Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса, по учебнику Босовой Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

Морозкина Галина Геннадьевна

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена в соответствии с Рекомендациями  по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин   Министерства образования Республики Мордовия от 2010 года,  на основе    авторской программы (автор –Л.Л.Босова),    с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.Рассчитана на 1 час  в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

                         

Рассмотрено и одобрено на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

                  Кулагина О.В.

       Утверждаю.

Директор МБОУ «Марьяновская

средняя общеобразовательная школа»

 
__________/Кипаева Г.А/

29.08.2014                                                                      01.09.2014 г.

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Информатика и ИКТ»

 в 6 классе
 

 
 

Составитель: учитель I квалификационной категории

Морозкина Галина Геннадьевна


 
 

2014


1.Пояснительная записка

1.1  Цель изучения информатики.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

1.2   Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

1.3. Место учебного предмета в учебном плане  

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 6 класса в течение не менее 34 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года. Информатика в 6 классе нашей школы изучается за счет часов, выделенных из   компонента образовательного учреждения.

Основное содержание авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

1.4. Результаты освоения курса

В результате изучения курса информатики и информационных технологий  в 5 классе у ученика должны быть сформированы:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата),
  • элементарные навыки прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:

  • поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • владение основными навыками публичного выступления.

В области рефлексивной деятельности:

  • объективное оценивание своих учебных достижений;
  • навыки организации и участия в коллективной деятельности;
  • постановка общей цели и определение средств ее достижения;
  • умение отстаивать свою позицию,
  • формулировать свои мировоззренческие взгляды.

2. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося в  ч.

Практические работы, количество

Контрольные работы, колич.

I.

Компьютер и информация

12

5

2

II.

Человек и информация

11

6

2

III

Элементы алгоритмизации

10

4

2

 

 Повторение. Резерв.

1

-

-

 

Итого

34

15

6

           3. Содержание учебного предмета

3.1  Планируемые результаты изучения информатики

В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать/понимать:

  • - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • - виды информации и ее свойства;
  • - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из   ряда в текст);
  • - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • - историю развития вычислительной техники;
  • - назначение, состав и загрузка операционной системы;
  • - операционную оболочку;
  • - приводить примеры информационных носителей;
  • - представление о способах кодирования  информации;
  • - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • - запуск программы из меню Пуск;
  • - назначение основных элементов окна графического редактора;
  • - приемы создания и редактирования изображения;
  • - основные элементы текста;
  • - приемы редактирования и форматирования текста;
  • - проверку орфографии;
  • - технологию вставки различных объектов;
  • - о требованиях к организации компьютерного рабочего места в кабинете ИКТ
  • - правило создания анимации,

уметь:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

  1. Краткое описание содержания разделов

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

         3. Элементы алгоритмизации (9 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;   групповые, индивидуально-групповые;  фронтальные;

практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

наблюдение;беседа; фронтальный опрос;опрос в парах; практикум.

4. Календарно-тематическое планирование

№ урок

 Наименование тем  и разделов

ЦОР

Параграф учебн

Вид самостоятельной работы

Дата план

Дата факт

I. Компьютер и информация

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Урок-лекция с элементами беседы

Плакаты «Техника безопасности», «Компью

тер и информация».

Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники»

§1.1.

Практикум

3.09

2

Файлы и папки. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Файлы и папки»

§1.2

Пр.работа №1 «Работаем с файлами и папками»

10.09

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Урок-лекция с элементами беседы 

Плакат «Цифровые данные».Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1).

Файл Ошибка.doc

§1.3 (введение)

Пр.работа №2 «Знако мимся с текстовым процесс сором Word» (задание 1)

17.09

4

Двоичное кодирование числовой информации.

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

§1.3 (1)

Пр.работа №2 «Знакомимся с текстовым процессо ром Word» (зад. 2)

24.09

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)

§1.3 (1)

Фронтальный опрос,практикум

1.10

6

Тексты в памяти компьютера. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2)

§1.3 (2)

 Пр. работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

8.10

7

Кодирование текстовой информации. Урок-лекция с элементами беседы

 Плакат «Цифровые данные»

Презентация «Цифровые данные»  (часть 2).

Файл Заготовка.doc

§1.3 (2)

Пр.работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (зад. 2)

15.10

8

Создание документов в текстовом процессоре Word.

Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc

Практическая контрольная работа№1.

22.10

9

Анализ контрольной работы.

Растровое кодирование графической информации. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные».

Файл Образец.bmp

§1.3 (3)

Фронтальный опрос, практикум

29.10

10

Векторное кодирование графической информации. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные»  (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc

§1.3 (3)

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

12.11

11

Единицы измерения информации. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».Презента ция «Единицы измерения информации».Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc

§1.4

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

19.11

12

Контрольная работа. №2.

Информация и знания.

Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc.

Презентация «Информация и знания».

Файл Пары.doc

§2.1

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)

26.11

II.Человек и информация

13

Анализ контрольной работы.

Чувственное познание окружающего мира. Урок-лекция с элементами беседы

Презентация «Чувственное познание».

Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc

§2.2

Практическая работа №6 «Создаем таблицы»  (задания 3–4)

3.12

14

Понятие как форма мышления. Урок-лекция с элементами беседы

Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1).

Файл Загадки.doc

§2.3 (введение)

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

10.12

15

Как образуются понятия. Урок-лекция с элементами беседы

Презентация «Понятие» (часть 2).

Файлы Задача1.doc, Задача2.doc

§2.3 (1)

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2)

17.12

16

Структурирование и визуализация информации. Урок-лекция с элементами беседы

Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc

Практические работы №№4-8

Практическая контрольная работа № 3.

24.12

17

Анализ контрольной работы.

Содержание и объем понятия. Урок-лекция с элементами беседы

Презентация «Содержание и объем понятия».

Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc

§2.3 (2)

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5)

14.01

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Урок-лекция с элементами беседы

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).

Файл Головоломка.bmp

§2.3 (3)

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3)

21.01

19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Урок-лекция с элементами беседы 

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2).

Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp

§2.3 (3)

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания  4–7)

28.01

20

Определение понятия.

Презентация «Понятие»

§2.3 (4)

Пр. работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3)

4.02

21

Классификация. Урок-лекция с элементами беседы

§2.3 (5)

Пр.работа №10 «Планируем работу в граф редактор» (Задания 4–6)

11.02

22

Суждение как форма мышления. Урок-лекция с элементами беседы

Практическая работа №11

Презентация «Суждение».

Файл Домик.doc

§2.4

Практическая работа №11«Рисуем в редакторе Word»(зад1–3

18.02

23

Умозаключение как форма мышления. Урок-лекция с элементами беседы

Практическая работа №11  

Презентация «Умозаключение».

Файл Конструктор.doc

§2.5

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6)

25.02

III.  Элементы алгоритмизации

24

Контрольная работа. №4 

Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml.

Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc

§3.1

Практическая работа №12

4.03

25

Анализ контрольной работы.

Исполнители вокруг нас. Урок-лекция с элементами беседыЛогическая игра «Переливашки»

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)Виртуальная лаборатория «Переливашки»

§3.2, §3.3

Фронтальный опрос, практикум

11.03

26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа 5

Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2).

Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc

 

Фронтальный опрос, практикум

18.03

27-28

Линейные алгоритмы. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Алгоритмы и исполнители».Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1).

 

§3.4 (1)

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»

25.03

8.04

29-30

Алгоритмы с ветвлениями. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2).

§3.4 (2)

Пр.работа №14«PowerPoint. Времена года»

15 .04 22 .04

31-32

Циклические алгоритмы. Урок-лекция с элементами беседы

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3). 

§3.4 (3)

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

6.05

13.05

33

Контрольная раб. № 6

Систематизация информации.

  

Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml.

Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc

§1.2

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2»

20.05

34

  Итоговый мини-проект.

Пр. работа №17 «Создаем слайд-шоу»

 27.05

5. Материально-техническое обеспечение

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь. 

  1. Учебно-методическое обеспечение предмета

Программное обеспечение:

  • Операционная система MS WINDOWS 7
  • графический редактор  в MS WINDOWS 7
  • текстовые редакторы Блокнот, Word Pad;
  • программа Калькулятор;
  • программа MS PowerPoint;
  • текстовый процессор MS Word 2003 или 2007
  • браузер Mozilla;
  • клавиатурные тренажёры.

Литература (основная и дополнительная)

 

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

                   Интернет-сайты:

  • kpolyakov.narod.ru   - Сайт учителя информатики Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь. Сайт содержит учебно-методические материалы и программное обеспечение по школьному курсу информатики.

metod-kopilka.ru  - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики."   Организационные, методические и нормативные документы, лабораторно-практические работы  

● informic.narod.ru   - "Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ  Разумова Виктора Николаевича".

klyaksa.net  - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе. Полезные советы. Методические материалы. Форум учителей.  

● psbatishev.narod.ru - сайт Орловского регионального компьютерного центра "Помощь образованию". На сайте размещены методические материалы для проведения занятий по информатике, учебники и тесты для самообразования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс (автор учебника Семакин И.Г.)

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений...