Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу "Выражения и преобразование выражений"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Данный проект разработан с целью подготовки учащихся к государственным экзаменам в 9 классе и в дальнейшем к единому государственному экзамену в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу "Выражения и преобразование выражений" | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Е К Т
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по разделу
«Выражения и преобразование выражений»
Исполнитель: Цема Наталия Геннадиевна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
учитель математики
I. Введение
Единый государственный экзамен в 11 – х классах по математике заменяет собой два экзамена – выпускной школьный за курс средней школы и вступительный в высшие и средние специальные учебные заведения. В рамках этого экзамена наряду с проверкой овладения материалом школьного курса алгебры и начала анализа 10-11 классов, контролируется также овладение некоторыми вопросами курса алгебры основной и старшей школы. Поэтому при подготовке к этому экзамену надо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторые темы, и разделы курса математики основной и средней школы. В первую очередь, учителю при подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо обратить внимание на такой важный раздел школьного курса математики как «Выражения и преобразование выражений».
Данный проект разработан с целью подготовки учащихся к государственным экзаменам в 9 классе и в дальнейшем к единому государственному экзамену в 11 классе. Проект реализован при работе в 8 общеобразовательном классе. Следует отметить, что учащиеся данного класса обладают достаточным уровнем математической подготовкой, развитой математической речью, хорошим уровнем развития памяти, внимания. Начиная с начальной школы, учащиеся данного класса имеют высокий уровень сформированности вычислительных навыков, что значительно облегчает изучение и усвоение многих тем курса алгебры и геометрии 7 – 9 классов. Уровень учебной мотивации высокий.
II. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по теме
«Выражения и преобразование выражений»
Задание В7 относится к разделу «Выражения и преобразование выражений». Оно проверяет умения учащихся выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции
Для успешного выполнения этого задания требуются знания следующих тематических блоков:
- Преобразование выражений, включающих арифметические операции.
- Преобразования степенных и иррациональных выражений
- Преобразование тригонометрических выражений
- Преобразование логарифмических выражений
Каждый тематически блок содержит:
II. Преобразование степенных выражений:
- Применение определения и свойств степени с натуральным показателем.
- Применение определения и свойств степени с целым показателем.
- Применение определения и свойств степени с рациональным показателем.
- Применение определения и свойств степени с действительным показателем показателем.
II. Преобразования иррациональных выражений:
- Применение определения и свойств арифметического квадратного корня.
- Применение определения и свойств корня n – ой степени.
- Вынесение множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня.
- Сокращение дробей.
- Освобождение от иррациональности.
- Применение формул сокращенного умножения для упрощения иррациональных выражений.
III. Преобразование тригонометрических выражений:
- Применение определений понятий синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла.
- Применение определения понятия радианная мера угла.
- Применение основных тригонометрических тождеств.
- Применение формул привидения.
- Применение формул синус, косинус, тангенс суммы двух произвольных углов.
- Применение формул синус, косинус, тангенс суммы двойного угла.
IV. Преобразование логарифмических выражений:
- Применение определения понятия логарифм числа.
- Применение свойств логарифмов (произведения, частного, степени).
- Применение определения десятичного логарифма, натурального логарифма, числа е.
В курсе алгебры 8 класса второй раздел изучения программного материала посвящен тематическому блоку «Квадратные корни». Учителю следует обратить пристальное внимание на изучение таких важных тем для подготовки к ЕГЭ по математике как:
__________________________________
* Базовый учебник Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и другие. Алгебра: 8 класс.-М.:Просвещение, 2010 г.
- Арифметический квадратный корень.
- Квадратный корень из произведения, дроби, степени.
- Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня.
- Преобразование выражений, содержащие квадратные корни.
При изучении данного раздела на каждом уроке необходимо запланировать устную работу на повторение с целью отработки вычислительных навыков, навыков преобразования простейших выражений. Кроме этого, нужно контролировать уровень усвоения программного материала с целью своевременной ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Эффективным методом работы с учащимися является использование в уроке цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока. В данном проекте предложена разработка урока, отвечающая всем выше указанным требованиям с использованием цифровых образовательных ресурсов.
III. Методическая разработка урока по теме:
«Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
Класс: 8.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, карточки – «подсказки» с формулами сокращенного умножения, учебный принадлежности для учащихся, компьютер учителя
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по усвоению:
- Знаний понятий: преобразования выражений, сокращение дробей;
- Умений выполнять упрощение выражений, содержащих квадратные корни, а именно приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки, сокращать дроби, содержащие квадратные корни в числителе и знаменателе дроби;
- Ннавыков вынесения множителя из–под знака корня и внесения множителя под знак корня;
Задачи урока:
- Образовательная: формирование опорной системы знаний по теме урока; первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
- Развивающая: развитие вычислительных навыков, самостоятельности, развитие логического мышления при анализе нового материала, развитие эмоциональной сферы при выполнении практических заданий.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, привитие интереса к математике.
Ход урока
1. Организационный этап – 1 мин:
Задачи:
- определение целей и задач урока
- подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке
- развитие внимания к действиям учителя
- подготовка учащихся к слаженной работе на уроке.
Содержание учебного материала:
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Для урока нам понадобятся тетради, учебники, и еще для усвоения новых знаний – персональный компьютер учителя.
2. Актуализация знаний учащихся - 9 мин.
Задачи:
- мотивирование учащихся на самостоятельную продуктивную деятельность
- актуализация опорных знаний и умений сравнивать и на основе этого делать самостоятельные выводы
- воспитание отношения к другим людям через такие качества, как терпимость, деликатность и доброжелательность при анализе ответов товарищей по классу.
Содержание учебного материала
Учитель:Для начала мы повторим темы «Применение свойств арифметического квадратного корня при нахождении значений выражений», а также «Внесение множителя под знак корня. Вынесение множителя за знак корня». С этой целью я предлагаю устные упражнения и самостоятельную работу.
Учитель: Целью нашего сегодняшнего урока является знакомство с приемами преобразований выражений, содержащих квадратные корни.
Устная фронтальная работа с классом:
; ; ; ;;; ; ; .
Каждому правильному ответу соответствует буква. Из полученных букв необходимо составить слово, которое является ключом к следующему этапу урока.
О – 5,6 | И – 1,5 | Е - 2 , | Ж - 8 | Ь – (-1), |
М - 13 | Т – 0,5 | Н – 4 | Л - 9 . |
Правильный ответ: множитель. Далее учитель задает вопросы, в которых встречается это понятие.
Учитель: Сформулируйте правило, с помощью которого можно внести множитель под знак корня. Сформулируйте правило, с помощью которого можно вынести множитель из-под знака корня.
Ученики должны сформулировать правила.
Учитель: На примере выражения покажите, как можно внести множитель под знак корня.
Ученики должны объяснить ход рассуждения и ответ.
Учитель: На примере при условии, а > 0, и при условии a < 0 покажите, как можно вынести множитель за знак корня.
Ученики должны объяснить ход рассуждения и ответ.
Контроль усвоения материала (самостоятельная работа). Учащимся раздаются карточки с заданием. Через 7 мин листочки собираются. Учитель комментирует выполнение задания, в процессе решения которых учащиеся испытали трудности.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Вынесите множитель из-под знака корня: ; ; в)при . 2. Внесите множитель под знак корня: ; ; в)при . 3. Сравните значения выражений и . | 1. Вынесите множитель из-под знака корня: ; ; в)при . 2. Внесите множитель под знак корня: ; ; в)при . 3. Сравните значения выражений и . |
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Вынесите множитель из-под знака корня: ; ; в) при . 2. Внесите множитель под знак корня: ; ; в)при . 3. Сравните значения выражений < , так как по свойству функции . | 1. Вынесите множитель из-под знака корня: ; ; в)при . 2. Внесите множитель под знак корня: ; ; в)при . 3. Сравните значения выражений > , так как > по свойству функции . |
3. Этап усвоения новых знаний о преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни - 8 мин.
Задачи:
- Организация групповой деятельности учащихся по формированию знаний,
- развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал,
- развитие эмоциональной и двигательной сфер во время самостоятельной работы с информацией,
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда группы учащихся.
Содержание учебного материала
Учитель: Под преобразованием выражения понимаем замену выражения другим, тождественно равным ему. Рассмотрим приемы преобразований выражений.
Преобразование выражений: приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок, сокращение дробей
Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки, сокращать дроби, но в случае, когда выражения содержат квадратные корни. В этих преобразованиях мы будем применять свойства арифметического квадратного корня, и вам потребуются умение вносить множитель под знак корня и выносить множитель из-под знака корня.
Приведем примеры.
Пример 1. . Данное выражение имеет смысл при . Учитывая свойства корней, вынесем множители из – под знаков корня. Получим:
= = ===.
Пример 2. Упростим выражение .
Выполним упрощение с помощью формулы сокращенного умножения. Получим:
= = 4-х. ( при условии х.
Пример 3. Преобразуем выражение: .
Умножим каждый член первого выражения на каждый член второго выражения подобно произведению многочленов. Получим:
= = = 108-8 = 100.
С другой стороны, есть второй способ решения. Из первой скобки вынести общий множитель 4. Получим . Далее применим формулу разность квадратов: = 4(27-2) = 100.
Учитель: Рассмотрим пример сокращения дробей. Чтобы сократить дробь, в числителе и знаменателе которой содержатся квадратные корни, необходимо в зависимости от задания разложить числитель и (или знаменатель) на множители. Какие способы разложения на множители мы изучали?
Разложение на множители:
- вынесение общего множителя за скобки;
- способом группировки;
- с помощью формул сокращенного умножения.
Учитель: Чаще всего в данной теме встречается такие способы разложения на множители, в которых необходимо применение формул сокращенного умножения. Предлагаю самостоятельно выполнить разложение на множители в упражнении № 427 с последующей проверкой. Для наиболее продуктивной работы вам предложены карточки – «подсказки».
Ответы к упражнению № 427:
а) ; б) ; в) ; г) ,
д) , е) .
Учитель: Применим умение раскладывать на множители выражения, содержащие квадратные корни, при сокращении дробей.
Пример 4. Сократите дробь .
Представим , 5 = . Тогда числитель дроби можно разложить на множители, используя формулу разности квадратов. Получаем:
= = .
Пример 5. Сократите дробь .
Разложим на множители числитель дроби, используя формулу разности квадратов, и знаменатель дроби, используя формулу квадрата разности. Получаем:
.
4. Этап закрепления знаний о преобразовании выражений, содержащих квадратные корни – 14 мин
Задачи:
- закрепление знаний и умений учащихся, которые необходимы им выполнения тренировочных упражнений;
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда.
Содержание учебного материала
Учитель: Изучив новую тему, закрепим наши знания. Теперь выполняем задания по два человека у доски, остальные в тетради, номера из учебника:
№ 421 (а,в,) № 422 (а,в,г), № 423 (а,г,д), № 424 (а,г), № 429 (а,в,д).
Учащиеся: организуют свою деятельность по выполнению задания и оценивают правильность выполнения заданий.
Учитель: Контролирует правильность выполнения заданий.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению – 1 мин
Учитель: Дома вам необходимо выполнить практически задания: № 421 (б,д) № 422 (б,д), № 423 (б,е), № 424 (б,е), № 426 (б,ж), № 430 (б,д).
6. Этап подведения итогов урока. ( контроль, коррекция и оценка знаний, рефлексия) – 6 мин
ЦОР «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: упрощение выражений, выполнение действий, сокращение дробей».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b08a9146-f68c-43bb-a073-54c672f1e548/39.exe
Задачи:
- контроль ЗУН и анализ обнаруженных пробелов и ошибок и определение путей их устранения, формирование у учащихся навыков правильного воспроизведения своих ЗУН,
- всестороннее развитие логических способностей, развитие интеллектуальной сферы: развитие активность мышления и его самостоятельность, глубину, широту, систематичность, усовершенствование и развитие внимание, память, воображение и фантазию;
- формирование мировоззрение личности, нравственности и эстетической культуры;
- воспитание дисциплинированности, собранности требовательности к себе при организации рабочего труда учащегося;
- воспитание отношения к другим людям через такие качества, как терпимость, деликатность и доброжелательность при анализе ответов товарищей по классу.
Содержание учебного материала
Учитель: Приступаем к заключительному этапу нашего урока.
Проведем контроль над усвоением полученных вами знаний по изученной теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
Учащиеся: по желанию предлагается самостоятельно выполнить задания с использованием ЦОР по изученной теме в парах. Проверка осуществляется сразу после выполнения задания.
IV. Заключение
В открытом банке заданий по математике на сайте http://www.mathege.ru собрана коллекция прототипов заданий В7, которые необходимо использовать учителю в работе по подготовке учащихся к единому государственному экзамену. Данный банк заданий содержит прототипы всех подвидов заданий В7, что значительно облегчает задачу учителю в подборке материалов к уроку, особенно для учащихся 7 – 9 классов, поскольку им необходимо продемонстрировать не только умение выполнять преобразования с тригонометрическими и логарифмическими выражениями, но и со степенными и иррациональными выражениями. Чем раньше учитель обратит внимание на подготовку учащихся к ЕГЭ в основной школе, тем успешнее учащиеся продемонстрируют свои знания, умения, навыки на выпускном экзамене.
V. Список литературы:
1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класов в новой форме. Математика. 2011./Сост. Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А.Бунимович, Т.В.Колесникова, Л.О.Рослова./ ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2011. 2.ЕГЭ.Математика. Тематическая тетрадь. 11 класс./ И.В.Ященко, С.А.Шестаков, П.А.Захаров. –М.:МЦНМО, Издательство «Экзамен», 2010.
3.Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.:Интеллект-Центр, 2010.
4.ЕГЭ 2010. Математика: Сборник тренировочных работ/Высоцкий И.Р.. Захаров П.И. и др.-М.:МЦНМО, 2009.
5.ЕГЭ 2010. Математика. Типовые тестовые задания/под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко.- М: Издательсво «Экзамен», 2010.
6.Контрольно – измерительные материалы. Алгебра: 8 класс/ Сост. Л.И.Мартышова. – М.: ВАКО, 2011
7.Контрольно – измерительные материалы. Алгебра: 9 класс/ Сост. Л.И.Мартышова. – М.: ВАКО, 2011.
8.Ященко И.В, Шестаков С.А., Захаров П.И. Подготовка к ЕГЭ математике ГИА в 2011 году. Методические укзания.- М.: МЦНМО, 2009.
9. http://www.mathege.ru – Математика ЕГЭ 2011 (открытый банк заданий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике
Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике...
Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры
В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...
Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории
Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....
Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе
На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...
Программа для КПК учителей информатики "Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике"
Предлагается программа образовательнго учебного модуля для курсов повышения квалификации учителей информатики «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике». Отличие данного образовательно...
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...
Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию.
С введением ЕГЭ учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Эта работа была, естест...