Использование дифференцированных заданий индивидуального характера на разных типах уроков по химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель образования – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить обучающимся право выбирать уровень обучения по учебному предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Использование дифференцированных заданий индивидуального характера на разных типах уроков по химии»
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель образования – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить обучающимся право выбирать уровень обучения по учебному предмету.
В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено с значительными трудностями, а у других - проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учеников, так и индивидуальный темп их развития.
По мнению В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:
1 уровень – стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.
Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят балл среднего уровня.
2 уровень – базовый, или общий. Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.
Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают балл достаточного уровня.
3 уровень – продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.
Если учащиеся интересуются предметом, знают больше остальных, могут находить свой способ решения задач; способны переносить знания в нестандартные и незнакомые новые ситуации, выполняя задания, то они получают высокий балл.
Виды заданий | Группа учащихся в зависимости от уровня обученности | ||
| С высоким уровнем | Со средним уровнем | С низким уровнем |
По сложности | III уровень Проблемные задания | II уровень Репродуктивные задания | I уровень Выполнение заданий на воспроизведение |
По интересам | С устойчивым интересом - задания практического и теоретического характера. С устойчивым интересом к другим предметам - задания межпредметного характера | Добровольные | |
По характеру помощи | Задания выполняются без помощи учителя | Получают краткую инструкцию | Получают подробный план-памятку |
Индивидуально - дифференцированный подход я рассматриваю как организацию учебного процесса, создающего оптимальные условия для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого ученика или отдельных групп учащихся. Основная цель индивидуализации и дифференциации не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом каждым учеником. Здесь возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному? Прежде всего, следует признать ведущую роль ученика в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому ученику надо предоставить возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Дифференциация осуществляется постепенно в процессе урока. В ходе такого урока реализуется одна из важнейших задач обучения - обеспечение индивидуальной зоны развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, которая соответствует его способностям. Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. В своей работе для реализации индивидуально – дифференцированного подхода я применяю его в нескольких направлениях:
- При опросе и актуализации знаний.
- При изложении нового материала.
- При закреплении изученного материала.
- При определении домашнего задания.
- При выполнении практических работ.
- На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).
- При индивидуальной работе с учащимися.
При опросе и актуализации знаний учитываю уровень подготовленности учащихся. Как правило, слабых учеников нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно.
Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется учащимися с высоким уровнем.
Учащиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учащихся. Их ответы также отслеживаются сильными учащимися.
Учащиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).
Тема урока «Алканы» (11 класс, академический уровень)
Уровень первый. Рассказать о строении алканов.
Уровень второй. Записать уравнения химических свойств алканов.
Уровень третий. Рассказать о механизме реакций замещения, привести примеры химических реакций.
При изложении нового материала часто работаем с материалом учебника, при этом:
Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.
Учащиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.
Учащимся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы.
Широкие возможности для вовлечения школьников в поисковую деятельность дают задания, включающие решение и составление задач. Так, при формировании умения пользоваться понятием «массовая доля растворимого вещества в растворе» учащимся предлагаются следующие задания:
Уровень первый. Решите задачу учебника. Составьте условие задачи, аналогичное данной.
Уровень второй.
- Составьте условие задачи, обратное условию задачи.
- Составьте условия трех задач с применением понятия «массовая доля растворенного вещества», использование следующие данные:
а) уксусов называют 3-х процентный раствор уксусной кислоты
б) в медицине применяют 5-ти процентный раствор йода в спирте
в) в лимонном соке содержится 6,5-процентная лимонная кислота.
Закрепление изученного материала рассчитано на то, что:
Учащиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте.
Учащиеся со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации.
Учащиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.
Тема урока «Алкены» (11 класс, академический уровень)
Уровень первый. Запишите структурную формулу бут-1-ена и одного его гомолога.
Уровень второй. Определите класс, к которому принадлежит пент-1-ен, запишите его формулу, а также формулы одного гомолога и изомера.
Уровень третий. Среди перечисленных веществ: бутан, ацетилен, бут-2-ен, пропен, циклопропан выберите вещества принадлежащие к классу «Алкены» и запишите их формулы, а также формулы одного изомера и гомолога для каждого вещества.
Для проведения проверки усвоения темы «Способы разделения смесей» в 7 классе предлагаю выполнить такие упражнения:
Уровень первый. Как разделить следующие смеси:
а) вода и поваренная соль;
б) вода и толченый мел;
в) вода и подсолнечное масло.
Уровень второй. Как разделить смеси, состоящие:
а) из железных опилок, глины и измельченной корковой пробки;
б) из воды, спирта и бензина.
Уровень третий. Приведите примеры смесей:
а) для разделения которых надо применить отстаивание, фильтрование, перегонку;
б) которые можно разделить на основания различной плотности веществ и температуры кипения.
При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» в 7 классе после объяснения учителя учащиеся выполняют самостоятельную работу по таким дифференцированным заданиям:
Уровень первый. Почему при прокаливании кусочка меди на воздухе его масса увеличивается? Какой опыт по прокаливанию металлов провел М.В. Ломоносов?
Уровень второй. На левую чашку весов поставили стаканчик соляной кислотой и рядом положили гранулы цинка, весы уравновесили. Затем цинк поместили в стакан с кислотой, и левая чашка весов поднялась вверх. Объясните, почему? Как следует поставить опыт, чтобы он соответствовал закону сохранения массы веществ? Изобразите это на рисунке.
Уровень третий. Приведите примеры, которые на первый взгляд противоречат закону сохранения массы веществ. Объясните их.
При выполнении практических работ учитываю умения учащихся описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать наиболее рациональные способы выполнения работы.
При проведении практических работ индивидуально – дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:
Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.
Учащиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.
Проверочные, контрольные работы на основе индивидуально – дифференцированного подхода разрабатываю с учётом следующих способов дифференциации:
- Содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объёма или более сложные;
- Задание общее для всего класса, а для слабоуспевающих учеников даю вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ, разрешаю пользоваться тетрадями);
- Использую задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
- Предоставляю самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий.
Если же это урок-систематизации знаний, то широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. На таком уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней.
Если это урок – урок-контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тесты. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задание любого уровня, по своим способностям, знаниям, умениям. Главное – развивается понимание, что к контролю надо готовиться самостоятельно и серьезно.
Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес у учащихся к предмету, вовлекать их в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания, а мне - творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Учащиеся, начиная с самого начала изучения химии получают посильные задания, не перегружены домашними заданиями, что позволяет им активнее вовлекаться в учебный процесс. Практика применения дифференцированных заданий показывает, что систематичность и преемственность применения дают положительные результаты. Организация дифференцированного подхода позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся. Адекватной становится самооценка учащихся, исчезает страх перед проверкой знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ГРУППЫ 9-Х КЛАССОВ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Руководствуясь результатами методики преподавания физики в соответствии с особенностями индивидуальных стилей познавательной деятельности и необходимости учета их в учебном процессе, была разработана...
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».
Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...
«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».
Это обобщение опыта учителя географии. География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету треб...
«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах урока музыки в соответствии с ФГОС ».
Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных те...
Организация самостоятельной деятельности учащихся 5 класса на занятиях физической культурой, с использованием дифференцированного и индивидуального подходов.
В конспекте урока применяются современне технологии, используется работа по карточкам, соблюдается индивидуальный подход....
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся на уроках географии
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся на уроках географии...
Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....