Программа по информатике и ИКТ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
рабочая программа по информатике и икт на тему

Скворцова Ольга Викторовна

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_2012_god_3_chasa.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Раменский муниципальный район

МС(К)ОУ Юровская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VI вида

«Согласовано»       Руководитель МО

школы-интерната


____________________  

Кракасевич М.М.    


«_____»__________________

«Согласовано »

Зам.директора по УВР



____________________

Минкина Л.Н.

 «_____»__________________                                                                                                      

    «Утверждаю»

Директор

школы-интерната


_____________________

   Сорокина В.Н.  


«_____»__________________                                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Информатика и ИКТ»

в 8-10  классах

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Срок освоения 3 года

                                                                                                                  

Программу разработал:

Скворцова Ольга Викторовна

2012год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………….3
  2.   Содержание учебного материала …………………………………9
  3. Тематическое планирование……………………………………...12
  4. Учебно-методическое обеспечение…………………………….. .18
  5. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение. ………………………………………………………. 19
  6. Требования к уровню подготовки учащихся…………………....20
  7. Оценка знаний учащихся………………………………………….24

1. Пояснительная записка.

Нормативная база:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.
  3. Приказ Министерства образования РФ об утверждении учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида №29/2065-п. от 10.04.2002г.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: Информатика, авторы программы: Семакин И.Г. и др.: Бином  2005г.

Цель курса:      

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий  направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 - овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

-  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

 Задача курса:

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

      Учебный план.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

8

1

34

9

1

34

10

1

34

     

Межпредметные  связи, преемственность: 

  1. косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала информатики используются аналогии, примеры из других областей, а также прямая теоретическая связь из-за невозможности изучения темы учащимися без знаний из других школьных предметов;
  2. практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств информатики, тем самым происходит изучение информатики, но на том учебном материале, который интересен учащимся, демонстрируется роль информатики, ее значение для других областей научного познания.

        Умения, приобретаемые на уроках информатики, могут носить четко выраженный прикладной характер, тогда как содержание и решение задач требует также знаний по другим учебным предметам. Основополагающая цель прикладной направленности преподавания информатики – формирование готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

           Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися материала и более высокий уровень владения навыками по информатике и ИКТ.

     Особенности учебной деятельности детей:

Основной особенностью учебной деятельности учащихся с церебральным параличом является  несформированность необходимых  предпосылок учебной деятельности, обусловленных в первую очередь нарушениями  опорно - двигательного аппарата.

           Особенности учебной деятельности учащихся с НОДА в значительной степени обусловлены нарушениями речи. В наибольшей степени на усвоение программного материала влияет нарушение ее звукопроизносительной стороны. Это проявляется  в непроизнесении отдельных звуков, или их искажении, замене. Тяжесть звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, ребенок во время речи производит отдельных вдохи, речь теряет плавность и выразительность, голос монотонный, немодулированный, часто с гнусавым оттенком. У некоторых детей наблюдаются насильственные движения в речевом аппарате, которые особенно ярко проявляются при устных ответах и вызывают неестественную улыбку, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Эти проявления в сочетании с усиленным слюнотечением, непонятной речью, неадекватной мимикой, насильственным смехом вызывают затруднения при выявлении степени усвоения программного материала и оценке знаний учащихся. При устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы учителя. Встречаются дети, которые не могут сразу ответить на заданный вопрос учителя, им требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются отвечать. Подготовка к ответу обусловлена определенной настройкой речевого аппарата (преодоление насильственных движений, настройка дыхания, произвольное подключение голоса).

          Своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи выявляется в том, что словарный запас ограничен, присутствует недостаточное понимание значений многих слов и понятий, часто встречаемых при прохождении программного материала. Это приводит к тому, что в устном ответе учащиеся пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитают отвечать отдельными словами.

          Для большинства детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания. При таком
состоянии дети допускают ряд  разнообразных ошибок, связанных с
пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, недописыванием
слов, предложений, о различением исходных по звучанию звуков. Такие учащиеся могут одни и те же задания в разное время выполнить
на различном уровне, т.е. количество и
 качество их ошибок отличается непостоянством.

Одним из проявлений особенностей учебной деятельности учащихся с церебральным параличом является недостаточная сформированность контроля своих действий. Вот почему при выполнении заданий учащиеся часто не видят своих ошибок и не умеют проверять свои работы.

У большинства учащихся с церебральным параличом трудности  в обучении определяются недостаточностью зрительно-моторной координации, которая проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками работы на компьютере.

        Изменения, внесенные в содержание разделов учебного курса:

       Особенностью программы для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является перераспределение материала в соответствии с БУП специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10 апреля 2002 г.). Программу основного общего образования учащиеся осваивают за 10 лет. Изучение курса «Информатика и ИКТ» осуществляется за 3 года (8-10 кл.).

      Программный материал по информатике и ИКТ изучается в следующем порядке:

  1. темы «Табличные вычисления на компьютере», «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», «Информационные технологии и общество»(9 класс) изучаются в 10 классе.

     Используемые технологии, методы и формы работы:

  Обоснование выбора педагогических технологий, методов и форм обучения:

  1. Контингент учащихся:

   С нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, врождённые и приобретённые деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

  1. Особенности обучения данного контингента:

Обучение детей с НОДА - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объём, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребёнка и его семьи; желанием и возможностями семьи участвовать в процессе специального обучения; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального обучения; знанием психофизических особенностей детей этой категории.

         Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны следующие психофизиологические особенности:

  1. Различные нарушения познавательной и речевой деятельности.
  2. У некоторых детей 20-25% снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различение звуковых частот, особенно высокой тональности. Нередко наблюдается недостаточность зрения, 20-30% - косоглазие. 20% - эпилептические припадки, системные неврозы (например, заикание). Для многих детей характерно наличие страхов, боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.
  3. Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения.
  4. Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.
  5. Своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).
  6. У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.

           Дети с церебральным параличом – это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства.  Эти нарушения у большинства детей с церебральным параличом обнаруживаются в познавательной сфере деятельности, эмоционально-волевой сфере, в интеллектуальном развитии.

Технологии обучения:

Педагогические технологии

Результат использования

технологии

– Личностно-ориентированное обучение.

– Технологии игрового обучения

– Технология уровневой дифференциации.

–  Проблемное обучение.

- Технология современного проектного обучения.

– Здоровьесберегающие технологии.

– Информационно-коммуникативные технологии.

–  Групповые технологии.



- Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.

- Повышение качества обученности на базе  отработки образовательных стандартов образования. Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.

-Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

 -Развитие творческих способностей. Самооценка собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности.

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа, работа с учебником)
  2. Наглядные
  3. Практические
  4. Видеометоды

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, которая осуществляется на уроке:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок контроля умений и навыков.

   

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по информатике и ИКТ, который доступен большинству учащихся, имеющих  двигательные нарушения.

2. Содержание учебного материала.

Обучение информатики и информационным процессам организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю.

8 класс

1. Человек и информация - 5 ч.

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практическая работа №1 «Измерение информации».

2.  Первое знакомство с компьютером - 7 ч.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».

3. Обработка текстовой информации - 10 ч.

Кодирование текстовой информации. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, формул, диаграмм и графических объектов. Печать документа.

Практическая работа №3 «Основные приемы ввода и редактирования».

Практическая работа №4 «Форматирование текста».

Практическая работа №5 «Работа с таблицами».

Практическая работа №6 «Возможности текстового редактора».

4.  Технология обработки графической информации - 5 ч.

Области применения компьютерной графики.

Рисунки и фотографии.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

Практическая работа №7 «Работа с растровым ГР»

5.  Технология мультимедиа - 5 ч.

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Практическая работа №8 «Создание презентации».

Резерв -2ч.

9 класс

2.  Передача информации в компьютерных сетях – 11 ч.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Что такое Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковая система Интернет. Архивирование и разархивирование.

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети».

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой».

Практическая работа №3 «Работа с WWW».

Практическая работа№4«Поиск информации в Интернет».

Практическая работа№5«Создание простейшей Web-страницы».

3.  Информационное моделирование – 5 ч.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.

Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Информационное моделирование на компьютере.

Модели, управляемые компьютером.

Практическая работа №6 «Проведение компьютерных экспериментов».

4.  Хранение и обработка информации в базах данных – 13 ч.

Назначение информационных систем и баз данных (БД).

Классификация БД.

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

Выборка информации из базы данных. Просмотр и редактирование БД.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка записей.

Практическая работа№7 «Создание базы данных».

Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к БД».

Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к БД».

Практическая работа №10 «Создание запросов на удаление и изменение».

10 класс

9. Табличные вычисления на компьютере - 9 ч.

Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

Назначение и структура ЭТ.

Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Деловая графика.

Математическое моделирование на ЭТ.

Имитационное моделирование на ЭТ.

Практическая работа №1 «Работа с готовой ЭТ».

Практическая работа №2 «Построение диаграмм».

10. Управление и алгоритмы -9 ч.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Практическая работа №3 «Построение линейных алгоритмов».

Практическая работа №4«Работа с циклами».

Практическая работа №5 «Использование ветвлений».

Практическая работа №6 «Использование вспомогательных алгоритмов».

11. Программное управление работой компьютера – 11 ч.

Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Практическая работа №7 «Разработка линейных программ».

Практическая работа №8 «Разработка программ с ветвлением».

Практическая работа №9 «Циклы в Паскале».

Практическая работа №10«Обработка одномерных массивов».

12. Информационные технологии в обществе - 3 ч.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Резерв 2 часа

3. Тематическое планирование.

8 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1. Человек и информация

5

1

Инструктаж по технике безопасности  

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1

2

Информация и знания.

1

3

Информационные процессы

1

4

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

5

Практическая работа №1 «Измерение информации».

1

  1. Первое знакомство с компьютером

7

6

Назначение и устройство компьютера.

1

7

Характеристики основных устройств компьютера.

1

8

Контрольная работа №1 «Человек и  информация».

1

9

Программное обеспечение и его типы.

1

10

Пользовательский интерфейс.

1

11

Файлы и файловые структуры.

1

12

Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС».

1

3. Обработка текстовой информации.

10

13

Тексты в компьютерной памяти.

1

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

15

Практическая работа №3 «Основные приемы ввода и редактирования».

1

16

Контрольная работа№2«Файловая система. Представление текста».

1

17

Практическая работа №4 «Форматирование текста».

1

18

Работа с фрагментами текста.

1

19

Практическая работа №5 «Работа с таблицами».

1

20

Дополнительные возможности текстовых процессоров.

1

21

Практическая работа №6 «Возможности текстового редактора».

1

22

Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации».

1

4. Технология обработки графической информации.

5

23

Компьютерная графика и области ее применения.

1

24

Графические редакторы растрового типа.

1

25

Кодирование изображения.

1

26

Практическая работа №7 «Работа с векторным ГР».

1

27

Технические средства компьютерной графики.

1

5. Технология мультимедиа.

5

28

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

29

Практическая работа №8 «Создание презентации».

1

30

Представление звука в памяти компьютера.

1

31

Использование гиперссылок.

1

32

Контрольная работа №4 «Графика и мультимедиа».

1

33-34

Резерв

2

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

1. Человек и информация

5

1

-

2. Первое знакомство с компьютером

7

1

1

3. Обработка текстовой информации.

10

4

2

4. Технология обработки графической информации.

5

1

-

5. Технология мультимедиа

5

1

1

9 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Инструктаж по технике безопасности.   Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».

2

1. Передача информации в компьютерных сетях.

11

3

Компьютерные сети.

1

4

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети».

1

5

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

1

6

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой».

1

7

Интернет. Поиск информации в Интернет.

1

8

Практическая работа №3 «Работа с WWW».

1

9

Практическая работа№4 «Поиск информации в Интернет».

1

10

Создание Web-страницы с использованием Word.

1

11

Оформление web-страницы.

1

12

Практическая работа№5 «Создание простейшей Web-страницы».

1

13

Контрольная работа №1 «Интернет».

1

2. Информационное моделирование.

5

14

Понятие модели. Графические информационные модели.

1

15

Табличные модели.

1

16

Информационное моделирование на компьютере.

1

17

Практическая работа №6 «Проведение компьютерных экспериментов».

1

18

Контрольная работа №2 «Информационное моделирование».

1

3. Хранение и обработка информации в базах данных.

13

19

Базы данных и информационные системы.

1

20

Назначение СУБД.

1

21

Проектирование однотабличной базы данных.

1

22-23

Практическая работа№7 «Создание базы данных».

2

24

Условия поиска информации, логические выражения.

1

25

Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к БД».

1

26

Логические операции. Сложные условия поиска.

1

27-28

Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к БД».

1

29

Сортировка записей, ключи сортировки.

1

30

Практическая работа №10 «Создание запросов на удаление и изменение».

1

31

Контрольная работа №3 «Обработка информации в БД».

1

32-34

Резерв

3

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

Повторение

2

-

-

1. Передача информации в компьютерных сетях.

11

5

1

2. Информационное моделирование.

5

1

1

3. Хранение и обработка информации в базах данных.

13

4

1

Резерв

3

 

10 класс

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

1.Табличные вычисления на компьютере.  

9

1

Инструктаж по технике безопасности.   Двоичная система счисления.

1

2

Представление чисел в памяти компьютера.

1

3

Электронные таблицы. Практическая работа №1 «Работа с готовой ЭТ».

1

4

Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.

1

5

Использование функций. Сортировка таблиц.

1

6

Логические функции.

1

7

Деловая графика. Практическая работа №2 «Построение диаграмм».

1

8

Математическое моделирование с использованием ЭТ.

1

9

Контрольная работа№1 «Табличные вычисления».

1

2. Управление и алгоритмы.

9

10

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

1

11

Практическая работа №3 «Построение линейных алгоритмов».

1

12

Управление с обратной связью. Использование циклов.

1

13

Практическая работа №4«Работа с циклами».

1

14

Ветвления.

1

15

Практическая работа №5 «Использование ветвлений».

1

16

Контрольная работа №2 «Алгоритмизация».

1

17

Вспомогательные алгоритмы.

1

18

Практическая работа №6 «Использование вспомогательных алгоритмов».

1

3. Программное управление работой компьютера.

11

19

Алгоритмы работы с величинами.

1

20

Язык Паскаль. Основные операторы.

1

21

Практическая работа №7 «Разработка линейных программ».

1

22

Оператор ветвления.

1

23

Практическая работа №8 «Разработка программ с ветвлением».

1

24

Логические операции.

1

25

Циклы на языке Паскаль.

1

26

Практическая работа №9 «Циклы в Паскале».

1

27

Одномерные массивы в Паскале.

1

28

Практическая работа №10«Обработка одномерных массивов».

1

29

Контрольная работа №3«Программное управление работой компьютера».

1

4. Информационные технологии в обществе.

3

30

Предыстория информационных технологий.

1

31

История ЭВМ и ИКТ

1

32

Контрольная работа №4 «Информационные технологии в обществе».

1

33-34

Резерв

2

Основное содержание

Количество часов, отведённых на изучение

Практические работы

Контрольные работы

1.Табличные вычисления на компьютере.  

9

2

1

2. Управление и алгоритмы.

9

4

1

3. Программное управление работой компьютера.

11

4

1

4. Информационные технологии в обществе.

3

-

1

Резерв

2

4. Учебно-методическое обеспечение.

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

Учебники, учебные пособия.

1.

Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: Информатика

Семакин И.Г. и др.

Бином

2005

2.

Информатика и ИКТ.8кл.

Семакин И.Г.  

Бином

2010

3

Информатика и ИКТ.9кл.

Семакин И.Г.  

Бином

2010

4.

Информатика и ИКТ. Задачник-справочник в 2 томах

СемакинИ.Г.,  Хеннер С.К.

Бином

2010

5. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

№ п/п

Наименование

Кол-во

Кабинет информатики

1.

Столы ученические

6

2.

Стулья ученические

12

3.

Стол учительский

1

4.

Компьютерный стул (учительский)

1

5.

Столы компьютерные

9

6.

Стулья мягкие (для компьютера)

9

7.

Магнитная доска

1

8.

Системный блок

9

9.

Монитор

9

10

Клавиатура

9

11.

Мышь

9

12.

Колонки

9

13.

Проектор

1

14.

Интерактивная доска

1

15.

Видеокамера

1

16.

Фотоаппарат

1

17.

Принтер, сканер, ксерокс

1

18.

Плакаты и таблицы по информатике и ИКТ 8-9 класс.

19.

Программные средства:

  1. Операционная система – Windows 7.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  7. Простая система управления базами данных.
  8. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  9. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  10. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

20.

Видеоматериалы

6. Требования к уровню подготовки учащихся.

8 класс

Учащиеся должны знать:        

  1. правила ТБ и правила работы на компьютере;
  2. сущность понятия «информация», ее основные виды;
  3. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  4. особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  5. единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  6. программный принцип работы компьютера;
  7. основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  8. назначение и функции используемых информационных технологий.

Учащиеся должны уметь:

  1. включать и выключать компьютер;
  2. пользоваться клавиатурой;

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  1. предпринимать меры антивирусной безопасности;

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;
  2.  проводить проверку правописания;
  3. использовать в тексте таблицы, изображения;
  4. создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-создавать презентации на основе шаблонов;

  1. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,  мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  1. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  2. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

9 класс

Учащиеся должны знать:        

  1. сущность понятия «информация», её основные виды;
  2. виды информационных процессов;
  3. примеры источников и приемников информации;
  4. особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  5. единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  6. программный принцип работы компьютера;
  7. основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  8. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  9. назначение и принципы работы компьютерных сетей;

•         назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов.

Учащиеся должны уметь:

• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией;

•   оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  1. предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

-   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;

  1. проводить проверку правописания;
  2. использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;

-  создавать записи в базе данных;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,  мультимедийным проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

        

10 класс

Учащиеся должны знать:

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  1. принцип дискретного (цифрового) представления информации.

Учащиеся должны уметь:

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; 

  1. понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий,

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  1. предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  2. создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  3. создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
  4. создавать записи в базе данных;
  5. создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

  1. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

7.Оценка знаний учащихся.

           Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами.  Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики в целом.

             Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, самостоятельными, тестовыми заданиями и практическими работами.

        

№ п/п

Форма оценки

Периодичность

(срок проведения)

1

Устный опрос

Согласно плану урока

2

Практическая работа

Согласно календарно-тематическому плану

3

Самостоятельная работа

Согласно плану урока

4

Контрольная работа

Согласно календарно-тематическому плану

5

Тест

Согласно плану урока

Характеристика формы оценки:

Устный опрос.

     Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях.

      Учитывая данные особенности учебной деятельности учащихся с НОДА,  устный опрос позволяет опросить небольшую часть детей, поэтому допускается опрос проводить с использованием других методов (например, в виде теста).

Практическая работа.

         В связи с нарушением двигательных функций: наличие насильственных движений (гиперкинезы), нарушение мышечного тона (спастичность,  дистония), ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи) одной из рук,  тремор рук, который затрудняет выполнение произвольных действий, для таких учащихся допустима значительная помощь учителя при проведении практических работ. Учитывая двигательные, пространственные, зрительные нарушения, замедленность темпа работы, практические работы могут выполняться отдельными учащимися не в полном объёме, оценка при этом не снижается или задания могут заменяться на посильные для учащихся.

Контрольная (самостоятельная) работа.

      Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. Объём задания обычно меньше, чем для учащихся массовых школ, в связи с учётом психофизических особенностей учащихся и зависит от каждого конкретного случая.

        При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:

  1. неправильное написание строк,
  2. выпадение элементов букв, цифр, знаков или их незаконченность, дополнения элементов цифр, знаков и т.д.
  3. повторение отдельных элементов за счёт насильственных движений,
  4. специфические ошибки для данной группы учащихся (консультация с логопедом).

Тест.

         Тесты применяются после каждой изученной темы или раздела для определения учителем пробелов в знаниях учащихся. Выполняя тестовые задания, учащийся имеет возможность продемонстрировать имеющие у него знания, быть оцененным в соответствии с его особенностями.

Виды тестовых заданий:

  1. задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных;
  2.  задания с требуемым текстовым заполнением;
  3. задания на установление соответствия.

Критерии оценки:        

При устном опросе

Оценка «5» ставится, если учащийся:

•      правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий, величин и единиц их измерения;

•    ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности (по причине речевых нарушений)  при чтении схем, которые легко исправляет по требованию (с помощью) учителя.

•     сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

•      может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  1. допускает неточности  в формулировках, определений, понятий, научных терминов  и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
  2. с помощью учителя может применить знания в новой ситуации и связать с ранее изученным материалом.

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

  1. обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2.  испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения величин, единиц их измерения;
  3. отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение;
  4. испытывает затруднения в чтении схем;
  5. не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  1. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  1. имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов;
  2.  при ответе  допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  3. допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» учащимся не ставится.

Оценка практических работ.

При работе на компьютере учитывается:

  1. Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
  2. Умения оценивать ресурсы компьютера, необходимые для обработки определенной информации.
  3. Умения выбирать и загружать нужную программу.
  4. Умения работать с клавиатурой и манипулятором «мышь».
  5. Умения выполнять основные операции управления файлами.
  6. Умения выполнять основные операции в изученных программах.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  1. выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме с   соблюдением    необходимой последовательности действий или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей учащегося;
  2. соблюдает требования правил техники безопасности;
  3.  правильно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики и вычисления;
  4. получил правильный результат.

Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но:

  1. при выполнении работы обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
  2.  правильно выполнена большая часть работы (свыше 60 %).

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  1. выполнил работу не полностью (не менее 40%),  но владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи;
  2. в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся

  1. выполнил работу не полностью, допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ;
  2. не выполнил значительную часть работы. 

Оценка «1» учащимся не ставится.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя 80% и более

отлично

Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя 60-80%%

хорошо

  1. Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя30-60%%
  2. Правильно выполнил с использованием необходимой литературы 60-80%%

удовлетворительно

  1. Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя менее 30%
  2. Правильно выполнил при значительной помощи учителя 30-50%

неудовлетворительно

При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:

        

Оценка«5» ставится, если учащийся:

  1. выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей учащегося;
  2. допустил 1-3 недочета,  с учётом специфических ошибок для данной группы учащихся. 

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  1. правильно выполнил большую часть работы (свыше 70 %);
  2. допустил 1-2 ошибки

Оценка «3» ставится, если учащийся:        

  1. выполнил самостоятельно или с незначительной помощью учителя  1/3 всей работы правильно;
  2. выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой литературы.

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Оценка «1» учащимся не ставится.

 Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по физике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по физике, который доступен боль­шинству учащихся, имеющих  двигательные нарушения....

Программа по математике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

Математика в специальной (коррекционной) школе  является одним из основных учебных предметов. Цель - подготовить учащихся  с нарушением опорно-двиг...

Программа по основам информатики для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен боль­шинству учащихся, имеющих  двигательные нарушения и умственную отсталость....

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 8 класс

  Рабочая программа учебного курса химии  для 8 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соотв...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 9 класс

  Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответству...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 11 класс

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерство...