Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия. 8 класс». О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 18-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2013г. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Часть теоретического материала курса химии для основной школы рассматривается на втором году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения об изменениях, происходящих с веществами, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации, о растворении как физико-химическом процессе, растворах и свойствах растворов электролитов.
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом и втором году обучения.
В Дмитровском детском доме - интернате для детей с физическими недостатками обучение продолжается 12 лет.
Программа курса составлена с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей имеющих физические недостатки. Основной задачей системы обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их в общественно-полезную деятельность. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, менее развитая скорость письма, у некоторых детей замедленное восприятие, невнятная речь). Поэтому, учитывая индивидуальные особенности и возможности детей, методы обучения и оценка знаний индивидуальны.
Для того чтобы учащиеся лучше могли усвоить материал, который им позволит не просто воспроизводить полученные знания, а активно использовать их для решения реальных жизненных проблем, курс химии 8 класса разделен на 2 года обучения и изучается в 8 и 9 классах. Из рабочей программы для таких детей исключены: лабораторные опыты, практикум, экскурсии и некоторые демонстрационные опыты, соответственно увеличено количество часов на изучение тем; программа дополнена темой «Важнейшие типы расчетных задач».
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Формой контроля выступают дифференцированные работы (самостоятельные и контрольные), индивидуальные работы по карточкам и устный опрос (собеседование), тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
at_r.pr_.9kl.docx | 98.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБСУ СО МО «Дмитровский детский дом – интернат для детей с физическими недостатками»
Рабочая программа по химии
на 2016/2017 учебный год
Базовый уровень
(УМК О.С. Габриеляна)
Класс: 9
Программу составил: Бордаков Виктор Георгиевич
(Кандидат химических наук)
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)
Плановых контрольных уроков 5
Рабочая программа курса составлена на основе программы:
О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010г.).
Учебник: «Химия. 8 класс» О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2013г.
г. Дмитров 2016 год
Содержание
- Пояснительная записка.
- Содержание учебной программы.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Календарно-тематический план.
- Учебно-методическое обеспечение программы.
- Контрольные параметры оценки достижений учащимися по предмету.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
- Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету.
- Тексты контрольных работ.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия. 8 класс». О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 18-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2013г. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Часть теоретического материала курса химии для основной школы рассматривается на втором году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения об изменениях, происходящих с веществами, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации, о растворении как физико-химическом процессе, растворах и свойствах растворов электролитов.
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом и втором году обучения.
В Дмитровском детском доме - интернате для детей с физическими недостатками обучение продолжается 12 лет.
Программа курса составлена с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей имеющих физические недостатки. Основной задачей системы обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их в общественно-полезную деятельность. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, менее развитая скорость письма, у некоторых детей замедленное восприятие, невнятная речь). Поэтому, учитывая индивидуальные особенности и возможности детей, методы обучения и оценка знаний индивидуальны.
Для того чтобы учащиеся лучше могли усвоить материал, который им позволит не просто воспроизводить полученные знания, а активно использовать их для решения реальных жизненных проблем, курс химии 8 класса разделен на 2 года обучения и изучается в 8 и 9 классах. Из рабочей программы для таких детей исключены: лабораторные опыты, практикум, экскурсии и некоторые демонстрационные опыты, соответственно увеличено количество часов на изучение тем; программа дополнена темой «Важнейшие типы расчетных задач».
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Формой контроля выступают дифференцированные работы (самостоятельные и контрольные), индивидуальные работы по карточкам и устный опрос (собеседование), тестирование.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
- Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.
- Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Содержание курса
Повторение основных вопросов курса 8 класса (7часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, летучие водородные соединения. Основания. Кислоты. Соли как производные кислот и оснований. Растворимость солей в воде. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
ТЕМА 4 Изменения, происходящие с веществами (19 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации.
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 5 Простейшие операции с веществом (4ч)
Правила техники безопасности Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Анализ почвы и воды. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 6 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (26 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
ТЕМА 7 Обобщение знаний по химии за курс 9 класса (5 часов)
Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.
ТЕМА 8 Важнейшие типы расчетных задач (7 часов)
Расчетные задачи. Вывод химических формул. Расчеты по химическим формулам. Расчеты с использованием понятия «моль». Расчеты, связанные с определением массовых долей растворенных веществ. Расчеты, связанные с применением закона Авогадро. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Требования к уровню подготовки
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства.
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Повторение основных вопросов курса 8 класса – 7 часов
Учащиеся должны знать
химические понятия: химический элемент, атом, вещество, классификация веществ; основные законы химии: Периодический закон.
Уметь называть: химические элементы по их символам; соединения изученных классов; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 19 часов
Учащиеся должны знать
Способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».
Уметь Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
Тема 5. Простейшие операции с веществом – 4 часа
Учащиеся должны знать
правила техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием.
Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, различной химической посудой.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 26 час
Учащиеся должны знать
определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей, определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.
Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс 9 класса – 5 часов
Учащиеся должны знать
Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.
Уметь применять полученные знания и умения при характеристике ОВР. Составлять уравнения ОВР, используя метод электронного баланса. Определять окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление.
Тема 8. Важнейшие типы расчетных задач – 7 часов
Учащиеся должны знать
определения закона сохранения массы веществ, составлять химические уравнения.
Уметь проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля»; связанные с применением закона Авогадро; по термохимическим уравнениям.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса обучения химии
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) 9 класс.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010г.
- О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013.
- О.С.Габриелян, А. В. Яшукова «Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса». – М.: Дрофа, 2011
- О.С.Габриелян, А. В. Яшукова Химия 8-9 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004
Формы и виды контроля достижений учащихся
- дифференцированные контрольные работы
- терминологические диктанты
- индивидуальные работы по карточкам
- самостоятельные работы
- устный опрос
Контрольные работы.
1. Текущий контроль «Входная за 8 класс».
2. Текущий контроль «Изменения, происходящие с веществами».
3. Текущий контроль «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Входной контроль знаний.
Промежуточный контроль знаний за 1полугодие.
Итоговый контроль знаний.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Контрольные работы | |
1 | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 7 | К.р. №1 | (С.р.) Входной контроль знаний |
2 | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. | 19 | К.р. №2 | |
3 | Тема 5. Простейшие операции с веществом. | 4 | Промежуточный контроль знаний за 1полугодие. | |
4 | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 26 | К.р. №3 | |
5 | Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс 9 класса. | 5 | Итоговый контроль знаний | |
6 | Тема 8. Важнейшие типы расчетных задач. | 7 | ||
Итого | 68 часов | 3 | 2 |
Календарно – тематическое планирование учебного материала (68 часов, 2 часа в неделю) УМК О.С.Габриеляна | |||||
№ п/п | № уро-ка | Дата план/факт | Наименование разделов, тем уроков | Изучаемые вопросы | Домашнее задание |
Повторение основных вопросов курса 8 класса (7 часов) | |||||
1 | 1 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделее-ва в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. | В тетради упр. | |
2 | 2 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Входной контроль знаний. | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). | В тетради упр. | |
3 | 3 | Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, летучие водородные соединения. | Составление формул, их называния. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений. | В тетради упр. | |
4 | 4 | Основания. Кислоты. | Состав и названия оснований и кислот, их классификация. Расчеты по формулам оснований и кислот. Индикаторы. | В тетради упр. | |
5 | 5 | Соли как производные кислот и оснований. Растворимость солей в воде. | Состав и названия солей. Расчеты по формулам солей. | В тетради упр. | |
6 | 6 | Виды химических связей и типы кристалли-ческих решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Понятие о химической связи и типах кристаллических решеток. | В тетради упр.; таблица | |
7 | 7 | Контрольная работа №1. «Входная за 8 класс». | Урок контроля знаний, умений, навыков. Дифференцированные карточки. | ||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (19 часов) | |||||
8 | 1 | Физические явления в химии. | Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти. | §25,с.129-131, упр.1 | |
9 | 2 | Способы очистки веществ. | Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. | §25,с.131-135, упр.3,6 | |
10 | 3 | Химические реакции. | Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Условия и признаки протекания химических реакций. Реакция горения. | §26,с.135-136, упр.1 | |
11 | 4 | Химические реакции. | Условия и признаки протекания химических реакций. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях. | §26,с.136-139, упр.4,6 | |
12 | 5 | Закон сохранения массы веществ. | Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Значение закона сохранения массы веществ. | §27,с.139-141 | |
13 | 6 | Химические уравнения. | Понятие о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | §27,с.141-146, упр.1,4 | |
14 | 7 | Реакции разложения. | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Сущность реакций разложения. Составление уравнений реакций. | §29,с.150-156, упр.6 | |
15 | 8 | Реакции соединения. | Сущность реакций соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Составление уравнений реакций. | §30,с.156-160, упр.4,8 | |
16 | 9 | Упражнения в составлении реакций разложения и соединения. | Составление уравнений реакций. | Упр.4,с.155; 1,с.159 | |
17 | 10 | Реакции замещения. | Сущность реакций замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Составление уравнений реакций. | §31,с.160-164, упр.1 | |
18 | 11 | Реакции обмена. | Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. | §32,с.164-168, упр.1,2 | |
19 | 12 | Упражнения в составлении реакций замещения и обмена. | Составление уравнений реакций. | Упр.2,с.164; 3,с.168 | |
20 | 13 | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. | §28,с.146-150, упр.1 | |
21 | 14 | Расчеты по химическим уравнениям. | Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. | §28,с.146-150, упр.3 | |
22 | 15 | Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения). Электролиз. Фотосинтез. | Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». | §33,с.168-171, упр.1 | |
23 | 16 | Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции замещения и обмена). Гидролиз. | Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). | §33,с.171-173, упр.3 | |
24 | 17 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | Решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе. | Повторить §25-33 | |
25 | 18 | Контрольная работа №2 по теме «Изменения, происходящие с веществами». | Урок контроля знаний, умений, навыков. Дифференцированные карточки. | ||
26 | 19 | Анализ контрольной работы №2. | |||
Тема 5. Простейшие операции с веществом (4 часа) | |||||
27 | 1 | ПТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием (демонстрация). | Правила техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием. | с.174-176, 177-180 | |
28 | 2 | Анализ почвы и воды (демонстрация). | Механический и химический состав почвы и воды. | с.181-182 | |
29 | 3 | Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе (демонстрация). | Массовая доля и ее вычисление. | с.185 Подготовиться к п.к.з. | |
30 | 4 | Промежуточный контроль знаний за 1полугодие. | Проверка знаний и умений полученных в первом полугодии. | ||
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (26 часов) | |||||
31 | 1 | Растворение как физико-химический процесс. | Растворы. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Тепловые явления при растворении. | §34,с.186-188, упр.1 | |
32 | 2 | Растворимость. Типы растворов. | Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Различная растворимость веществ в воде. | §34,с.188-190, упр.2 | |
33 | 3 | Значение растворов для природы и сельского хозяйства. | Растворы, их значение. | §34,с.190-192, упр.4,6 | |
34 | 4 | Электролитическая диссоциация. | Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. | §35,с.193-197, упр.1 | |
35 | 5 | Электролитическая диссоциация. | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | §35,с.197-198, упр.2 | |
36 | 6 | Основные положения теории электролити-ческой диссоциации (ТЭД). | Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные), по заряду (катионы и анионы), по наличию водной оболочки (гидратированные и негидратированные). Основные положения ТЭД. | §36,с.198-200, упр.1,2 | |
37 | 7 | Упражнения в составлении ЭД кислот, оснований и солей. | Уравнения электролитической диссоциации различных веществ. | §36,с.201-203, упр.3 | |
38 | 8 | Ионные уравнения реакций. | Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости. | §37,с.203-209, упр.4 | |
39 | 9 | Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов, их диссоциация. Классифика-ция кислот по различным признакам. | §38,с.209-210, упр.1 | |
40 | 10 | Кислоты в свете ТЭД. Типичные реакции кислот. | Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напря-жений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы раствори-мости для характеристики химических свойств кислот. | §38,с.211-214, упр.2,3 | |
41 | 11 | Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов, их диссоциация. Классифи-кация оснований по различным признакам. | §39,с.214-215, упр.1,2 | |
42 | 12 | Основания в свете ТЭД. Типичные реакции оснований. | Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. | §39,с.215-218, упр.3 | |
43 | 13 | Оксиды, их классификация и свойства. | Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобра-зующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | §40,с.218-219, упр.1,2 | |
44 | 14 | Оксиды. Типичные реакции основных и кислотных оксидов. | §40,с.219-221, упр.3 | ||
45 | 15 | Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства. | Определение солей как электролитов, их диссоциация. | §41,с.222-223, упр.1 | |
46 | 16 | Соли в свете ТЭД. Типичные реакции средних солей. | Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. | §41,с.223-226, упр.2 | |
47 | 17 | Генетическая связь между классами неорга-нических соединений. Генетические ряды металлов. | Понятие о генетической связи и генетических рядов металлов. | §42,с.226-227, упр.2(а) | |
48 | 18 | Генетическая связь между классами неорга-нических соединений. Генетические ряды неметаллов. | Понятие о генетической связи и генетических рядов неметаллов. | §42,с.227-229, упр. 2(б), 5 | |
49 | 19 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений и выполнение упражнений этого плана и на генетическую связь. Подготовка к контрольной работе. | Повторить §34-42 Подгот. к к.р. | |
50 | 20 | Контрольная работа №3 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства раство-ров электролитов». | Урок контроля знаний, умений, навыков. Дифференцированные карточки. | ||
51 | 21 | Анализ контрольной работы №3. | |||
52 | 22 | Классификация химических реакций. | Различные признаки классификации химических реакций. | Схема в тетр. | |
53 | 23 | Окислительно-восстановительные реакции. | Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. Понятие об окислителе и восстановителе, окислении и восстановлении. | §43,с.229-232, упр.1 | |
54 | 24 | Характеристика свойств кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей с т.з. ЭД. | Характеристика свойств веществ с точки зрения ЭД. | Таблица | |
55 | 25 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | §43,с.232-255, упр.3 | |
56 | 26 | Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | Упр.4,с.255 | |
Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс 9 класса (5 часов) | |||||
57 | 1 | Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций. | Характеристика свойств простых веществ металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ОВР. | Повторить §43 | |
58 | 2 | Обобщение и систематизация знаний по изученным темам. | Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по изученным темам. | Упр. в тетр. | |
59 | 3 | Обобщение и повторение курса химии 9 класса. | Решение задач и упражнений. Подготовка к итоговой контрольной работе. | Подготовка к и.к.р. | |
60 | 4 | Итоговый контроль знаний. | Урок итогового контроля знаний. Дифференцированные карточки. | ||
61 | 5 | Анализ итоговой контрольной работы. | |||
Тема 8. Важнейшие типы расчетных задач (7 часов) | |||||
62 | 1 | Вывод химических формул. | Решение расчетных задач. Вывод химических формул. | Задачи в тетр. | |
63 | 2 | Расчеты по химическим формулам. | Решение расчетных задач. Расчеты по химическим формулам. | Задачи в тетр. | |
64 | 3 | Расчеты с использованием понятия «моль». | Решение расчетных задач. Расчеты с использованием понятия «моль». | Задачи в тетр. | |
65 | 4 | Расчеты, связанные с определением массовых долей растворенных веществ. | Решение расчетных задач. Расчеты, связанные с определением массовых долей растворенных веществ. | Задачи в тетр. | |
66 | 5 | Расчеты, связанные с применением закона Авогадро. | Решение расчетных задач. Расчеты, связанные с применением закона Авогадро. | Задачи в тетр. | |
67 | 6 | Расчеты по термохимическим уравнениям. | Решение расчетных задач. Расчеты по термохимическим уравнениям. | Задачи в тетр. | |
68 | 7 | Самостоятельная работа по теме «Важнейшие типы расчетных задач». | Решение задач по индивидуальным карточкам. |
Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих
материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах. Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов.
Химические реактивы и материалы не могут использоваться, в связи со спецификой данного учебного учреждения.
Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода, железа, меди, магния.
Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.
Экранно-звуковые средства обучения. Экранно-звуковые пособия делятся на три большие группы: статичные, квазидинамичные и динамичные. Статичными экранно-звуковыми средствами обучения являются диафильмы, диапозитивы (слайды), единичные транспаранты для графопроектора. Серии транспарантов позволяют имитировать движение путем последовательного наложения одного транспаранта на другой. Такие серии относят к квазидинамичным экранным пособиям. Динамичными экранно-звуковыми пособиями являются произведения кинематографа: документального, хроникального, мультипликационного. К этой же группе относятся экранно-звуковые средства обучения, для предъявления информации которых необходима компьютерная техника.
Контрольные параметры оценки достижений учащимися по предмету
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Так как программа курса химии составлена с учетом особенностей детей, имеющих заболевания связанные с опорно-двигательной системой, оценка знаний по предмету выставляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задании.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов:
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Список литературы для учителя
Основная литература для учителя
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010г.
- О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013.
Дополнительная литература для учителя
- О.С.Габриелян, А. В. Яшукова «Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса». – М.: Дрофа, 2011
- О.С.Габриелян, А. В. Яшукова Химия 8-9 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004
- О.С.Габриелян, «Настольная книга учителя химии 8 класс» – М.: «Блик плюс, 2000 год;
- О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию в 8 классе». – М.: «Блик и Ко», 2000 год;
- О.С.Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов «Химический эксперимент в школе 8 класс». – М.: Дрофа, 2005 год;
- О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004год;
- Н.С. Павлова, «Дидактические карточки – задания по химии 8 класс» - М.: «Экзамен», 2004год;
- М.А. Рябов, Е.Ю.Невская, «Тесты по химии 8 класс к учебнику О.С.Габриеляна» - М.: «Экзамен», 2004год.
- О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» . – М. : Дрофа
- Н.П.Троегубова. Контрольно-измерительные материалы по химии 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна 8 класс. – М.: Вако,2010.
- Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
Список литературы для учащихся
Основная литература для учащихся
- О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013.
- О.С.Габриелян, А. В. Яшукова «Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса». – М.: Дрофа, 2011
Дополнительная литература для учащихся
- Журнал «Химия в школе».
- Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru) - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
- Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
- Энциклопедический словарь юного химика.
Медиаресурсы
- CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
- CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»
- Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс (на 2-х дисках)
- Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
- http://www.alhimik.ru
- http://kontren.narod.ru
- http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии
Тексты контрольных работ
Контрольная работа №2 по теме «Изменения, происходящие с веществами».
Вариант - 1.
Задание 1
? Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите их тип:
а) Cu + O2? CuO; б) CaCO3 ? CaO + CO2;
в) Zn + HCL? ZnCL2 + H2; г) CuO + HCL ? CuCL2 + H2O.
? Даны схемы реакций: а) гидроксид железа (III) ? оксид железа (III) + вода;
б) нитрат бария + сульфат железа (III) ? сульфат бария + нитрат железа (III);
в) алюминий + серная кислота ? сульфат алюминия + водород;
г) оксид фосфора (V) + вода ? фосфорная кислота.
Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
? Даны схемы реакций: а) гидроксид алюминия ? оксид алюминия + вода;
б) нитрат бария + сульфат натрия ? …;
в) соляная кислота + алюминий ? …;
г) оксид серы (VI) + вода ? …
Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
Задание 2. Решить задачу:
? Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии цинка массой 13 г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции: Zn + 2HCL = ZnCL2 + H2
? Технический цинк массой 7 г, содержащий 7 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).
? Технический цинк массой 650 мг, содержащий 20 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).
Задание 3
Запишите уравнения реакций переходов:
S ? SO2 ? H2SO3
Вариант - 2.
Задание1
? Расставьте коэффициенты в приведённых ниже схемах химических реакций, укажите их типы: а) Cu(OH)2 ? CuO + H2O; б) HCL + Na2O ? NaCl + H2O;
в) KBr + CL2 ? KCL + Br2; г) Zn + O2 ? ZnO.
? Даны схемы реакций: а) гидроксид меди (II) ? оксид меди (II) + вода;
б) хлорид бария + сульфат натрия ? сульфат бария + хлорид натрия;
в) серная кислота + магний ? сульфат магния + водород;
г) оксид углерода (IV) + вода ? угольная кислота.
Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
? Даны схемы реакций: а) гидроксид цинка ? оксид цинка + вода;
б) нитрат бария + сульфат калия ? …;
в) соляная кислота + магния ? …
г) оксид азота (V) + вода ?…
Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
Задание 2. Решить задачу:
? Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии магния массой
12 г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции:
Mg + 2HCL = MgCL2 + H2
? Технический магний массой 40 г, содержащий 10 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).
? Технический цинк массой 240 мг, содержащий 10 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).
Задание3. Запишите уравнения реакций переходов: P ? P2O5 ? H3PO4
Контрольная работа №3 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Критерии оценивания: «2» - 0-7 баллов; «3» - 8-16 баллов; «4» - 17-25 баллов; «5» - 26-30 баллов.
№
Задание
I Вариант
II Вариант
III Вариант
1.
(1 балл) Дайте определение.
Электролитическая диссоциация – это …
Раствор – это …
Реакции ионного
обмена – это …
2.
(1 балл) Растворы каких веществ будут электрический ток?
а) сульфата меди(II)
б) спирта
в) гидроксида бария
г) сахара
а) сульфата железа(II)
б) кислорода
в) гидроксида магния
г) азотной кислоты
а) углекислого газа
б) хлорида натрия
в) кремниевой кислоты
г) гидроксида лития
3.
(3 балла) Выпишите формулы:
- сильных электролитов,
- слабых электролитов,
- неэлектролитов.
а) H2CO3
б) AgCl
в) KOH
г) Na2SO4
д) O2
е) NH4OH
а) H2SO4
б) H2S
в) HNO2
г) H2
д) NaOH
е) AlPO4
а) H2O
б) HNO2
в) LiOH
г) H2SiO3
д) ZnCl2
е) H2S
4.
(1 балл) Формула вещества, электролитическая диссоциация которого протекает ступенчато:
а) Al(NO3)3
б) H2SO4
в) NaOH
а) Ca(OH)2
б) ZnCl2
в) H3PO4
а) H2SO3
б) Ba(OH)2
в) К2SO4
5.
(3 балла) Пользуясь таблицей 10 учебника, выпишите кислоты по неполному описанию: I) кислородсодержащая, нелетучая; II) двухосновная, слабая;
III) растворимая, сильная.
а) сероводородная
б) соляная
в) ортофосфорная
а) ортофосфорная
б) азотная
в) угольная
а) хлороводородная
б) кремниевая
в) сернистая
6.
(2 балла) Только основный оксид и соответствующий ему гидроксид
входят в список формул:
а) CO, Co(OH) 2
б) ZnO, Zn(OH)2
в) Na2O, NaOH
а) Li2O, LiOH
б) SO2, H2SO3
в) NO2, NH4OH
а) CuO, Cu(OH)2
б) CO2, H2CO3
в) Al2O3, Al(OH)3
7
(3 балла) Формулы веществ, растворы которых окрашивают универсальный индикатор в цвет: I) красный; II) синий; III) не меняют окраску индикатора.
а) H2SO4
б) ZnCl2
в) KOH
а) Ca(OH)2
б) HCl
в) К2SO4
а) Na2CO3
б) NH4OH
в) HNO3
8.
(3 балла) Напишите уравнение электролитической диссоциации.
Азотной кислоты
Сульфата меди(II)
Хлорида кальция
9.
(5 баллов) Дано полное ионное уравнение химической реакции. Напишите соответствующие ему молекулярное и сокращенное ионное уравнения.
2Na+ + SiO32- + 2H+ + 2Cl- = H2SiO3↓ + 2Na+ + 2Cl-
2H+ + 2NO3- + Ba2+ + 2OH- == Ba2+ + 2NO3- + 2H2O
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- == Fe(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl-
10
(8 баллов) Осуществите превращения. Для реакции (3) составьте ионные уравнения.
Ca→CaO→Ca(OH)2→CaCO3
Zn→ZnO→ZnCl2→Zn(OH)2
P→P2O5→H3PO4→AlPO4
Ответы.
№
I Вариант
II Вариант
III Вариант
1.
Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролита на ионы.
Раствор – это однородная система, в которой нет границ раздела вещества, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Реакции ионного обмена – это реакции, в ходе которых электролиты обмениваются своими составными частями.
2.
а, в
а, г
б, г
3.
I – в, г; II – е, а; III – д, б.
I – а, д; II – б, в; III – г, е.
I – в, д; II – б, е; III – а, г.
4.
б
в
а
5.
I – в; II – а; III – б
I – а; II – в; III – б.
I – б; II – в; III – а.
6.
в
а
а
7.
I – а; II – в; III – б.
I – б; II – а; III – в.
I – в; II – б; III – а.
8.
HNO3 ↔ H+ + NO3-
CuSO4 ↔ Cu2+ + SO42-
CaCl2 ↔ Ca2+ + 2Cl-
9.
Na2SiO3 + 2HCl = H2SiO3↓ + 2NaCl
2Na+ + SiO32- + 2H+ + 2Cl- == H2SiO3↓ + 2Na+ + 2Cl-
SiO32- + 2H+ = H2SiO3↓
2HNO3 + Ba(OH)2= Ba(NO3)2+ 2H2O
2H+ + 2NO3- + Ba2+ + 2OH- == Ba2+ + 2NO3- + 2H2O
2H+ + 2OH- = 2H2O
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + + 3NaCl
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- == Fe(OH)3↓ + 3Na+ + 3Cl-
Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3↓
10.
Ca→CaO→Ca(OH)2→CaCO3
2Ca + O2 → 2CaO
CaO + H2O → Ca(OH)2
Ca(OH)2 + Na2CO3 → CaCO3↓ + 2NaOH
Ca2+ + 2OH- + 2Na+ + CO32- =
= CaCO3↓ + 2Na+ + 2OH-
Ca2++ CO32- = CaCO3↓
Zn→ZnO→ZnCl2→Zn(OH)2
2Zn + O2 → 2ZnO
ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O
ZnCl2 + 2 NaOH → Zn(OH)2↓ + 2NaCl
Zn2+ + 2Cl- + 2Na+ + 2OH- == Zn(OH)2↓ + 2Na+ + 2Cl-
Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2↓
P→P2O5→H3PO4→AlPO4
4P + 5O2 → 2P2O5
P2O5 + 3H2O → 2H3PO4
H3PO4 + AlCl3 → AlPO4↓ + 3HCl
3H+ + PO43- + Al3+ + 3Cl- == AlPO4↓ + 3H+ + 3Cl-
PO43- + Al3+ = AlPO4↓
Критерии оценивания: «2» - 0-7 баллов; «3» - 8-16 баллов; «4» - 17-25 баллов; «5» - 26-30 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по физике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по физике, который доступен большинству учащихся, имеющих двигательные нарушения....
Программа по математике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью
Математика в специальной (коррекционной) школе является одним из основных учебных предметов. Цель - подготовить учащихся с нарушением опорно-двиг...
Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 8 класс
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соотв...
Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 11 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...
Рабочая программа по растениеводству для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. На 2023-2024 учебный год.
Данный курс «Растениеводство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и...