Рабочая программа по информатике 8-9 классы к учебнику Угринович
рабочая программа по информатике и икт по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в основной школе
Рабочая программа составлена на основе :
учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год;
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);
примерной программы (стандарты второго поколения) по информатике и ИКТ (Москва: Просвещение, 2010год.)
авторской программы «Информатика и ИКТ» (8-9 кл.) Н.Д. Угринович (2011 г.). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год
УМК
«Информатика и ИКТ-8» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год
«Информатика и ИКТ-9» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_informatike_8-9_klassy_ugrinovich.odt | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано
Директор МБОУ ООШ №13 х. Михайлов Зам. директора по УВР
___________________/Н.И.Синякова/ ______________/Н.Н.Чехлатая/
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов
Рабочая программа
по информатике
( основне общее образование)
на 2012-2013 учебный год
Составила учитель информатики
Белоконева Любовь Павловна
х.Михайлов
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в основной школе
Рабочая программа составлена на основе :
- учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год;
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);
- примерной программы (стандарты второго поколения) по информатике и ИКТ (Москва: Просвещение, 2010год.)
- авторской программы «Информатика и ИКТ» (8-9 кл.) Н.Д. Угринович (2011 г.). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год
УМК
- «Информатика и ИКТ-8» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год
- «Информатика и ИКТ-9» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20- 25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов, интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
В задачи преподавания информатики входит:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Место предмета в учебном плане
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год отводит 102 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Контроль знаний
8 класс: 15 практических работ, 2 практикума, 2 контрольных тестирования
9 класс: 19 практических работ, 8 практикумов, 5 контрольных тестирований
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
(Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России)
в результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
* следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (102 часа)
Информация и информационные процессы (5 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
- Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
- Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации ( 13 часов)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
- Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
- Форматирование.
- Определение разрешающей способности мыши.
- Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.
- Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
Практикум:
- Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы.
Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
Коммуникационные технологии (16 часов)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
- Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.
- Подключение к Интернету.
- «География» Интернета.
- Путешествие по Всемирной паутине.
- Работа с электронной Web-почтой.
- Загрузка файлов из Интернета.
- Поиск информации в Интернете.
- Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.
Практикум:
- Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование Web-страницы (Web-сайта).
Поиск необходимой информации.
Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство
Обработка графической и мультимедийной информации (13 часов)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
- Кодирование графической информации.
- Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
- Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
- Анимация.
- Кодирование и обработка звуковой информации.
- Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
- Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Практикум:
III. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и век-
торного).
Создание изображений с использованием графической панели.
Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
IV. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений.
Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
V. Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
Обработка текстовой информации (14 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
- Кодирование текстовой информации.
- Вставка в документ формул.
- Форматирование символов и абзацев.
- Создание и форматирование списков.
- Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
- Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
- Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум:
VI. Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
Обработка числовой информации (9 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
- Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
- Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
- Построение диаграмм различных типов.
- Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практикум:
VII. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).
Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
Алгоритмы и исполнители (19 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
- Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
- Проект «Переменные».
- Проект «Калькулятор».
- Проект «Строковый калькулятор».
- Проект «Даты и время».
- Проект «Сравнение кодов символов».
- Проект «Отметка».
- Проект «Коды символов».
- Проект «Слово-перевертыш».
- Проект «Графический редактор».
- Проект «Системы координат».
- Проект «Анимация».
Практикум:
VIII. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
Формализация и моделирование (11 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Практические работы:
- Проект «Бросание мячика в площадку».
- Проект «Графическое решение уравнения».
- Проект «Распознавание удобрений».
- Проект «Модели систем управления».
Практикум:
IX. Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации.
Ввод информации.
Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
X. Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
Информационные технологии в обществе (2 час)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеозображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Тематическое планирование учебного материала
8 класс
№ | Тематическое планирование | теория | практика | итого | ||
1 | Информация и информационные процессы | 3 | 2 | 5 | ||
2 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | 6 | 7 | 13 | ||
3 | Коммуникационные технологии | 7 | 9 | 16 | ||
Итого 16 | 18 | 34 |
Поурочное планирование учебного материала 8 класс
№ урока | Тема урока | Практическое задание | Дата | Д/з | ||||
Информация и информационные процессы(5 ч) | ||||||||
1 | Информация в природе, обществе и технике | п 1.1 вопросы | ||||||
2 | Кодирование информации с помощью знаковых систем |
| п. 1.2 вопросы №1.1 с.23 №1.2 с. 25 | |||||
3 | Количество информации | п. 1.3 вопросы №1.3,1.4 с.28 1.5-1.7 с.29 №1.8-1.10 с.31 П/р№1.1 с.124 | ||||||
4 | Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора. | Практическая работа №1.1 | П/р №1.2 с.126 | |||||
5 | Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера | Практическая работа №1.2 | Глава 1 вопросы | |||||
Компьютер - средство автоматической обработки информации(13 ч) | ||||||||
6 | Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. | п.2.1;2.2.1-2.2.2 вопросы | ||||||
7 | Устройство компьютера. | п.2.2.3-2.2.5 вопросы №2.1с.46 №2.2 с.50 | ||||||
8 | Файлы и файловая система. | п.2.3 вопросы №2.3-2.5 с.53 №2.6 с.57 П/р №2.1с.130 | ||||||
9 | Работа с файлами с использованием файлового менеджера. | Практическая работа №2.1 | п.2.3 вопросы | |||||
10 | Программное обеспечение компьютера. Форматирование дискеты. | Практическая работа №2.2 | п.2.4 вопросы №2.7 с. 60 №2.8 с. 63 | |||||
11 | Графический интерфейс операционных систем и приложений. | Практическое задание 2.9-2.10 | п.2.5-2.6 вопросы | |||||
12 | Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Установка даты и времени. | Практическая работа №2.3 Практическая работа №2.4 | п.2.5-2.6 вопросы | |||||
13 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение. | Практическая работа №2.5 | п.2.7 вопросы №2.11 с.72 | |||||
14 | Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. | Практикум I. | п.2.7 вопросы | |||||
15 | Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. | Практикум I. | п. 2.7 вопросы | |||||
16 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | п. 2.8. вопросы | ||||||
17 | Итоговое повторение. Компьютер - средство автоматической обработки информации. | Глава 2 | ||||||
18 | Контрольное тестирование. Компьютер - средство автоматической обработки информации. | Глава 2 | ||||||
Коммуникационные технологии (16ч) | ||||||||
19 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. Состав Интернета. | Практическая работа № 3.1; 3.2 | п. 3.1, 3.2, 3.3.1 вопросы | |||||
20 | Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. | Практическая работа № 3.3 | п. 3.3.2, 3.3.3 вопросы | |||||
21 | Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. | Практическая работа № 3.4 | п. 3.4.1- 3.4.3 вопросы | |||||
22 | Электронная почта. | Практическая работа № 3.5 | ||||||
23 | Общение в Интернете. Мобильный интернет. | Практическая работа № 3.6 | п. 3.4.4- 3.4.6 вопросы | |||||
24 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. | Практическая работа № 3.7 | п. 3.5, 3.6 вопросы | |||||
25 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web- страницы. Форматирование текста на Web- странице. | Практическая работа № 3.8 | п. 3.7.1- 3.7.3 вопросы | |||||
26 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. | Практическая работа № 3.8 | п. 3.7.4- 3.7.6 вопросы | |||||
27 | Интерактивные формы на Web-страницах. | Практическая работа № 3.8 | п. 3.7.7 вопросы | |||||
28 | Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML. | Практическая работа № 3.8 | п. 3.7 вопросы | |||||
29 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов. | Практикум II. | Глава 3 | |||||
30 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов. | Практикум II. | Глава 3 | |||||
31 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов. | Практикум II. | Глава 3 | |||||
32 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов. | Практикум II. | Глава 3 | |||||
33 | Контрольное тестирование. Коммуникационные технологии. | Глава 3 | ||||||
34 | Повторение. Коммуникационные технологии. |
Тематическое планирование учебного материала
9 класс
№ | Тематическое планирование | теория | практика | итого | ||
1 | Обработка графической и мультимедийной информации | 3 | 2 | 13 | ||
2 | Обработка текстовой информации | 8 | 5 | 14 | ||
3 | Обработка числовой информации | 8 | 8 | 9 | ||
4 | Алгоритмы и исполнители | 19 | ||||
5 | Формализация и моделирование | 11 | ||||
6 | Информационные технологии в обществе | 2 | ||||
итого | 68 |
Поурочное планирование учебного материала 9 класс
№ урока | Тема урока | Практические уроки | Дата | |||||
Обработка графической и мультимедийной информации(13ч) | ||||||||
1 | Кодирование графической информации | п1.1.1-1.1.2 вопросы №1.1-1.4с.13 №1.5с.15 | ||||||
2 | Палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB | Практическая работа № 1.1 | п1.1.3 вопросы №1.6-1.7с.20 | |||||
3 | Растровая и векторная графика | Практическая работа № 1.2 | п.1.2 вопросы №1.8с.24 | |||||
4 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов | п.1.3 вопросы | ||||||
5 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов | Практическая работа № 1.3 | п.1.3 вопросы | |||||
6 | Растровая и векторная анимации | Практическая работа № 1.4 | п.1.4 вопросы | |||||
7 | Кодирование и обработка звуковой информации | Практическая работа № 1.5 | п.1.5 вопросы №1.9-1.11с.44 | |||||
8 | Цифровое фото и видео | Практическая работа № 1.6 | п.1.6 вопросы | |||||
9 | Цифровое фото и видео | Практическая работа № 1.7 | п.1.6 вопросы | |||||
10 | Создание графического объекта | Практикум III | Глава 1 | |||||
11 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов | Практикум IV | Глава 1 | |||||
12 | Запись и обработка видеофильма | Практикум V | Глава 1 | |||||
13 | Контрольное тестирование. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | Глава 1 | ||||||
Обработка текстовой информации (14 час) | ||||||||
14 | Кодирование текстовой информации | Практическая работа № 2.1 | п.2.1 вопросы №2.1-2.2с.52 | |||||
15 | Создание документов в текстовых редакторах | п.2.2 вопросы | ||||||
16 | Ввод и редактирование документа | Практическая работа №2.2 Практическое задание 2.3-2.6 | п.2.3 вопросы | |||||
17 | Сохранение и печать документов | Практическое задание 2.7 | п.2.4 вопросы | |||||
18 | Форматирование документов | Практическая работа № 2.3 | п.2.5 вопросы №2.8-2.10с.63 | |||||
19 | Создание и форматирование списков | Практическая работа № 2.4 | ||||||
20 | Таблицы | Практическое задание 2.11 | п.2.6 вопросы | |||||
21 | Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | Практическая работа № 2.5 | ||||||
22 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. | Практическая работа № 2.6 | п.2.7-2.8 вопросы | |||||
23 | Системы оптического распознавания текстов. | Практическая работа № 2.7 | ||||||
24 | Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета). | Практикум VI | Глава 2 | |||||
25 | Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета). | Практикум VI | Глава 2 | |||||
26 | Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета). | Практикум VI | Глава 2 | |||||
27 | Контрольное тестирование. Кодирование и обработка текстовой информации | Глава 2 | ||||||
Обработка числовой информации (9 часов) | ||||||||
28 | Кодирование числовой информации | п.3.1.1 вопросы №3.1-3.5 с.80 | ||||||
29 | Кодирование числовой информации | Практическая работа № 3.1 | п.3.1.2 вопросы №3.6с.82 | |||||
30 | Электронные таблицы | п.3.2.1-3.2.2 вопросы №3.8с.86 №3.9с.89 | ||||||
31 | Электронные таблицы | Практическая работа № 3.2 Практическая работа № 3.3 | п.3.2.3-3.2.4 вопросы №3.10-3.12 с.93 | |||||
32 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах | Практическая работа № 3.4 | п.3.3вопросы | |||||
33 | Базы данных в электронных таблицах | п.3.4 вопросы | ||||||
34 | Базы данных в электронных таблицах | Практическая работа № 3.5 | п.3.4 вопросы №3 | |||||
35 | Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. | Практикум VII | Глава 3 | |||||
36 | Контрольное тестирование. Кодирование и обработка числовой информации | Глава 3 | ||||||
Алгоритмы и исполнители (19 час) | ||||||||
37 | Алгоритм и его формальное исполнение | п.4.1 вопросы №4.1с.108 | ||||||
38 | Кодирование основных типов алгоритмических структур на языке объектно-ориентированного и процедурного программирования | п.4.2 вопросы №4.2-4.4 | ||||||
39 | Переменные: тип, имя, значение | п.4.3 вопросы | ||||||
40 | Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Практическая работа № 4.1 | п.4.3 вопросы | |||||
41 | Арифметические, строковые и логические выражения | п.4.4 вопросы | ||||||
42 | Проект «Переменные» | Практическая работа № 4.2 | п.4.4 вопросы | |||||
43 | Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования | п.4.5 вопросы | ||||||
44 | Основы объектно-ориентированного и процедурного программирования | п.4.6 вопросы | ||||||
45 | Проект «Калькулятор» | Практическая работа № 4.3 | Глава 4 | |||||
46 | Проект « Строковый калькулятор» | Практическая работа № 4.4 | Глава 4 | |||||
47 | Проект « Дата и время» | Практическая работа № 4.5 | Глава 4 | |||||
48 | Проект « Сравнение кодов символов» | Практическая работа № 4.6 | Глава 4 | |||||
49 | Проект « Отметка» | Практическая работа № 4.7 | Глава 4 | |||||
50 | Проект « Коды символов» | Практическая работа № 4.8 | Глава 4 | |||||
51 | Проект « Слово-перевертыш» | Практическая работа № 4.9 | Глава 4 | |||||
52 | Алгоритмы и исполнители | Глава 4 | ||||||
53 | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практикум VIII | Глава 4 | |||||
54 | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | Практикум VIII | Глава 4 | |||||
55 | Контрольное тестирование. Алгоритмы и исполнители | Глава 4 | ||||||
Формализация и моделирование (11 час) | ||||||||
56 | Окружающий мир как иерархическая система | п.5.1 вопросы | ||||||
57 | Моделирование, формализация, визуализация | п.5.2.1-5.2.2 вопросы №5.1-5.2с.148 | ||||||
58 | Моделирование, формализация, визуализация | п.5.2.3 вопросы | ||||||
59 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | п.5.3 вопросы | ||||||
60 | Построение и исследование физических моделей | п.5.4 вопросы | ||||||
61 | Приближенное решение уравнений | Практическая работа № 5.2 | п.5.5 вопросы | |||||
62 | Экспертные системы распознавания химических веществ | Практическая работа № 5.3 | п.5.6 вопросы | |||||
63 | Информационные модели управления объектами | Практическая работа № 5.4 | п.5.7 вопросы | |||||
64 | Работа с учебной базой данных. | Практикум IX | Глава 5 | |||||
65 | Работа с моделями | Практикум X | Глава 5 | |||||
66 | Контрольное тестирование. Формализация и моделирование | Глава 5 | ||||||
Информационные технологии в обществе (2 час) | ||||||||
67 | Информационное общество. Информационная культура. | п.61-6.2 вопросы | ||||||
68 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | п.6.3 вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....
Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...
Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д.Угринович (35 часов)
Рабочая программаИнформатика и ИКТ 7 классучебник: «Информатика и ИКТ 7 класс» Н.Д.Угринович, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2012.программа: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 клас...
рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д. 1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам....
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)
Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д. Угриновича
рабочая программа, включающая пояснительную записку, содержание курса и требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса, критерии и нормы оценивания знаний, умений навыков обучающихся...