рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа (информатика и икт) на тему
рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д. 1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.38 КБ |
![]() | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Информатика- 8 класс» по учебнику Н.Д.Угринович.
Составитель учитель математики и информатики Киселева И.В.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В практике используются три формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум;
- тестирование.
Содержание учебного курса
Глава 1. Информация и информационные процессы
1.1. Информация в природе, обществе и технике
1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе
1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе
1.1.3. Человек: информация и информационные процессы
1.1.4. Информация и информационные процессы в технике
1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем
1.2.1. Знаки: форма и значение
1.2.2. Знаковые системы
1.2.3. Кодирование информации
1.3. Количество информации
1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
1.3.2. Определение количества информации
1.3.3. Алфавитный подход к определению количества информации
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации
2.1. Программная обработка данных на компьютере
2.2. Устройство компьютера
2.2.1. Процессор и системная плата
2.2.2. Устройства ввода информации
2.2.3. Устройства вывода информации
2.2.4. Оперативная память
2.2.5. Долговременная память
2.3. Файлы и файловая система
2.3.1. Файл
2.3.2. Файловая система
2.3.3. Работа с файлами и дисками
2.4. Программное обеспечение компьютера
2.4.1. Операционная система
2.4.2. Прикладное программное обеспечение
2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений
2.6. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
2.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
2.8. Правовая охрана программ и данных. Защита информации
2.8.1. Правовая охрана информации
2.8.2. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
2.8.3. Защита информации
Глава 3. Коммуникационные технологии
3.1. Передача информации
3.2. Локальные компьютерные сети
3.3. Глобальная компьютерная сеть Интернет
3.3.1. Состав Интернета
3.3.2. Адресация в Интернете
3.3.3. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
3.4. Информационные ресурсы Интернета
3.4.1. Всемирная паутина
3.4.2. Электронная почта
3.4.3. Файловые архивы
3.4.4. Общение в Интернете
3.4.5. Мобильный Интернет
3.4.6. Звук и видео в Интернете
3.5. Поиск информации в Интернете
3.6. Электронная коммерция в Интернете
3.7. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML
3.7.1. Web-страницы и Web-сайты
3.7.2. Структура Web-страницы
3.7.3. Форматирование текста на Web-странице
3.7.4. Вставка изображений в Web-страницы
3.7.5. Гиперссылки на Web-страницах
3.7.6. Списки на Web-страницах
3.7.7. Интерактивные формы на Web-страницах
Учебно – тематический план
Тема | Кол-во часов | Количество практических работ | Количество контрольных |
Информация и информационные процессы | 9 | 2 | 1 |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 11 | 5 | 1 |
Глава 3. Коммуникационные технологии | 13 | 8 | 1 |
Повторение | 1 | ||
Итого | 34 | 15 | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
- Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г
- Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
- Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М.: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
- Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Угринович Н. Д. – 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.: ил
- Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
- Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.:БИНОМ. лаборатория знаний, 2005. – 303 с.:ил.
- Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н. Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 класс. « и А.Г. Гейна, А. и. Сенокосова., Н. А. Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М. В. Кошелев. -2-е изд.,стереотип. – М.: Издательство «»Экзамен», 2009. – 222, с.( Серия «Учебно-методический комплект»)
- методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
- Практикум по информационным технологиям/ Н. Д.Угринович , Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 394 с.:ил.
- Преподавание курса «информатики и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – 3-е изд.. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 182 с: ил..
- Соколова О. Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. – 400 с
- Шелепаева А. Х Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие : 8-9 классы – М.:ВАКО, 2005. -2888 с.
Список литературы
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
- Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие / Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.: ил.
- Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
Негосударственное образовательное учреждение Общеобразовательная средняя школа «Разум-Л»
Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________=Рябенко Л.Ю.= «_____» _____________ 2013г. |
Календарно-тематический план работы преподавателя
математики и информатики Киселевой Ирины Викторовны
2013 – 2014 учебный год
Наименование предмета - информатика
Класс - 8
Общее количество часов на предмет по учебному плану – 34 часов
В том числе:
Обучающее – развивающих | 16 |
Контрольных уроков | 3 |
Практических работ | 15 |
Итого | 34 |
Календарно-тематический план по информатике 1 час в неделю.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требование к уровню содержания | Вид контроля | Д/з | Дата | |
по плану | фактически | ||||||||
1 триместр (1ч.неделю * 10 недель 2 дня = 10ч.) 1н.-11н. | |||||||||
Информация и информационные процессы, 9ч | |||||||||
1 | Информация. Информатика | 1 | Ознакомительный | Информация. Информационный процесс. Информатика. Компьютер | Иметь представление о предмете изучения. Приводить примеры использования информации человеком | Беседа | § 1.1.1 | 1н | |
Техника безопасности | Актуализация знаний | Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена | Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером | Зачет, подпись в журнале по ТБ | |||||
2 | Информация в живой и в неживой природе | 1 | Объяснение нового материала | Информационные процессы, свойства информации | Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации | Опрос | § 1.1.2, 1.1.3 | 2н | |
Правила набора текста | Практическая работа | Прописная/строчная буква. Красная строка. Абзац | Знать правила набора текста. Уметь вводить прописные и строчные символы русского алфавита, различные значки. Уметь исправлять допущенную ошибку | Практическая работа | |||||
3 | Информационные процессы в технике | 1 | Повторение Объяснение нового материала | Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами | Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах | Опрос | § 1.1.4, Стр. 126. | 3н | |
Правила набора текста «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Практическая работа № 1.2 | Применять правила набора текста | Практическая работа | ||||||
4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем | 1 | Повторение. Объяснение нового материала | Знаки (иконические знаки, символы), сигналы | Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации | Беседа | § 1.2.1 | 4н | |
Работа с фрагментами | Практическая работа | Фрагмент. Выделение фрагмента. Буфер обмена. Копирование. Перемещение | Иметь представление о различных способах выделение фрагментов. Уметь выделять, копировать и перемещать фрагменты текста | Практическая работа | |||||
5 | Знаковые системы | 1 | Повторение. Объяснение нового материала | Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит. | Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы | Опрос | § 1.2.2 | 5н | |
Работа с фрагментами | Проверочная практическая работа | Применять на практике навыки копирования, перемещения и удаления фрагмента | Практическая работа | ||||||
Каникулы 6н | |||||||||
6 | Кодирование информации | 1 | Повторение. Объяснение нового материала | Кодирование, длина кода, код | Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Уметь определять длину кода | § 1.2.3 | 7н | ||
Работа с фрагментами | Практическая работа | Применять навыки копирование фрагмента при наборе длинных текстов | Практическая работа | ||||||
7 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения информации. | 1 | Объяснение нового материала. Решение задач | Количество информации, | Приведите примеры информационных сообщений, уменьшающих неопределенность знаний. Уметь переводить одни единицы измерения информации в другие. | Опрос. Решение задач | § 1.3.1 | 8н | |
«Перевод единиц измерения количества информации» | Практическая работа № 1.1. | Практическая работа | |||||||
8 | Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации | 1 | Повторение. Объяснение нового материала Решение задач. | Алфавит. Мощность алфавита | Понимать суть алфавитного подхода. Вычислять информационную емкость одного знака алфавита. Вычислять информационный объем сообщения, записанного знаками какого-нибудь алфавита. | Решение задач | § 1.3.2, № 1.5, 1.6, 1.7 (письменно§ 1.3.3, № 1.8, 1.9, 1.10) | 9н | |
9 | Контрольная работа № 1 «Количество информации». | 1 | тестирование | тест | 10н | ||||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации, 11ч | |||||||||
10 | Компьютер – универсальное устройство обработки информации. Устройство компьютера | 1 | Объяснение нового материала | Данные. Программа. Процессор. Устройства ввода. Устройства вывода. Оперативная память. Долговременная память | Называть функции компьютера при работе с информацией. Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функции | Опрос | § 2.1, § 2.2, | 11н | |
Каникулы 12н | |||||||||
2 триместр (1ч.*11н.4 дня.=12ч) 12н - 25н | |||||||||
11 | Процессор и системная плата | 1 | Повторение. Объяснение нового материала | Процессор. Тактовая частота. Разрядность. Разъмы. | Знать функции процессора. Называть основные характеристики процессора, влияющие на его производительность | тест | § 2.2.1 § 3.5.3 | 13н | |
Практическая работа | Прайс-лист на процессоры и на системные платы | Определение характеристик процессора по прайс-листу. | Практическая работа | ||||||
12 | Устройства ввода информации. Устройства вывода информации | 1 | Повторение. Изучение нового материала | Устройства ввода Устройства вывода,, растр, пиксель, разрешающая способность | Понимать назначение устройств ввода, вывода информации в составе компьютера. Приводить примеры устройств ввода и вывода информации | Опрос | § 2.2.2, оформить таблицу § 2.2.3, оформить схему | 14н | |
Установка разрешающей способности монитора Определение разрешающей способности мыши». | Практическая работа № 2.3. | Уметь изменять разрешающую способность монитора, мыши.. Понимать зависимость между разрешающей способностью монитора и качеством изображения | Практическая работа | ||||||
13 | Внутренняя память компьютера Долговременная память | 1 | Повторение. Объяснение нового материала | Внутренняя память, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) Долговременная память, носитель | Понимать назначение внутренней памяти компьютера | Опрос | § 2.2.4 Стр. 133 | 15н | |
«Форматирование дискеты». | Практическая работа № 2.2. | Компьютерный практикум | |||||||
14 | Файловая система | 1 | Объяснение нового материала | Файл, имя файла, расширение, Таблица размещения файлов, форматирование (быстрое, полное), файловая система (Одноуровневая, многоуровневая), путь к файлу, полное имя файла | Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Уметь определять тип файла по расширению Понимать назначение операции форматирования. Знать виды файловых систем. Называть основные элементы файловой системы | Опрос | § 2.3.2 | 16н | |
Поиск файлов | Практическая работа | Поиск файлов и папок | Уметь пользоваться системой поиска Windows. Знать назначение символов «*» и «?» в шаблонах имен файлов | ||||||
15 | Работа с файлами и дисками. | 1 | Повторение. Объяснение нового материала | Копирование, перемещение, удаление, переименование, архивация, дефрагментация | Называть операции, которые можно выполнять над файлами. Понимать суть операций архивирования/разархивирования файлов, дефрагментация диска | Опрос | § 2.3.3, | 17н | |
«Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | Практическая работа № 2.1 | Уметь выполнять операции над файлами при помощи файлового менеджера | Компьютерный практикум | Стр. 130 | |||||
Каникулы 18н | |||||||||
16 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система | 1 | Объяснение нового материала | Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа. Система программирования | Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Называть группы программ. Понимать функции операционных систем | Опрос | § 2.4 Стр. 58-62 | 19н | |
Правовая охрана программ и данных. | Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы | Понимать правовые нормы, действующие на рынке программного обеспечения | Опрос | § 2.8.1, 2.8.2 Стр. 72-75 | |||||
17 | Графический интерфейс операционных систем и приложений | 1 | Объяснение нового материала. Практическая работа | Интерфейс. Графический интерфейс. Управляющие элементы | Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса | Опрос | § 2.5-2.6 Стр. 63-69 | 20н | |
«Установка даты и времени». | Практическая работа 2.4. | Компьютерный практикум | Стр. 137 | ||||||
18 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации. | 1 | Объяснение нового материала. | Вирусы, виды вирусов. Антивирусные программы. Профилактика. Проверка носителя | Осознавать возможность заражения компьютера вирусами. Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики – защиты от вирусов | Опрос | § 2.7 Стр. 69-72 § 2.8.3 Стр.76-78 | 21н | |
Защита от вирусов: обнаружение и лечение | Практическая работа № 2.5. | Уметь пользоваться антивирусными программами для проверки носителя информации | Демонстрация | Стр. 140 | |||||
19 | Контрольная работа № 2. «Устройство компьютера». | 1 | Урок контроля | тест | § 2.8. Стр. 72-78 | 22н | |||
Коммуникационные технологии, 13 ч | |||||||||
20 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. | 1 | Объяснение нового материала. | Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети. | Называть основную характеристику канала передачи информации – пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их различие. | Решение задач | § 3.1. Стр. 80-81 | 23н | |
«Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» | Практическая работа № 3.1. | Совместное использование оборудования. | Практическая работа | § 3.2 Стр. 81-84 | |||||
21 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. | 1 | Объяснение нового материала. | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Протокол передачи данных, маршрутизация. | Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые мена верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных. | Региональная сеть, корпоративная сеть. | § 3.3 Стр. 84-94 | 24н | |
«Подключение к Интернету». «География» Интернета». | Практическая работа № 3.2 Практическая работа № 3.3.. | Практическая работа | Стр. 144 Стр. 149 | ||||||
22 | Всемирная паутина. Электронная почта. «Путешествие во всемирной паутине». «Работа с электронной Web-почтой». | 1 | Практическая работа № 3.4. Практическая работа № 3.5. | Адрес электронной почты | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет. | § 3.4 Стр. 94-100 Стр. 151 Стр. 155 | 25н | ||
Каникулы 26н | |||||||||
3 триместр ( 1ч. нед.*12нед. = 12ч.) 27н.-39н. | |||||||||
23 | Файловые архивы. | 1 | Объяснение нового материала. | Файловые архивы. | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет. | Опрос | § 3.4 Стр. 100-102 | 27н | |
«Загрузка файлов из Интернета». | Практическая работа № 3.6. | Стр. 158 | |||||||
24 | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 | Объяснение нового материала. | Иметь представление об информационных ресурсах, представленных в сет Интернет. | Опрос | § 3.4 Стр. 102-106 | 28н | ||
25 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. | 1 | Повторение. Объяснение нового материала. | Поисковая система, ключевые слова. Интернет-магазин. | Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет. | § 3.5 Стр. 107–110 | 29н | ||
«Поиск информации в Интернете». | Практическая работа № 3.7. | Стр. 161 | |||||||
26 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. | 1 | Объяснение нового материала. | Всемирная паутина, технология WWW, Браузер, гиперссылка | Понимать назначение технологии WWW и способы доступа в Web-ресурсам сети Интернет | HTML, публикация Web-сайта | § 3.7 Стр. 113 -117 | 30н | |
27 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | 1 | Обсуждение практической работы, объяснение нового материала | Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст. Гиперссылка, указатель ссылки, адрес. | Уметь оформлять Web-страницу, размещая на ней изображение. Уметь связывать несколько Web-страниц с помощью гиперссылок. | Практическая работа | § 3.7.4, 3.7.5 Стр. 117-119 | 31н | |
Каникулы 32н. | |||||||||
28 | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 | Повторение. Объяснение нового материала. | Бегущая строка | Использование интерактивных форм на Web-страницах. | Опрос | § 3.7.6, 3.7.7 Стр. 119-123 | 33н | |
29-30 | «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 2 | Практическая работа № 3.8. | Разработка собственного сайта | Зачет. Практическая работа | Стр. 165 | 34-35н | ||
31 | Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии» | 1 | Урок контроля | тест | 36н | ||||
32 | Повторение | 3 | 37-39н |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Информатика- 9 класс» по учебнику Н.Д.Угринович.
Составитель учитель математики и информатики Киселева И.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике,
- примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
- базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год,
- авторской программы Угриновича Н.Д.
- кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу Информатика и ИКТ» включает:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (34 часа в год), в 9 классе 2 часа в неделю (68 часа в год).
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
К уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования:
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в базе данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или устного экзамена.
Содержание тем учебного курса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Хранение, поиск и обработка информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Учебно – тематический план
Тема | Кол-во часов | Количество практических работ | Количество Контрольных |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 14 | 6 | 1 |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 16 | 4 | 1 |
Моделирование и формализация | 9 | 2 | 1 |
Хранение, поиск и обработка информации | 6 | 3 | 1 |
Коммуникационные технологии | 12 | 6 | 1 |
Информатизация общества | 3 | ||
Повторение | 6 | 1 | |
Итого | 66 | 21 | 6 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников передачи;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию; пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи данных;
- создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать в базе данных записи; создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;
- проведения компьютерного эксперимента с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
- Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009 г.
- А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. Волгоград: Учитель, 2006 г.
- А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. М.: Вако, 2006 г.
- Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
- Л.В. Рябинина. Информатика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича. Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2007.
- Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2006 г.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Список литературы
- Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович, - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
- Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие. М.: Бином, 2007.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Календарно –тематическое планирование
учебного материала по информатике и ИКТ в 9 классе (2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню содержания | Виды контроля | Домашнее задание | Дата | |
по плану | фактически | ||||||||
1 триместр (2ч.неделю * 10 недель 2 дня = 20ч.) 1н.-11н. | |||||||||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации,14 | |||||||||
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Кол-во информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации | 1 | Повторение | Формы представления информации в ПК, кодирование, принципы записи чисел в позиционной системе счисления. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации | Знать формы представления информации в ПК; принципы записи чисел в позиционной системе счисления, принципы кодирования. Уметь осуществлять расчет количества информации, переводить числа из одной системы счисления в другую; осуществлять кодирование информации исходя из поставленной задачи | Подпись в журнале по ТБ, тестирование | индивидуальные карточки | 1н | |
2 | Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. | 1 | Изучение нового материала | Пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета, графические режимы монитора, видеопамять, графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов | Знать формы представления графической информации; характеристики растрового изображения; знать, в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками; знать, как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета; как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Уметь выбрать графический редактор для создания или редактирования | Решение задач | п.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, №1.1, 1.3, 1.4, прочитать пр.р. №1 | 1н | |
3 | Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации» | 1 | Практическая работа | Разрешающая способность, глубина цвета, графические режимы монитора, видеопамять, графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов | Знать способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма | практическая работа №1 | п.1.2.1, 1.2.2, №1.7 | 2н | |
4 | Знакомство с растровым графическим редактором | 1 | Изучение нового материала, повторение | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображений | Знать способы создания растровых изображений, форматы графических файлов | п.1.3.1, 1.3.2, прочитать пр.р.№2 | 2н | ||
5 | Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 | Практическая работа | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображений | Уметь создавать растровые изображения, редактировать и сохранять их. | практическая работа №2 | п.1.3.1, 1.3.2, №1.14 | 3н | |
6 | Знакомство с векторным графическим редактором | 1 | Изучение нового материала, повторение | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков | Знать способы создания векторных изображений, форматы графических файлов | п.1.3.3, 1.3.4, прочитать пр.р. №3 | 3н | ||
7 | Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 | Практическая работа | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунков | Уметь рисовать графические примитивы, линии и стрелки, вставлять растровые изображения и текст, использовать градиентную заливку, осуществлять группировку объектов, сохранять файлы в различных графических форматах | практическая работа №3 | п.1.3.3, 1.3.4, №1.15 | 4н | |
8 | Растровая и векторная анимация | 1 | Изучение нового материала | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации | Знать принцип создания иллюзии движения; осознавать возможность создания анимации при помощи компьютера | п.1.4, прочитать пр.р.№4 | 4н | ||
9 | Практическая работа № 4 «Создание GIF- и flash- анимации» | 1 | Практическая работа | Интерфейс, основные инструменты и команды для создания анимации | Освоить технологию создания компьютерной анимации | Практическая работа №4 | индивидуальные и групповые задания | 5н | |
10 | Кодирование звуковой информации | 1 | Изучение нового материала | Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука | Знать принципы кодирования звуковой информации, уметь вычислять глубину кодирования звука и информационный объем звукового файла | Решение задач | п.1.5, прочитать пр.р.№5 | 5н | |
Каникулы 6н | |||||||||
11 | Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 | Практическая работа | Интенсивность, частота и громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирования звука. Интерфейс звукового редактора, основные команды обработки звука | Уметь записывать звуковой файл и определять объем звукового файла и глубину кодирования звука | Практическая работа №5 | индивидуальные и групповые задания | 7н | |
12 | Цифровое фото и видео | 1 | Изучение нового материала | Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду | Уметь определять информационный объем цифрового фото и видео, Знать характеристики цифрового фото и цифровых видео файлов | Решение задач | Карточки с задачами на определение объема и глубины цвета | 7н | |
13 | Практическая работа №6 «Захват и редактирование цифрового фото и видео» | 1 | Практическая работа | Цифровой формат фото и видео файлов, глубина изображения, разрешение изображения, количество кадров в видео файле в секунду | Уметь осуществлять захват фото и видео изображений. Уметь редактировать фотоизображения в программе MS Picture Manager | Практическая работа №6 | Карточки с задачами | 8н | |
14 | Контрольная работа по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | 1 | Контроль знаний | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | Уметь применять полученные знания по данной теме при решении задач и выполнении практических заданий | Контрольная работа №1 | повторить определения и формулы | 8н | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования, 16ч | |||||||||
15 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Понятие алгоритма, свойства алгоритма | Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов | Эвристическая беседа | п.2.1.1, определения и свойства учить | 9н | |
16 | Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритма. | 1 | Изучение нового материала | Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя, способы записи алгоритмов, формальное исполнение алгоритма. | Знать понятия исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа, процесс исполнения алгоритма компьютером. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. Знать понятия транслятор, компилятор | Решение задач | п.2.1.2 | 9н | |
17 | Основные алгоритмические структуры. Блок-схема | 1 | Изучение нового материала | Основные элементы блок-схем, алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл | Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем | Решение задач | Карточки с задачами, знать основные алгоритмические структуры | 10н | |
18 | Переменные на языке программирования: тип, имя, значение. | 1 | Изучение нового материала | Имя переменной, тип переменной, объявление переменной, оператор присваивания | Называть основные типы переменных .Уметь объявлять переменные и присваивать им значения | Работа с учебником, решение задач | карточки с заданиями на определение типа переменных | 10н | |
19 | Операция присваивания. Практическая работа № 7 «Оператор присваивания» | 1 | Изучение нового материала, практическая работа | Оператор присваивания | Уметь объявлять переменные и присваивать им значения на языке программирования | Практическая работа №7 | творческое задание: приготовить карточки на применение оператора присваивания | 11н | |
20 | Арифметические выражения и их запись на языке программирования. | 1 | Изучение нового материала | Арифметические выражения, правила записи арифметических выражений на языке программирования | Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций | Решение задач | карточки на запись арифметических выражений на языке программирования | 11н | |
Каникулы 12н | |||||||||
2 триместр (2ч.*11н.4 дня.=24ч) 12н - 25н | |||||||||
21 | Линейная алгоритмическая структура. Линейное программирование. | 1 | изучение нового материала | Базовая алгоритмическая структура- следование. Словесный алгоритм, блок–схема, программа | Знать основные свойства алгоритма. Знать основные формы представления алгоритмов. Уметь записывать простые алгоритмы в словесной форме и блок-схемы | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 13н | |
22 | Практическая работа №8 «Линейное программирование » | 1 | Практическая работа | Структура следование на языке программирования | Уметь записывать простые алгоритмы на языке программирования | Практическая работа №8 | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 13н | |
23 | Алгоритмические структуры: «ветвление» и «выбор». | 1 | Изучение нового материала | Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. Словесный алгоритм, блок–схема, программа | Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования. | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 14н | ||
24 | Решение задач по теме «Разветвляющаяся алгоритмическая структура» | 1 | Закрепление и систематизация | Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. | Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования . | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 14н | |
25 | Практическая работа №9 «Программирование: ветвление» | 1 | Практическая работа | Базовая алгоритмическая структура - ветвление. Условие, оператор условного перехода. | Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования . | Практическая работа №9 | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 15н | |
26 | Алгоритмическая структура «цикл» | 1 | Изучение нового материала | Базовая алгоритмическая структура - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком | Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования | карточки с задачами программ | 15н | ||
27 | Решение задач по теме «Алгоритмическая структура - цикл» | 1 | Закрепление и систематизация знаний | Базовая алгоритмическая структура - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком | Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 16н | |
28 | Практическая работа №10 « Программирование : цикл» | 1 | Практическая работа | Базовая алгоритмическая структура - цикл. Цикл, тело цикла, цикл со счетчиком | Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования | Практическая работа №10 | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 16н | |
29 | Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | Закрепление и систематизация знаний | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Решение задач | карточки с задачами на составлении блок-схем и программ | 17н | |
30 | Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и основы программирования» | 1 | Контроль знаний | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Контрольная работа №2 | Повторить тему | 17н | |
Каникулы 18н | |||||||||
Моделирование и формализация, 9ч | |||||||||
31 | Моделирование. Виды моделей. | 1 | Изучение нового материала | Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. свойства. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования. | Решение задач | п.3.1, п.3.2.1, 3.2.2. | 19н | |
32 | Формализация и визуализация моделей | 1 | Изучение нового материала, решение задач | Формальное исполнение алгоритма | Уметь решать задачи на формальное исполнение алгоритма | Решение задач | п.3.2.3, индивидуальные карточки | 19н | |
33 | Этапы моделирования. | 1 | Изучение нового материала | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей | Работа с литературой, разработка моделей | п.3.3 | 20н | |
34 | Компьютерное моделирование в среде табличного процессора Excel | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный эксперимент | составить план поэтапного моделирования процесса (индивидуально) | 20н | |
35 | Графическое решение уравнений в среде табличного процессора Excel | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей | Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный эксперимент | п.3.4.2 прочитать пр.р.10 | 21н | |
36 | Практическая работа №11 «Приближенное решение уравнений графическим методом» | 1 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования решения уравнений. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования приближенного решения уравнений высших степеней графическим методом и проведения компьютерного эксперимента | индивидуальные задания | 21н | ||
37 | Построение геометрических моделей | 1 | Изучение нового материала | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов | Компьютерный эксперимент | п.3.5, повторить схему построения треугольника с помощью циркуля и линейки | 22н | |
38 | Практическая работа №12 «Построение геометрических моделей в системе компьютерного черчения КОМПАС» | 1 | Практическая работа | Составление плана проведения поэтапного моделирования построения геометрической модели. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. Построение и исследование компьютерной модели | Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов | Практическая работа №12 | индивидуальные задания | 22н | |
39 | Контрольная работа №3 «Моделирование и формализация» | 1 | Контроль знаний | Модели материальные и модели информационные. Формальное исполнение алгоритма. Основные этапы разработки и исследования моделей. Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов. Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов. | Контрольная работа №3 | Повторить тему «Моделирование и формализация» | 23н | |
Хранение, поиск и обработка информации, 6ч | |||||||||
40 | Базы данных. Виды моделей данных | 1 | Изучение нового материала | Иерархическая, сетевая и реляционные модели данных; назначение БД, структурирование данных. Реляционная модель данных: поле, запись, понятие ключа | Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД, Уметь представлять базу данных в виде таблицы, Знать типы данных, используемых в базах данных. | Работа с литературой | п.4.1, прочитать пр.р.№13 | 23н | |
41 | Сортировка в базах данных | 1 | Изучение нового материала | База данных, поле, тип поля, сортировка (по возрастанию, по убыванию) | Знать порядок расположения записей при сортировке в зависимости от типа поля. Уметь выполнять сортировку в БД, созданных в среде Excel | компьютерный эксперимент | п.4.2, прочитать пр.р. №15 | 24н | |
42 | Практическая работа № 13 «Создание простой базы данных» | 1 | Практическая работа | Ввод и редактирование записей с помощью формы. Изменение структуры базы данных | Уметь работать с готовыми базами данных; создавать простейшую БД и редактировать структуру однотабличной базы данных; вводить и редактировать данные, Уметь создавать и описывать структуру таблицы БД. | Практическая работа №13 | Индивидуальные и групповые задания | 24н | |
43 | Практическая работа № 14 «Сортировка информации в базе данных» | 1 | Практическая работа | Сортировка данных, ключ сортировки; порядок сортировки | Уметь сортировать и осуществлять поиск данных по ключу сортировки | Практическая работа №14 | Индивидуальные и групповые задания | 25н | |
44 | Практическая работа № 15 «Поиск информации в базе данных» | 1 | Практическая работа | Поиск данных. Условия поиска. Виды и способы создания запросов; Формирование простых запросов | Умеют формировать простые запросы без использования логических операций. Умеют формировать простые запросы с использованием одной и нескольких логических операций. | Практическая работа №15 | Индивидуальные и групповые задания | 25н | |
Каникулы 26н | |||||||||
3 триместр (2ч. нед.*12нед. = 24ч.) 27н.-39н. | |||||||||
45 | Контрольная работа №4 «Хранение, поиск и сортировка информации» | 1 | Контроль знаний | Иерархическая, сетевая и реляционные модели данных; назначение БД, структурирование данных. Реляционная модель данных: поле, запись, понятие ключа, Сортировка данных, ключ сортировки; порядок сортировки, Виды и способы создания запросов | Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД, Знать порядок расположения записей при сортировке в зависимости от типа поля. | Контрольная работа №4 | Повторить основные понятия темы «Базы данных» | 27н | |
Коммуникационные технологии,12ч | |||||||||
46 | Передача информации | 1 | Изучение нового материала | Источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации | Знать и понимать принцип процесса передачи информации. Характеристики канала связи | Работа с литературой, эвристическая беседа | Подготовить сообщения о видах сетей | 27н | |
47 | Виды сетей. Локальные сети. | 1 | Изучение нового материала | Локальные и глобальные компьютерные сети | Знать основные виды компьютерных сетей, их топологию. Иметь представление о структуре Интернета. Знать понятие протокола, основные виды протоколов. Иметь представление о системе доменных имен, основных характеристиках результатов поиска и способах их определения. | Работа с литературой, сообщения | Подготовить сообщения о региональных и корпоративных сетях. | 28н | |
48 | Практическая работа № 16 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» | 1 | Практическая работа | Обмен информации в компьютерных сетях, доступ к ресурсам компьютера, подключенного к локальной сети (возможности пользователя и организация доступа) | Знать принцип обмена информацией в локальной сети, уметь работать в локальной сети | Практическая работа №16 | Индивидуальные и групповые задания | 28н | |
49 | Глобальная компьютерная сет Интернет. | 1 | Изучение нового материала | Глобальная сеть, интернет, адресация в сети интернет | Понимать принцип адресации компьютеров в Интернет (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые имена доменов верхнего уровня. | Решение задач | Записать некоторые имена доменов верхнего уровня | 29н | |
50 | Практическая работа № 17 «География Интернет»
| 1 | Практическая работа | Поисковая система, ключевые слова, | Иметь представление об услугах, предоставляемых сетью интернет | Практическая работа №17, решение задач | Карточки с задачами на поиск информации в сети интернет | 29н | |
51 | Информационные ресурсы и сервисы Интернета | 1 | Изучение нового материала | Электронная почта, адрес электронной почты, файловые архивы | Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью интернет | Работа с литературой, | Подготовить сообщения о ресурсах интернет | 30н | |
52 | Практическая работа № 18 «Путешествие по Всемирной паутине». | 1 | Практическая работа | Поисковая система, ключевые слова | Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью интернет, Уметь использовать информационные ресурсы сети интернет | Практическая работа №18 | Индивидуальные задания на поиск информации в сети интернет | 30н | |
53 | Практическая работа № 19 «Работа с электронной web-почтой» | 1 | Практическая работа | Электронная почта, адрес электронной почты, файловые архивы | Знать назначение электронной почты; понятия: почтовый сервер и клиент, протокол службы, учетная запись, сообщение, папки электронной почты, загрузка и отправка сообщений, электронный почтовый ящик; понятие и структуру адреса электронной почты | Практическая работа №19 | Написать письмо учителю с прикрепленным файлом | 31н | |
54 | Поиск информации в компьютерных сетях | 1 | Изучение нового материала, решение задач | Использование логических операций при формировании запроса в сети интернет | Уметь организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета | Решение задач | Карточки с задачами на поиск информации в сети интернет | 31н | |
Каникулы 32н. | |||||||||
55 | Практическая работа №20 «Поиск информации в Интернете» | 1 | Практическая работа | Использование логических операций при формировании запроса в сети интернет | Уметь организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета | Практическая работа №20 | Индивидуальные задания | 33н | |
56 | Практическая работа № 21 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов» | 1 | Практическая работа | Уметь осуществлять загрузку файлов с серверов файловых архивов | Практическая работа №21 | Индивидуальные задания, подготовиться к контрольной | 33н | ||
57 | Контрольная работа №5 «Коммуникационные технологии» | 1 | Контроль знаний | Поисковая система, ключевые слова, электронная почта, адрес электронной почты, файловые архивы, локальные и глобальные сети | Уметь работать с сервисами сети интернет | Контрольная работа №5 | подготовить сообщения об основных этапах развития ИТ | 34н | |
Информатизация общества, 3ч | |||||||||
58 | Основные этапы развития средств информационных технологий. Информационная культура | 1 | Изучение нового материала | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы | Знать понятия: информационное общество, информационные ресурсы, информационная культура. Знать этапы развития информационных технологий, критерии информационного общества, компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку | Работа с литературой, сообщения учащихся | п.6.1, п.6.2 | 34н | |
59 | Правовая охрана информационных ресурсов | 1 | Изучение нового материала | Этика и право при создании и использовании информации , лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы | Иметь понятие о информационной этике и праве; информационной безопасности; о правонарушениях в информационной сфере и мерах их предотвращения | Работа с литературой | п.6.3.1, п.6.3.2 | 35н | |
60 | Информационная безопасность | 1 | Изучение нового материала | Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы: понятие, среда обитания, категории. Вирусные программы. Профилактические меры. Антивирусные программы: разновидности, принципы действия | Знать категории вирусов, пути и механизмы распространения и действия вирусных программ. Знать формы проявления вирусов; профилактические меры; разновидности антивирусных программ, принципы их действия. Умеют работать с различными антивирусными программами, диагностировать и «лечить» поврежденные файлы | Эвристическая беседа | п.6.3.3 | 35н | |
Повторение. 6ч | |||||||||
61 | Повторение «Алгоритмизация и программирование» | 1 | Повторение | Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. | Уметь решать задачи на составление блок-схем и уметь записывать их на языке программирования | Тестирование. Решение задач | индивидуальные задания | 36н | |
62 | Повторение «Коммуникационные технологии» | Повторение | Поисковая система, ключевые слова, электронная почта, файловые архивы, локальные и глобальные сети | Уметь работать с сервисами сети интернет | индивидуальные задания | 36н | |||
63 | Повторение «Моделирование и формализация», «Хранение и обработка информации» | 1 | Повторение | Модели материальные и модели информационные. Формальное исполнение алгоритма. Основные этапы разработки и исследования моделей. Составление плана проведения поэтапного моделирования. Проведение компьютерного эксперимента. Анализ результатов. | Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Создавать простейшие модели объектов. Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших процессов. | индивидуальные задания | 37н | ||
64 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса | 1 | Контроль знаний | материал курса информатики за 9 класс | Контрольная работа №6 | 37н | |||
65 | Резерв. Повторение | 1 | Повторение | материал курса информатики 8-9 классов | Тестирование Решение задач | 38н | |||
66 | Резерв. повторение | 1 | 38н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-104241-1353233033.jpg)
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-157198-1354555084.jpg)
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-174214-1357658033.jpg)
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-98761-1485286725.jpg)
Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...