Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса, по учебнику И. Г. Семакина
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов и дисциплин Министерства образования Республики Мордовия от 2010 года, на основе авторской программы (автор –И.Г.Семакин), с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.Рассчитана на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса по учебнику Семакина И.Г. | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем МБОУ «Марьяновская СОШ» |
/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
В 8 классе
Составитель:
Морозкина Галина Геннадьевна,
учитель информатики
1.Пояснительная записка
1.1 Цель изучения информатики.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий.
1.2 Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
- Место учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
- Базовый учебный план 2004 г.
- Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
- Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
- Результаты освоения курса
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции информационных и коммуникационных технологий;
- уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов
- Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, | Контрольная работа, ч. | Обобщающие уроки | Тестирование | |||
1 | Человек и информация | 5 | 4 | 1 | - | - | + |
2 | Первое знакомство с компьютером | 7 | 5 | 1 | 1 | - | + |
3 | Обработка текстовой информации | 10 | 3 | 5 | 2 | - | + |
4 | Технология обработки графической информации | 5 | 3 | 1 | 1 | + | |
5 | Технология мультимедиа | 5 | 3 | 1 | 1 | + | |
6 | Повторение | 3 | - | - | - | 3 | + |
| Итого | 35 | 18 | 9 | 5 | 3 |
- Содержание учебного предмета
3.1 Планируемые результаты изучения информатики
№ | Наименование раздела | Планируемые результаты | ||
знания | умения | навыки | ||
1. Человек и информация. | назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации; | приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией; определять информационный объем текстового сообщения; | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | |
2. Первое знакомство с компьютером. | базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач; | объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; вободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры рабочего стола; | умение готовить доклады, рефераты; владение устной речью; работа с учебником; создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; ланирование собственного информационного пространства; сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать; анализ, обобщение и систематизация информации; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | |
3. Обработка текстовой информации. | понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; | нахождение информационного объема текста; кодировать и декодировать текстовые сообщения; создание и редактирование текстового документа; владение операциями редактирования и форматирования текста; | использование справочной литературы; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ; | |
4. Технология обработки графической информации. | возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; технология создания и редактирования графических объектов; | создание и редактирование графических объектов; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом; | умение самостоятельно выполнять упражнения; создание информационных объектов для оформления учебной работы; действовать по инструкции, алгоритму; | |
5. Технология мультимедиа. | понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера; режимы создания и просмотра слайдов: использование спецэффектов; способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; | настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов; изменять порядок слайдов; настраивать анимацию; применять спецэффекты; | создание информационных объектов для оформления учебной работы; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера; умение готовить доклад с использованием средств ИКТ; владение культурой речи; | |
Повторение. | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; анализ, обобщение и систематизация информации; |
- Краткое описание содержания разделов
- Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование тем и разделов | Вид занятия | Количество часов | Виды самост. работы | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1. Человек и информация | ||||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания | теоретическое | 1 | Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | 4.09 | |
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком | теоретическое | 1 | Примеры декларативных и процедурных знаний | 11.09 | |
3 | Информационные процессы | теоретическое | 1 | Работа с тренажёром клавиатуры Выполнение практического задания №1 | 18.09 | |
4 | Измерение информации (содержательный подход). | теоретическое | 1 | Задачи на измерение информации | 25/09 | |
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | практическое | 1 | Тест «Измерение информации» | 2/10 | |
2. Первое знакомство с компьютером. | ||||||
6 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. § 5-6 | теоретическое | 1 | Поиск информации в сети Интернет | 9/10 | |
7 | Устройство ПК. Характеристики основных устройств компьютера. § 7-8 | теоретическое | 1 | Знакомство с комплектацией ПК, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2 | 16/10 | |
8 | Понятие программного обеспечения. Назначение операционной системы и её основные функции. § 9-10 | теоретическое | 1 | Изучение состава операционной системы ПК | 23/10 | |
9 | Тест «Устройство ПК». Файлы и файловые структуры . §11 | теоретическое | 1 | Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3 | 30/10 | |
10 | Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс. §12 | теоретическое | 1 | Программное обеспечение школьного ПК | 13/11 | |
11 | Работа с файловой структурой ОС. Тест «Файловые структуры» | Практическое | 1 | Просмотр файловой структуры. Имя файла | 20/11 | |
12 | Контрольная работа по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». | Контроль | 1 |
| 27/11 | |
3. Обработка текстовой информации. | ||||||
13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы§13 | теоретическое | 1 | Кодирование текстов | 4/12 | |
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры § 14-15 | теоретическое | 1 | Освоение текстового редактора | 11/12 | |
15 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры §15 | практическое | 1 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4 | 18/12 | |
16 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры§15 | Контроль | 1 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5. | 25/12 | |
17 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры§15 | практическое | 1 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6. | 15/01 | |
18 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры §16 | практическое | 1 | Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7 | 22/01 | |
Дополнительные возможности текстового процессора, §16 | практическое | 1 | Создание стилей | 29/01 | ||
20 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | теоретическое | 1 | Выполнение итогового практического задания №8. | 5/02 | |
21 | Тест по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» §17 | практическое | 1 | Оформление реферата на выбранную тему | 12/02 | |
22 | Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | Контроль | 1 | Защита реферата | 19/02 | |
4. Технология обработки графической информации | ||||||
23 | Компьютерная графика и области ее применения. §18 | теоретическое | 1 | Вопр. 1-5 стр.104 | 26/02 | |
24 | Технические средства компьютерной графики. §19 | теоретическое | 1 | Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | 5/03 | |
25 | Кодирование изображения. §20 | теоретическое | 1 | Задачи на кодирова ние изображения | 12/03 | |
26 | Векторная графика. §21 | практическое | 1 | Работа с векторным графическим редактором | 19/03 | |
27 | Графические редакторы растрового типа, §22 | Практичское | 1 | Работа с растровым графическим редактором | 26/03 | |
5. Технология мультимедиа. | ||||||
28 | Понятие мультимедиа. Представление звука в памяти компьютера §23, 24 | теоретическое | 1 | Поиск информации в сети Интернет об истории звукозаписывающей техники | 9/04 | |
29 | Технические средства мультимедиа, §25 | практическое | 1 | 16/04 | ||
30 | Технология мультимедиа , §26 | теоретическое | 1 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | 23/04 | |
31 | Использование гиперссылок. | теоретическое | 1 | Работа в сети Интернет | 30/04 | |
32 | Контрольная работа «Графика и мультимедиа». | контроль | 1 | 7/05 | ||
Повторение. | ||||||
33 | Решение задач по теме «Измерение информации». | практическое | 1 | Решение задач | 14/05 | |
34 | Повторение темы «Обработка информации». | практическое | 1 | Решение задач | 21.05 | |
35 | Урок обобщения по курсу 8 класса | практическое | 1 | Решение задач | 28.05 | |
ИТОГО | 35 |
- Материально-техническое обеспечение
5.1. Перечень оборудования
Технические средства обучения.
- Компьютеры
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Локальная вычислительная сеть.
- Мультимедиапроектор
Программные средства.
- Операционная система Windows ХР, Linux
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003\2007, OpenOffise
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
5.2. Перечень наглядных и дидактических материалов
-Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.e
-Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
- Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная литература:
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатор
ия знаний. 2007. – 176 с: ил.
- Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Интернет-сайты:
- kpolyakov.narod.ru - Сайт учителя информатики Константина Полякова: Преподавание, наука и жизнь. Сайт содержит учебно-методические материалы и программное обеспечение по школьному курсу информатики.
● metod-kopilka.ru - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики." Организационные, методические и нормативные документы, лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word и др. прикладным программам), лекции, конспекты, дидактический материал, занимательная информатика, экзамен, проектная деятельность, презентации.
● informic.narod.ru - "Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича".
● infoschool.narod.ru - "Информатика в школе" Информатика, информационные технологии, интернет-технологии, WEB-дизайн, основы теории баз данных, программирование, алгоритмизация, оффисные технологии.
● klyaksa.net - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе. Полезные советы. Методические материалы. Форум учителей. Обучение программированию. Тесты по информатике. Полезные программы. В Экзамены - билеты для 9 кл. и 11кл.
● psbatishev.narod.ru - сайт Орловского регионального компьютерного центра "Помощь образованию". На сайте размещены методические материалы для проведения занятий по информатике, учебники и тесты для самообразования.
● markbook.chat.ru - Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов. (в виде 30 уроков) Устройство IBM PC, MS-DOS, Norton Commander, Windows Commander, Windows 95, Microsoft Word, Excel, Works, Интернет-технологии, программирование на QBasic, Turbo Pascal, HTML. Автор: Марк Львовский. Школа N 1126, 2001г. Москва. (пособие периодически обновляется и дополняется)
● problems.ru - "Задачи по информатике" На сайте собраны упражнения и задачи, призванные помочь в освоении основ языка программирования: задачи на работу с переменными базовых типов, на использование условного оператора, циклов, массивов, процедур и функций. Также есть задачи, в которых требуется либо использовать стандартные алгоритмы и структуры данных, либо придумывать свои. Большинство задач приводится вместе с решениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа с...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа с...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс по учебнику Макаровой Н.В.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 классаПрограмма по информатике и ИКТ составлена на основе:1) ФГОС 2004 года.2) Примерная программа ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс (автор учебника Семакин И.Г.)
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений...