Календарно-тематическое планирование для начальной школы
рабочая программа по информатике и икт по теме
2, 3, 4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_benenson_2-4_klassy.doc | 110.5 КБ |
rab_programma_goryachev.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по информатике для начальной школы
Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
- Учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач.
- Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
- Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере.
- Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:
- Информационная картина мира.
- Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Понятие информации и работа с информацией
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2-ом классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учётом её содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нём процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода – клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают её (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода – монитор, принтер).
В 3-ем классе информация рассматривается в контексте понятия объект: Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств – как динамическая информационная модель процесса.
В 3-ем и 4-ом классах обсуждаются различные способы организации информации:
- список, таблица (3-й класс);
- дерево, гипертекст (4-й класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 3-ем и 4-ом классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещённых непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В 3-ем и 4-ом классах с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается, в основном, в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся чётко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Первичное знакомство с приёмами планирования
целенаправленной деятельности человека
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе – формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приёмами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идёт в двух направлениях:
- планирование деятельности человека;
- управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и так далее). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приёмами планирования деятельности начинается во 2-ом классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
- рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
- перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
- исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
В третьем классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция – ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов школьного курса, что даёт возможность использовать учебники по всем предметам как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.
В 3-ем классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с понятиями объект, класс объекта, свойства объекта. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4-ом классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.
В 4-м классе ещё более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с предусловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников. Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов Информатика и Окружающий мир.
На этом же этапе рассматривается ещё один способ планирования сложных действий – выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При выделении в задаче основного и вспомогательного алгоритма используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся познакомились в 3-ем классе.
Первоначальные представления о компьютере.
Практические навыки работы на компьютере
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер – универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
- фундаментальные знания о компьютере,
- практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:
- представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
- название и назначение основных устройства компьютера;
- представление о двоичном кодировании информации;
- представление о программном управлении компьютером;
- представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как о машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой и информации и чёрно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-ом классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-ом классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако, предпочтительно организовать эту работу на уроках труда.
Формирование представления о программном управлении компьютера постепенно формируется во 2-ом и 3-ем классах. Во втором классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в третьем классе, основываясь на опыте, приобретенном учащимися в процессии изучения раздела «Алгоритмы и исполнители», обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.
В четвёртом классе, базируясь на опыте работы с различными программами, который школьники приобрели за время обучении информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование и ученики не имеют опыта работы за компьютером, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, при возможности, на экскурсии в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т.д.).
Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го, 3-го и 4-го классов включены гигиенические нормы работы за компьютером (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).
Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс. В третьем и четвёртом классах могут дополнительно использоваться различные графические и текстовые редакторы, клавиатурные тренажёры без навязанного ритма, калькулятор из набора стандартных приложений Windows.
Этические нормы работы с информацией, информационная
безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этических норм поведения в сети. Однако, обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы только, если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
- правила поведения в компьютерном классе (2 класс);
- правила использования коллективных носителей информации (3 и 4 классы);
- правила цитирования литературных источников (4 класс).
Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвращаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать берёжное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.
Программа
2-й класс
(34 часа)
Информационная картина мира (10 ч.)
Понятие информации.
Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.
Обработка информации
Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Чёрный ящик. Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации.
Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.
Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование чёрно-белого изображения.
Компьютер – универсальная машина
для обработки информации (10 ч.)
Фундаментальные знания о компьютере:
Представление о компьютере, как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жёсткий, лазерный диски).
Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.
Гигиенические нормы работы за компьютером.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)[1]
Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола , закрытие программы.
Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.
Алгоритмы и исполнители (11 ч.)
Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма.
Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителя (при наличии компьютера).
Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.
Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.
Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, … то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».
Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.
Объекты и их свойства (2 ч.)
Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета.
Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности.
Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.
Этические нормы при работе с информацией
и информационная безопасность(1 ч.)
Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.
Требования к подготовке учеников
на конец первого года изучения информатике (конец 2-го класса)
Учащиеся должны иметь представление:
- о понятии «информация»;
- о многообразии источников информации;
- о том, как человек воспринимает информацию;
- о компьютере, как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
- о назначении основных устройств компьютера;
- о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа – набор таких правил;
- об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;
- об истинных и ложных высказываниях;
- о двоичном кодировании текстовой информации и чёрно-белых изображений.
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в компьютерном классе;
- называния и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры источников информации;
- приводить примеры работы с информацией;
- приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
- приводить примеры полезной и бесполезной информации;
- запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
- выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
- пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования).;
- составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
- определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка.
Программа
3-й класс
(34 часа)
Информационная картина мира (9 ч.)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации, в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединённых ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т.д.) вручную и с помощью компьютера.
Компьютер – универсальная машина
для обработки информации (3 ч.)
Фундаментальные знания о компьютере:
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа – алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение).
Гигиенические нормы работы за компьютером.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)[2]
Использование метода Drag-and-Drop.
Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.
Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе, заглавных букв, знаков препинания, цифр).
Алгоритмы и исполнители (11 ч.)
Линейные алгоритмы с переменными.
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.
Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации..
Создание укрупнённых алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупнённого алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (10 ч.)
Объекты.
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информацией
и информационная безопасность(1 ч.)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт диски, дискеты, жёсткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Требования к подготовке учеников
на конец второго года изучения информатики (конец 3-го класса)
Учащиеся должны иметь представление:
- об организации информации в виде списка и таблицы;
- о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
- о программе как о наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
- о переменной, её имени и значении, о присваивании переменной значения;
- о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
- об объектах и их свойствах;
- об имени и значении свойства;
- о классах объектов.
Учащиеся должны знать:
- правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
Учащиеся должны уметь:
- фиксировать собранную информацию в виде списка;
- упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
- находить нужную информацию в таблице;
- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
- находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
- составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
- с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
- приводить примеры объектов и их свойств;
- находить и конструировать объект с заданными свойствами;
- выделять свойства, общие для различных объектов;
- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
- определять истинность сложных высказываний;
- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Программа
4-й класс
(34 часа)
Информационная картина мира (11 ч.)
Виды информации
Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.
Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).
Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путём наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем. Ценность информации для решения поставленной задачи.
Способы организации информации
Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов). Дерево решений. Запись дерева решений простых игр.
Компьютер – универсальная машина
для обработки информации (7 ч.)
Фундаментальные знания о компьютере:
Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации и области их применения. Компьютеры и общество.
Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта на мониторе в символьном и графическом режиме.
Гигиенические нормы работы за компьютером.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)[3]
Запуск программ из меню «Пуск».
Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.
Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).
Алгоритмы и исполнители (8 ч.)
Циклический алгоритм
Циклические процессы в природе и в деятельности человека.
Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания во возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.
Вспомогательный алгоритм
Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.
Объекты и их свойства (7 ч.)
Изменение значения свойств объекта
Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса.
Действия, изменяющие значения свойства объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.
Этические нормы при работе с информацией
и информационная безопасность(1 ч.)
Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.
Правила цитирования литературных источников.
Требования к подготовке учеников на конец третьего года изучения информатики (конец 4-го класса)
Учащиеся должны иметь представление:
- о достоверности информации;
- о ценности информации для решения поставленной задачи;
- о направлениях использования компьютеров;
- о понятии «дерево» и его структуре;
- о понятии «файл» (при наличии оборудования);
- о структуре файлового дерева (при наличии оборудования);
- о циклическом повторении действий;
- о действии как атрибуте класса объектов;
- о системе координат, связанной с монитором.
Учащиеся должны знать:
- правила цитирования литературных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
- находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
- создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
- запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
- записать файл в личную папку с незначительной помощью учителя (при наличии оборудования);
- приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;
- использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
- составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;
- приводить примеры действий объектов указанного класса.
[1] Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса.
[2] Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса..
[3] Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы зам.директора по УВР на заседании МО
_______________ __________________ протокол №___ от_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика
2 класс
Количество часов:
В неделю – 1 час
За год – 34 часов
Контрольные работы – 4
- А.В. Горячева «Программа по информатике и КП,1-4 начальной общеобразовательной школы» («Школа 2100»)
- Учебник:А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 2 кл. М. Баласс 2002
- А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 2 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2003
2012/2013 учебный год
Календарно-тематическое планирование 2 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
1 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
1/1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Признаки предметов. | Задание 8 в тетради. | |
2/1 | Описание предметов | Задание 18 в тетради. Нарисовать рисунки, на которых изображено что- то неправильно. | |
3/1 | Состав предметов | Задание 25 в тетради. | |
4/1 | Действия предметов | Задание 34;38* в тетради. | |
5/1 | Симметрия | Нарисовать домик, симметричный относительно вертикальной оси, на отдельном листочке. Задание 49 в тетради. | |
6/1 | Координатная сетка | Задание 59;57*;58* в тетради. | |
7/1 | Контрольная работа | 1. Вырезать и принести в класс любые фигуры, имеющие оси симметрии. 2. Получить аналогичным способом фигуры с большим количеством осей симметрии. | |
8/1 | Анализ контрольной работы. Заключительное повторение. |
2 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
9/1 | Действия предметов | Задание 9 в тетради | |
10/1 | Обратные действия | Задание 18 в тетради. | |
11/1 | Последовательность событий | Задание 28. | |
12/1 | Алгоритм | Задание 38 | |
13/1 | Ветвление | Задание 48(б) в тетради доделать | |
14/1 | Контрольная работа | ||
15/1 | Анализ контрольной работы. Анализ контрольной работы |
3 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
16/1 | Множество. Элементы множества | Задание 7,10 в тетради | |
17/1 | Способы задания множеств | Задание 17,20 в тетради | |
18/1 | Сравнение множеств | Задание 27 в тетради Задание 30 в тетради | |
19/1 | Отображение множеств | Задание 35,37,40 в тетради | |
20/1 | Кодирование | Задание 45,46 в тетради | |
21/1 | Вложенность множеств | Задание 58,60 в тетради | |
22/1 | Пересечение множеств | Задание 70 в тетради | |
23/1 | Объединение множеств | Задание 79 в тетради | |
24/1 | Контрольная работа | ||
25/1 | Анализ контрольной работы | Задание 88 в тетради | |
26/1 | Заключительное повторение |
4 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
27/1 | Понятие «Истинна» и «Ложь» | Задание 12 в тетради | |
28/1 | Отрицание | Задание 24,25 в тетради | |
29/1 | Логические операции «И», «ИЛИ» | Задание 36 в тетради | |
30/1 | Графы | Задание 47 в тетради | |
31/1 | Комбинаторика | Задание 58 в тетради | |
32/1 | Контрольная работа | ||
33/1 | Анализ контрольной работы | Задание 67 в тетради | |
34/1 | Заключительное повторение |
* - задания повышенной трудности, выполняются по желанию ученика
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы зам.директора по УВР на заседании МО
_______________ __________________ протокол №___ от_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика
3 класс
Количество часов:
В неделю – 1 час
За год – 34 часов
Контрольные работы – 4
- А.В. Горячева «Программа по информатике и КП,1-4 начальной общеобразовательной школы» («Школа 2100»)
- Учебник:А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 2 кл. М. Баласс 2002
- А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 2 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2003
2012/2013 учебный год
Календарно-тематическое планирование 3 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
1четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
1/1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Что такое Алгоритм? | Составить алгоритм “Возьми банан” Зад.4 в учебнике | |
2/1 | Схема алгоритма | Зад.9(3,4); 10(3); 8* в учебнике | |
3/1 | Алгоритмы с ветвлением | Зад.13;15 в учебнике | |
4/1 | Цикл в алгоритме | Зад.18, Сравнить алгоритм. Обвести команды, которые выполняются несколько раз. | |
5/1 | Смешанный алгоритм (Алгоритмы с ветвлениями и циклами) | Зад.22 в учебнике. | |
6/1 | Алгоритмы. (Закрепление пройденного материала; урок путешествие) | Зад.22 в учебнике. Сравнить алгоритмы. | |
7/1 | Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе. | Зад.26; Придумать вопросы, на которые можно ответить “Да”, ”Нет” и требующие полного ответа. | |
8/1 | Алгоритмы. Контрольная работа. | Нарисовать алгоритм в картинках. | |
9/1 | Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний. |
2 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
10/1 | Состав и действия объектов | Зад.5. Составить чайнворд | |
11/1 | Группа объектов. Общее название | Зад.12. Заполнить самостоятельно последние столбики, придумав любое название класса. Зад.14. Решить кроссворд Зад.17. Расселить зверей по клеткам. | |
12/1 | Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. | Зад.18. Вписать в таблицы 2-3 общих свойства. Зад.20, 21. Заполнить таблицы Зад.23. Заполнить таблицу. | |
13/1 | Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов. | Зад.27.Назвать собственным именем чашки Зад.31. Найти общее имя и общие признаки; собственное имя, отличительные признаки | |
14/1 | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов, закрепление пройденного материала. | Зад.39. Заполнить таблицы общих и отличительных признаков. Зад.40. Заполнить таблицу описания объектов | |
15/1 | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объек- тов, подготовка к контрольной раб. | Зад.37,40. Заполнить таблицу | |
16/1 | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа | Зад.42. Заполнить кроссворд. Зад.44. Заполнить таблицу | |
17/1 | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объек- тов. Обобщение и систематизация знаний. | Зад.45 |
3 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
18/1 | Множество. Число элементов множества. | Зад.2,7,8 Вписать в таб. названия множеств, отметить количество элементов. | |
19/1 | Логические операции. Пересечение множеств. | Зад.12 | |
20/1 | Логические операции. Пересечение множеств. | Зад.16, 17. Соединить каждый рисунок с парой множеств. | |
21/1 | Истинность высказывания. Отрицание. | Зад.22. Придумать 5 высказываний к игре | |
22/1 | Истинность составного высказывания. | Зад.26. | |
23/1 | Граф. Построение графов. | Зад.29. Придумать историю и пустой граф, на отдельном листке | |
24/1 | Ориентированный граф. | Зад.34, 35 | |
25/1 | Множество, отношения на множестве, логические операции. Графы. Закрепление материала. | Зад.34, 35 | |
26/1 | Подготовка к контрольной работе | Зад.40, 42 | |
27/1 | Контрольная работа | ||
28/1 | Обобщение пройденного материала. Работа над ошибками. | Составить 2 рассказа и графы к ним. Первый граф должен быть ориентированный, второй нет. |
4 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
29/1 | Аналогия | Зад.1 | |
30/1 | Закономерность | Зад.7-8, Зад 13 и 15 | |
31/1 | Аналогичная закономерность | Зад.20,21,22 | |
32/1 | Аналогичная закономерность | Зад.28-33 | |
33/1 | Выигрышная стратегия | Зад. 38-42 | |
34/1 | Контрольная работа |
* - задания повышенной трудности, выполняются по желанию ученика
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор школы зам.директора по УВР на заседании МО
_______________ __________________ протокол №___ от_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика
4 класс
Количество часов:
В неделю – 1 час
За год – 34 часов
Контрольные работы – 4
- А.В. Горячева «Программа по информатике и КП,1-4 начальной общеобразовательной школы» («Школа 2100»)
- Учебник:А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 2 кл. М. Баласс 2002
- А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 2 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2003
2012/2013 учебный год
Календарно-тематическое планирование 4 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
1четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
1/1 | Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете ИВТ. | ||
2/1 | Повторение пройденного в 3 классе. Понятие Алгоритма. Формы записи алгоритмов. Составление алгоритма. | Зад.4 в учебнике | |
3/1 | Вложенные алгоритмы. | Зад.9; 10 в учебнике | |
4/1 | Вложенные алгоритмы. | Зад.13;14 в учебнике | |
5/1 | Алгоритмы с параметрами | Зад.21 | |
6/1 | Алгоритмы с параметрами | Зад.25 в учебнике. | |
7/1 | Циклы: повторение указанное число раз до выполнения заданного условия или для перечисленных параметров. | Зад.30 в учебнике. | |
8/1 | Контрольная работа | Зад.33 в учебнике. | |
9/1 | Обобщение пройденного материала. Составление смешанных алгоритмов. | Зад.37 в учебнике. |
2 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
10/1 | Общие названия и отдельные объекты. | Зад.3,4 | |
11/1 | Разные объекты с общим названием. | Зад.9 | |
12/1 | Разные общие названия одного отдельного объекта. | Зад.11,15 | |
13/1 | Состав и действия объектов с одним общим названием. | Зад.18,19 | |
14/1 | Отличительные признаки. | Зад 20 | |
15/1 | Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. | ||
16/1 | Контрольное тестирование. | ||
17/1 | Имена объектов. Обобщение пройденного материала. |
3 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
18/1 | Высказывания со словами «все» | Зад.6 | |
19/1 | Высказывания со словами «не все», | Зад. 9 | |
20/1 | Высказывания со словами «никакие». | Зад.12,13 | |
21/1 | Отношения между множествами - объединение | Зад.16-17 | |
22/1 | Отношения между множествами - пересечение, | Зад.19 | |
23/1 | Отношения между множествами - вложение. | Зад.20 | |
24/1 | Графы и их табличное описание. | Зад. 22 | |
25/1 | Пути в графах | ||
26/1 | Деревья. | ||
27/1 | Контрольное тестирование. | ||
28/1 | Обобщение пройденного материала. |
4 четверть
№ урока | Дата План/факт | Тема урока | Домашнее задание |
29/1 | Составные части объектов | Зад. 2,5 | |
30/1 | Действия объектов | Зад.8,9 | |
31/1 | Признаки объектов | Зад. 10,12,13 | |
32/1 | Объекты, выполняющие обратные действия | Зад.15,16,19 | |
33/1 | Подготовка и проведение контрольной работы | Зад.20 | |
34/1 | Повторение |
* - задания повышенной трудности, выполняются по желанию ученика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование в начальной школе( 2 класс)
Тематическое планирование во 2-х классах, ( 2 часа в неделю), с почасовой сеткой...
Тематическое планирование в начальной школе( 4 класс)-3 часа
Тематическок планирование в 4-х кл.( 3 часа в неделю)...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое планирование в начальной школе по музыке
материал содержит каленарно-тем. планирование по программе Школяр....