Урок информатики "Понятие выражения. Использование в выражениях значений разных типов"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Урок информатики в 9 классе, раздел "Алгоритмизация и программирование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_9_klasse_dlya_opublikovaniya_na_sayt.docx | 637.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 11.12.2012 Класс: 9 Б
Тема урока: Понятие выражения. Использование в выражениях значений разных типов.
Цели:
- познакомить учащихся со стандартными операциями и формой записи выражений на языке программирования Pascal;
- научить правильно описывать и использовать тип данных;
- развивать умение обобщать и систематизировать информацию.
Задачи:
- отработать навыки обращения с математическими выражениями в Паскале;
- развивать умение логически мыслить;
- развивать познавательный интерес учащихся; пробуждать желание к дальнейшему изучению информатики;
- учить применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
- развивать умение работать в группе, максимальную работоспособность и ответственность за свой труд.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: дидактический, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, ПК с языком программирования Pascal, компьютерная тестовая программа.
Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальный, наглядный, практический, беседа, исследовательский, репродуктивный проблемно-поисковый, закрепление.
Ход занятия
I. Орг.момент.
Приветствие: Добрый день, дорогие учащиеся! Добрый день, дорогие гости!
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
II. Постановка темы занятия.
1) Задание: Отгадать кроссворд и сформировать ключевое слово. (Флипчарт №1)
7 | |||||||||||||||||||
2 | 3 | ||||||||||||||||||
1 | 3 | 11 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
2 |
|
|
| 4 |
| ||||||||||||||
| 9 | 4 |
| ||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
6 | 10 |
|
|
| |||||||||||||||
6 | 7 |
|
| 8 |
| 5 |
| ||||||||||||
| 1 |
| |||||||||||||||||
9 |
|
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| 8 |
| |||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
По горизонтали:
2. Сложный вещественный тип данных.
5. Логический тип данных.
6. Вещественный тип данных с одинарной точностью.
9. Тип данных с диапазоном значений от 0 до +255.
10. Один из целых типов данных.
11.Вещественный тип данных с повышенной точностью.
По вертикали:
1. Вещественный тип данных с двойной точностью.
3. Строковый тип данных.
4. Один из вещественных типов данных или название испанского футбольного клуба ... Мадрид.
7. Целый тип данных.
8. Целочисленный тип данных с максимальным диапазоном возможных значений.
3 | ||||||||||||||||||
1 | 2 | s | 7 | |||||||||||||||
d | 3 | 11 | e | x | t | e | n | d | e | d | ||||||||
2 | c | o | m | p | 4 | r | ||||||||||||
u | 9 | r | i | |||||||||||||||
5 | b | o | o | l | e | a | n | |||||||||||
6 | 7 | 10 | 8 | l | a | g | ||||||||||||
6 | s | i | n | g | l | e | 5 | l | ||||||||||
n | 1 | o | ||||||||||||||||
9 | b | y | t | e | n | |||||||||||||
e | g | |||||||||||||||||
g | 8 | i | ||||||||||||||||
e | n | |||||||||||||||||
10 | w | o | r | d | t | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||
e | x | p | r | e | s | s | i | o | n |
Задание: Сформируйте ключевое слово по выделенным цветом клеткам. Переведите ключевое слово на русский язык. Ключевое слово: expression - выражение.
III. Постановка целей занятия
Цели:
- познакомить учащихся со стандартными операциями и формой записи выражений на языке программирования Pascal;
- научить грамотно описывать и использовать тип данных;
- развивать умение обобщать и систематизировать информацию.
Заполнение диаграммы Венна
План занятия:
- Игра «Аукцион» (Изучение и систематизация нового материала);
- Практическая работа на компьютере.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
IV. Изучение и систематизация нового материала.
Сегодня наш урок мы проведем в форме аукциона. Товаром на нашем аукционе будут ваши знания.
- Аукцион.
Темы аукциона:
- Лот №1 Разгадать ребус;
- Лот №2 Записать выражения на языке Паскаль;
- Лот №3 Вычислить значения выражений;
- Лот №4 Определите результат логической операции.
- Лот №5 Практическая работа на компьютере. Составление фрагмента программы.
Информационная панель:
Лот | I команда | II команда | III команда |
№1 (3-5 баллов) |
|
|
|
№2 (3-5 баллов) |
|
|
|
№3 (3-5 баллов) |
|
|
|
№4 (3-5 баллов) |
|
|
|
№ 5 (5-15 баллов) |
|
|
|
Итого |
|
|
|
Лот №1. Разгадать ребус.
Ребус 1: функция Ребус 2:переменная Ребус 3: постоянная (константа)
Вопрос: Что вы знаете об этих данных?
Предположительный ответ: Константа – величина, которая не изменяется в процессе выполнения программы. Перемененная - величина, которая может изменятся в процессе выполнения программы. Константа и переменная имеют имя, тип, значение.
Вопрос: О каких данных вы еще ничего не знаете?
Предположительный ответ: Мы ещё ничего не знаем о функциях.
Поэтому приступим к изучению стандартных функций. Любая функция в математическом виде записывается следующим образом: b=sin a. В языке Pascal при записи функции аргумент записывается в скобках: b:=sin(a). Познакомимся со стандартными функциями Pascal.
Функция | Назначение | Тип аргумента | Тип результата |
abs (x) | Модуль x | integer, real | Такой же, как у аргумента |
sqr (x) | Квадрат x | integer, real | Такой же, как у аргумента |
sqrt (x) | Квадратный корень из x | integer, real | real |
round (x) | Округление х до ближайшего целого | real | real |
frac (x) | Дробная часть x | real | real |
int (x) | Целая часть x | real | real |
random | Случайное число от 0 до 1 | - | real |
random (x) | Случайное число от 0 до x | integer | integer |
Лот №2 Записать выражения на языке Паскаль.
- ;
- ;
Лот №3 Вычислить значения выражений, определить тип результата. (Флипчарт )
Лот №4 Определить результат логической операции. Для выполнения этого задания необходимо пользоваться таблицей истинности логических операций, а также вспомним приоритет действий в логических выражениях.
Таблица истинности логических операций
а | b | a and b | a orb | a xor b |
false | false | false | false | false |
false | true | false | true | true |
true | false | false | true | true |
true | true | true | true | false |
Физминутка на снятие зрительного утомления.
Лот №5 Практическая работа за компьютером «Исследование стандартных функций».
Рекомендации к выполнению практической работы:
- Открыть среду программирования Turbo Pascal.
- Открыть программу File Open L1.pas.
- Запустить программу Run Run.
- Ввести значения с клавиатуры: первый запуск – четное число; второй запуск – нечетное число.
- Сделать вывод по результатам выполнения программы.
Повторить действия для задач L2.pas; L3.pas.
Листинг программ:
program l1;
var n: integer; ans: boolean;
begin
writeln ('Определение истинности высказывания о чётности числа');
write ('Введите исходное число>>');
readln (n);
ans:=n mod 2=0;
writeln ('Число ', n,' является четным - ', ans);
readln;
end.
program l2;
var x, a, b, c, s: integer;
begin
writeln ('Нахождение суммы цифр трёхзначного числа');
write ('Введите исходное число>>');
readln (x);
a:=x div 100;
b:=x mod 100 div 10;
c:=x mod 10;
s:=a+b+c ;
writeln ('s= ', s);
readln;
end.
program n_3;
var x, y, i, d: real;
begin
writeln ('Исследование функций round, int, frac');
write ('Введите x>>');
readln (x);
y:=round(x);
i:= int(x);
d:=frac(x);
writeln ('Округление - ',y:8:1);
writeln ('Целая часть - ',i:8:1);
writeln ('Дробная часть - ',d:8:3);
readln;
end.
Домашнее задание: повторить конспект, решить одну из трех предложенных задач.
Задача №1. Напишите программу вычисления необходимого количества одинаковых лодок, вместимостью 6 человек, для переправы через реку N-го количества людей. Количество людей введите с клавиатуры. Переправа происходит только при максимальном наполнении лодок. Определите остаток людей на берегу. Где количество лодок K= N div 6, а остаток людей L=N mod 6. Выведите полученные результаты на экран.
Задача №2. Напишите программу вычисления общего капитала и подсчета монет если в копилке лежат монеты достоинством 10, 20, 50 тенге. Количество монет введите с клавиатуры d1- десять тенге,d2 – двадцать тенге, d3- пятьдесят тенге. Где количество монет равно K=d1+d2+d3, а общий капитал S=10d1+20d2+50d3. Выведите полученные результаты на экран.
Задача №3. Напишите программу вычисления средней скорости V при перемещении из пункта P1 в пункт P2. Время начала движения t1, время окончания движения t2, расстояние между пунктами P1 и P2 - S. Где средняя скорость равна: . Выведите полученные результаты на экран.
V. Итог.
1) Рефлексия учащихся.
Каждый учащийся пишет на листочке, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2) Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу "Выражения и преобразование выражений"
Данный проект разработан с целью подготовки учащихся к государственным экзаменам в 9 классе и в дальнейшем к единому государственному экзамену в 11 классе....
УРОК №5 Запись арифметических выражений в Visual Basic 6.0. Типы данных и точность вычислений.doc
Арифметические выражения на языке VisualBasic6.0...
Особенности организации урока географии с использованием заданий разного типа для формирования познавательных УУД обучающихся
В последнее время, в связи с обилием источников информации, интерес к предмету география в школе немного угас. Да и востребован...
Мастер-класс по теме : "Активизация творческого мышления учащихся начальных классов на уроках музыки с использованием технологии УДЕ посредством применения опорных сигналов, графических форм выражения информации"
Мастер-класс учителя музыки...
Использование дифференцированных заданий индивидуального характера на разных типах уроков по химии
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель образования – создать условия для самореал...
Конспект урока математики с использованием ИКТ в 3 классе «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок» (Закрепление)
Урок соответствует ФГОС. Составлен по УМК "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока "Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. Математический диктант"
Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков....