Программа по основам информатики для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
рабочая программа по информатике и икт по теме

Скворцова Ольга Викторовна

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен боль­шинству учащихся, имеющих  двигательные нарушения и умственную отсталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_osnovam_informatiki.doc459 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Раменский муниципальный район

МС(К)ОУ Юровская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VI вида

«Согласовано»       Руководитель МО

школы-интерната


____________________  

Кракасевич М.М.    


«_____»__________________

«Согласовано »

Зам.директора по УВР



____________________

Минкина Л.Н.

 «_____»__________________                                                                                                      

    «Утверждаю»

Директор

школы-интерната


_____________________

   Сорокина В.Н.  


«_____»__________________                                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Основы информатики»

в 5-9  классах

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и

умственной отсталостью

Срок освоения 5 лет

                                                                                                                  

Программу разработал:

Скворцова Ольга Викторовна

2011год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………….3
  2.   Содержание учебного материала ……………………………….8
  3. Тематическое планирование…………………………………….13
  4. Учебно-методическое обеспечение……………………………..23
  5. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение. ……………………………………………………..24
  6. Требования к уровню подготовки учащихся……………………25
  7.  Оценка знаний учащихся………………………………………..28

1. Пояснительная записка.

Нормативная база:

  1. Приказ Министерства образования РФ об утверждении учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида №29/2065-п. от 10.04.2002г.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: Информатика, авторы программы: Семакин И.Г. и др.: Бином  2005г.

Цель курса:  

  1. Обеспечение социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями;
  2. создание условий для развития способностей детей с ограниченными возможностями, применяя для этого современные мультимедийные технологии;
  3. повышение информационной культуры учащихся;
  4. коррекционная цель, способствует развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также развитию  высших психических функций (памяти,  мышления,  внимания,  воображения).

Задачи курса:

  1. Усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером.
  2. Приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре.
  3. Использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.
  4. Выполнение операции с основными объектами операционной системы.
  5. Умение работать в программах  Microsoft Word, Microsoft Office Power Point, Excel.

       При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения: 

  1. Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений).
  2. Рациональное дозирование учебного материала.
  3. Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала.
  4. Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся).
  5. Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.).

Ожидаемый результат:

  1. Овладение основами компьютерной грамотности;
  2. Повышение уровня информационной культуры учащихся;
  3. Формирование у учащихся познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию и самообучению;
  4. Адаптация учащихся в современном мире.

      Учебный план.

 Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

1

34

6

1

34

7

1

34

8

1

34

9

1

34

     

Межпредметные  связи, преемственность: 

  1. косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала основы информатики используются аналогии, примеры из других областей;
  2. практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств информатики, тем самым происходит изучение основ информатики, но на том учебном материале, который интересен учащимся.

     Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися материала и более высокий уровень владения навыками по основам информатики.

     Особенности учебной деятельности детей:

        Основной особенностью учебной деятельности учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью  является  несформированность необходимых  предпосылок учебной деятельности, обусловленных в первую очередь нарушениями  опорно - двигательного аппарата и в сфере познавательных процессов. Несформированность двигательных навыков и умений – результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

Особенностью учебной деятельности учащихся с церебральным параличом и умственной отсталостью в значительной степени также определяются различными нарушениями речи: нарушения звукопроизносительной стороны, своеобразие развития лексико-грамматической стороны, трудности различения звуков речи на слух. Это проявляется  в непроизнесении отдельных звуков, или их искажении, замене. Тяжесть звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, ребенок во время речи производит отдельных вдохи, речь теряет плавность и выразительность, голос монотонный, немодулированный, часто с гнусавым оттенком. У некоторых детей наблюдаются насильственные движения в речевом аппарате, которые особенно ярко проявляются при устных ответах и вызывают неестественную улыбку, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Эти проявления в сочетании с усиленным слюнотечением, непонятной речью, неадекватной мимикой, насильственным смехом вызывают затруднения при выявлении степени усвоения программного материала и оценке знаний учащихся. При устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы учителя. Встречаются дети, которые не могут сразу ответить на заданный вопрос учителя, им требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются отвечать. Подготовка к ответу обусловлена определенной настройкой речевого аппарата (преодоление насильственных движений, настройка дыхания, произвольное подключение голоса).

          Своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи выявляется в том, что словарный запас ограничен, присутствует недостаточное понимание значений многих слов и понятий, часто встречаемых при прохождении программного материала. Это приводит к тому, что в устном ответе учащиеся пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитают отвечать отдельными словами.

          Для детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания. При таком состоянии дети допускают ряд  разнообразных ошибок, связанных с пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, недописыванием слов, предложений, о различением исходных по звучанию звуков. Такие учащиеся могут одни и те же задания в разное время выполнить на различном уровне, т.е. количество и качество их ошибок отличается непостоянством.

Одним из проявлений особенностей учебной деятельности учащихся с церебральным параличом является недостаточная сформированность контроля своих действий. Вот почему при выполнении заданий учащиеся часто не видят своих ошибок и не умеют проверять свои работы.

У большинства учащихся с церебральным параличом и умственной отсталостью  трудности  в обучении определяются недостаточностью зрительно-моторной координации, скованностью движения, которая проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками работы на компьютере.

Изменения, внесенные в содержание разделов учебного курса:

Программный материал "Основы информатики" расположен концентрически, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

             Используемые технологии, методы и формы работы:

  Обоснование выбора педагогических технологий, методов и форм обучения:

  1. Контингент учащихся:

   С нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, врождённые и приобретённые деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей) и лёгкая умственная отсталость.

  1. Особенности обучения данного контингента:

Обучение детей с НОДА и умственной отсталостью - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объём, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребёнка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального обучения; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального обучения; знанием психофизических особенностей детей этой категории.

         Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью характерны следующие психофизиологические особенности:

  1. Различные нарушения познавательной и речевой деятельности.
  2. У некоторых детей 20-25% снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различение звуковых частот, особенно высокой тональности. Нередко наблюдается недостаточность зрения, 20-30% - косоглазие. 20% - эпилептические припадки, системные неврозы (например, заикание). Для многих детей характерно наличие страхов, боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.
  3. Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения.
  4. Для большинства детей с церебральным параличом и умственной отсталостью характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.
  5. Своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).
  6. У детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений.

             Таким образом, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью – это дети с множественными нарушениями. Эти нарушения обнаруживаются в познавательной сфере деятельности, эмоционально-волевой сфере, в интеллектуальном развитии.

Технологии обучения:

Педагогические технологии

Результат использования

технологии

– Личностно-ориентированное обучение.

– Технологии игрового обучения.

– Технология уровневой дифференциации.

–  Здоровьесберегающие технологии.

– Информационно-коммуникативные технологии.

–  Групповые технологии.



- Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.

- Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.

-Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

 -Развитие творческих способностей. Самооценка собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности.

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа, работа с учебником)
  2. Наглядные
  3. Практические
  4. Видеометоды

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, которая осуществляется на уроке:

  1. Урок сообщение новых знаний
  2. Формирование и закрепление знаний, умений
  3. Обобщение и систематизация знаний
  4. Проверка и оценка знаний, умений и навыков
  5. Комбинированный урок

   

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен большинству учащихся, имеющих  двигательные нарушения и умственную отсталость.

2. Содержание учебного материала.

5 класс

Ознакомительный курс – 34 часа (1 раз в неделю)

        Информация и информационные процессы - 8ч. Знакомство с компьютерным классом. Изучение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Что умеет компьютер. Человек и компьютер.  Рабочий стол и приемы работы с мышью. Меню и кнопка «Пуск». Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Знакомимся с клавиатурой. Ввод информации в память компьютера. Мышь.

 Практическая работа№1  «Знакомство с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Работа с тренажёром клавиатуры». Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

         Простейшая технология работы с текстом – 6 ч. Встроенный текстовый редактор Блокнот. Знакомство с компьютерными меню. Встроенный текстовый редактор WordPad. Знакомство с компьютерными меню.

Практическая работа№3 «Набор и редактирование текста»

        Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» - 2ч. Калькулятор. Практическая работа№4 «Совместная работа приложений»

       Освоение графической среды Paint – 6ч. Встроенный графический редактор Paint. Задание. Сохранение и открытие сохранённого рисунка. Просмотр изображений. Рисование геометрических фигур. Задание. Эллипс и окружность. Построение с помощью клавиши Shift.Задание. Инструменты графического редактора. Кисть. Карандаш. Ластик. Инструменты графического редактора. Заливка. Аэрограф. Инструменты графического редактора. Текст. Инструменты графического редактора. Кривая линия.

Практическая работа №5 «Создание компьютерного рисунка»

         Редактирование рисунка – 7 ч. Редактирование рисунка. Работа с графическими фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Операции с графическим файлом. Вывод на печать.

        Игровые программы в среде Windows. – 2ч.        

Резерв-3ч

6 класс

Начальная подготовка – 34 часа (1 раз в неделю)

          Информация вокруг нас – 8 ч. 

Техника безопасности и организация рабочего места. Человек и информация. Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Приём и передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации.

            Компьютер для начинающих –5ч. 

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Как устроен компьютер. Рабочий стол. Программы и файлы. Основные элементы окна программы. Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажёром. Алфавитная и цифровая клавиатура»

Практическая работа№2 «Знакомство с компьютерным меню»

Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками (открывать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять)»;

 Обработка текстовой информации – 12ч.

Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word 2003.  Интерфейс программы. Ввод текста. Обработка текстовой информации.  Редактирование текста. Работа с фрагментами. Поиск информации. Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование символов, абзацев.

Практическая работа №4 «Основные приёмы ввода и редактирования»

Практическая работа №5 «Форматирование текста»

 Графический редактор Paint-5ч.

 Компьютерная графика.  Инструменты  графического редактора. Обработка графической информации.  

Практическая работа №7 «Работа с раскрасками»

Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»-1ч.

Игровые программы в среде Windows. – 2ч.

Резерв -1ч.

7 класс

Начальная подготовка – 34 часа (1 раз в неделю)

      Человек и информация – 3 ч. 

Техника безопасности и организация рабочего места. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.

        Компьютер и информация –5ч.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Этапы развития компьютерной техники. Файлы и папки. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Единицы измерения информации.

Практическая работа №1 « Работа с тренажёром клавиатуры»

         Обработка текстовой информации – 18ч.

Текстовый редактор Microsoft Office Word 2003. Элементы интерфейса текстового редактора. Ввод  текста. Сохранение текста.  Загрузка текста из файла. Редактирование текста (вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустой строки; разрезание и «склеивание» строк). Ввод и редактирование текста. Выделение, копирование, вырезание и вставка фрагмента текста. Форматирование символов (установка шрифта, размера, начертания и цвета символов). Форматирование абзацев. Форматирование текста.  Границы и заливка. Форматирование страницы. Нумерованные и маркированные списки.  Нумерация страниц. Вставка рисунка в документ. Создание надписей.

Практическая работа №2 «Ввод и редактирование текста»

Практическая работа №3 «Форматирование текста»

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

Практическая работа №6 «Пригласительный билет»

        

      Применение компьютера для работы со звуком и видео – 3ч. Стандартные средства мультимедиа. Windows Media. Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов. Загрузка и воспроизведение звуковых файлов. Загрузка и воспроизведение видеофайлов.

     Графический редактор Paint-1ч.        

Практическая работа №7  «Создание компьютерного рисунка»

Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» -1ч.

     Игровые программы в среде Windows -2ч.

Резерв -1ч.

8 класс

Основной курс – 34 часа (1 раз в неделю)

        Программное обеспечение компьютера -7ч. Понятие программы. Классификация программного обеспечения. Назначение операционной системы. Окна, меню, панель задач, папки «Рабочий стол» и «Корзина». Назначение файловой системы. Файл, папка, путь к файлу, размер файла. Программа проводник.

        Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word-8ч.

Текстовый редактор Word. Создание таблиц в текстовом редакторе. Оформление текста в виде таблиц. Редактирование таблиц. Форматирование таблиц.

Практическая работа №1 « Работа с тренажёром клавиатуры»

Практическая работа №2 «Создание и форматирование таблиц».

Практическая работа №3 «Моё расписание».

       Компьютерные презентации – 10ч. Программа Microsoft Office Power Point. Понятие компьютерной презентации. Элементы интерфейса программы создания презентации. Шаблоны и цветовые схемы. Добавление на слайд объектов. Вставка рисунков. Использование фигурного текста и автофигур.

Практическая работа №4 «Создание мультимедийной презентации»

Практическая работа№5 «Времена года».

Практическая работа № 6 «Скакалочка».

      Электронные таблицы. Microsoft Office Excel. – 8ч. Знакомство с Microsoft Office Excel. Первые шаги в Microsoft Excel. Объекты табличного процессора. Заполнение таблицы текстовыми и числовыми данными. Создание кроссворда. Создание  таблицы.

Практическая работа№7 «Работа с готовой ЭТ»

Резерв -1ч.

9 класс

Основной курс – 34 часа (1 раз в неделю)

        Технология обработки текстовых документов – 16ч.

Текстовый редактор Word.  Поиск и замена в тексте, проверка правописания. Параметры страницы.  Создание и форматирование таблиц.  Вставка объектов (художественного текста, рисунков). Создание текстовых эффектов, WordArt. Обобщающее повторение по теме.

Практическая работа №1 «Работа с готовой таблицей»

Практическая работа №2 «Создание и форматирование таблиц»

Практическая работа №3 «Создание логотипа»

Практическая работа №4 «Обработка текстовой информации»

         Электронные таблицы. Microsoft Office Excel- 7ч. Вспоминаем Microsoft Office Excel. Работа с текстом. Создание  таблицы. Автозаполнение. Диаграммы.  Печать листов.

Практическая работа №5 «Энергетическая ценность завтрака»

      Хранение и защита информации - 2 ч. Архивация данных.  Создание архивных файлов. Создание пароля. Антивирусные программы.

        Компьютерные презентации – 5ч. Понятие презентации. Программы для работы с презентациями. Режимы работы и интерфейс программы. Макет слайда. Размещение текстовых и графических объектов на слайде. Оформление слайда. Фон слайда. Настройка анимаций, вставка звуковых объектов. Демонстрация и управление показом презентации, сохранение презентаций.

Практическая работа №6 «Моя школа»

     Коммуникационные технологии  - 3ч. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет.  Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете. Поиск информации в Интернете. Работа с поисковыми системами Yandex, Rambler.

Практическая работа № 7. «Поиск информации в сети Интернет»

Резерв-1ч.

3. Тематическое планирование.

5 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1. Информация

8

1

Инструктаж по технике безопасности.   Человек и компьютер.

1

2

Рабочий стол и приемы работы с мышью

1

3

Как устроен компьютер.

1

4

Ввод информации в память компьютера.

1

5

Клавиатура. Практическая работа№1  «Знакомство с клавиатурой.

1

6-7

Практическая работа №2 «Работа с тренажёром клавиатуры»

2

8

Контрольная работа№1 «Информация»

1

2. Простейшая технология работы с текстом

6

9-10

Блокнот.

Практическая работа№3 «Набор и редактирование текста»

2

11

Строка меню

1

12-13

Встроенный текстовый редактор WordPad.

2

14

Строка меню

1

3.Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»

2

15

Калькулятор

1

16

Практическая работа№4 «Совместная работа приложений»

1

4.Освоение графической среды Paint

6

17

Paint. Возможности и назначение

1

18

Рисование геометрических фигур.

1

19

Инструменты графического редактора

1

20

Инструменты графического редактора. Текст.

1

21

Практическая работа №5 «Создание компьютерного рисунка». Просмотр изображений.

1

22

Контрольная работа №2 «Графический редактор Paint»

1

23-24

Игровые программы в среде Windows

2

5.Редактирование рисунка

7

25

Редактирование рисунка.

1

26

Работа с графическими фрагментами.

1

27

Сборка рисунка из деталей

1

28

Операции с графическим файлом.

1

29-30

Практическая работа №6 «Создание и редактирование рисунка». Вывод на печать

2

31

32-34

Контрольная работа №3 «Системная среда Windows»

Резерв -3ч

1

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

1. Информация

8

2

1

2. Простейшая технология работы с текстом.

6

1

3. Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»

2

1

1

4. Освоение графической среды Paint

6

1

1

5. Редактирование рисунка

7

1

1

Игровые программы в среде Windows

2

Резерв

3

6 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1. Информация вокруг нас

8

1

Инструктаж по технике безопасности. Человек и информация.

1

2

Действия с информацией.

1

3

Хранение информации

1

4

Носители информации

1

5

Приём и передача информации

1

6

Кодирование информации

1

7

Формы представления информации

1

8

Контрольная работа: «Информация вокруг нас»

1

 2.Компьютер для начинающих

5

9

Как устроен компьютер

1

10

Рабочий стол. Практическая работа №1 «Работа с тренажёром клавиатуры»

1

11

Программы и файлы

1

12

Практическая работа №2 «Знакомство с компьютерным меню»

1

13

Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками»

1

3.Обработка текстовой информации

12

14

Знакомство с текстовым редактором Microsoft Office Word 2003

1

15

Интерфейс программы

1

16

Ввод и редактирования текста

1

17-18

Практическая работа №4 «Основные приёмы ввода и редактирования»

2

19-20

Работа с фрагментами текста

2

21

Форматирование символов

1

22

Форматирование абзацев

1

23-24

Практическая работа №5 «Форматирование текста»

2

25

Контрольная работа «Обработка текстовой информации»

1

4.Графический редактор Paint

5

26

Элементы интерфейса графического редактора Paint

1

27-28

Практическая работа №5 «Работа с раскрасками»

2

29-30

Практическая работа №6  «Создание компьютерного рисунка»

2

31

Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»

1

32-33

Игровые программы в среде Windows

2

34

Резерв

1

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

1.  Информация вокруг нас

8

1

2.  Компьютер для начинающих

5

3

3. Обработка текстовой информации

12

2

1

4. Графический редактор Paint

5

2

Калькулятор

1

 Игровые программы в среде Windows

2

Резерв

1

7 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1. Человек и информация

3

1

Инструктаж по технике безопасности. Роль информации в жизни людей

1

2

Информация и знания

1

3

Чувственное познание мира

1

2.Компьютер и информация

5

4

Компьютер - универсальная информационная машина.

1

5

История возникновения ЭВМ

1

6

Файлы и папки. Практическая работа №1 « Работа с тренажёром клавиатуры»

1

7

Единицы измерения информации

1

8

Контрольная работа «Измерение информации»

1

3.Обработка текстовой информации

18

9

Текстовый редактор Microsoft Office Word 2003

1

10

Загрузка текста из файла. Сохранение текста.

1

11-12

Практическая работа №2 «Ввод и редактирование текста»

2

13

Работа с фрагментом текста

1

14

Форматирование страницы

1

15-16

Границы и заливка. Практическая работа №3 «Форматирование текста»

2

17

Нумерованные списки.

1

18

Практическая работа №4 «Создание нумерованного списка»

1

19

Маркированные списки.

1

20

Практическая работа №5 «Создание маркированного списка»

1

21

Нумерация страниц

1

22

Вставка рисунка в документ

1

23

Создание надписей

1

24-25

Практическая работа №6 «Пригласительный билет»

2

26

Контрольная работа «Текстовый редактор Word»

1

4.Применение компьютера для работы со звуком и видео

3

27

Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов

1

28

Загрузка и воспроизведение звуковых файлов

1

29

Загрузка и воспроизведение видеофайлов

1

5.Графический редактор Paint

1

30

Практическая работа №7  «Создание компьютерного рисунка»

1

31

Вычисления с помощью приложения «Калькулятор»

1

32-33

Игровые программы в среде Windows

2

34

Резерв

1

        

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

1. Человек и информация

3

2. Компьютер и информация

5

1

1

3. Обработка текстовой информации

18

5

1

4. Применение компьютера для работы со звуком и видео

3

2

5. Графический редактор Paint

1

1

Калькулятор

1

Игровые программы в среде Windows

2

Резерв

1

8 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1.Программное обеспечение компьютера

7

1

Понятие программы. Классификация программного обеспечения

1

2

Назначение операционной системы

1

3

Графический пользовательский интерфейс

1

4

Представление о файле

1

5

Представление о папке

1

6

Программа проводник

1

7

Контрольная работа «Программное обеспечение компьютера»

1

2. Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word

8

8

Текстовый редактор Word.  Практическая работа №1 «Работа с тренажёром клавиатуры»

1

9

Создание таблиц в текстовом редакторе

1

10

Оформление текста в виде таблиц

1

11

Редактирование таблиц

1

12

Форматирование таблиц

1

13

Практическая работа №2 «Создание и форматирование таблиц»

1

14-15

Практическая работа №3 «Моё расписание»

2

3.Компьютерные презентации

10

16

Понятие компьютерной презентации

1

17

Знакомство с программой PowerPoint

1

18

Интерфейс программы.

1

19

Шаблоны и цветовые схемы

1

20

Добавление на слайд объектов

1

21

Практическая работа №4 «Создание мультимедийной презентации»

1

22

Использование фигурного текста и автофигур

1

23

Практическая работа №5 «Времена года»

1

24-25

Практическая работа №6 «Скакалочка»

2

4.Электронные таблицы. Microsoft Office Excel

8

26

Знакомство с  табличным процессором  Excel

1

27

Объекты табличного процессора

1

28

Заполнение таблицы текстовыми и числовыми данными

1

29

Создание таблицы

1

30-31

Создание кроссворда

2

32

Практическая работа№7: «Работа с готовой ЭТ»

1

33

Контрольная работа: « Табличный процессор Excel»

1

34

Резерв

1

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

1. Программное обеспечение компьютера

7

1

2. Обработка текстовой информации. Текстовый редактор Word

8

3

3. Компьютерные презентации

10

3

4. Электронные таблицы. Microsoft Office Excel

8

1

1

Резерв

1

9 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1.Технология обработки текстовых документов

16

1

Инструктаж по технике безопасности.   Текстовый редактор Word.  

1

2

Параметры страницы

1

3

Поиск и замена в тексте, проверка правописания.

1

4

Создание таблиц в текстовом редакторе

1

5

Редактирование таблиц

1

6

Форматирование таблиц

1

7

Практическая работа №1 «Работа с готовой таблицей»

1

8-9

Практическая работа №2 «Создание и форматирование таблиц»

2

10

Вставка объектов

1

11

Создание текстовых эффектов, WordArt

1

12-13

Практическая работа №3 «Создание логотипа»

2

14-15

Практическая работа №4 «Обработка текстовой информации»

2

16

Контрольная работа «Текстовый редактор Word».  

1

2.Электронные таблицы. Microsoft Office Excel

7

17

Табличным процессором  Excel. Автозаполнение

1

18

Создание  таблицы. Печать листов.

1

19-20

Построение диаграмм

2

21-22

Практическая работа №5 «Энергетическая ценность завтрака»

2

23

Контрольная работа: «Табличным процессором  Excel»

1

3.Хранение и защита информации

2

24

Создание архивных файлов. Создания пароля

1

25

Антивирусные программы

1

4.Компьютерные презентации

5

26

Программа PowerPoint.

1

27

Настройка анимаций

1

28

Вставка звуковых объектов

1

29-30

Практическая работа №6 «Моя школа»

2

5.Коммуникационные технологии  

3

31

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет

1

32

Электронная почта

1

33

Всемирная паутина.  Практическая работа № 7. «Поиск информации в сети Интернет»

1

34

Резерв

1

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

1. Технология обработки текстовых документов

16

4

1

2. Электронные таблицы. Microsoft Office Excel

7

1

3. Хранение и защита информации

2

4. Компьютерные презентации

5

1

5. Коммуникационные технологии  

3

1

Резерв

1

4. Учебно-методическое обеспечение.

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

Учебники, учебные пособия.

1.

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы.

Семакин И.Г. и др.

Бином

2005

2.

Информатика: учебник для 5 класса

Босова Л.Л.

Бином

2010

3.

Информатика: учебник для 6 класса

Босова Л.Л.

Бином

2010

4.

Информатика и ИКТ. учебник. Начальный уровень

Макарова Н.В.

СПб.: Питер

2010

5.

Информатика и ИКТ. учебник. 8-9 класс

Макарова Н.В.

СПб.: Питер

2010

5. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

№ п/п

Наименование

Кол-во

Кабинет информатики

1.

Столы ученические

6

2.

Стулья ученические

12

3.

Стол учительский

1

4.

Компьютерный стул (учительский)

1

5.

Столы компьютерные

9

6.

Стулья мягкие (для компьютера)

9

7.

Магнитная доска

1

8.

Системный блок

9

9.

Монитор

9

10

Клавиатура

9

11.

Мышь

9

12.

Колонки

9

13.

Проектор

1

14.

Интерактивная доска

1

15.

Видеокамера

1

16.

Фотоаппарат

1

17.

Плакаты и таблицы по информатике и ИКТ

18.

Принтер, сканер, ксерокс

1

19.

Программные средства:

  1. Операционная система – Windows XP.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  8. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  9. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

20.

Видеоматериалы

6. Требования к уровню подготовки учащихся.

5 класс

Учащиеся должны знать:

  1. основные требования при работе на компьютере;
  2. правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;
  3. назначение основных устройств компьютера;
  4. понятие графического интерфейса, окна и объекта в системной среде Windows;
  5. технологию работы с клавиатурой и мышью;
  6. назначение программы Калькулятор;
  7. технологию работы с несколькими документами одновременно;
  8. основные правила набора текста;
  9. основные операции набора текста;
  10. возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
  11. технологию создания и редактирования рисунка.

Учащиеся должны уметь:

  1. запускать программы из меню Пуск операционной системы Windows и завершать работу с ней;
  2. осуществлять вход-выход в игровых программах;
  3. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  4. применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  5. применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  6. выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  7. изменять размеры и расположение окна.

6 класс

Учащиеся должны знать:

  1. понятие о компьютере как информационной машины;
  2. о требованиях к организации компьютерного рабочего места и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  3. основные блоки персонального компьютера и назначение
    его основных устройств;
  4. расширения текстовых файлов;
  5. понимать, правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  6. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  7. назначение программы Калькулятор;
  8. возможности графического редактора и назначение управляющих элементов.

Учащиеся должны уметь:

  1.  работать в программе Paint;
  2. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  3. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  4. запускать программы из меню Пуск;

5)открывать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять файлы и папки;

6) применять текстовый редактор для набора, редактирования  и  форматирования простейших текстов;

7)применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

8)выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

7 класс

Учащиеся должны знать:

  1.  требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  2. расширения текстовых, графических, звуковых, видео- файлов;
  3. этапы развития компьютерной техники;
  4. назначение программы Калькулятор;
  5. возможности графического редактора и назначение управляющих элементов.

Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять основные операции в текстовом редакторе;
  2. работать с клавиатурным тренажёром;
  3. работать со стандартными средствами  мультимедиа;
  4. применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  5. выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

8 класс

Учащиеся должны знать:

  1. классификацию программного обеспечения;
  2. требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  3. расширения текстовых, графических, звуковых, видео- файлов.

Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять основные операции в текстовом редакторе;
  2. создавать таблицы в текстовом редакторе;
  3. работать с клавиатурным тренажёром;
  4. создавать таблицы в программе Excel;
  5. создавать простейшие мультимедийные презентации;
  6. изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  7. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера.

9 класс

Учащиеся должны знать:

  1.  требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  2. о локальных и глобальных компьютерных сетях Интернета;
  3. состав и назначение основных и дополнительных устройств современных компьютеров;
  4. назначение операционной системы;
  5. расширения текстовых, графических, звуковых, видео- файлов;
  6. устройства ввода и вывода информации;
  7. назначение программы Калькулятор;
  8. возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
  9. виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него;
  10. способы архивации информации.

Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  2.  работать в программах Microsoft Word, Microsoft Office Power Point, Excel;
  3. применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  4. применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  5. осуществлять поиск информации в интернете;
  6. отправлять и получать почту.

7. Оценка знаний учащихся.

          Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами.  Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса основ информатики в целом.

             Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, самостоятельными, тестовыми заданиями и практическими работами.

В каждом классе есть часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Для самостоятельного выполнения этим ученикам  предлагаются облегченные варианты заданий.

№ п/п

Форма оценки

Периодичность

(срок проведения)

1

Устный опрос

Согласно плану урока

2

Практическая работа

Согласно календарно-тематическому плану

3

Самостоятельная работа

Согласно плану урока

4

Контрольная работа

Согласно календарно-тематическому плану

5

Тест

Согласно плану урока

Характеристика формы оценки:

Устный опрос.

     Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях.

    Учитывая данные особенности учебной деятельности учащихся с НОДА и умственной отсталостью,  устный опрос позволяет опросить небольшую часть детей, поэтому допускается опрос проводить с использованием других методов (например, в виде теста).

Практическая работа.

         В связи с нарушением двигательных функций: наличие насильственных движений (гиперкинезы), нарушение мышечного тона (спастичность,  дистония), ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи) одной из рук,  тремор рук, который затрудняет выполнение произвольных действий, для таких учащихся допустима значительная помощь учителя при проведении практических работ. Учитывая двигательные, пространственные, зрительные нарушения, замедленность темпа работы, практические работы могут выполняться отдельными учащимися не в полном объёме, оценка при этом не снижается или задания могут заменяться на посильные для учащихся.

Контрольная (самостоятельная) работа.

      Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой.

       При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:

  1. неправильное написание строк,
  2. выпадение элементов букв, цифр, знаков или их незаконченность, дополнения элементов цифр, знаков и т.д.
  3. повторение отдельных элементов за счёт насильственных движений,
  4. специфические ошибки для данной группы учащихся (консультация с логопедом).

Тест.

       Тесты применяются после каждой изученной темы или раздела для определения учителем пробелов в знаниях учащихся. Выполняя тестовые задания, учащийся имеет возможность продемонстрировать имеющие у него знания, быть оцененным в соответствии с его особенностями.

Виды тестовых заданий:

  1. задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных;
  2.  задания с требуемым текстовым заполнением;
  3. задания на установление соответствия.

Критерии оценки:        

При устном опросе

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  1. правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
  1. допускает единичные ошибки.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  1. допускает неточности  в формулировках, определений, понятий, научных терминов  и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе:

  1. обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса основ информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2.  испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, общепринятых символов обозначения величин, единиц их измерения;
  3. отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя;
  4. не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  1. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  2. имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов;
  3. при ответе  допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» учащимся не ставится.

Оценка практических работ.

При работе на компьютере учитывается:

  1. Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
  2. Умения выбирать и загружать нужную программу.
  3. Умения работать с клавиатурой и манипулятором «мышь».
  4. Умения выполнять основные операции управления файлами.
  5. Умения выполнять основные операции в изученных программах.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  1. выполнил работу в полном объеме с   соблюдением    необходимой последовательности действий или выполнена большая часть работы (свыше 65%);
  2. соблюдает требования правил техники безопасности;
  3.  правильно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики и вычисления;
  4. получил правильный результат.

Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но:

  1. при выполнении работы обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
  2.  правильно выполнена работа (50%-65%);

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  1. выполнил работу не полностью (не менее 30%),  но владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи;
  2. в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся

  1. выполнил работу не полностью, допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ;
  2. не выполнил значительную часть работы. 

Оценка «1» учащимся не ставится.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя 65% и более

отлично

Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя 50-65%%

хорошо

  1. Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя 30-50%%
  2. Правильно выполнил с использованием необходимой литературы 50-70%%

удовлетворительно

  1. Правильно выполнил менее 30%

неудовлетворительно

При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:

Оценка«5» ставится, если учащийся:

  1. выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей учащегося;
  2. допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку,  с учётом специфических ошибок для данной группы учащихся. 

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  1. правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %);
  2. допустил 2-3 ошибки

Оценка «3» ставится, если учащийся:        

  1. выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя   правильно (30%-50%);
  2. выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой литературы.

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Оценка «1» учащимся не ставится.

Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу ребёнка.

           В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний  и умений. Поэтому нормы оценок учащихся  носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не  только уровень знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне ближайшего развития.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по физике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по физике, который доступен боль­шинству учащихся, имеющих  двигательные нарушения....

Программа по математике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

Математика в специальной (коррекционной) школе  является одним из основных учебных предметов. Цель - подготовить учащихся  с нарушением опорно-двиг...

Программа по информатике и ИКТ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировани...

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 8 класс

  Рабочая программа учебного курса химии  для 8 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соотв...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 9 класс

  Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответству...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...