Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса, по учебнику Босовой Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин Министерства образования Республики Мордовия от 2010 года, на основе авторской программы (автор –Л.Л.Босова), с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.Рассчитана на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по учебнику Босовой Л.Л. | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения Председатель МО_______ Кулагина О.В. | Директор МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» |
29.08.2014 01.09.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 6 классе
Составитель: учитель I квалификационной категории
Морозкина Галина Геннадьевна
2014
1.Пояснительная записка
1.1 Цель изучения информатики.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
1.2 Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 6 класса в течение не менее 34 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года. Информатика в 6 классе нашей школы изучается за счет часов, выделенных из компонента образовательного учреждения.
Основное содержание авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
1.4. Результаты освоения курса
В результате изучения курса информатики и информационных технологий в 5 классе у ученика должны быть сформированы:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата),
- элементарные навыки прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:
- поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- владение основными навыками публичного выступления.
В области рефлексивной деятельности:
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- навыки организации и участия в коллективной деятельности;
- постановка общей цели и определение средств ее достижения;
- умение отстаивать свою позицию,
- формулировать свои мировоззренческие взгляды.
2. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося в ч. | Практические работы, количество | Контрольные работы, колич. |
I. | Компьютер и информация | 12 | 5 | 2 |
II. | Человек и информация | 11 | 6 | 2 |
III | Элементы алгоритмизации | 10 | 4 | 2 |
| Повторение. Резерв. | 1 | - | - |
| Итого | 34 | 15 | 6 |
3. Содержание учебного предмета
3.1 Планируемые результаты изучения информатики
В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать/понимать:
- - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
- - виды информации и ее свойства;
- - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из ряда в текст);
- - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
- - историю развития вычислительной техники;
- - назначение, состав и загрузка операционной системы;
- - операционную оболочку;
- - приводить примеры информационных носителей;
- - представление о способах кодирования информации;
- - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- - запуск программы из меню Пуск;
- - назначение основных элементов окна графического редактора;
- - приемы создания и редактирования изображения;
- - основные элементы текста;
- - приемы редактирования и форматирования текста;
- - проверку орфографии;
- - технологию вставки различных объектов;
- - о требованиях к организации компьютерного рабочего места в кабинете ИКТ
- - правило создания анимации,
уметь:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
- Краткое описание содержания разделов
1. Компьютер и информация (11 ч).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация (13 ч).
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч).
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа №13 «Power Point. Часы».
Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные; групповые, индивидуально-групповые; фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
наблюдение;беседа; фронтальный опрос;опрос в парах; практикум.
4. Календарно-тематическое планирование
№ урок | Наименование тем и разделов | ЦОР | Параграф учебн | Вид самостоятельной работы | Дата план | Дата факт |
I. Компьютер и информация | ||||||
1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Урок-лекция с элементами беседы | Плакаты «Техника безопасности», «Компью тер и информация». Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники» | §1.1. | Практикум | 3.09 | |
2 | Файлы и папки. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Презентация «Файлы и папки» | §1.2 | Пр.работа №1 «Работаем с файлами и папками» | 10.09 | |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Цифровые данные».Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1). Файл Ошибка.doc | §1.3 (введение) | Пр.работа №2 «Знако мимся с текстовым процесс сором Word» (задание 1) | 17.09 | |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. | Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) | §1.3 (1) | Пр.работа №2 «Знакомимся с текстовым процессо ром Word» (зад. 2) | 24.09 | |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 1) | §1.3 (1) | Фронтальный опрос,практикум | 1.10 | |
6 | Тексты в памяти компьютера. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные» (часть 2) | §1.3 (2) | Пр. работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1) | 8.10 | |
7 | Кодирование текстовой информации. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Цифровые данные» Презентация «Цифровые данные» (часть 2). Файл Заготовка.doc | §1.3 (2) | Пр.работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (зад. 2) | 15.10 | |
8 | Создание документов в текстовом процессоре Word. | Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc | Практическая контрольная работа№1. | 22.10 | ||
9 | Анализ контрольной работы. Растровое кодирование графической информации. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Цифровые данные». Презентация «Цифровые данные». Файл Образец.bmp | §1.3 (3) | Фронтальный опрос, практикум | 29.10 | |
10 | Векторное кодирование графической информации. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc | §1.3 (3) | Практическая работа №4 «Нумерованные списки» | 12.11 | |
11 | Единицы измерения информации. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Как хранят информацию в компьютере».Презента ция «Единицы измерения информации».Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc | §1.4 | Практическая работа №5 «Маркированные списки» | 19.11 | |
12 | Контрольная работа. №2. Информация и знания. | Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc. Презентация «Информация и знания». Файл Пары.doc | §2.1 | Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2) | 26.11 | |
II.Человек и информация | ||||||
13 | Анализ контрольной работы. Чувственное познание окружающего мира. Урок-лекция с элементами беседы | Презентация «Чувственное познание». Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc | §2.2 | Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3–4) | 3.12 | |
14 | Понятие как форма мышления. Урок-лекция с элементами беседы | Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1). Файл Загадки.doc | §2.3 (введение) | Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице» | 10.12 | |
15 | Как образуются понятия. Урок-лекция с элементами беседы | Презентация «Понятие» (часть 2). Файлы Задача1.doc, Задача2.doc | §2.3 (1) | Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2) | 17.12 | |
16 | Структурирование и визуализация информации. Урок-лекция с элементами беседы | Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc | Практические работы №№4-8 | Практическая контрольная работа № 3. | 24.12 | |
17 | Анализ контрольной работы. Содержание и объем понятия. Урок-лекция с элементами беседы | Презентация «Содержание и объем понятия». Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc | §2.3 (2) | Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5) | 14.01 | |
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Урок-лекция с элементами беседы | Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1). Файл Головоломка.bmp | §2.3 (3) | Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3) | 21.01 | |
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Урок-лекция с элементами беседы | Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2). Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp | §2.3 (3) | Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4–7) | 28.01 | ||
20 | Определение понятия. | Презентация «Понятие» | §2.3 (4) | Пр. работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3) | 4.02 | |
21 | Классификация. Урок-лекция с элементами беседы | §2.3 (5) | Пр.работа №10 «Планируем работу в граф редактор» (Задания 4–6) | 11.02 | ||
22 | Суждение как форма мышления. Урок-лекция с элементами беседы Практическая работа №11 | Презентация «Суждение». Файл Домик.doc | §2.4 | Практическая работа №11«Рисуем в редакторе Word»(зад1–3 | 18.02 | |
23 | Умозаключение как форма мышления. Урок-лекция с элементами беседы Практическая работа №11 | Презентация «Умозаключение». Файл Конструктор.doc | §2.5 | Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6) | 25.02 | |
III. Элементы алгоритмизации | ||||||
24 | Контрольная работа. №4 Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему» | Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml. Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc | §3.1 | Практическая работа №12 | 4.03 | |
25 | Анализ контрольной работы. Исполнители вокруг нас. Урок-лекция с элементами беседыЛогическая игра «Переливашки» | Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)Виртуальная лаборатория «Переливашки» | §3.2, §3.3 | Фронтальный опрос, практикум | 11.03 | |
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа 5 | Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2). Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc |
| Фронтальный опрос, практикум | 18.03 | |
27-28 | Линейные алгоритмы. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Алгоритмы и исполнители».Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1).
| §3.4 (1) | Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы» | 25.03 8.04 | |
29-30 | Алгоритмы с ветвлениями. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2). | §3.4 (2) | Пр.работа №14«PowerPoint. Времена года» | 15 .04 22 .04 | |
31-32 | Циклические алгоритмы. Урок-лекция с элементами беседы | Плакат «Алгоритмы и исполнители». Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3). | §3.4 (3) | Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка» | 6.05 13.05 | |
33 | Контрольная раб. № 6 Систематизация информации.
| Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml. Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc | §1.2 | Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2» | 20.05 | |
34 | Итоговый мини-проект. | Пр. работа №17 «Создаем слайд-шоу» | 27.05 |
5. Материально-техническое обеспечение
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Учебно-методическое обеспечение предмета
Программное обеспечение:
- Операционная система MS WINDOWS 7
- графический редактор в MS WINDOWS 7
- текстовые редакторы Блокнот, Word Pad;
- программа Калькулятор;
- программа MS PowerPoint;
- текстовый процессор MS Word 2003 или 2007
- браузер Mozilla;
- клавиатурные тренажёры.
Литература (основная и дополнительная)
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Интернет-сайты:
- kpolyakov.narod.ru - Сайт учителя информатики Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь. Сайт содержит учебно-методические материалы и программное обеспечение по школьному курсу информатики.
● metod-kopilka.ru - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики." Организационные, методические и нормативные документы, лабораторно-практические работы
● informic.narod.ru - "Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича".
● klyaksa.net - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе. Полезные советы. Методические материалы. Форум учителей.
● psbatishev.narod.ru - сайт Орловского регионального компьютерного центра "Помощь образованию". На сайте размещены методические материалы для проведения занятий по информатике, учебники и тесты для самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа с...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа с...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс (автор учебника Семакин И.Г.)
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений...