы для печати: ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc | - | |
9 | Растровое кодирование графической информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | Графический объект, пиксель, растровое кодирование | Урок – ознакомления с новым материалом | Презентация «Цифровые данные»; файл Образец.bmp | §1.3 (3), раб. тет. стр. 29 (37, 39) | ||
II четверть (7 часов) | ||||||||||
10. | Векторное кодирование графической информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №4. Нумерованные списки. | Нумерованный список, векторное кодирование | Урок – ознакомления с новым материалом | Презентация «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc | §1.3 (3), раб. тет. стр. 32 (40(1,2) | |
11. | Единицы измерения информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №5. Маркированные списки. | Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, маркированный список | Комбинированный урок | Презентация «Как хранят информацию в компьютере»; «Единицы измерения информации»; файлы: Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc | §1.4, раб. тет. стр. 35 (42 (5-8)) | |
12. | Контрольная работа №2. Информация и знания. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №6. Создаем таблицы (задания 1-2) | Информация, информативность, знание, факт, правило | Урок проверки знаний и умений | Файлы для печати: КР1_1.doc, КР1_2.doc; Презентация «Информация и знания»; файл Пары.doc | §2.1, раб. тет. стр. 39 (2(2), 3 (2), 5(2)) | |
13. | Чувственное познание окружающего мира. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №6. Создаем таблицы (зад.3-4). | Ощущение, восприятие, представление | Комбинированный урок | Презентация «Чувственное познание»; файлы: Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc | §2.2, раб. тет. стр. 41 (7 (1-3)) | |
14. | Понятие как форма мышления. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице. | Логика, объект, признак, понятие | Комбинированный урок | Презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл Загадки.doc | §2.3 (введение), раб. тет. стр. 45 (11. 12) | |
15. | Как образуются понятия. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №8. Строим диаграммы (задание 1-2). | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение | Комбинированный урок | Презентация «Понятие» (часть 2); файлы: Задача1.doc, Задача2.doc | - | |
16. | Структурирование и визуализация информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая контрольная работа. | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, структурирование, наглядное представление. | Комбинированный урок | Файлы для печати: ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc | §2.3 (2), стр. 45 (6, 8) | |
III четверть (10 часов) | ||||||||||
17. | Содержание и объем понятия. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №8. Строим диаграммы (задания 3-5) | Содержание понятия, объем понятия, единичное и общее понятие | Комбинированный урок | Презентация «Содержание и объем понятия»; файлы: Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc | §2.3 (2), раб. тет. стр. 51 (22) | |
18. | Отношения тождества, пересечения и подчинения. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint (задания 1-3) | Отношения тождества, отношения, подчинения | Комбинированный урок | Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1); файл Головоломка.bmp | §2.3 (3), раб. тет. стр. 52 (24) | |
19. | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint (задания 4-7) | Отношения соподчинения, противоречия, противоположности | Комбинированный урок | Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2); файлы: Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp | §2.3 (3), раб. тет. стр. 53 (25(10-13), 26(20-32)) | |
20. | Определение понятия. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе (задания 1-3) | Понятие, определение понятия | Комбинированный урок | Презентация «Понятие» | §2.3 (4), раб. тет. стр. 60 (27 (2)) | |
21. | Классификация. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе (4-6). | Классификация, основание классификации, естественная и вспомогательная классификация | Комбинированный урок | §2.3 (5), раб. тет. стр. 60 (28 (2)) | ||
22. | Суждение как форма мышления. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3) | Суждение, простое и сложное суждение, необходимое и достаточное условие | Комбинированный урок | Презентация «Суждение»; файл Домик.doc | §2.4, раб. тет. стр. 66 (33, 35 (12-19)) | |
23. | Умозаключение как форма мышления. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6). | Умозаключение | Комбинированный урок | Презентация «Умозаключение»; файл Конструктор.doc | §2.5, раб. тет. стр. 73 (36, 37) | |
24. | Контрольная работа №3. Что такое алгоритм. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему» | Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм | Урок проверки знаний и умений | Интерактивные тесты: test5-1.xml, test5-2.xml; файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc | §3.1, раб. тет. стр. 78 (6) | |
25. | Исполнители вокруг нас. | 1 | 2/3 | 1/3 | Логическая игра «Переливашки» | Исполнитель, система команд исполнителя | Комбинированный урок | Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1), виртуальная лаборатория «Переливашки» | §3.2, раб. тет. стр. 80 (9, 18) | |
26. | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая контрольная работа. Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE». | Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема | Комбинированный урок | Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2); файлы для печати: ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc | §3.3, раб. тет. стр. 95 (25) | |
IV четверть (8 часов) | ||||||||||
27. | Линейные алгоритмы. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» | Тип алгоритма, линейный алгоритм | Комбинированный урок | Презентации «Алгоритмы и исполнители»; «Типы алгоритмов» (часть 1) | §3.4 (1), раб. тет. стр. 97 (27, 28) | |
28. | Разработка линейного алгоритма. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» | Тип алгоритма, линейный алгоритм | Урок применения знаний и умений | Образец задания — Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt. | - | |
29. | Алгоритмы с ветвлениями. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года». | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка | Комбинированный урок | Образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt | §3.4 (2), раб. тет. стр. 103 (35, 38) | |
30. | Разработка алгоритма ветвления. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года». | Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка | Урок применения знаний и умений | Образец выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt | - | |
31. | Циклические алгоритмы. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка». | Тип алгоритма, циклический алгоритм | Комбинированный урок | Презентации «Алгоритмы и исполнители»; «Типы алгоритмов» (часть 3); | §3.4 (3), раб. тет. стр. 113 (45) | |
32. | Разработка циклического алгоритма. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка». | Тип алгоритма, циклический алгоритм | Урок применения знаний и умений | Образец выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt | §3.4 (3), раб. тет. стр. 114 (46) | |
33. | Контрольная работа №4. Систематизация информации. | 1 | 2/3 | 1/3 | Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2» | Алгоритм, исполнитель, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм, блок-схема. | Урок проверки знаний и умений | Интерактивные тесты: test6-1.xml, test6-2.xml; файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc | §1.2, читать | |
34. | Резерв учебного времени. | 2 | 1/3 | 2/3 | Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» | Комбинированный урок |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
Номер урока | Тема урока | Часы | Дата | Практика | Научные термины, понятия (предметная терминология) | Содержание, методические приемы | Примечание (информационные технологии, ЦОР) | Д/з | ||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
I четверть (9 часов) | ||||||||||
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows» | Объект, общее имя объекта, единичное имя объекта. | Урок ознакомления с новым материалом | Плакат «Техника безопасности». Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» | Введение, §1.1, раб. тет. стр. 4 (4) §1.2, раб. тет. стр. 8 (10, 11) | |
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | Объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью». | Комбинированный урок | Презентация «Отношения объектов». Файл Описание.doc | §1.3, раб. тет. стр. 13 (17) §1.4, раб. тет. стр. 17 (26) | |
3 | Состав объектов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 1–3) | Объект, отношение, имя отношения, отношение «входит в состав» | Комбинированный урок | Файлы Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc | §1.5, раб. тет. стр. 21 (31) | |
4 | Системы объектов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4–6) | Система, структура, системный подход, системный эффект. | Комбинированный урок | Презентация «Системы объектов». Файлы Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc | §1.6, раб. тет. стр. 24 (38) | |
5 | Система и окружающая среда. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7–9) | Система, структура, среда, входы/выходы системы. | Урок применения знаний и умений | Презентация «Системы объектов». Файлы Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc | §1.7, раб. тет. стр. 26 (43 (ж, з, и), 44 (г,д)) | |
6 | Контрольная работа №1. Персональный компьютер как система. | 1 | 0,5 | 0,5 | Аппаратное обеспе-чение, программное обеспечение, информационные ресурсы, интерфейс. | Урок проверки знаний и умений | Интерактивные тесты test7-1.xml, test7-2.xml. Файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc | §1.8, раб. тет. стр. 34 (47) | ||
7 | Модели объектов и их назначение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1–3). | Модель, моделирование, натурная модель, информационная модель. | Комбинированный урок | Презентация «Модели объектов». Файлы Портрет(заготовка).doc, История.doc | §2.1, раб. тет. стр. 40 (5, 6) | |
8 | Информационные модели. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №11. | Модель, информационная модель. | Урок применения знаний и умений | Презентация «Информационные модели» | §2.2, раб. тет. стр. 44 (11, 12, 13) | |
9 | Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4–5) | Модель, информационная модель, словесная информационная модель. | Комбинированный урок | Файлы Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc | §2.3, раб. тет. стр. 47 (16, 18) | |
II четверть (7 часов) | ||||||||||
10. | Работа со словесными информационными моделями. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6–7) | Модель, информационная модель, словесная информационная модель, аннотация, конспект. | Урок применения знаний и умений | §2.3, раб. тет. стр. 47 (20) | ||
11. | Создание и оформление словесных информационных моделей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8–9) | Модель, информационная модель, словесная информационная модель, стиль форматирования. | Урок применения знаний и умений | Файлы Слова.doc, Текст.doc | §2.3, раб. тет. стр. 47 (21) | |
12. | Многоуровневые списки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №5 «Многоуровневые списки» | Информационная модель, словесная информационная модель, многоуровневый список. | Комбинированный урок | Файлы Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc | - | |
13. | Математические модели. Контрольная работа №2. | 1 | 0,5 | 0,5 | Модель, информационная модель, знаковая информационная модель, математическая модель. | Урок проверки знаний и умений | Интерактивные тесты test8-1.xml, test8-2.xml. Файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc | §2.4, раб. тет. стр. 50 (26) | ||
14. | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1, 2) | Информационная модель, табличная информационная модель. | Урок ознакомления с новым материалом | Презентация «Табличные информационные модели». Файл Природа России.doc | §2.5(1), раб. тет. стр. 52 (30, 31) | |
15. | Простые таблицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3, 4) | Информационная модель, табличная информационная модель, простая таблица. | Комбинированный урок | Файлы Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp | §2.5(2), раб. тет. стр. 54 (33, 34) | |
16. | Сложные таблицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5, 6) | Информационная модель, табличная информационная модель, сложная таблица. | Комбинированный урок | §2.5(3), раб. тет. стр. 55 (35, 36) | ||
III четверть (10) | ||||||||||
17 | Табличное решение логических задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7) | Информационная модель, табличная информационная модель, класс, объект, взаимно однозначное соответствие. | Комбинированный урок | §2.6, стр. 74 (2, 3) | ||
18 | Вычислительные таблицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word» | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Комбинированный урок | §2.7, раб. тет. стр. 58 (41) | ||
19 | Знакомство с электронными таблицами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 1–3) | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Урок ознакомления с новым материалом | Файл Температура.xls | §2.8, стр. 82 отв. на вопросы | |
20 | Работа с электронными таблицами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel» (задания 4–6) | Электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. | Комбинированный урок | §2.8, раб. тет. стр. 59 (43) | ||
21 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5–7) | Таблица, график, мастер диаграмм. | Комбинированный урок | Презентация «Графики и диаграммы». Файл Температура.xls | §2.9 (1,2), раб. тет. стр. 65 (47) | |
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1–3). | Таблица, диаграмма, мастер диаграмм. | Комбинированный урок | Презентация «Графики и диаграммы» | §2.9 (3), раб. тет. стр. 71 (50) | |
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (зад. 4). | Таблица, диаграмма, мастер диаграмм. | Урок закрепления изученного | Презентация «Графики и диаграммы» | §2.9 (4), раб. тет. стр. 73 (52) | |
24 | Многообразие схем. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.1,2). | Схема, географическая карта, чертеж, блок-схема. | Урок ознакомления с новым материалом. | Презентация «Схемы». Файл Солнечная система.doc | §2.10 (1), , раб. тет. стр. 75 (56) | |
25 | Информационные модели на графах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.3-5) | Схема, граф, вершина дуга, ребро, путь, сеть. | Комбинированный урок | Презентация «Графы». Файл Поездка.doc. | §2.10 (2), раб. тет. стр. 78(60, 65) | |
26 | Деревья. Контрольная работа №3. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (зад.6, 7) | Иерархия, иерархическая система, граф, дерево. | Урок проверки знаний и умений | Презентация «Графы». Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc | §2.10 (2,3), раб. тет. стр. 78 (62, 64) | |
IV четверть (8 часов) | ||||||||||
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в среде «Алгоритмика» | Исполнитель, формальный и неформальный исполнитель, круг решаемых исполнителем задач, среда, система команд, система отказов, режимы работы исполнителя, управление. | Урок ознакомления с новым материалом. | Презентация «Алгоритм— модель деятельности исполнителя». Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | §3.1, раб. тет. стр. 87 (4) §3.2(1, 2), раб. тет. стр. 88 (7) | |
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в среде «Алгоритмика» | Исполнитель, формальный испол-нитель, абсолютное смещение, относи-тельное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура. | Комбинированный урок | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | §3.2(3), раб. тет. стр. 89 (9, 10, 13 (б, г)) | |
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в среде «Алгоритмика» | Исполнитель, абсолютное смеще-ние, относительное смещение, вспомо-гательный алго-ритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз». | Комбинированный урок | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | §3.2(4), раб. тет. стр. 95(19(б, д, з)) | |
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в среде «Алгоритмика» | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, проце-дура, конструкция повторения «повторить n раз». | Комбинированный урок | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | §3.3(1), раб. тет. стр. 100 (25, 26 (в), 27(б)) | |
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в среде «Алгоритмика» | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процеду-ра, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые условия, составные условия. | Комбинированный урок | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | §3.3 (2, 4), раб. тет. стр. 105(30, 31) | |
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в среде «Алгоритмика» | Исполнитель, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока», простые условия, составные условия. | Комбинированный урок | Виртуальная лаборатория «Алгоритмика» | §3.3 (5), раб. тет. стр. 108 (33, 34) | |
33 | Контрольная работа №4. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверочная работа | Исполнитель, управление, алгоритм. | Урок проверки знаний и умений | Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc | - | |
34 | Итоговый проект. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа №12. | Урок - практикум | - |
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- текстового процессора Word;
- графических редакторов: Paint;
- пакета презентационной графики PowerPoint;
- методических разработок автора программы с сайта lbz@aha.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html
- http://www.videouroki.net/filecatalog.php
- УМК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
VI класс
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
VII класс
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | отлично |
75-90% | хорошо |
60-75% | удовлетворительно |
менее 60% неудовлетворительно | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
VI класс
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Контрольная работа №1
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
Контрольная работа №2
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
Контрольная работа №3
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».
Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».
Контрольная работа №4
Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».
Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».
Практические работы представлены в Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006., Глава 5. Контрольные работы представлены в Приложении 2
VII класс
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
Контрольная работа №1
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Контрольная работа №2
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Контрольная работа №3
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
Контрольная работа №4
Практические работы представлены в Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007., Глава 5. Контрольные работы представлены в Приложении 3
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Нусратуллина Оксана Энверовна Дата рождения: 18.02.1986 г., (28 лет) Образование: высшее Должность: учитель информатики Категория: первая Стаж работы: 8 лет Контактные телефоны: моб. 8 (912) 408-13-34 Электронная почта: oksn_86@inbox.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...
Рабочие программы учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов 2012-2013 уч.год по учебникам Н.Д.Угриновича
Рабочие программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-11 классов по учебникам Н.Д.Угриновича...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 9 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 11 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....