Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Макаровой Н.В.
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класса
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
1) ФГОС 2004 года.
2) Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ [2];
3) Авторской программы Макаровой Н.В.
Состав рабочей программы:
- Пояснительная записка (информатика и ИКТ - 10)
- Основное содержание.
- Программа курса информатика и ИКТ - 10.
- Календарно-тематическое планирование уроков информатики и ИКТ в 10 классе
- Требования к уровню подготовки.
- Учебно-методический комплекс и средства обучения
- Темы для творческих проектов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10i_rabochaya_programma_2012-2013.docx | 75.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по информатике 10 класса
2012 – 2013 уч. год
Пояснительная записка (информатика и ИКТ - 10)
Программа по информатике составлена на основе
- ФГОС 2004 г.;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ [2];
- Авторской программы Макаровой Н.В.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;
- развитие навыков технологии поиска информации в Интернете;
- закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процессора;
- закрепление знаний по базовым понятиям информатики;
- закрепление и развитие навыков работы с объектами текстового документа;
- освоение информационной технологии представления информации;
- освоение информационной технологии проектной деятельности;
- воспитание эстетических и правовых отношений в информационной деятельности;
- освоение основ программирования в среде Visual Basic.
При изучении информатики в 10 классе учащиеся познакомятся с понятием проекта и этапами его подготовки, моделированием в среде электронных таблиц, созданием мультимедийных презентаций в среде Power Point, основами работы в социальных сетях, основами программирования на языке Visual Basic.
Место предмета
Количество часов по программе[2] – 68
На изучение предмета в учебном плане школы отводится:
Количество часов на учебный год - 70
В неделю - 2
Плановых контрольных - 4
Зачётов – 1
Практических работ - 22
По одному уроку добавлено в разделы Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word и Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point.
Один урок, выпадающий на 9 мая 2013 г. планируется провести за счет уплотнения учебного материала.
Основное содержание:
- Информационная картина мира – 18 ч.
- Представление информации – 9 ч.
- Информационная технология работы с моделями в среде Excel – 9 ч.
- Программное обеспечение информационных технологий – 48 ч.
- Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word – 5 ч.
- Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети – 10 ч.
- Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point – 9 ч.
- Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel – 4 ч.
- Информационная технология разработки проектов – 10 ч.
- Основы программирования в среде Visual Basic – 10 ч.
- Повторение – 4 ч.
ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ 10 КЛАССА
Раздел, тема | Кол-во часов | Цель раздела, темы | Требования |
| |||
| 1 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 1 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 1,5 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 0,5 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 4 | Познакомить с:
| Знать:
Уметь:
|
| 10 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| |||
| 5 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 10 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 9 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 4 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 10 | Познакомить учащихся с:
| Знать:
Уметь:
|
| 10 | Познакомить учащихся:
| Знать:
Уметь:
|
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков информатики и ИКТ в 10 классе
на 2012-2013 уч. год
№ Урока | № урока в теме | Раздел / тема урока | Дата | Прмечание |
| ||||
| ||||
1 | 1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. | 3.09. 2012 | |
2 | 2 | Информация и данные. Свойства информации | 6.09. 2012 | |
3 | 3 | Информационный процесс | 10.09.2012 | |
4 | 4 | Информационная модель объекта | 13.09.2012 | |
5 | 5 | Представление об информационном объекте | 17.09.2012 | |
6 | 6 | Представление числовой информации в компьютере | 20.09.2012 | |
7 | 7 | Представление текстовой и графической информации в компьютере. | 24.09.2012 | |
8 | 8 | Представление звуковой и видео- информации в компьютере. | 27.09.2012 | |
9 | 9 | Контрольная работа №1 по теме «Представление информации» | 1.10. 2012 | |
| ||||
10 | 1 | Общая характеристика электронных таблиц. Этапы моделирования в электронных таблицах | 4.10. 2012 | |
11 | 2 | Виды задач, решаемых моделированием в электронных таблицах | 8.10. 2012 | |
12 | 3 | Практическая работа № 1 «Расчёт геометрических параметров объекта» Постановка задачи, составление модели | 11.10.2012 | |
13 | 4 | Практическая работа № 1 «Расчёт геометрических параметров объекта». Компьютерный эксперимент. Анализ результатов | 15.10.2012 | |
14 | 5 | Отчёт по практической работе №1 «Расчёт геометрических параметров | 18.10.2012 | |
15 | 6 | Практическая работа № 2 «Расчёт времени на заучивание стихотворения» Постановка задачи, составление модели | 22.10.2012 | |
16 | 7 | Практическая работа № 2 «Расчёт времени на заучивание стихотворения» Компьютерный эксперимент. Анализ результатов | 25.10.2012 | |
17 | 8 | Отчёт по практической работе № 2 «Расчёт времени на заучивание стихотворения» | 29.10.2012 | |
18 | 9 | Зачет по теме «Моделирование в электронных таблицах» | 1.11. 2012 | |
| ||||
| ||||
19 | 1 | Текстовые документы и текстовые процессоры. Форматирование объектов текста | 12.11.2012 | |
20 | 2 | Практическая работа № 3 «Форматирование объектов текста» | 15.11.2012 | |
21 | 3 | Технология создания и редактирования графических и табличных объектов | 19.11.2012 | |
22 | 4 | Информационная технология работы со структурой текстового документа. Практическая работа № 4 «Изменение структуры текстового документа» | 22.11.2012 | |
23 | 5 | Практическая работа № 5 «Создание и редактирование графических и табличных объектов» | 26.11.2012 | |
| ||||
24 | 1 | Разновидности компьютерных сетей | 29.11.2012 | |
25 | 2 | Представление о сервисах Интернета | 03.12.2012 | |
26 | 3 | Информационная технология передачи информации через Интернет. Этика сетевого общения | 06.12.2012 | |
27 | 4 | Практическая работа № 6 « Пересылка информации через Интернет» | 10.12.2012 | |
28 | 5 | Информационная технология поиска информации в Интернете | 13.12.2012 | |
29 | 6 | Практическая работа № 7 «Поиск интернет-ресурсов по URL-адресам» | 17.12.2012 | |
30 | 7 | Практическая работа № 8 «Поиск информации по рубрикатору поисковой системы» | 20.12.2012 | |
31 | 8 | Контрольная работа № 2 «ИКТ работы в компьютерной сети» | 24.12.2012 | |
32 | 9 | Практическая работа № 9 «Поиск информации по ключевым словам» | 27.12.2012 | |
33 | 10 | Информационная безопасность сетевой технологии работы | 14.01.2013 | |
| ||||
34 | 1 | Возможности программной среды подготовки презентаций Power Point 2003 | 17.01.2013 | |
35 | 2 | Информационная технология создания презентации с помощью Мастера автосодержания | 21.01.2013 | |
36 | 3 | Практическая работа № 10 «Создание презентации при помощи Мастера автосодержания» | 24.01.2013 | |
37 | 4 | Создание элементов управления презентацией | 28.01.2013 | |
38 | 5 | Практическая работа № 11 «Редактирование презентации «Техника безопасности в компьютерном классе» | 31.01.2013 | |
39 | 6 | Информационная технология создания учебного комплекса по социальной информатике | 04.02.2013 | |
40 | 7 | Практическая работа № 12 « Создание комплекса «Компьютер и здоровье школьников» | 07.02.2013 | |
41 | 8 | Создание связей учебного комплекса и сторонних файлов. Оформление экспресс-теста | 11.02.2013 | |
42 | 9 | Обобщающий урок по теме «Информационная технология создания презентации» | 14.02.2013 | |
| ||||
43 | 1 | Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм | 18.02.2013 | |
44 | 2 | Практическая работа № 13 « Разработка информационной системы для тестового опроса» | 21.02.2013 | |
45 | 3 | Практическая работа № 14 « Накопление статистики. Анализ результатов статистической обработки данных» | 25.02.2013 | |
46 | 4 | Практическая работа № 15 «Построение диаграмм по результатам статистической обработки массива данных» | 28.02.2013 | |
| ||||
47 | 1 | Проект и основные этапы его разработки | 04.03.2013 | |
48 | 2 | Информационные модели проекта | 07.03.2013 | |
49 | 3 | Замысел и дерево целей социального проекта «Жизнь без сигареты» | 11.03.2012 | |
50 | 4 | Структура продукта, структура разбиения работ и матрица ответственности социального проекта «Жизнь без сигареты» | 14.03.2013 | |
51 | 5 | Практическая работа № 16 «Информационная технология создания проекта «Жизнь без сигареты». Курение и здоровье» | 18.03.2013 | |
52 | 6 | Подбор материалов в сети Интернет. Оформление пакета документов по результатам поиска | 21.03.2013 | |
53 | 7 | Практическая работа № 17 «Социальные аспекты курения. Разработка опросной оболочки» | 01.04.2013 | |
54 | 8 | Проведение опроса по теме «Социальные аспекты курения» | 04.04.2013 | |
55 | 9 | Проведение антиникотиновых акций. | 08.04.2013 | |
56 | 10 | Представление и защита результатов проекта. | 11.04.2013 | |
| ||||
57 | 1 | Основные понятия и инструментарий среды Visual Basic | 15.04.2013 | |
58 | 2 | Технология работы с формой и графическими методами. | 18.04.2013 | |
59 | 3 | Практическая работа № 18 «Работа с формой и графическими методами» | 22.04.2013 | |
60 | 4 | Оператор присваивания и ввод данных. Практическая работа № 19 «Работа с переменными и выражениями» | 25.04.2013 | |
61 | Управляющие элементы: метка, текстовое окно, кнопка | 29.04.2013 | ||
62 | 5 | Практическая работа № 20 «Работа с метками и кнопками» | 02.05.2013 | |
63 | 7 | Понятие подпрограммы. Процедуры и функции. | 06.05.2013 | |
64 | 8 | Практическая работа № 21 «Процедуры с параметрами и без параметров» | 09.05.2013 | |
65 | 9 | Практическая работа № 22 «Создание и использование функций» | 13.05.2013 | |
66 | 10 | Контрольная работа №3 «Основы программирования в среде Visual Basic» | 16.05.2013 | |
| ||||
67 | 1 | Повторение | 20.05.2013 | |
68 | 2 | Повторение | 23.05.2013 | |
69 | 3 | Итоговая контрольная работа | 27.05.2013 | |
70 | 4 | Повторение | 30.05.2012 |
Требования к уровню подготовки.
Знать:
- смысл понятия «информация», «данные»; отличие этих понятий; важные свойства информации и их проявление;
- понятие «процесса», «информационного процесса»;
- понятия «модели», «информационной модели» и цели их создания; понятие «адекватности информационной модели» и методы её оценки;
- типы систем счисления, правила перевода из десятичной системы счисления в системы счисления, используемые в компьютере, и наоборот;
- как представляется в компьютере текстовая, графическая, звуковая и видео информация;
- этапы построения моделей для электронных таблиц; технологию моделирования в среде табличного процессора;
- особенности основных видов текстовых документов; объекты текстового документа;
- особенности интерфейса текстового процессора Word 2003;
- технологию форматирования базовых объектов текстового документа: символов, абзацев, списков;
- понятие и особенности растровой и векторной графики; технологию создания и редактирования векторной графики в программной среде Word; основные действия с графическими объектами;
- структуру таблицы и состав её объектов; свойства таблицы и технологию работы с ней;
- назначение и типовой состав компьютерной сети; классификацию компьютерных сетей и характеристику каждого класса; понятия сетевой и информационно-коммуникационной технологий и их различия;
- основные системы глобальной сети Интернет и их назначение; правила формирования URL – адреса информационного ресурса Интернет;
- понятие этики сетевого общения; правила общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях;
- назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска; назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса;
- правила поиска по рубрикатору, по ключевым словам; правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс»;
- основные меры информационной безопасности при работе в компьютерной сети; антивирусные программы; назначение брандмауэра при защите информации;
- назначение и функциональные возможности приложения Power Point 2003; объекты и инструменты данного приложения;
- основные объекты презентации; назначение и виды шаблонов для презентации; основные элементы управления презентацией; технологию работы с каждым объектом презентации;
- понятие «проект», классификацию проектов, основные этапы разработки проекта;
- что такое объект и чем он характеризуется в среде Visual Basic; что такое события и методы; в чём состоит процесс создания приложения в Visual Basic;
- назначение формы и графических методов и их синтаксис; управляющих переменных; области определения переменной;
- понятие, назначение и синтаксис процедуры; назначение и использование параметров процедуры.
Уметь:
- приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрации свойств информации; информации, представленной в разных формах;
- приводить примеры процессов и информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительных мирах;
- чётко формулировать цель при создании модели любого типа; разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать её адекватность приближённым способом; представлять информационную модель в табличной форме;
- выполнять перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления; выполнять перевод из любой позиционной системы счисления в десятичную; кодировать любой символ с помощью кодовой таблицы ASCII или Unicode; выполнять кодирование цветной точки для 16-цветной палитры;
- различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видео информации;
- выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора; анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа;
- отличать интерфейс текстового процессора от интерфейса других средств и представить эту информацию в виде таблицы;
- выделять необходимый объект текстового документа; форматировать объекты (символ и абзац) текстового документа; применять технологию оформления текста в виде списка; задавать необходимые параметры для маркированного, нумерованного и многоуровневого списка;
- располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания; вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников; создавать и редактировать графический объект в программной среде Word;
- создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы; форматировать объекты таблицы;
- дать характеристику локальной, корпоративной и глобальной сетей;
- привести характеристику каждой системы Интернета; объяснить назначение каждой составляющей адреса Интернет-ресурса;
- работать в почтовой системе открытого доступа ( на примере mail.ru); работать в среде удалённого доступа HiperTerminal;
- корректно общаться в Сети; анализировать электронные письма с точки зрения этики сетевого общения;
- искать информационный ресурс по URL-адресу, по рубрикатору, по ключевым словам; формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск);
- создавать, оформлять и изменять слайды; выбирать и настраивать анимацию текстового и графического объектов; вставлять в презентацию звук и видеоклип; создавать управляющие элементы презентации;
- самостоятельно отобрать информацию для выбранной темы презентации, воспользовавшись ресурсами Интернета; самостоятельно создать презентацию на любую тему;
- приводить примеры различных проектов и относить их к определённому классу; объяснять суть основных этапов разработки проекта, выделять основную цель проекта;
- изменять состав среды разработки проекта; использовать различные способы управления в Visual Basic;
- изменять свойства формы в окне свойств различными способами; программно изменять свойства формы; применять графические методы Line и Circle; пользоваться переменными в программах; использовать оператор присваивания; вводить данные при помощи функции Inputbox();
- создавать и использовать метки для отображения текстовой информации; создавать текстовые окна и изменять их свойства;
создавать процедуры с параметрами и без параметров; вызывать процедуры из основной программы; задавать фактические параметры различных видов при вызове процедуры; использовать в программах стандартные функции; использовать для вывода стандартное окно MsgBox.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 10 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 10 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Организация образовательного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, реже индивидуальная, групповая. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Учебно-методический комплекс и средства обучения:
Рабочая программа по информатике в 10 классе реализуется по учебнику «Информатика и ИКТ 10. Базовый уровень» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2010г. С использованием учебно-методического комплекта:
- для учителя:
- «Информатика и ИКТ 10-11 Практикум по программированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
- http://templani.narod.ru/prim_prog_ikt_baz.html#1
- Программа по информатике и ИКТ (системно - информационная концепция) - СПб.: Питер 2008г.
- Методическое пособие для учителей в трех частях Н.В.Макарова – СПб.:Питер, 2009 г.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2012./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
- ele-koblashova.pldetstva.edusite.ru/|p28aa1.html
- Журнал «Информатика в школе»
- Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» http://festival.1september.ru
- Набор ЦОР: 1) методические материалы;
- файлы – заготовки;
- демонстрационные работы;
- текстовые файлы с дидактическими материалами;
- презентации по отдельным темам;
- интерактивные тесты;
- логические игры;
- виртуальные лаборатории.
- Технические средства обучения:
- - Персональные компьютеры;
- - Принтеры: матричные, струйные, лазерные;
- - Программное обеспечение;
- - Сканер;
- - Модем;
- - Локальная вычислительная сеть.
- «Информатика и ИКТ 9-11 Задачник по моделированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2007г.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- для ученика:
- «Информатика и ИКТ 10. Базовый уровень» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2010г.
- «Информатика и ИКТ 10-11. Задачник по программированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2008г.
- Мир информатики: Базовое учебное пособие / Под ред. Могилева А. В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
- ЦОР
- «Информатика и ИКТ 9-11 Задачник по моделированию» Н.В.Макарова – СПб.: Питер, 2007г.
Контрольно – измерительные материалы:
- Информатика. 9-11 классы: тесты(базовый уровень)/ авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Комплексные тестовые упражнения по информатике/С.Е.Щикот, С.О.Крамаров, В.В.Перепелкин. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс /Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. – М.: ВАКО, 2012.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА-2012./Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
Темы для творческих проектов учащихся:
- Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
- «Электронное портфолио – шаг в 21 век»
- Информационные модели.
- Информация вокруг нас.
- Состав ПК.
- Первые персональные компьютеры.
- История и развитие систем счисления.
- Виды языков программирования.
- Алгоритмы на предприятии.
- Моделирование в нашей жизни.
- Практическое применение среды электронных таблиц.
- Коммуникация в сети.
- Топология компьютерных сетей.
- Законы алгебры логики в применении.
- Информационные модели объектов на практике и в теории»
- Автоматизация форматирования в текстовом процессоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....
Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...
Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д.Угринович (35 часов)
Рабочая программаИнформатика и ИКТ 7 классучебник: «Информатика и ИКТ 7 класс» Н.Д.Угринович, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2012.программа: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 клас...
Рабочая программа по информатике 8-9 классы к учебнику Угринович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе Рабочая программа составлена на основе :учебного плана муниципального бюджетного образовательного у...
рабочая программа по информатике, 5-7 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, авторской программы Босовой Л.Задачи курса — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить кажд...
рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д. 1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам....