Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класса
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
1) ФГОС 2004 года.
2) Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ [2];
3) Авторской программы Макаровой Н.В.
Состав рабочей программы:
- Пояснительная записка (информатика и ИКТ - 9)
- Основное содержание.
- Программа курса информатика и ИКТ - 9.
- Календарно-тематическое планирование уроков информатики и ИКТ в 9 классе
- Требования к уровню подготовки.
- Учебно-методический комплекс и средства обучения
- Темы для творческих проектов учащихся.
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9i_rabochaya_programma_2012-2013.docx | 66.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по информатике 9 класса
2012 – 2013 уч. год
Пояснительная записка (информатика и ИКТ - 9)
Программа по информатике составлена на основе
- ФГОС 2004 года.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ [2];
- Авторской программы Макаровой Н.В.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
При изучении информатики в 9 классе учащиеся познакомятся с понятием и представлением информации, информационной деятельностью человека и информационными процессами, получат представление об объектах окружающего мира, о модели объекта и системе объекта, об устройстве компьютера; рассмотрят основы классификации объектов и моделей, основные этапы моделирования и работы в прикладных средах.
Место предмета
Количество часов по программе[2] – 68
На изучение предмета в учебном плане школы отводится:
Количество часов на учебный год - 68
В неделю - 2
Плановых контрольных - 3
Зачётов – 3
Практических работ – 16
Один урок, выпадающий на 1 мая 2013 г. планируется провести за счет уплотнения учебного материала.
Основное содержание:
- Информационная картина мира. – 18 ч.
- Основы моделирования – 18 ч.
- Программное обеспечение информационных технологий – 40 ч.
- Основы алгоритмизации – 6 ч.
- Среда табличного процессора Excel – 14 ч.
- Система управления базой данных Access – 12 ч.
- Коммуникации в глобальной сети Интернет – 8 ч.
- Техническое обеспечение информационных технологий – 8 ч.
- Алгебра логики – 8 ч.
- Повторение – 2 ч.
ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ 9 КЛАССА
Раздел, тема | Кол-во часов | Цель раздела, темы | Требования |
| |||
| 2 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 8 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 4 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 1 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
создавать |
| 2 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| |||
| 1 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 5 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 1 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 13 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 12 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 8 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| |||
| 1 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
|
| 6 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков информатики и ИКТ в 9 классе
на 2012-2013 уч. год
№ Урока | № урока в теме | Раздел / тема урока | Кол-во часов | Дата 9 «а» класс | Дата 9 «б» класс |
| 18 | ||||
Основы моделирования. | 18 | ||||
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ .Место моделирования в жизни человека | 1 | 4.09. 2012 | 3.09. 2012 |
2 | 2 | Основные этапы моделирования: постановка задачи и разработка модели. | 1 | 6.09. 2012 | 6.09. 2012 |
3 | 3 | Основные этапы моделирования: компьютерный эксперимент и анализ результатов. | 1 | 11.09.2012 | 10.09.2012 |
4 | 4 | Представление о моделировании в среде графического редактора | 1 | 13.09.2012 | 13.09.2012 |
5 | 5 | Моделирование геометрических операций в среде графического редактора | 1 | 18.09.2012 | 17.09.2012 |
6 | 6 | Практическая работа № 1 «Моделирование геометрических операций» | 1 | 20.09.2012 | 20.09.2012 |
7 | 7 | Моделирование объектов с заданными геометрическими свойствами в среде ГР | 1 | 25.09.2012 | 24.09.2012 |
8 | 8 | Конструирование как разновидность моделирования. Моделирование паркета | 1 | 27.09.2012 | 27.09.2012 |
9 | 9 | Практическая работа № 2 «Компьютерное конструирование из мозаики. Создание меню мозаичных форм» | 1 | 2.10. 2012 | 1.10. 2012 |
10 | 10 | Разнообразие геометрических моделей | 1 | 4.10 2012 | 4.10 2012 |
11 | 11 | Моделирование в среде текстового редактора. Словесные модели. | 1 | 9.10. 2012 | 8.10. 2012 |
12 | 12 | Практическая работа № 3 «Составление словесного портрета человека» | 1 | 11.10.2012 | 11.10.2012 |
13 | 13 | Моделирование составных документов. Практическая работа № 4 «Создание поздравительной открытки» | 1 | 16.10.2012 | 15.10.2012 |
14 | 14 | Структурные модели. Практическая работа № 5 «Создание протокола классного собрания» | 1 | 18.10.2012 | 18.10.2012 |
15 | 15 | Моделирование в среде текстового редактора алгоритмических моделей | 1 | 23.10.2012 | 22.10.2012 |
16 | 16 | Контрольная работа № 1 «Основы моделирования» | 1 | 25.10.2012 | 25.10.2012 |
17 | 17 | Основы классификации (объектов) | 1 | 30.10.2012 | 29.10.2012 |
18 | 18 | Классификация моделей. | 1 | 1.11. 2012 | 1.11. 2012 |
| 40 | ||||
Основы алгоритмизации | 6 | ||||
19 | 1 | Классификация программ | 1 | 13.11.2012 | 12.11.2012 |
20 | 2 | Понятие алгоритма, его свойства и формы представления | 1 | 15.11.2012 | 15.11.2012 |
21 | 3 | Линейный и разветвляющийся алгоритмы | 1 | 20.11.2012 | 19.11.2012 |
22 | 4 | Циклический алгоритм | 1 | 22.11.2012 | 22.11.2012 |
23 | 5 | Вспомогательный алгоритм. Стадии создания алгоритма | 1 | 27.11.2012 | 26.11.2012 |
24 | 6 | Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации» | 1 | 29.11.2012 | 29.11.2012 |
Среда табличного процессора Excel | 14 | ||||
25 | 1 | Общая характеристика прикладной среды | 1 | 04.12.2012 | 03.12.2012 |
26 | 2 | Общая характеристика табличного процессора и его объектов | 1 | 06.12.2012 | 06.12.2012 |
27 | 3 | Знакомство с интерфейсом табличного процессора. Создание табличного документа | 1 | 11.12.2012 | 10.12.2012 |
28 | 4 | Практическая работа № 6 « Создание и редактирование табличного документа» | 1 | 13.12.2012 | 13.12.2012 |
29 | 5 | Представление о формуле и правилах её записи в электронной таблице | 1 | 18.12.2012 | 17.12.2012 |
30 | 6 | Практическая работа № 7 «Вычисление по формулам» | 1 | 20.12.2012 | 20.12.2012 |
31 | 7 | Использование в формулах встроенных функций | 1 | 25.12.2012 | 24.12.2012 |
32 | 8 | Вычисления с использованием в формулах различных видов ссылок. | 1 | 27.12.2012 | 27.12.2012 |
33 | 9 | Логические функции. Использование в вычислениях логических функций | 1 | 15.01.2013 | 14.01.2013 |
34 | 10 | Практическая работа № 8 «Форматирование табличного документа» | 17.01.2013 | 17.01.2013 | |
35 | 11 | Объектный подход к диаграмме | 1 | 22.01.2013 | 21.01.2013 |
36 | 12 | Практическая работа № 9 «Создание и настройка диаграмм» | 1 | 24.01.2013 | 24.01.2013 |
37 | 13 | Обобщающий урок по теме « Работа в прикладной среде табличного процессора Excel» | 1 | 29.01.2013 | 28.01.2013 |
38 | 14 | Зачет по теме «Работа в прикладной среде» | 1 | 31.01.2013 | 31.01.2013 |
Система управления базой данных Access | 12 | ||||
39 | 1 | Представление о базе данных и ее объектах | 1 | 05.02.2013 | 04.02.2013 |
40 | 2 | Знакомство с интерфейсом СУБД Access. Создание структуры базы данных | 1 | 07.02.2013 | 07.02.2013 |
41 | 3 | Заполнение, редактирование и форматирование базы данных | 1 | 12.02.2013 | 11.02.2013 |
42 | 4 | Практическая работа № 10 «Создание структуры и заполнение базы данных» | 1 | 14.02.2013 | 14.02.2013 |
43 | 5 | Инструменты СУБД. Инструменты отображения и обработки данных | 1 | 19.02.2013 | 18.02.2013 |
44 | 6 | Практическая работа № 11 «Создание формы базы данных» | 1 | 21.02.2013 | 21.02.2013 |
45 | 7 | Инструменты для работы с записями и полями. Сортировка и фильтрация данных | 1 | 26.02.2013 | 25.02.2013 |
46 | 8 | Практическая работа № 12 «Работа с записями базы данных» | 1 | 28.02.2013 | 28.02.2013 |
47 | 9 | Запрос как инструмент обработки данных. Отчет как инструмент вывода данных | 1 | 05.03.2013 | 04.03.2013 |
48 | 10 | Практическая работа № 13 «Создание и редактирование отчета» | 1 | 07.03.2013 | 07.03.2013 |
49 | 11 | Обобщающий урок по теме « Система управления базой данных Access» | 1 | 12.03.2013 | 11.03.2013 |
50 | 12 | Зачет по теме «Система управления базой данных Access» | 1 | 14.03.2013 | 14.03.2013 |
Коммуникации в глобальной сети Интернет | 8 | ||||
51 | 1 | Возможности глобальной сети Интернет | 1 | 19.03.2013 | 18.03.2013 |
52 | 2 | Среда браузера Internet Explorer | 1 | 21.03.2013 | 21.03.2013 |
53 | 3 | Практическая работа № 14 «Среда браузера Internet Explorer» | 1 | 02.04.2013 | 01.04.2013 |
54 | 4 | Поиск информации в сети Интернет | 1 | 04.04.2013 | 04.04.2013 |
55 | 5 | Практическая работа № 15 «Поиск информации в сети Интернет» | 1 | 09.04.2013 | 08.04.2013 |
56 | 6 | Возможности электронной почты | 1 | 11.04.2013 | 11.04.2013 |
57 | 7 | Практическая работа № 16 «Работа в программе электронной почты» | 1 | 16.04.2013 | 15.04.2013 |
58 | 8 | Зачет по теме «Коммуникации в глобальной сети Интернет» | 1 | 18.04.2013 | 18.04.2013 |
| 8 | ||||
Алгебра логики | 8 | ||||
59 | 1 | Взаимодействие устройств компьютера | 1 | 23.04.2013 | 22.04.2013 |
60 | 2 | Логические основы построения компьютера. Основные понятия алгебры логики | 1 | 25.04.2013 | 25.04.2013 |
61 | 3 | Логические выражения и логические операции | 1 | 30.04.2013 | 29.04.2013 |
62 | 4 | Составление таблиц истинности по логической формуле | 1 | 02.05.2013 | 02.05.2013 |
63 | 5 | Некоторые законы булевой алгебры | 1 | 07.05.2013 | 06.05.2013 |
64 | 6 | Определение логического выражения по таблице истинности | 1 | 09.05.2013 | 09.05.2013 |
65 | 7 | Логические элементы и основные логические устройства компьютера | 1 | 14.05.2013 | 13.05.2013 |
66 | 8 | Обобщающий урок по теме «Логические основы построения компьютера» Контрольная работа № 2 по теме «Логические основы построения компьютера» | 1 | 16.05.2013 | 16.05.2013 |
| 2 | ||||
67 | 1 | Повторение пройденного курса. Подготовка к итоговому тестированию | 1 | 21.05.2013 | 20.05.2013 |
68 | 2 | Итоговый тест по курсу информатики 9 класса | 1 | 23.05.2013 | 23.05.2013 |
Требования к уровню подготовки.
Знать:
- основные виды и признаки (основания) классификации моделей; характеристику каждого класса моделей; назначение моделирования, основные типы задач моделирования; этапы мод-ния и последовательность их выполнения;
- понятие класса; назначение классификации объектов, основные классы документов, создаваемых на компьютере; класс задач, ориентированный на моделирование в графическом редакторе и технологию работы в среде графического редактора; понятие геометрической модели и иметь представление о компьютерном конструировании;
- понятие системы моделей, значимость и роль цели при изучении системы; виды отношений и связей между объектами; понятие целостности системы; типовую структуру информационной модели системы;
- назначение алгоритма и его определение; свойства и формы представления алгоритма; типовые алгоритмические конструкции; представление алгоритма в виде блок-схемы, основные стадии разработки алгоритма;
- понятие программы и программного обеспечения; отличие программы от алгоритма; назначение прикладного программного обеспечения и инструментария программирования;
- назначение и особенности прикладных сред Windows; структуру и основные объекты типового интерфейса прикладной среды; понятие форматирования и его уровней; основные действия по редактированию и форматированию документа и его объектов;
- назначение табличного процессора, его команд и режимов, объекты электронных таблиц (ЭТ) и их характеристики, типы данных ЭТ, технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа, правила записи, использования и копирования формулы, функции, технологию создания и редактирования диаграмм;
- понятие базы данных и её основных элементов; структуру интерфейса, классификацию и назначение инструментов СУБД; технологию создания и редактирования базы данных;
- назначение и роль Интернета в развитии общества, назначение программы-браузера и её управляющих элементов, технологию поиска информации в сети Интернет, иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса, технологию организации телеконференции;
- базовую структурную схему компьютера, назначение отдельных элементов;
- историю развития компьютерной техники, перспективы её развития.
Уметь:
- приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу; разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи; задавать цели моделирования и формализовать задачу на этапе её постановки; создавать информационную модель и преобразовывать её в компьютерную на этапе разработки модели;
- проводить моделирование в среде графического редактора; создавать меню типовых мозаичных форм; геометрические композиции и с их помощью моделировать конструкции по общему виду, по трем проекциям; моделировать геометрические операции;
- приводить примеры: систем, отношений и связей между объектами; определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе; классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне основание классификации; отображать классификацию в виде иерархической системы;
- приводить примеры алгоритмов из разных сфер, составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем, разрабатывать циклические алгоритмы на основе различных видов циклов;
- классифицировать программы и объяснять различия процедурного и объективного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни; рассказать, как проявляются в прикладных средах принципы наглядности, многозадачности, интеграции разнотипных документов;
- создавать структуру ЭТ и заполнять её данными, редактировать любой фрагмент ЭТ, записывать формулы и использовать в них логические функции, создавать и редактировать диаграмму;
- создавать и редактировать структуру базы данных; производить основные операции с базой данных (заполнять, просматривать, сортировать и др);
- работать в браузере, сформировать адрес в сети, искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем, пользоваться электронной почтой, выполняя все необходимые операции с сообщениями;
- рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники, привести примеры моделей ЭВМ каждого из четырех поколений.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 9 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Организация образовательного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, реже индивидуальная, групповая. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Учебно-методический комплекс и средства обучения:
Рабочая программа по информатике в 9 классе реализуется по учебнику «Информатика и ИКТ 8-9» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г. С использованием учебно-методического комплекта:
- для учителя:
- «Информатика и ИКТ 8-9 Практикум» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
- http://templani.narod.ru/prim_prog_ikt_baz.html#1
- Программа по информатике и ИКТ (системно - информационная концепция) - СПб.: Питер 2008г.
- Методическое пособие для учителей в трех частях Н.В.Макарова – СПб.:Питер, 2009 г.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2012./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
- ele-koblashova.pldetstva.edusite.ru/|p28aa1.html
- Журнал «Информатика в школе»
- Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» http://festival.1september.ru
- Набор ЦОР: 1) методические материалы;
- файлы – заготовки;
- демонстрационные работы;
- текстовые файлы с дидактическими материалами;
- презентации по отдельным темам;
- интерактивные тесты;
- логические игры;
- виртуальные лаборатории.
- Технические средства обучения:
- - Персональные компьютеры;
- - Принтеры: матричные, струйные, лазерные;
- - Программное обеспечение;
- - Сканер;
- - Модем;
- - Локальная вычислительная сеть.
- «Информатика и ИКТ 9-11 Задачник по моделированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2007г.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- для ученика:
- «Информатика и ИКТ 8-9 Практикум» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
- «Информатика и ИКТ 8-9» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
- Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
- ЦОР
- «Информатика и ИКТ 9-11 Задачник по моделированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2007г.
Контрольно – измерительные материалы:
- Информатика. 9-11 классы: тесты(базовый уровень)/ авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Комплексные тестовые упражнения по информатике/С.Е.Щикот, С.О.Крамаров, В.В.Перепелкин. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс /Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА-2012./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Темы для творческих проектов учащихся:
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- «Электронное портфолио – шаг в 21 век»
- Информационные модели.
- Информация вокруг нас.
- Состав ПК.
- Первые персональные компьютеры.
- История и развитие систем счисления.
- Виды языков программирования.
- Алгоритмы на предприятии.
- Моделирование в нашей жизни.
- Практическое применение среды электронных таблиц.
- Коммуникация в сети.
- Топология компьютерных сетей.
- Законы алгебры логики в применении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....
Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...
Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д.Угринович (35 часов)
Рабочая программаИнформатика и ИКТ 7 классучебник: «Информатика и ИКТ 7 класс» Н.Д.Угринович, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2012.программа: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 клас...
Рабочая программа по информатике 8-9 классы к учебнику Угринович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе Рабочая программа составлена на основе :учебного плана муниципального бюджетного образовательного у...
рабочая программа по информатике, 5-7 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, авторской программы Босовой Л.Задачи курса — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить кажд...
рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д. 1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам....