Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса, по учебнику И. Г. Семакина
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Морозкина Галина Геннадьевна

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена в соответствии с Рекомендациями  по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин   Министерства образования Республики Мордовия от 2010 года,  на основе    авторской программы (автор –И.Г.Семакин),    с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.Рассчитана на 1 час  в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Рассмотрено   на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

       Утверждена руководителем                                           МБОУ «Марьяновская СОШ»
 
__________/_Кипаева Г.А./

                    /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

В  8 классе
 
 
 

Составитель:

Морозкина Галина Геннадьевна,

учитель информатики


 
 

 


1.Пояснительная записка

1.1  Цель изучения информатики.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • •        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий.

1.2   Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

  1. Место учебного предмета в учебном плане  

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования  по информатике и ИКТ
  2. Базовый учебный план   2004 г.
  3. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
  4. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.

  1. Результаты освоения курса

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции   информационных и коммуникационных технологий;
  1. уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:

создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать презентации на основе шаблонов;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов
  1. Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы,

Контрольная работа, ч.

Обобщающие уроки

Тестирование

1

Человек и информация

5

4

1

-

-

+

2

 Первое знакомство с компьютером

7

5

1

1

-

+

3

Обработка текстовой информации

10

3

5

2

-

+

4

Технология обработки графической информации

5

3

1

1

+

5

Технология мультимедиа

5

3

1

1

+

6

Повторение

3

-

-

-

3

+

 

Итого

35

18

9

5

3

 

  1. Содержание учебного предмета

3.1  Планируемые результаты изучения информатики

Наименование раздела

Планируемые результаты

знания

умения

навыки

1. Человек и информация.

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения;

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

2. Первое знакомство с компьютером.

базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;

объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; вободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры  рабочего стола;

умение готовить доклады, рефераты;

владение устной речью;

работа с учебником;

создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; ланирование собственного информационного пространства;

сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

анализ, обобщение и систематизация информации;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

3. Обработка текстовой информации.

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста;

использование справочной литературы;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

4. Технология обработки графической информации.

возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

создание и редактирование графических объектов;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

умение самостоятельно выполнять упражнения;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

действовать по инструкции, алгоритму;

5. Технология мультимедиа.

понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

владение культурой речи;

Повторение.

умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

анализ, обобщение и систематизация информации;

  1. Краткое описание содержания разделов

  1. Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

2.  Первое знакомство с компьютером

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

3. Обработка текстовой информации

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

4.  Технология обработки графической информации

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

5.  Технология мультимедиа

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

4. Календарно-тематическое планирование

Наименование тем  и разделов

Вид занятия

Количество часов

Виды самост. работы

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1. Человек и информация

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания

теоретическое

1

Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

4.09

2

Информация и знания. Восприятие информации человеком

теоретическое

1

Примеры декларативных и процедурных знаний

11.09

3

Информационные процессы

теоретическое

1

Работа с тренажёром клавиатуры

 Выполнение практического задания №1

18.09

4

Измерение информации (содержательный подход).  

теоретическое

1

Задачи на измерение информации

25/09

5

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

практическое

1

Тест «Измерение информации»

2/10

2. Первое знакомство с компьютером.

6

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. § 5-6

теоретическое

1

Поиск информации в сети Интернет

9/10

7

Устройство ПК. Характеристики основных устройств компьютера. § 7-8

теоретическое

1

Знакомство с комплектацией ПК, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2

16/10

8

Понятие программного обеспечения. Назначение операционной системы и её основные функции. § 9-10

теоретическое

1

Изучение состава операционной системы ПК

23/10

9

Тест «Устройство ПК». Файлы и файловые структуры . §11

теоретическое

1

Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3

30/10

10

Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс. §12

теоретическое

1

Программное обеспечение школьного ПК

13/11

11

  Работа с файловой структурой ОС. Тест «Файловые структуры»

Практическое

1

Просмотр файловой структуры. Имя файла

20/11

12

Контрольная работа  по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».

Контроль

1

 

27/11

3. Обработка текстовой информации.

13

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы§13

теоретическое

1

Кодирование текстов

4/12

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры § 14-15

теоретическое

1

Освоение  текстового  редактора

11/12

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры §15

практическое

1

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4

18/12

16

Текстовые редакторы и текстовые процессоры§15

Контроль

1

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5.

25/12

17

Текстовые редакторы и текстовые процессоры§15

практическое

1

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6.

15/01

18

Текстовые редакторы и текстовые процессоры §16

практическое

1

Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7

22/01

19

Дополнительные возможности текстового процессора, §16

практическое

1

Создание стилей

29/01

20

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

теоретическое

1

Выполнение итогового  практического задания №8.

5/02

21

Тест  по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» §17

практическое

1

Оформление  реферата на выбранную тему

12/02

22

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

Контроль

1

Защита реферата

19/02

4. Технология обработки графической информации

23

Компьютерная графика и области ее применения. §18

теоретическое

1

Вопр. 1-5 стр.104

26/02

24

Технические средства компьютерной графики. §19

теоретическое

1

Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

5/03

25

Кодирование изображения. §20

теоретическое

1

Задачи на кодирова

ние  изображения

12/03

26

Векторная графика. §21

практическое

1

Работа с векторным графическим редактором

19/03

27

Графические редакторы растрового типа, §22

Практичское

1

Работа с растровым графическим редактором

26/03

5. Технология мультимедиа.

28

Понятие мультимедиа. Представление звука в памяти компьютера §23, 24

теоретическое

1

Поиск информации в сети Интернет об истории звукозаписывающей техники

9/04

29

Технические средства мультимедиа,  §25

практическое

1

16/04

30

Технология мультимедиа ,  §26

теоретическое

1

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).

23/04

31

Использование гиперссылок.

теоретическое

1

Работа в сети  Интернет

30/04

32

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

контроль

1

7/05

Повторение.

33

Решение задач по теме «Измерение информации».

практическое

1

Решение задач

14/05

34

Повторение темы «Обработка информации».

практическое

1

Решение задач

21.05

35

Урок обобщения по курсу 8 класса

практическое

1

Решение задач

28.05

ИТОГО

35

  1. Материально-техническое обеспечение

5.1. Перечень оборудования

Технические средства обучения.

  • Компьютеры
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  • Сканер.
  • Локальная вычислительная сеть.
  • Мультимедиапроектор

 Программные средства.

  • Операционная система Windows ХР, Linux
  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  • Программа-архиватор WinRar.
  • Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003\2007, OpenOffise
  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

5.2. Перечень наглядных и дидактических материалов

-Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.e

 -Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

  1. Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная литература:

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатор

ия знаний. 2007. – 176 с: ил.

  1. Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  2. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.

           Интернет-сайты:

  • kpolyakov.narod.ru   - Сайт учителя информатики Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь. Сайт содержит учебно-методические материалы и программное обеспечение по школьному курсу информатики.

metod-kopilka.ru  - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики."   Организационные, методические и нормативные документы, лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word и др. прикладным программам), лекции, конспекты, дидактический материал, занимательная информатика, экзамен, проектная деятельность, презентации.

● informic.narod.ru   - "Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ  Разумова Виктора Николаевича".

infoschool.narod.ru - "Информатика в школе"  Информатика, информационные технологии, интернет-технологии, WEB-дизайн, основы теории баз данных, программирование, алгоритмизация, оффисные технологии.

klyaksa.net  - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе. Полезные советы. Методические материалы. Форум учителей. Обучение программированию. Тесты по информатике. Полезные программы. В Экзамены - билеты для 9 кл. и 11кл.

● psbatishev.narod.ru - сайт Орловского регионального компьютерного центра "Помощь образованию". На сайте размещены методические материалы для проведения занятий по информатике, учебники и тесты для самообразования.

markbook.chat.ru - Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов. (в виде 30 уроков) Устройство IBM PC, MS-DOS, Norton Commander, Windows Commander, Windows 95, Microsoft Word, Excel, Works, Интернет-технологии, программирование на QBasic, Turbo Pascal, HTML. Автор: Марк Львовский. Школа N 1126, 2001г. Москва. (пособие периодически обновляется и дополняется)

problems.ru - "Задачи по информатике" На сайте собраны упражнения и задачи, призванные помочь в освоении основ языка программирования: задачи на работу с переменными базовых типов, на использование условного оператора, циклов, массивов, процедур и функций. Также есть задачи, в которых требуется либо использовать стандартные алгоритмы и структуры данных, либо придумывать свои. Большинство задач приводится вместе с решениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа с...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс по учебнику Макаровой Н.В.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 классаПрограмма по информатике и ИКТ  составлена на основе:1)    ФГОС  2004 года.2)    Примерная программа ...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс (автор учебника Семакин И.Г.)

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений...