Особенности организации урока географии с использованием заданий разного типа для формирования познавательных УУД обучающихся
статья по географии на тему

Кирилловская Ирина Борисовна

 

            В последнее время, в связи с обилием источников информации, интерес к предмету география в школе немного угас. Да и востребованность географических знаний для поступления в высшие заведения очень мала. Поэтому на современных уроках учителю необходимо сочетать множество различных приемов и форм работы.

            Одной из форм организации творческой деятельности учащихся является использование различных заданий,  в процессе решения которых идет воспитание личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

            Современное обучение в традиционной классно-урочной форме в большей степени ориентировано на передачу знаний, выработку навыков и умений в объеме, строго определенном стандартом образования. Результатом такой работы является то, что многие старшеклассники боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Однако успешность нынешнего ученика в будущем, его востребованность на рынке труда в первую очередь определяется развитием творческих характеристик личности.

Поэтому цель современного учителя организовать условия для самостоятельной деятельности учащегося. Наши дети не должны привыкать к тому, что им все дается в готовом виде, иначе любая наука предстанет перед ними как плод деятельности особо одаренных людей, как нечто недоступное для самостоятельного поиска. Решение этой проблемы видится в организации проектной деятельности учащихся. Детей необходимо учить не столько конкретным знаниям, сколько организовывать их для познания окружающего мира. Наука география представляет для этого широчайшие возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема работы:

 «Особенности организации урока географии с использованием заданий разного типа для формирования познавательных УУД обучающихся»

                 Автор: Кирилловская Ирина Борисовна, учитель географии и биологии

ГБОУ СОШ №71 Калининского района Санкт-Петербурга

   

Содержание

  1. Введение
  2.  Основная часть
  3.  Выводы
  4.  Рекомендации
  5.  Заключение
  6.  Список используемых источников
  7.  Приложения.

Введение.

Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю.

В.А. Сухомлинский

        В последнее время, в связи с обилием источников информации, интерес к предмету география в школе немного угас. Да и востребованность географических знаний для поступления в высшие заведения очень мала. Поэтому на современных уроках учителю необходимо сочетать множество различных приемов и форм работы.

        Одной из форм организации творческой деятельности учащихся является использование различных заданий,  в процессе решения которых идет воспитание личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

        Современное обучение в традиционной классно-урочной форме в большей степени ориентировано на передачу знаний, выработку навыков и умений в объеме, строго определенном стандартом образования. Результатом такой работы является то, что многие старшеклассники боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Однако успешность нынешнего ученика в будущем, его востребованность на рынке труда в первую очередь определяется развитием творческих характеристик личности.

Поэтому цель современного учителя организовать условия для самостоятельной деятельности учащегося. Наши дети не должны привыкать к тому, что им все дается в готовом виде, иначе любая наука предстанет перед ними как плод деятельности особо одаренных людей, как нечто недоступное для самостоятельного поиска. Решение этой проблемы видится в организации проектной деятельности учащихся. Детей необходимо учить не столько конкретным знаниям, сколько организовывать их для познания окружающего мира. Наука география представляет для этого широчайшие возможности.

Основная часть

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

учебные мотивы,

учебную цель,

учебную задачу,

учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

При большом объеме и разнообразии получаемой учеником информации из телевидения, Интернета и т.п. конкурентоспособным может быть только урок по- настоящему интересный и отличающийся от уроков на других предметах. Этому должно способствовать использование на уроках различных заданий, организация и проведение интересных внеклассных мероприятий.

Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинно-следственные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например:

  • Найти на карте высочайшие горы мира.
  • Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.
  • Используя карту дать характеристику  равнинной и горной реки.
  • Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.
  • Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Центрального экономического района.
  • Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты Евразии, определите, почему  горные области Евразии находятся на востоке и юге материка? Дети отвечают, что горные хребты формируются  на стыке Тихоокеанской и Евразийской плит и Евразийской с Африкано-Аравийской.

Основным источником информации для школьников всё же остается учебник. Специфика работы  с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД:

  • Составить  план параграфа и изложить текст по плану.
  • Подобрать вопросы к иллюстрации.
  • Найти в тексте параграфа ответ на вопрос.

Применяю такие приемы, как: «свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему, кластер. Приложение 1. И наоборот: «развернуть» информацию. Проанализировать и сделать вывод.

Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. В десятом классе при изучении курса «География. Современный мир» предлагаю ученикам дать  характеристику страны по выбору. На первых уроках из цикла «Регионы и страны», на примере страны Соединенные Штаты Америки, показываю, как нужно работать, составляя характеристику. Указываю, на что необходимо обратить внимание, чтобы избежать ошибок. Для решения этого задания учащимся понадобятся: географические карты (политическая, населения, экономические, природных ресурсов, физическая), статистические данные приложений учебника, справочники, Интернет-ресурсы. А также определенный план характеристики страны см. Приложение 3.

 К теме «Характеристика природных комплексов Дальнего Востока» предлагаю следующее задание. Вы приняты на работу в туристическое агентство Дальнего Востока. Ваша задача сделать рекламу уникальным территориям Дальнего Востока, ведь это богатейший рекреационный регион России. Команды турагентства сейчас приступят к работе по составлению рекламного плаката и будут готовиться к защите своего рекламного проекта. Все команды имеют вопросник, лист ватмана, иллюстрации, фломастеры. В течении 15-20 минут нужно подготовить рекламный туристический проект по плану.

План

  1. Географическое положение (уметь показать по карте).
  2. Кто открыл территорию, кто её изучал?
  3. Рельеф: горы, равнины, вулканы. Сейсмическая активность территории.
  4. Полезные ископаемые.
  5. Климат: климатический пояс, тип климата, влажный сезон, благоприятен ли климат для туристов, когда лучше ехать туристам.
  6. Что надеть? Что взять с собой?
  7. Природные уникумы: что посмотреть.
  8. Виды отдыха: рыбалка, восхождение на вершину, охота, ванны с теплой водой и т. п.

Защита проекта. По жребию выходит команда, кто-то укрепляет рекламный проспект, кто-то рассказывает, добавляет. Выступление – не более 3 минут. Слушатели задают вопросы и оценивают исполнение проекта: оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации.

Работе с терминами уделяю особое внимание, т. к. это наиболее важная часть содержания дисциплины. Например, прочитайте определение: Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Точное ли это определение? Прочитайте текст учебника и дайте расширенное определение этому понятию.

Развиваю у школьников способность к комбинаторике с помощью заданий по классификации. Например, проведите классификацию: Лена, Ладожское, Кавказ, Волга, Урал, Сихоте-Алинь, Байкал, Яна, Онежское, Алтай, Обь, Чаны. Ученики выбирают из списка озера, реки, горы. Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор: Баренцево, Карское, Охотское, Лаптевых, Чукотское моря.

Умение сравнивать не менее важное. На начальном этапе обучения учитель предлагает признаки для сравнения, затем учащиеся это делают сами. Здесь я применяю задания на составление сводной таблицы. Оно позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования сводной таблицы заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: написать на доске все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. Важность необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим  избыточности. И это сделают сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Например, задания по сравнению двух стран.

Использование занимательных заданий в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Для примера возьмём традиционные  задания с кроссвордами. Отвечая на вопросы кроссворда или составляя их, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают географические названия. Помимо кроссвордов есть множество других заданий, способных вызвать интерес у учащихся. Одни из них построены на принципах кроссворда, т.е. требуется найти ответ на вопрос и заполнить сетку (чайнворд, сканворд) или найти слово (магические квадраты). В других, кроме поиска ответа на занимательный вопрос, требуется составить фразу, или другое слово (анаграммы).

рис. 1

В целом, применение заданий картографического содержания:

способствует проверке грамотности и правильности написания терминов и номенклатуры;

позволяет проводить одновременный контроль знаний номенклатуры и географических терминов и понятий;

развивает умение ориентироваться по карте, работать с координатами;

повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Задания занимательного характера позволяют поддерживать интерес к предмету. Например, на  этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12  сантиметров. Как называется этот остров?

Постановка проблемных вопросов активизирует мышление учащихся и повышает интерес к изучаемому материалу, но в этом случае проблема должна быть связана с его жизнью. Я ставлю перед учащимися проблемы и предлагаю решить их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы. Так изучение мировых религий можно целенаправить на решение проблемы: «Нужна ли религия в современном обществе?». Или при изучении географического положения и размеров территории России обсудить проблему: «Огромные пространства нашей Родины – это плюс или минус страны?».

Уделяю внимание организации мини исследовательских работ. Например, детям даётся задание посетить ближайший супермаркет, записать 20-30 наименований продовольственных товаров и страну их производителя. На основе полученных данных, сделать вывод о продовольственной безопасности нашей страны.

Основной целью географического образования является развитие экологической культуры подрастающего поколения. Реализация исследовательских заданий по географии может осуществляться на уроках, а также через внеурочную деятельность (кружковую работу.)

Работа над любым исследованием может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при работе исследовательского характера школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

География неотделима от экологии, а познание экологических законов невозможно без географии. Только географы, изучающие окружающую среду во взаимообусловленности и взаимозависимости всех природных компонентов и процессов, могут сформировать экологическое мышление. Наиболее удачные решения этих проблем перерастают в проектные работы.

Этапы работы над проектом:

  1. Мотивация учащихся.
  2. Выбор темы, постановка цели, задач.
  3. Составление плана реализации, установка сроков, распределение обязанностей.
  4. Выполнение работы, формулировка выводов.
  5. Оформление результатов.
  6. Представление результатов.
  7. Оценка результатов.

Так изучение проблемных экологических ситуаций, переросло в творческую проектную работу «Инсталляция. Финский залив» и мини-исследование «Экологический аудит школы».

Заключение

Таким образом, задания разного типа на уроках и в качестве домашней работы, позволяют отрабатывать на практике полученные теоретические знания, формировать и закреплять умения работы с различными источниками информации, получать начальные представления о методах географических исследований. В итоге, знания учащихся становятся более взвешенными, научно грамотными и практически значимыми, что отражается на результатах обучения, росте интереса к предмету, расширении научного кругозора и формирования познавательных универсальных учебных действий школьников.
        Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Список используемых источников

1.  Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: ВИТА-ПРЕСС. 2009. 112 с.
2.        Огородникова Н.В. “Проектная деятельность старшеклассников”. - “География в школе” 1,2006 г.

3.         В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии”. - “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

4.        Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007

5.        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

6.       Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 8 класс. – М. «ВАКО»: 2011.

7.        Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

8.   Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

Приложение 1.

Кластер «Любимый город»

Приложение 2.

Учащиеся провели экологическое обследование школы через осмотр помещения, беседу с администрацией школы и заведующей школьной столовой. Результаты обследования занесены в таблицу. Сделан вывод о том, что школа в основном придерживается экологических принципов природосообразности. Разработаны рекомендации для экологического совета.

Экологическое обследование образовательного учреждения

Информация об образовательном учреждении:

Номер/название:

Район, адрес:

Дата обследования:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДА

НЕТ

Примеч.

1. Уменьшение количества, сортировка и переработка отходов

Количество опасных отходов снижается посредством использования аккумуляторов (вместо батареек) и водорастворимых красок

Опасные отходы собираются в специальные экобоксы/сдаются в экомобиль

Офисная бумага и обрезки собираются отдельно

Картон собирается отдельно

Металл и стекло собираются отдельно

Пластик собирается отдельно

Органические отходы собираются отдельно и компостируются

Другое

2. Использование бумаги

Ведется учет использования бумаги

Предпочтение отдается коммуникации через электронную почту, интернет

Электронные письма не распечатываются

Сбор и хранение информации осуществляется в электронном виде

Используются «оборотки», документы распечатываются с двух сторон листа, печатаются только нужные документы

Двусторонняя печать стоит на принтере по умолчанию

Другое

3. Использование воды и энергии

ДА

НЕТ

Примеч.

Проведен энергоаудит здания

Используются энергосберегающие осветители.

Компьютеры и мониторы выключены из сети, когда не используются

Свет выключается, когда в комнатах никого нет

В помещениях используется комбинированное освещение (естественное и искусственное)

Бытовое оборудование (холодильники, посудомоечные машины, пылесосы и др.) имеют класс энергоэффективности не ниже А

Температура в помещениях не больше 21⁰C

Проводится мониторинг наличия щелей в окнах и дверях и других потерь тепла, состояния системы отопления. Если необходимо, производится ремонт

В здании есть узел учета и регулирования тепла, счетчики расхода горячей и холодной воды

Состояние труб постоянно проверяется, если найдены утечки, производится ремонт

Водопроводные краны, душевые головки и омывательные устройства в туалетах не текут, а если обнаружены неисправности, то сразу ремонтируются.

Другое

4. Транспорт

ДА

НЕТ

Примеч.

Ненужные транспортировки/поездки не производятся

Сотрудники и учащиеся предпочтение отдают общественному транспорту

Поощряется использование велосипедного транспорта

Есть стоянки для велосипеда

Есть душ и раздевалки для персонала и учащихся

Другое

5. Закупки

ДА

НЕТ

Примеч.

Все совершенные покупки действительно необходимы

Товары оцениваются не только с точки зрения цены, но и качества, влияния на окружающую среду, долговечности

Предпочтение отдается экологически сертифицированным товарам и услугам, а также товарам, которые в дальнейшем можно сдать в переработку

Приобретаются моющие средства с низким содержанием фосфатов или без фосфатов

Предпочтение отдается товарам с экомаркировкой (FSC, FairTraid, EcoLabel и т.д.)

Не приобретаются одноразовые товары

Отдается предпочтение товарам с минимумом упаковки

Отдается предпочтение закупке сыпучих и жидких средств большого объема для снижения количества отходов упаковки

Другое

6. Пришкольная территория

ДА

НЕТ

Примеч.

На пришкольном участке выращиваются растения

Используются принципы органического земледелия

Ученики и сотрудники участвуют в уходе за растениями и знают об органическом земледелии

Создаются уголки естественных природных экосистем

Другое

7. Информирование

ДА

НЕТ

Примеч.

Все участники образовательного процесса знакомы с темой окружающей среды

Все инструкции по экологически ориентированным правилам понятны и доступны для всех

Вопросы экологии поднимаются на общешкольных мероприятиях

В школе создан экологический совет

Другое

Приложение3.

  1. Оценка экономико-географического положения страны.
  • По политической карте оценить размеры территории, страны-соседи (дружественные, недружественные), положение страны по отношению к различным военным блокам.
  • Определить положение страны по отношению к важным морским и сухопутным транспортным путям.
  • Оценить положение страны по отношению к главным топливно-сырьевым базам.
  • Сделать вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики страны.
  1. Вид формы государственного правления и территориального устройства. Столица государства.
  2. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития экономики страны.
  • По картам определить природные условия для развития сельского хозяйства: рельеф, агроклиматические ресурсы, почвы. Дать им оценку.
  • С помощью карт определить наличие и размещение полезных ископаемых, дать им оценку с позиций развития промышленности.
  • Оценить водные и лесные ресурсы с точки зрения их наличия, размещения и возможности использования.
  • Сделать общий вывод о том, благоприятствуют или нет природно-ресурсные предпосылки для развития экономики страны.
  1. Характеристика населения.
  • Определить численность, этнический состав населения, его половозрастной состав.
  • По картам сделать выводы о размещении населения, влиянии миграций на размещение, определить крупнейшие города и агломерации.
  1. Характеристика экономики страны.
  • Определить по экономическим картам основные черты размещения промышленности, назвать отрасли специализации.
  • В соответствии с природными условиями и агроклиматическими ресурсами определить основные черты размещения сельского хозяйства, его специализацию.
  • Охарактеризовать транспорт страны: виды транспорта, густоту транспортной сети.
  • Охарактеризовать главные экономические районы.
  • Рассмотреть географию внешних экономических связей, их виды, значение для страны.
  1. Интересные сведения о стране.
  2. Вывод о перспективах развития страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления

Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...

презентация «Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках английского языка на основе использования ИКТ».

Данную презентацию я подготовила для выступления на методическом объединении в рамках участия в конкурсе "Учитель года-2016"...

Особенности организации урока географии с использованием заданий разного типа для формирования познавательных УУД обучающихся

Современное обучение в традиционной классно-урочной форме в большей степени ориентировано на передачу знаний, выработку навыков и умений в объеме, строго определенном стандартом образования. Результат...

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе становится актуальной п...