Прграмма по информатике 8 класс к учебнику Угринович.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_novaya_programma.doc | 146.5 КБ |
rabochaya_programma_dlya_9_klassa_2013-2014_uch.g.doc | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Талдома
Утверждаю Директор МОУ СОШ № 3 г. Талдома: ___________ Л.А. Чернышова Приказ № ____ от 01.09.2013 г. |
Рабочая программа по Информатики и ИКТ
базовый уровень
8 А,8 Б классы
Составитель: Нуриева Инна Александровна
учитель информатики и ИКТ
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по авторской программе – 35ч.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows или Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких уроков.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
5 класс | ||||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 7 | 2 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 5 | 2 |
3 | Коммуникационные технологии | 15 | 8 | 7 |
Итоговое повторение | 4 | 4 | - | |
Итого: | 35 | 24 | 11 |
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 9 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
В результате изучения раздела обучающиеся должны
знать/понимать
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
- проверять свойства объектов;
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
В результате изучения раздела обучающиеся должны
знать/понимать
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- пользоваться персональным компьютером
- выполнять и строить простые алгоритмы
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).
3. Коммуникационные технологии – 15 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
В результате изучения раздела обучающиеся должны
уметь
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
- в базах данных,
- в компьютерных сетях,
- в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках),
- при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания личных коллекций информационных объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- организации индивидуального информационного пространства,
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
4. Итоговое повторение 4 ч
Формы и средства контроля
Тематический контроль
№ | Тематика | Вид |
1 | Информация и информационные процессы | Контрольная работа, вводный контроль |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | контрольная работа |
3 | Коммуникационные технологии | контрольная работа |
4 | Итоговое повторение | контрольная работа |
Практические работы
В учебнике 8 класса Угринович Н.Д. представлены тексты практических работ.
Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ в 8 классе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
· Операционная система – Windows XP, Linux.
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
· Антивирусная программа.
· Программа-архиватор.
· Клавиатурный тренажер.
· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
· Простая система управления базами данных.
· Простая геоинформационная система.
· Система автоматизированного проектирования.
· Система оптического распознавания текста.
· Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
· Система программирования.
· Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
· Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
· Простой редактор Wеb-страниц.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике и ИКТ
Класс 8а,б
Учитель Нуриева Инна Александровна
Количество часов:
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4.
Практических работ 15.
Планирование составлено на основе авторской программы Н. Д. Угриновича.
Учебник Информатика. Базовый курс: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Дополнительная литература
Для учителя
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Угриновича Н. Д. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/)
- Операционная система Windows XP
- Пакет офисных приложений MS Office 2007
Для ученика
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
(1 ч. в неделю, 35 ч. в год)
№ урока | № по теме | Тема урока | Д/з | Комп. практикум | Дата | |
Информация и информационные процессы-9 ч. | ||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация, информационные объекты различных видов. | 1.1.1 | |||
2 | 2 | Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. | 1.1.2 | |||
3 | 3 | Человек и информация. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. | 1.1.3 1.1.4 | |||
4 | 4 | Знаковые системы. | 1.2.1 1.2.2 | |||
5 | 5 | Кодирование информации. Повторение материала. | 1.2.3 | |||
6 | 6 | Вводный контроль |
| |||
7 | 7 | Количество информации. Единицы измерения информации. | 1.3.1 1.3.2 | П/р № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора». | ||
8 | 8 | Алфавитный подход к определению количества информации. | 1.3.3 | П/р № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры» | ||
9 | 9 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | ||||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 ч. | ||||||
10 | 1 | Основные компоненты компьютера и их функции. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. | 2.1 | |||
11 | 2 | Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. | 2.2.2- 2.2.5 | |||
12 | 3 | Файлы. Файловая система. Работа с файлами и дисками. | 2.3.1- | П/р № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». П/р № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет». | ||
13 | 4 | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение общего назначения. Операционная система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. | 2.4 2.4.1, 2.5,2.6 | П/р № 5 «Определение разрешающей способности мыши». | ||
14 | 5 | Программное обеспечение, его структура. Представление о программировании. | 2.4.2 | П/р № 6 «Установка даты и времени». | ||
15 | 6 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных | 2.7, 2.8 | П/р № 7 «Защита от компьютерных вирусов: обнаружение и лечение». | ||
16 | 7 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.» | ||||
Коммуникационные технологии – 15ч. | ||||||
17 | 1 | Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. | 3.1 | |||
18 | 2 | Локальные компьютерные сети. | 3.2 | П/р № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». | ||
19 | 3 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. | 3.3 3.3.1 | П/р № 9 «Подключение к Интернету». | ||
20 | 4 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. | 3.3.2 3.3.3 | П/р № 10 «География Интернета». | ||
21 | 5 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них. | 3.4 3.4.1 | П/р № 11 «Путешествие по Всемирной паутине». | ||
22 | 6 | Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. | 3.4.2 | П/р № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | ||
23 | 7 | Файловые архивы. | 3.4.3 | П/р № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | ||
24 | 8 | Поиск информации в Интернете. | 3.5 | П/р № 14 «Поиск информации в Интернете». | ||
Электронная коммерция в Интернете. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференции, чад. | 3.6, 3.4.4 | |||||
25 | 9 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | 3.7.1 3.7.2 | |||
26 | 10 | Форматирование текста на Web-странице. | 3.7.3 | |||
27 | 11 | Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы. | 3.7.4 3.7.5 | |||
28 | 12 | Списки и интерактивные формы на Web-страницах | 3.7.6 3.7.7 | |||
29 | 13 | Применение теоретических знаний при выполнении практической работы (создание проекта) |
| П/р № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | ||
30 | 14 | Защита проекта | ||||
31 | 15 | Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии». | ||||
Итоговое повторение – 4ч. | ||||||
32 | 1 | Повторение материала по теме информация. |
| |||
33 | 2 | Повторение материала. Аппаратное и программное обеспечение ПК. |
| |||
34 | 3 | Повторение материала. Компьютерные сети. | ||||
35 | 4 | Контрольная работа№4 |
Согласовано: руководитель ШМО ________________ Протокол № 1 от 29.08.2013г. |
Согласовано Зам. директора по УВР ______________ В.А. Зуева 29.08. 2013 г. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...
Рабочая программа по информатике 8-9 классы к учебнику Угринович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе Рабочая программа составлена на основе :учебного плана муниципального бюджетного образовательного у...
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса по учебнику Угриновича Н.Д.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику предмета, цели изучения предмета, требования к уровню подготовки учащихся, тематический и календарно-тематический планы....
рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д. 1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Угриновича (базовый курс)
В документе содержится рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс...