Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс (автор учебника Семакин И.Г.)
рабочая программа (информатика и икт, 9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, примерной программы основного общего образования по информатике авторского коллектива под руководством М.Н.Бородина (программы по информатике для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/- 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007г, - 448с.).
В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: базовый учебник для 9 класса/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.-3-е изд., испр.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-360с.: ил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass2013_semakin.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Чистопольского муниципального района РТ
Рассмотрено Согласовано. Утверждено
на заседании ШМО. Зам. директора по УР и введено в действие
Протокол № ______ «___»________2013г. Приказ №220
от «___» _______2013г. ______ И.С.Билалова от «31»августа2013г.
___________ Г. Т. Салахова ________Н.Н.Ислямова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 9 А, Б, В класса
учителя первой квалификационной категории
Казаковой Светланы Харисовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета Протокол № 1 от 27.08.2013
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, примерной программы основного общего образования по информатике авторского коллектива под руководством М.Н.Бородина (программы по информатике для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/- 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007г, - 448с.).
В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: базовый учебник для 9 класса/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.-3-е изд., испр.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-360с.: ил.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий в 9 классе.
Особенности9-хклассов с учетом сформированности мотивационной, интеллектуальной, волевых сфер, индивидуальности обучающихся, их образовательных потребностей.
9А Небольшая группа учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. 9Б Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. 9В Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированности основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Реализация регионального-национального компонента
При обучении на уроках информатики использовать данные для составления диаграмм динамики роста численности населения, составлять и решать задачи на с/х-во, архитектуры, динамики роста численности населения Республики Татарстан и Чистопольского муниципального района.
При составлении тематического планирования предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. Проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Содержание уроков информатики составляют устные и практические задачи, упражнения. Они связаны со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.
Компонент здоровья | Темы | Содержание материала по здоровьесбережению |
Физическое здоровье
Духовно-нравственное здоровье
Экологическое здоровье | Вводный урок | Техника безопасности поведения в кабинете |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | Безопасность работы на компьютере. | |
Компьютерные технологии представления информации | Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека | |
Информационные технологии | Разработка тестов, анкет, их обработка (тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями) | |
Информационные системы | Системное мышление, позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче | |
Реляционные базы данных | Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса | |
Проектирование баз данных. | Построение моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников | |
Информационная технология работы с объектами текстового документа | Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей | |
Информационная технология работы с объектами в виде презентаций. | Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников». | |
Информационная технология разработки проекта. | Социальные проекты «Жизнь без сигарет». | |
Основы программирования. | Составление задач, связанных с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные) | |
Основы социальной информатики | Нравственные аспекты применения информационных технологий | |
Коммуникационные технологии | Безопасность работы в Интернете. |
Содержание учебного материала информатики 9 класса
Модуль 1. Введение в предмет. Компьютерные сети и их типы. Табличные расчёты и электронные таблицы. 11ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы данных и пр. Интернет. WWW - "Всемирная паутина".
Практикум на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа а Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Модуль 2. Информационное моделирование 5ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Модуль 3. Хранение и обработка информации в базах данных 11ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приёмы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например картой города Саратова в Интернете).
Модуль 4. Табличные вычисления на компьютере 10ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Модуль 5. Управление и алгоритмы 9ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Модуль 6. Программное управление работой компьютера16ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Модуль 7. Информационные технологии и общество 4ч
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.
Резерв 4 ч
Распределение учебной нагрузки по четвертям:
I четверть (9 недель) | II четверть (7 недель) | III четверть (10 недель) | IV четверть (8 недель) | Учебный год (34 недель) | |
Учебных часов | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
Из них: | |||||
Контрольных работ | 2 | 1 | 1 | 4 | |
практических работ | 12 | 7 | 8 | 4 | 31 |
Требования к уровню подготовки (результаты обучения):
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). программные средства
- Операционная система.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Простой редактор Web-страниц
Дополнительная литература
- ГИА. Информатика. Типовые задания.
- Информатика. 5-11 класс: Практикум – Саратов: Лицей, 2005
- Информатика. 8-9 классы: поурочные планы. Авт-сост. А.С. Федоров, А.А. Федорова – Волгоград: Учитель, 2006
- Информатика. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича . авт.-сост. Л.В. Рябинина. –Волгоград: Учитель, 2007
- Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестировании. Авт.-сот А.Ф. Чернов, А.А. Чернов – Волгоград: Учитель, 2006
- Справочник по информатике. М.В. Кошелев. – М,: Издательство «Экзамен», 2003
Тематическое планирование уроков информатики и ИКТ в 9-х классах
(Базовый курс 9 под ред. И.Семакина, 2 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с кабинетом. Инструктаж по ТБ. | 1 | УОНМ | Знакомство с кабинетом. Инструктаж по ТБ. | Знать правила поведения в кабинете, инструкции по ТБ. Уметь работать с техникой, установленной в кабинете. | ФО | 3.09 | |
Модуль 1. Компьютерные сети (10 часов). | ||||||||
2 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Типы компьютерных сетей. | 1 | УОНМ | Что такое компьютерная сеть. Информационные каналы связи. Локальные, региональные и глобальные сети Типы компьютерных сетей. Скорость передачи информации. | Знать что такое компьютерная сеть, в чём различие между локальными и глобальными сетями. Что такое одноранговые сети и сети типа «клиент-сервер». Виды информационных каналов связи. Способы соединения компьютеров в сети (кольцо, звезда, шинный). Единицы скорости передачи данных. Уметь определять в конкретном процессе передачи информации источник, приёмник, канал. | ФО | 5.09 | |
3 | Адресация в сети. Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами». | 1 | КУ | Адресация в сети: цифровой IP-адрес, доменный адрес. Работа с локальной сетью. | Знать чем отличается цифровой IP-адрес от доменного адрес. Что такое домен высшего уровня. Уметь осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети. | ФО ПрР | 10.09 | |
4 | Электронная почта и другие услуги сетей. Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой». | 1 | КУ | Электронная почта. Создание электронного ящика Другие услуги сетей (телеконференции, файловые архивы). | Знать что такое электронная почта. Почтовые протоколы. Что такое почтовый сервер, почтовый клиент. Спам. Уметь осуществлять приём/ передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы. | ФО ПрР | 12.09 | |
5 | Аппаратное и программное обеспечение сети. | 1 | УОНМ | Аппаратные средства (модем, сеть, компьютер) и программные средства (протокол, браузер, сетевые программы) сети. | Знать что входит в технические средства сети. Что такое модем, его назначение, характеристики. Что такое протокол, браузер. Технология «клиент-сервер». Уметь пересчитывать количество информации в различных единицах (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Находить информационный вес символа, мощность алфавита, информационный объём текста. | ФО | 17.09 | |
6 | Интернет и Всемирная паутина. Практическая работа №3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске». | 1 | КУ | Услуги интернет (FTP, Gopher,Telnet, WWW). | Знать какие услуги предоставляет Интернет. Что такое WWW, Web-страница, Web-сайт.URL-адрес. Уметь осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера | ФО ИРК ПрР | 19.09 | |
7 | Способы поиска в Интернете. Практическая работа №4 «Поисковые системы Интернета». | 1 | КУ | Способы поиска в Интернете. Поисковые серверы. | Знать способы поиска в интернете. Элементы окна браузера и их назначение. Уметь искать информацию в сети с помощью поисковых программ | ФО ПрР | 24.09 | |
8 | Создание личного сайта. HTML-язык. Практическая работа №5 «Создание личной WEB-страницы». | 1 | УОНМ | Внешняя и внутренняя структура сайта, дизайн сайта, кодинг и программирование. Язык разметки гипертекста. | Знать структуру сайта. Теги HTML-языка. Уметь применять основные теги при программировании WEB-страницы. | ФО ПрР | 26.09 | |
9 | Практическая работа №6 «Создание простой WEB-страницы с помощью текстового редактора Блокнот». | 1 | КУ | Разработка WEB-страницы. | Знать структуру сайта. Теги HTML-языка. Уметь применять основные теги при программировании WEB-страницы. | ПрР | 1.10 | |
10 | Архивирование и разархивирование файлов. Практическая работа №7 «Работа с архиватором». | 1 | КУ | Программа-архиватор (WinRAR): структура, назначение, возможности. | Знать назначение и возможности архиватора. Уметь работать с программой-архиватором. | ФО ПрР | 3.10 | |
11 | Контрольная работа№1 «Компьютерные сети» | 1 | УОСЗ УПКЗУ | Темы пройденного модуля. | Знать основные понятия модуля. Уметь применять теоретические знания на практике. | тест | 8.10 | |
Модуль 2. Информационное моделирование (5 часов). | ||||||||
12 | Понятие модели. Графические информационные модели. | 1 | УОНМ | Виды моделей, формализация, графические модели. | Знать, что такое модель. Назначение и свойства моделей. Виды графических моделей. Уметь приводить примеры натуральных и графических моделей. | ФО | 10.10 | |
13 | Табличные модели. Практическая работа №8 «Построение табличных моделей». | 1 | УОНМ | Виды таблиц, двоичные матрицы, математические модели, вычислительный эксперимент, имитационное моделирование. | Знать формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Уметь создавать таблицы типа «Объект-свойство» и «Объект-объект», использование автофигур. | ФО ПрР | 15.10 | |
14 | Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №9«Создание информационных моделей» | 1 | КУ | Математическое моделирование. Вычислительный эксперимент. | Знать, что такое системы, граф системы, виды графов, иерархические системы и деревья. Уметь моделировать на компьютере с использованием графов | ФО ПрР | 17.10 | |
15 | Практическая работа №10 «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word». | 1 | УПЗУ | Понятие объект, свойства объекта, состояние объекта, поведение объекта, классы объектов, иерархические системы классов. | Знать, что такое модель. Назначение и свойства моделей. Уметь создавать простейшие информационные модели. | ПрР | 22.10 | |
16 | Контрольная работа№2 «Информационное моделирование» | 1 | УОСЗ УПКЗУ | Темы пройденного модуля. | Знать основные понятия модуля. Уметь применять теоретические знания на практике. | тест | 24.10 | |
Модуль 3. Хранение и обработка информации в базах данных (11 часов). | ||||||||
17 | Понятие базы данных и информационной системы. Система управления базами данных. Практическая работа №11«Работа с готовой БД реляционного типа» | 1 | УОНМ | БД и информационная система, реляционные БД, типы полей. Назначение СУБД | Знать что такое база данных. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Структуру команд поиска и сортировки информации в БД. Уметь определять структуру, ключи и типы полей для реляционных БД. Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа. Организовывать поиск информации в БД. | ФО ПрР | 29.10 | |
18 | Программная среда MS Access. Практическая работа №12«Знакомство с программной средой MS Access». | 1 | УОНМ | Назначение и возможности Access. Элементы окна. | Знать элементы окна БД. Уметь пользоваться инструментами БД Access. | ФО ПрР | 31.10 | |
19 | Создание и заполнение баз данных. | 1 | УОНМ | Типы и форматы полей. Создание новой БД. Заполнение БД информацией. | Знать основные типы полей в БД. Определение формата для разных типов полей. Уметь составлять таблицы описания типов и форматов для всех полей указанных баз данных. | ФО | 12.11 | |
20 | Создание структуры базы данных в MS Access. Практическая работа №13«Создание простейшей БД в среде MS Access». | 1 | КУ | Создание новой БД. Заполнение БД информацией. | Знать элементы табличных баз данных. Уметь создавать простейшие БД в Access. | ПрР | 14.11 | |
21 | Редактирование базы данных в MS Access. Практическая работа №14«Редактирование БД в среде MS Access». | 1 | КУ | Редактирование базы данных. | Знать приёмы редактирования БД. Уметь редактировать БД в Access. | ПрР | 19.11 | |
22 | Логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения. | 1 | УОНМ | Логические выражения. Сложные логические выражения. Операции отношения. Запрос на выборку. | Знать что такое логическая величина и логическое выражение. Что такое логические операции, как они выполняются. Порядок выполнения операций в сложных логических выражениях. | ФО | 21.11 | |
23 | Работа с логическими выражениями Практическая работа №15«Работа с логическими выражениями». | 1 | УЗИМ | Логические выражения. Запрос на выборку. | Уметь записывать предложенные высказывания в форме логических выражений. Применять команду выборки в сложных логических выражениях. | ПрР | 26.11 | |
24 | Быстрый поиск данных. Поиск данных с помощью фильтров. Практическая работа №16«Работа с фильтрами». | 1 | КУ | Поиск данных с помощью фильтров. | Знать что такое простые и сложные фильтры. Уметь работать с фильтрами для поиска информации в БД. | ФО ПрР | 28.11 | |
25 | Поиск данных с помощью запросов в MS Access. Практическая работа №17«Поиск данных с помощью запросов». | 1 | КУ | Поиск данных с помощью запросов. | Уметь делать запросы для поиска данных в БД. | ПрР | 3.12 | |
26 | Сортировка данных. Практическая работа №18«Сортировка данных в БД Access». | 1 | КУ | Команда выборки с параметром. Ключи сортировки. | Знать способы сортировки в БД. Уметь выполнять сортировку данных в БД. Добавлять и удалять записи в БД. | ФО ПрР | 5.12 | |
27 | Итоговый урок. Практическая работа №19«Создание и обработка базы данных в среде MS Access». | 1 | УПКЗУ | Темы пройденного модуля. | Знать основные понятия модуля. Уметь применять теоретические знания на практике. | Итоговая практическая работа. | 10.12 | |
Модуль 4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов). | ||||||||
28 | Десятичная и двоичная системы счисления. | 1 | УОНМ | Десятичная и двоичная системы счисления. Развёрнутая форма записи числа. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления и обратно. | Знать что такое система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Уметь записывать десятичные числа в развёрнутой форме. Переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. | ФО | 12.12 | |
29 | Решение задач на системы счисления | 1 | УОНМ | Десятичная и двоичная системы счисления. Развёрнутая форма записи числа. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления и обратно. | Знать что такое система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Уметь записывать десятичные числа в развёрнутой форме. Переводить десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. | ИРД СР | 17.12 | |
30 | Арифметика двоичных чисел. | 1 | УОНМ | Арифметические действия в двоичной системе счисления. | Знать правила двоичной арифметики. Уметь выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления. | ФО | 19.12 | |
31 | Решение задач | УОНМ | Арифметические действия в двоичной системе счисления. | Знать правила двоичной арифметики. Уметь выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления. | ИРД СР | 24.12 | ||
32 | Числа в памяти компьютера. | 1 | УОНМ | Представление целых и вещественных чисел в компьютере. | Знать, как в памяти компьютера представляются целые положительные и целые отрицательные числа, вещественные числа. Уметь представлять целые числа в 8-разрядной сетке. Представлять вещественные числа. | ФО ИРД | 14.01 | |
33 | Знакомство с электронной таблицей Excel. Практическая работа №20«Создание таблицы по образцу в Excel». | 1 | УОНМ | Структура таблицы. Типы данных в ЭТ. Правила записи чисел и формул в ЭТ. Подготовка таблицы к расчётам. | Знать, что такое электронная таблица. Отличия ЭТ от БД. Структуру ЭТ. Правила записи чисел (целых и вещественных) и формул в ЭТ. Уметь входить в программу, открывать файл с готовой ЭТ, сохранять ЭТ. Вводить в ячейки таблицы тексты, числа, формулы. Подготавливать таблицу к расчётам. | ФО ПрР | 16.01 | |
34 | Адреса ячеек. Работа с диапазоном ячеек. Практическая работа №21«Работа с адресами в Excel». | 1 | КУ | Диапазон ячеек. Адреса ячеек (относительные, абсолютные, смешанные). | Знать, что такое диапазон ячеек. Как составляются адреса ячеек и в каких случаях они применяются. Уметь правильно писать адрес ячейки при составлении формул. Выполнять основные операции с диапазонами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка. Сортировать элементы таблицы. | ФО ПрР | 21.01 | |
35 | Ввод формул. Функции Excel. Практическая работа №22«Работа с формулами и функциями в Excel». | 1 | КУ | Формулы, работа с формулами. Основные функции. Логические функции. | Знать, что такое формула. Как записываются формулы в Excel. Часто используемые функции в Excel: их вид, назначение. Как записываются и когда применяются логические функции. Уметь производить вычисления по формулам и функциям. | ФО ПрР | 23.01 | |
36 | Построение диаграмм. Практическая работа №23«Построение диаграмм в Excel». | 1 | КУ | Графические возможности табличного процессора. Типы диаграмм. | Знать, что такое деловая графика. Этапы построения диаграмм. Уметь строить диаграммы в Excel. | ФО ПрР | 28.01 | |
37 | Итоговый урок. Практическая работа №24«Создание электронной таблицы в Excel». | 1 | УПКЗУ | Темы пройденного модуля. | Знать основные понятия модуля. Уметь применять теоретические знания на практике. | Итоговая практическая работа. | 30.01 | |
Модуль 5. Управление и алгоритмы (9 часов). | ||||||||
38 | Управление и кибернетика. Определение и свойства алгоритма. | 1 | УОНМ | Наука кибернетика, алгоритм управления. Виды алгоритмов (линейный, ветвление, циклы). Происхождение понятия «алгоритм» Определение и свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Программа. | Знать что такое алгоритм. Что такое алгоритм управления. Определение и свойства алгоритма. Что такое программа. Уметь в системах управления выявлять команды управления. Составлять простейшие программы. | ФО | 4.02 | |
39 | Графический учебный исполнитель. | 1 | УОНМ | Назначение и возможности ГРИС. Простые команды ГРИС. Линейные программы для ГРИС. | Знать представление о среде ГРИС. Команды ГРИС. Уметь составлять простейшие линейные программы для ГРИС. | ФО ИРД | 6.02 | |
40- | Вспомогательные алгоритмы | 1 | УОНМ | Метод последовательной детализации. Процедуры. | Знать что такое вспомогательный алгоритм. Как происходит описание и обращение к процедуре. Суть метода последовательной детализации. Уметь работать с подпрограммами при составлении алгоритмов. Уметь работать с учебным исполнителем алгоритмов. | ФО | 11.02 | |
41 | Подпрограммы. Практическая работа №25 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов». | 1 | УПЗУ | Метод последовательной детализации. Процедуры | Знать что такое вспомогательный алгоритм. Как происходит описание и обращение к процедуре. Суть метода последовательной детализации. Уметь работать с подпрограммами при составлении алгоритмов. Уметь работать с учебным исполнителем алгоритмов | ПрР | 13.02 | |
42 | Циклические алгоритмы. | 1 | УОНМ | Команды цикла. | Знать что такое циклы. Как записываются циклические алгоритмы. Что такое блок-схема. Уметь составлять алгоритмы циклической структуры. Уметь работать с учебным исполнителем алгоритмов. | ФО | 18.02 | |
43 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №26 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: циклические алгоритмы» | 1 | УПЗУ | Блок-схемы. | Знать что такое циклы. Как записываются циклические алгоритмы. Что такое блок-схема. Уметь составлять алгоритмы циклической структуры. Уметь работать с учебным исполнителем алгоритмов | ПрР | 20.02 | |
44 | Ветвление и пошаговая детализация алгоритма. | 1 | УОНМ | Ветвление.. | Знать что такое пошаговая детализация. Виды и команды ветвления. Уметь составлять алгоритмы ветвящейся структуры Уметь работать с учебным исполнителем алгоритмов. | ФО | 25.02 | |
45 | Ветвление и пошаговая детализация алгоритма. Практическая работа №27 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов: алгоритмы ветвящейся структуры». | УПЗУ | Пошаговая детализация | Знать что такое пошаговая детализация. Виды и команды ветвления. Уметь составлять алгоритмы ветвящейся структуры Уметь работать с учебным исполнителем алгоритмов | ПрР | 27.02 | ||
46 | Контрольная работа№3 «Алгоритмы» | 1 | УОСЗН | Темы пройденного модуля. | Знать основные понятия модуля. Уметь применять теоретические знания на практике. | КР | 4.03 | |
Модуль 6. Программное управление работой компьютера (16 часов). | ||||||||
47 | Что такое программирование? | 1 | УОНМ | Что такое программирование. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Система команд. | Знать что такое язык программирования и система программирования. Величины: константы и переменные. Команды присваивания, ввода и вывода. Уметь правильно применять команды присваивания, ввода и вывода при составлении программ. | ФО ИРД | 6.03 | |
48 | Алгоритмы работы с величинами | 1 | УОНМ | Что такое программирование. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Система команд. | Знать что такое язык программирования и система программирования. Величины: константы и переменные. Команды присваивания, ввода и вывода. Уметь правильно применять команды присваивания | СР | 11.03 | |
49 | Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 | УОНМ | Присваивание. Обмен значениями двух переменных. Описание линейного вычислительного алгоритма. | Знать назначение команды присваивания. Алгоритм обмена значениями 2-х переменных. Как происходит описание переменных. Уметь правильно применять команды присваивания, ввода и вывода при составлении программ. | ФО ИРД | 13.03 | |
50 | Линейные вычислительные алгоритмы | 1 | УОНМ | Присваивание. Обмен значениями двух переменных. Описание линейного вычислительного алгоритма | Знать назначение команды присваивания. Алгоритм обмена значениями 2-х переменных. Как происходит описание переменных. Уметь правильно применять команды присваивания, ввода и вывода при составлении программ | СР | 18.03 | |
Язык программирования Pascal | ||||||||
51 | Знакомство с языком программирования Pascal. | 1 | УОНМ | Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода, присваивания. Правила записи арифметических выражений на Pascal. Пунктуация. | Знать структуру программы на Pascal. Типы величин. Правила записи арифметических выражений на Pascal. | ФО | 20.03 1.04 | |
52 | Знакомство с языком программирования Pascal. | 1 | КУ | Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода, присваивания. Правила записи арифметических выражений на Pascal. Пунктуация. | Знать структуру программы на Pascal. Типы величин. Правила записи арифметических выражений на Pascal. | ИРД СР | 3.04 | |
53 | Запись арифметических выражений | 1 | КУ | Запись арифметических выражений. Линейные программы. Решение задач. | Уметь записывать арифметические выражения на Pascal. Составлять простейшие линейные программы. | ФО ИРД | 8.04 | |
54 | Линейные программы. Практическая работа №28 «Составление простейших линейных программ». | 1 | КУ | Запись арифметических выражений. Линейные программы. Решение задач. | Уметь записывать арифметические выражения на Pascal. Составлять простейшие линейные программы. | СР ПрР | 10.04 | |
55 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | 1 | УОНМ | Виды ветвления (полное, неполное). Оператор выбора в Pascal. Программирование ветвлений. | Знать операторы ветвления. Что такое составной оператор, логические операции. Что такое диалог с компьютером. Что такое дружественный интерфейс. Уметь составлять программы с ветвящейся структурой. | ФО ИРД | 15.04 | |
56 | Программирование диалога с компьютером. Практическая работа №29 «Составление программ ветвящейся структуры». | 1 | УОНМ | Виды ветвления (полное, неполное). Оператор выбора в Pascal. Программирование ветвлений. | Знать операторы ветвления. Что такое составной оператор, логические операции. Что такое диалог с компьютером. Что такое дружественный интерфейс. Уметь составлять программы с ветвящейся структурой. | СР ПрР | 17.04 | |
57 | Программирование циклов». | 1 | УОНМ | Циклические алгоритмы. Алгоритм Евклида. Отладка и тестирование программы. | Знать операторы цикла(FOR, WHILE, REPEAT). Что такое отладка и тестирование программы. Уметь составлять программы с циклической структурой. | ФО ИРД | 22.04 | |
58 | Программирование циклов. Практическая работа №30 «Составление программ циклической структуры». | 1 | УОНМ | Циклические алгоритмы. Алгоритм Евклида. Отладка и тестирование программы. | Знать операторы цикла(FOR, WHILE, REPEAT). Что такое отладка и тестирование программы. Уметь составлять программы с циклической структурой. | СР ПрР | 24.04 | |
59 | Таблицы и массивы. | 1 | УОНМ | Одномерные массивы в Pascal. | Знать что такое массив. Описание массива. Уметь составлять программы на массивы в Pascal. | ФО ИРД Р | 28.04 | |
60 | Таблицы и массивы. Практическая работа №31 «Составление программ на массивы». | 1 | УОНМ | Одномерные массивы в Pascal | Знать что такое массив. Описание массива. Уметь составлять программы на массивы в Pascal. | СР Пр | 29.05 | |
61 | Решение задач на массивы. | 1 | УОСЗ | Программирование массивов. | Знать что такое массив. Описание массива. Уметь составлять программы на массивы в Pascal. | ИРД СР | 1.05 | |
62 | Контрольная работа№4 «Программирование» | 1 | УОСЗН | Темы пройденного модуля. | Знать основные понятия модуля. Уметь применять теоретические знания на практике. | КР | 6.05 | |
Модуль 7. Информационные технологии и общество (2 часа). | ||||||||
63 | Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ЭКТ | 1 | УОНМ | История средств хранения, передачи и обработки информации. Машина Бэббиджа. Поколения ЭВМ, Системное ПО, прикладное ПО. | Знать историю развития поколений ЭВМ. Историю развития ПО. Знать историю средств хранения, обработки, передачи информации. | ФО | 7.05 | |
64 | Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ЭКТ | 1 | УОНМ | История средств хранения, передачи и обработки информации. Машина Бэббиджа. Поколения ЭВМ, Системное ПО, прикладное ПО. | Знать историю развития поколений ЭВМ. Историю развития ПО. Знать историю средств хранения, обработки, передачи информации. | ИО | 8.05 | |
65 | Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации. Этические и правовые нормы в информационной сфере. | 1 | УОНМ | Информационные ресурсы, виды национальных информационных ресурсов. Информатизация. | Знать виды национальных информационных ресурсов. Что такое информационное общество, информатизация, цели информатизации | ФО | 13.05 | |
66 | Проблемы безопасности информации. Этические и правовые нормы в информационной сфере. | 1 | УОНМ | Информационные ресурсы, виды национальных информационных ресурсов. Информатизация. | Знать виды национальных информационных ресурсов. Что такое информационное общество, информатизация, цели информатизации | ИО | 14.05 | |
67 | Повторение пройденного материала. Компьютерные сети | 1 | УОЗ | Что такое компьютерная сеть. Информационные каналы связи. Локальные, региональные и глобальные сети Типы компьютерных сетей. Скорость передачи информации. | Знать что такое компьютерная сеть, в чём различие между локальными и глобальными сетями. Что такое одноранговые сети и сети типа «клиент-сервер». Виды информационных каналов связи. Способы соединения компьютеров в сети (кольцо, звезда, шинный). Единицы скорости передачи данных. Уметь определять в конкретном процессе передачи информации источник, приёмник, канал. | ФО | 15.05 | |
68 | Повторение пройденного Материала. Основы логики | 1 | УОЗ | Логические выражения. Запрос на выборку. | Уметь записывать предложенные высказывания в форме логических выражений. Применять команду выборки в сложных логических выражениях. | ИО | 20.05 | |
69 | Повторение пройденного материала Линейные, разветвляющие, циклические вычислительные алгоритмы | 1 | УОЗ | Присваивание. Обмен значениями двух переменных. Описание линейного вычислительного алгоритма | Знать назначение команды присваивания. Алгоритм обмена значениями 2-х переменных. Как происходит описание переменных. Уметь правильно применять команды присваивания, ввода и вывода при составлении программ | ИО | 21.05 | |
70 | Повторение пройденного материала вычислительные алгоритмы. Программирование. | 1 | УОЗ | Программирование массивов. | Знать что такое массив. Описание массива. Уметь составлять программы на массивы в Pascal. | ИО | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Семакина
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течении 68 часов из расчета 2 часа в неделю Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы о...
Рабочая программа по информатике для 10 класса по учебнику Семакина, Хеннера
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 классов в течении 36 часов из расчета 1 час в неделю. Изучение курса обеспечивается учебником «Информатика...
Рабочая программа по информатике для 11 класса по учебнику Семакина, Хеннера
Изучение курса обеспечивается учебником «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов авторы И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и...
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Семакина.
Настоящая программа по информатике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004года...
Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Семакина.
Настоящая программа по информатике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс к учебнику Семакина
Рабочая программа по информатике 10-11 класс. Прогамма расчитана на 1 час в 10-ом классе и 2 часа в 11 классе...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы к учебнику И.Г.Семакина
Рабочая программа для углублённого изучения информатики в 10-11 классах, соответствует ФГОС, ориентирована на УМК И.Г.Семакина....