Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 11 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему
По учебнику Угриновича Н.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_i_ikt_11_a_klass.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю
Директор МАОУ Селятинской
средней общеобразовательной школы №1
_____________Н.Н.Попова
«____»________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса для 11 «А» класса
«Информатика и ИКТ»
Базовый уровень
Составитель Пархоменко Татьяна Алексеевна,
учитель информатики
2015 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и соответствует утвержденному Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и учебной программы Угриновича Н.Д. (базовый уровень).
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часа за год.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- понятия: информация, информатика;
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
- сущность алфавитного подхода к измерению информации
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
- понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
- назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
- представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
- создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
2. СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
Моделирование и формализация. | 9 | |
Основы логики и логические основы компьютера. | 5 | |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 7 | |
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). | 6 | |
Информационное общество. | 2 | |
Повторение, подготовка к ЕГЭ. | 5 |
ИТОГО 34 часа
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
Моделирование и формализация. | 1 | ||
Основы логики и логические основы компьютера. | 1 | ||
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 1 | ||
Системы управления базами данных. | 1 | ||
Итоговое тестирование по курсу. | 1 |
ИТОГО 5 часов
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
Виртуальные компьютерные музеи. | 1 | ||
Сведения об архитектуре компьютера. | 1 | ||
Значки и ярлыки на Рабочем столе.. | 1 | ||
Биометрическая защита. | 1 | ||
Защита от компьютерных вирусов. | 1 | ||
Создание табличной базы данных. | 1 | ||
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | 1 | ||
Сортировка и создание отчета в табличной базе данных. | 1 | ||
Создание генеалогического древа семьи. | 1 |
ИТОГО 9 часов
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся (знания/умения) | Кол-во часов | Материал учебника | ||
План | Факт | |||||||
Моделирование и формализация | ||||||||
Техника безопасности и организация рабочего места. | Первая помощь, техника безопасности | Знать правила поведения и техники безопасности в кабинете информатики. | 1 | конспект | ||||
Моделирование как метод познания. | Объект, модель, моделирование. | Знать виды моделей описания объекта. Уметь описывать объект различными моделями. | 1 | 2.1 | ||||
Системный подход в моделировании. | Статические и динамические информационные модели | Знать различия статической и динамической модели | 1 | 2.2 | ||||
Формы представления моделей. | Материальные и информационные модели. | Знать типы информационных и алгоритмических моделей. | 1 | 2.3 | ||||
Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | Формальные и визуальные информационные модели. | Знать, что такое формализация. Уметь приводить примеры материальных и информационных моделей. | 1 | 2.4-2.5 | ||||
Исследование физических и астрономических моделей. | Описательная, формальная и интерактивная компьютерная модели. | Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными физическими и астрономическими моделями. | 1 | 2.6.1-2.6.2 | ||||
Исследование алгебраических и геометрических моделей. | Формальная и интерактивная компьютерная модели. | Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными математическими и стереометрическими моделями. | 1 | 2.6.3-2.6.5 | ||||
Исследование химических и биологических моделей. | Описательная, формальная и интерактивная компьютерная модели. | Уметь проводить компьютерные эксперименты с интерактивными химическими и биологическими моделями. | 1 | 2.6.6-2.6.7 | ||||
Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | 1 | |||||||
Основы логики и логические основы компьютера | ||||||||
Основы логики. Формы мышления. Алгебра высказываний. | Понятие, высказывание, умозаключение, предикат, доказательство | Уметь различать все понятия | 1 | КОНСПЕКТ | ||||
Логические выражения и таблицы истинности | Логические выражения, таблицы истинности | Уметь упрощать логические выражения и составлять таблицы истинности | 1 | КОНСПЕКТ | ||||
Логические законы и правила преобразования логических выражений | Логические законы | Уметь применять логические законы в логических выражениях | 1 | КОНСПЕКТ | ||||
Логические основы устройства компьютера. | Конъюнктор, дизъюнктор и инвертор | Уметь составлять логические схемы по логическим функциям | 1 | КОНСПЕКТ | ||||
Контрольная работа по теме «Основы логики и логические основы компьютера» | 1 | |||||||
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | ||||||||
История развития вычислительной техники. Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи». | Доэлектронная эпоха. ЭВМ. | Знать историю развития отечественной и зарубежной вычислительной техники. | 1 | 1.1 Стр.15 | ||||
Архитектура персонального компьютера. Практическая работа №2 «Сведения об архитектуре компьютера». | Магистрально-модульный принцип построения компьютера. | Знать магистрально-модульный принцип построения компьютера. Уметь получать сведения об архитектуре компьютера и отдельных его устройств. | 1 | 1.2 Стр.23 | ||||
Операционные системы. Практическая работа №3 «Значки и ярлыки на Рабочем столе»». | Процессор, драйверы, интерфейс. | Знать состав и функции операционных систем.Уметь получать сведения о логических разделах дисков. Уметь устанавливать нужные значки и ярлыки на Рабочем столе. | 1 | 1.3 Стр.34 | ||||
Защита от есанкционированного доступа к информации. Практическая работа №4 «Биометрическая защита». | Биометрические системы идентификации. | Знать какие существуют биометрические методы защиты информации. | 1 | 1.4 | ||||
Физическая защита данных на дисках. | RAID-контроллер, RAID-массив. | Знать какие существуют массивы дисков RAID. | 1 | 1.5 | ||||
Защита от вредоносных программ. Практическая работа №5 «Защита от компьютерных вирусов». | Типы вредоносных программ. | Знать признаки заражения компьютера вирусом. Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов. | 1 | 1.6 Стр.56 | ||||
Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов». | Статические и динамические информационные модели. | Знать различия статической и динамической информационной модели. | 1 | 3.2.4-3.2.5 | ||||
Системы управления базами данных | ||||||||
Табличные базы данных. | База данных, поле, запись. | Знать типы полей, присутствующих в базе данных. | 1 | 3.1 | ||||
Система управления базами данных. Основные объекты. Практическая работа №6 «Создание табличной базы данных». | СУБД, таблицы, запросы, формы, отчеты. | Знать основные объекты СУБД и, какие функции они выполняют. Уметь создавать табличные базы данных в системе управления базами данных. | 1 | 3.2.1 Стр.106 | ||||
Использование формы для просмотра и редактирования записей. Поиск записей. Практическая работа №7 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов». | Дизайн формы, элементы управления. Простой и сложный фильтра, поиск записей. | Знать разницу между представлением табличной базы данных с помощью таблиц и форм. Уметь создавать формы для табличных баз данных. Уметь осуществлять поиск записей в табличной базе данных с использованием фильтров и запросов. | 1 | 3.2.2-3.2.3 Стр.114 | ||||
Сортировка записей. Печать данных.Практическая работа №8 «Сортировка и создание отчета в табличной базе данных» | Виды сортировок. | Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Уметь создавать отчеты в табличной базе данных. | 1 | 3.2.4-3.2.5 Стр.118-119 | ||||
Иерархическая и сетевая модель данных. Практическая работа №9 «Создание генеалогического древа семьи» | Корень иерархической модели. Уровни иерархической модели. | Знать характерные особенности иерархических моделей данных. Знать особенности сетевой модели данных. Уметь создавать генеалогическое древо семьи. | 1 | 3.3-3.4 Стр.125 | ||||
Контрольная работа по теме «Системы управления базами данных». | 1 | |||||||
Информационное общество | ||||||||
Право в Интернете. Этика в Интернете. | Правовые проблемы. Этические правила общения. | Знать основные правовые проблемы в Интернете.Знать основные этические правила при общении по электронной почте, чатах и форумах. | 1 1 | 4.1 4.2 | ||||
Перспективы развития ИКТ. | Этапы развития ИКТ. | Знать коммуникационные и информационные технологии, соответствующие различным этапам развития технологий. | 1 | 4.3 | ||||
Повторение | ||||||||
Повторение.Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение. | Знать единицы измерения информации.Знать устройство компьютера, безопасность и технические условия эксплуатации, назначение и функции операционной системы.Уметь определять количество информации различными подходами. Уметь производить математические операции в различных системах счисления. | 1 | Тема 1,2 | |||||
Повторение. Алгоритмизация и программирование. | Знать основные алгоритмические структуры. Уметь производить формальное исполнение простого и сложного алгоритма. Уметь составлять программу на языке программирования. | 1 | Тема 3 | |||||
Повторение. Моделирование и формализация. | Знать виды моделей. Уметь создавать геометрические модели. | 1 | Тема 5 | |||||
Повторение. Информационные и коммуникационные технологии. | Знать технологии обработки текстовой, графической и числовой информаций. Уметь создавать базу данных с помощью СУБД. Знать способы подключения к Интернету. Уметь создавать простейшие web-страницы. | 1 | Тема 6,7 | |||||
Итоговое тестирование по курсу. | 1 |
5. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 11 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11: Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Кузнецов А.А., Пугач В.И. Информатика. Тестовые задания. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
- Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике. – М. «Экзамен», 2007г.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лабоатория Базовых Знаний, 2008г.
- О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева. Основы информатики и вычислительной техники. (Тематический контроль по информатике). – М.Интеллект-Центр. 1999г.
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы.-М.: ВАКО, 2008
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2008
- www.1september.ru
- www.metodkopilka.ru
- www.uchportal.ru
- www.openklass.ru
- www.metodkabinet.ru
- www.school.edu.ru
- www.ipkps.bsu.edu.ru
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________Т.В.Сазанова
«____» __________________2015 г.
Согласовано
на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики
Протокол от «____» __________________2015 г. №___
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению для 5 классов (базовый уровень) на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70 количество часов в неделю – 2
Рабочая программа по природоведению для 5 классов(базовый уровень)на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70количество часов в неделю ...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко
Рабочая программа учителя составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 8 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 9 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Информатика и ИКТ" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Угриновича Н.Д....
Рабочая программа учебного курса "Технология" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Симоненко В.Д....
Рабочая программа учебного курса "Технология" для 11 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Симоненко В.Д....