Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
рабочая программа по психологии (5 класс)

Загородняя Наталья Викторовна

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, навыков эффективного общения, реализует индивидуальные образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А                                           sk31@edu.mos.ru

Телефон: 8 (499) 374-11-31                                                                   http://schiv31.mskobr.ru

«Рассмотрено» на заседании МО

 _______Загородняя Н.В.

Пр. №1 от «  .08.2023 г.»

«Согласовано» заместитель директора

              Кошелева Н.В.

«     .08. 2023 г.»

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКОШИ №31

                   Середкина Е.Ю.

«      .08. 2023 г.»

Рабочая адаптированная

 коррекционно-психологическая программа

по внеурочной деятельности

««Основы коммуникации»

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

для 5-9 классов

 на 2023-2024 учебный год

 

                                                                Составители: коллектив педагогов-                       психологов ГКОУ СКОШИ №31

Руководитель МО педагогов-психологов: Загородняя Н.В.

                                           Москва, 2023 год

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы коммуникации» разработана на основе и в соответствии с нормативными актами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
  • Федеральная образовательная программа основного общего образования
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ОВЗ, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; 1599;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными     возможностями здоровья».
  • Программой Воспитания
  • планируемыми результатами основного общего образования
  • адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 1).

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, навыков эффективного общения, реализует индивидуальные образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.  

Задачи программы:

1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

4. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

5. Развитие навыка общаться с помощью различных коммуникативных средств, адекватно выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональные состояния других людей, расширение социального опыта.

6. Использовать информационные ресурсы для расширения знаний о мире современных профессий, проводить первичный профессиональный выбор.

Формы занятий: 

  • тренинги (коммуникативные, поведенческие),
  • этические беседы,
  • ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
  • дебаты,
  • тематические диспуты,
  • проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

  • проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
  • упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
  • поведенческий тренинг,
  • психологические игры,
  • решение коммуникативных речевых задач,
  • работа в парах,
  • метод интервью,
  • проблемное обучение.

Основные направления работы:  

•        диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);

•        диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

•        формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе, повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения, тренировка различных коммуникативных умений.  

Общая характеристика курса с учётом особенностей его освоения учащимися

Курс внеурочной деятельности «Основы коммуникации» создан с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями для более эффективной коммуникации с окружающими его людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста, социализации его в обществе. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам. Основной организационной формой развития коммуникативной деятельности является коррекционное занятие.

Место внеурочной деятельности «Основы коммуникации» в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы коммуникации» рассчитана на: в 5 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 6 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 7 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 8 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 9 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса «Основы коммуникации»

В основе программы «Основы коммуникации лежат следующие принципы:

  1. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат.
  2.  Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся.
  3.  Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
  4. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы.
  5. Принцип систематичности и последовательности предполагает, что последующий изучаемый материал опирается на предыдущий.
  6. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.

Коррекционный курс «Основы коммуникации» имеет большое значение в решении задач не только обучения и развития, но и воспитания. Одним из результатов обучения является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; взаимопонимание и взаимопомощь своим родным, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Личностные и предметные результаты освоения курса «Основы коммуникации»

Личностные результаты        Предметные результаты

-формировать навыки эффективного межличностного общения;

-овладеть способами невербального общения;

-формировать навыки самопрезентации;

-формировать адекватное поведение в новых обстоятельствах, в новых физических условиях;

-ориентироваться в проблемах и барьерах коммуникации;

-изучить способы преодоления школьной тревожности, социальных страхов;

-понимать и принимать социальные роли ученик, ученик–класс, учитель−класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

-ориентироваться в спектре профессий;

-формировать установки на наличие мотивации к труду, работе на результат;

-выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

-адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.

Основное содержание коррекционного курса «Основы коммуникации».

Предлагаемая программа «Основы коммуникации» имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на развитие коммуникативных навыков школьника и отвечает новому социальному запросу – общекультурное, личностное и познавательное развитие детей. Программа курса включает в себя 5 основных разделов, направленных на формирование у обучающихся основ коммуникации и базовых навыков общения:

  • Раздел 1. Я сам
  • Раздел 2. Взрослые и дети.
  • Раздел 3. Моя семья.
  • Раздел 4. Моя школа.
  • Раздел 5. Мои друзья.

Раздел 1. Я сам. Умение говорить о себе, разными способами выражать самого себя, рефлексировать свой опыт (сначала – локально, затем – все более и более дифференцированно) является важным этапом в формировании коммуникации с другими людьми. Занятия этого раздела направлены на формирование собственного «Я», чувства собственного достоинства и умения увидеть себя со стороны. Дети должны научиться ценить себя, осознавать свою ценность, правильно принимать похвалу и замечания, оценивать собственные поступки и чувства, правильно различать по выразительным средствам общения чувства других детей и взрослых.

Раздел 2. Взрослые и дети. Содержание данного раздела посвящено сопоставлению различных возрастных периодов и формированию адекватных представлений о поведении людей разных возрастных групп. Дети получат возможность почувствовать и рефлексировать особенности своего взаимодействия со сверстниками, с людьми старшего возраста и с теми, кто младше. На занятиях в рамках данного раздела дети смогут почувствовать специфику детства; подготовиться к подростковому возрасту, профессиональной деятельности. Кроме того, будут созданы условия для понимания того, что способы и средства общения со взрослыми могут и должны быть не такими, как при общении со сверстниками.

Раздел 3. Моя семья. Третий раздел программы посвящен семье и ее особенностям. Для детей будет важным понять, что семья состоит из людей, которые решают совместно многие важные задачи. Занятия позволят обратиться к опыту жизни разных членов семьи; к традициям семьи; к ее ресурсам. Выполнение упражнений по теме раздела позволит осознать собственные трудности и паттерны, используемые при построении межличностных контактов с близкими людьми, а также укрепить семейные отношения и семейные ценности. Идеи заботы о том, кто слабее, нуждается в защите станут важным этапом на пути становления самостоятельности ребенка, формирования его переживания причастности к происходящему в семье.

Раздел 4. Моя школа. Школа - это пространство общения и человеческих отношений. Школа как физическое пространство - это та предметная среда, которая окружает ребенка; которая способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Важно, чтобы дети знали и понимали специфику этой среды, ее возможности, чтобы в будущем им было бы понятно, как вести себя в необычных ситуациях в этой среде. Также во многом предметно-пространственная среда школы, ее освоение может стать тренинговой, модельной ситуацией по формированию адекватного поведения в новых обстоятельствах, в новых физических (географических) условиях. Школа как пространство межличностного общения также представляет особый ресурс для обучающихся. На занятиях в рамках данного раздела дети познакомятся с основными приемами построения межличностных отношений со взрослыми, не относящимися к близкому семейному окружению, - учителями, воспитателями, специалистами службы сопровождения; а также - с одноклассниками, детьми другого возраста (более старшими и более младшими), обучающимися в школе. Формы и виды общения, основные закономерности межличностной и групповой коммуникации, разные ситуации и контексты общения, закономерные механизмы построения общения - важные аспекты социализации детей.

На занятиях в доступной для детей форме рассматриваются проблемы и барьеры коммуникации, а также ресурсы общения. На тематических встречах будут рассматриваться варианты негативных переживаний, возникающих в школе; изучаться способы преодоления образовательного (информационного) стресса, школьной тревожности, социальных страхов - страха отвечать перед аудиторией, страха получить негативную оценку и другие. Дети освоят способы самопомощи и релаксации с целью снижения влияния негативного стресса; правила безопасного и социально приемлемого поведения в школьной среде; узнают, какие меры и как следует принимать в случае нарушения безопасности. В контексте проблемы безопасности разбираются ситуации доверительного настроя в общении - когда это необходимо, возможно, а когда - неуместно или даже опасно. Уделяется внимание способности откликаться на состояния других людей, синхронности и эмпатии в общении. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные стратегии поведения в конфликте.

Раздел 5. Мои друзья. В данном разделе планируется освещать вопросы межличностных взаимоотношений с теми людьми, которых в школьном возрасте можно считать друзьями. Будут обсуждаться вопросы о том, какое поведение может демонстрировать друг, а какое поведение не является дружелюбным и дружеским. В ходе встреч будут последовательно обсуждаться вопросы о том, чем и как могут помочь друг другу люди, находящиеся в дружеских отношениях. Выработка приемов эффективного межличностного взаимодействия позволит обогатить репертуар социально приемлемых форм поведения школьников и подростков. Обучение налаживанию эмоционального взаимодействия с другими людьми, разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Умение выделять аффективные проявления другого человека как сигналы, наиболее значимые для адаптации к окружающему (лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест).

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Я-сам

Что я знаю о себе?

0,5

Умение говорить о себе

Беседа

2

Что я знаю о себе?

0,5

Умение разными способами выражать самого себя, рефлексировать свой опыт

Рисование «я в полный рост»

3

Легко ли быть одному?

0,5

Навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности

Беседа-рассуждение

4

Легко ли быть одному?

0,5

Умение ценить окружающих и выражать это словами и делами при общении.

Дидактическая игра

5

Уметь владеть собой: учимся расслабляться

0,5

Справляться с ситуативно нежелательными эмоциями

Техники релаксации (арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия и др)

6

Мой любимый герой

0,5

Развивать умение фантазировать, понимать содержание волшебных сказок, составлять короткие рассказы о любимых героях

Чтение и обсуждение сказок, героев

7

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»

0,5

Научить детей рассказывать о том, что им интересно и о том, чем они любят заниматься самостоятельно и вместе с родителями.

Беседа, обсуждение, рисунок

8

Взрослые и дети

Когда я был маленьким...

0,5

Почувствовать и осознать преимущества и специфику детства; вспомнить себя в более маленьком возрасте

Беседа

9

Остров детства.

0,5

Сопоставление различных возрастных периодов; сравнивать «возрастные приращения» - особенности того, что было, и того, что происходит на данном этапе возрастного развития.

Рисунок

10

Урок мудрости: взаимоотношения со старшими.

0,5

Способы и средства общения со взрослыми

Беседа, дидактическая игра

11

Что такое хорошо и что такое плохо.

0,5

Формирование адекватных представлений о поведении людей разных возрастных групп.

Дидактическая игра

12

Моя семья

Кто входит в мою семью

0,5

Поло-ролевая и этническая идентификации в семье

Беседа

13

Кто входит в мою семью

0,5

Существующие в семье гендерные стереотипы

Рисунок

14

Мои мама. и папа.

0,5

Опыт жизни разных членов семьи

Беседа

15

Мои мама. и папа.

0,5

Осознать собственные трудности при общении с родителями

Дидактическая игра

16

Братья и сестры.

0,5

Осознать собственные трудности и паттерны, используемые при общении с сиблингами.

Беседа, дидактическая игра

17

"Бабушка рядышком с дедушкой"

0,5

Традиции семьи; ее ресурсы

Обсуждение, рисунок

18

"Моя семья и другие звери": домашние питомцы

0,5

Забота о том, кто слабее, нуждается в защите, формирование переживания причастности к происходящему в семье.

Беседа

19

Моя школа

Я и мой класс

0,5

Формы и виды общения

Беседа

20

Я и мой класс

0,5

Основные закономерности межличностной и групповой коммуникации

Дидактическая игра

21

Я и мои учителя

0,5

Основные приемы построения межличностных отношений со взрослыми, не относящимися к близкому семейному окружению

Беседа

22

Я и мои учителя

0,5

Дидактическая игра

23

Мое любимое место в школе

0,5

Как вести себя в необычных ситуациях в школе

Беседа, рисунок

24

Мое любимое место в школе

0,5

Формирование адекватного поведения в новых обстоятельствах, в новых физических условиях.

Дидактическая игра

25

Не бояться выступать: секреты успешных ответов на уроках.

0,5

Проблемы и барьеры коммуникации, а также ресурсы общения. Изучить способы преодоления школьной тревожности, социальных страхов

Беседа, техники снятия напряжения (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия)

26

Контрольная работа - это страшно?

0,5

Способы самопомощи и релаксации с целью снижения влияния негативного стресса

Беседа, техники снятия напряжения (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия)

27

Мои друзья

Мир сверстников

0,5

Способы взаимодействия со сверстниками

Беседа

28

Мир сверстников

0,5

Приемы эффективного межличностного взаимодействия

Дидактическая игра

29

Мой день рождения. как принимать гостей.

0,5

Социально приемлемые формы поведения школьников и подростков.

Беседа.

30

Что такое дружба

0,5

Какое поведение может демонстрировать друг, а какое поведение не является дружелюбным и дружеским.

Беседа

31

Что такое дружба

0,5

Коллаж

32

Мой лучший друг

0,5

Какие личностные качества мы ценим в людях.

Беседа, рисунок

33

Когда друг в беде…

0,5

Чем и как могут помочь друг другу люди, находящиеся в дружеских отношениях.

Обсуждение, дидактическая игра

34

Обобщающий урок

0,5

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Я -сам

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

0,5

Умение говорить о себе

Беседа, игра

2

Дом, в котором я живу

0,5

Умение разными способами выражать самого себя

Рисунок

3

Моё любимое имя

0,5

Навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности

Беседа, игра

4

Правила общения с окружающими

0,5

Формирование адекватных представлений об общении между людьми, навыков культуры и вежливости в общении с людьми любого возраста и статуса.

Беседа, игра

5

Культура общения

0,5

Беседа, упражнение

6

Волшебные слова

0,5

Дидактическая игра

7

Вежливый отказ

0,5

Отстаивание своих интересов и границ

Упражнение

8

Язык, мимика и жесты

0,5

Использование невербальных средств общения

Беседа, упражнение

9

Взрослые и дети

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

0,5

Формирование адекватных представлений об общении между людьми, навыков культуры и вежливости в общении с людьми старшего возраста, правила этикета межличностного общения, умения задавать вопросы, признавать свою вину, извиняться, слушать и слышать собеседника, не перебивать, применять вежливые слова в обычной повседневной речи, понимать когда можно вступать в разговор и отвлекать взрослого, а когда необходимо подождать.

Беседа, обсуждение

10

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

0,5

Беседа, дидактическая игра

11

Это слово говорят, если вас благодарят

0,5

Упражнение

12

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

0,5

Упражнение, дидактическая игра

13

Когда без извинения не обойтись

0,5

Упражнение, беседа

14

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

0,5

Беседа, упражнение

15

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)

0,5

Формирование культурной разговорной речи, телефонного этикета

Беседа, дидактическая игра

16

Круг общения взрослых и детей

0,5

Формирование навыка понимания как общаться с людьми разного социального статуса и социальной роли.

Обсуждение, беседа

17

Моя семья

Как хорошо быть вместе!

0,5

Сплочение и единение семьи

Рисунок

18

К нам гости пришли!

0,5

Развитие вежливости, знакомство с правилами этикета приема гостей, поведения во время приема гостей.

Беседа

19

Практикум: «Гостям всегда рады

0,5

Дидактическая игра

20

Наши семейные увлечения и традиции

0,5

Формирование семейных ценностей.

Беседа, обсуждение

21

Что я хотел бы изменить (добавить)

0,5

Развитие желания участвовать в семейных традициях и увлечениях.

Беседа

22

Детская ревность

0,5

Забота о том, кто слабее, нуждается в защите, формирование переживания причастности к происходящему в семье.

Беседа

23

Моя школа

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

0,5

Способы взаимодействия со сверстниками, основные приемы построения межличностных отношений со сверстниками, развитие социально приемлемых способов общения, профилактика буллинга и травли.

Упражнения, дидактическая игра, беседа

24

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

0,5

Упражнения, рисунок

25

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки

0,5

Беседа, работа в парах/группах

26

Ссоры и споры

0,5

Способы межличностного взаимодействия, умение признавать свою вину, прощать и мириться.

Упражнения, работа в парах (мини группах)

27

Ссоры и споры

0,5

28

Почему люди ссорятся?

0,5

Беседа, диспут.

29

Мои друзья

Если с другом вышел в путь

0,5

Умение помогать другу в беде.

Беседа, диспут

30

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

0,5

Осознание сходств и различий между нами.

Беседа, упражнения, рисунок

31

Соцсети. Опасность или возможность?

0,5

Формирование навыка интернет-безопасности, понимания доступности информации, ее достоверности/недостоверности, профилактика интернет-зависимости.

Диспут, работа в команде

32

Презентация «Общение в соц сетях»

0,5

Беседа, диспут

33

Интернет зависимость. Мифы и реальность

0,5

Диспут, коллаж, работа в группах

34

Обобщающее занятие

0,5

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Я - сам

Что я знаю о себе?

0,5

Создание условий формирования личности подростка посредством развития коммуникативной компетентности, способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Беседа

2

Мое имя

0,5

Беседа, рисунок

3

Мое уникальное «я»

0,5

Дидактичекая игра

4

Я глазами других

0,5

Беседа, игра

5

Как меня видят другие?

0,5

Беседа, игра

6

Мои достоинства и недостатки

0,5

Беседа, упражнение

7

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны

0,5

Упражнение

8

Мои недостатки

0,5

Беседа

9

Как превратить недостатки в достоинства?

0,5

Беседа

10

Мои ценности

0,5

Упражнение

11

Что такое уверенность в себе?

0,5

Беседа, обсуждение

12

Тренируем уверенность в себе

0,5

Дидактическая игра, тренинг

13

Уверенное выступление

0,5

Тренинг

14

Умение сказать «нет»

0,5

Тренинг

15

Чем уверенность отличается от самоуверенности

0,5

Диспут, беседа

16

Взрослые и дети

Планирование времени

0,5

Обучение детей таймингу. Расширить знание учащихся о себе, о своих особенностях.

Дидактическая игра

17

Время взрослеть. Моя будущая профессия

0,5

Беседа

18

Способы выражения чувств

0,5

Формирование личностных качеств подростков, их чувств, эмоций, их духовного мира, развитие умения говорить о своем состоянии и своих чувствах, без обвинения другого, развитие навыка говорить комплименты.

Упражнение, беседа

19

Тренировка «Я-высказываний»

0,5

Тренинг

20

Комплименты в общении взрослых и подростков.

0,5

Беседа

21

Комплименты (практикум)

0,5

Упражнение

22

Моя семья

Моя семья

0,5

Отработка навыков понимания, а также взаимоотношений между родными. Знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Актуализация семейных ценностей

Беседа, рисунок

23

«Трудные дети» и «трудные» родители»

0,5

Беседа, дидактическая игра

24

Мои права в семье

0,5

Беседа, презентация

25

Наши ценности

0,5

Диспут, беседа

26

Моя школа

Сверстники. Какие они?

0,5

Развитие навыков эффективного общения. Развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Обучение стратегиям поведения в конфликтных ситуациях;

Обсуждение

27

Наши общие интересы

0,5

Дидактическая игра

28

Мы такие разные

0,5

Беседа, упражнение

29

Почему мы ссоримся?

0,5

Диспут, работа в группах

30

Как помириться

0,5

Диспут, работа в парах

31

Мои друзья

Что такое дружба?

0,5

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Обсуждение

32

Как выбрать друга?

0,5

Беседа, обсуждение

33

Что такое любовь?

0,5

Беседа, обсуждение

34

Обобщающее занятие

0,5

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Я - сам

Общаться – это так легко

0,5

Самопознание и мотивация к самосовершенствованию через наблюдение за своими реакциями во время ссоры, переживания страха, неуверенности. Навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций, навыки саморегуляции. Развитие эмпатии, чувства собственного достоинства, адекватной самооценки

Беседа

2

Стереотипы в общении

0,5

Беседа

3

Позиции в общении

0,5

Беседа, упражнение

4

Доминантность и недоминантность в общении

0,5

Беседа

5

Стили общения

0,5

Беседа, упражнение

6

Подходящий стиль общения

0,5

Упражнение, тест

7

Взрослые и дети

Профессия и специальность

0,5

Формирование профессиональной мотивации, развитие навыков самопознания. Изучение интересов и склонностей, сущность профессии и самоопределения; изучение типов профессиональной деятельности: человек-природа, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-техника

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию; коррекция профессиональных планов; самооценка готовности к избранной деятельности

Беседа

8

Профессии типа «Человек-человек»

0,5

Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-человек»

9

Профессии типа «Человек-техника»

0,5

Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-техника»

10

Профессии типа «Человек-природа»

0,5

Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-природа»

11

Профессии типа «Человек-художественный образ»

0,5

Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-художественный образ»

12

Профессии типа «Человек-знаковая система»

0,5

Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-знаковая система»

13

Моя будущая профессия

0,5

Рисунок

14

Профессия на букву

0,5

Кроссворд о профессиях

15

Самые нужные профессии

0,5

Обсуждение

16

Интересные и необычные профессии

0,5

Видеофильм В мире профессий

17

Профориентация

0,5

Беседа

18

Определение типа профессии

0,5

Тест

19

Моя семья

Профессии моей семьи

0,5

Сплочение и единение семьи

Беседа, рисунок

20

Профессии моей семьи

0,5

Сплочение и единение семьи

Беседа, обсуждение

21

Ожидания моей семьи

0,5

Сплочение и единение семьи

Обсуждение

22

Семейная династия

0,5

Формирование семейных ценностей.

Обсуждение

23

Моя школа

Подготовка к профессии в школе

0,5

Изучение профессиональных интересов и склонностей, сущность профессии и самоопределения; изучение типов профессиональной деятельности.

Беседа, обсуждение

24

На пороге взрослой жизни

0,5

Беседа

25

Развитие умений по принятию решений

0,5

Беседа, упражнение

26

Профессиональная зрелость

0,5

Беседа, дидактическая игра

27

Как достичь успеха в профессии

0,5

Обсуждение, работа в группах

28

Мои друзья

О чем говорит наша мимика?

0,5

Умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника

Беседа, упражнение

29

О чем говорят наши жесты?

0,5

Беседа, упражнение

30

Как лучше подать информацию?

0,5

Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности, развитие навыков эффективного общения; отработка навыков понимания других людей, а также взаимоотношений между людьми.

Беседа, дидактическая игра

31

Как лучше понять информацию?

0,5

Беседа, дидактическая игра

32

Барьеры на пути информации

0,5

Беседа

33

Барьеры, которые создаю я сам

0,5

Беседа, обсуждение

34

Обобщающее занятие

0,5

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Раздел

Тема урока (занятия)

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

1

Я - сам

Что я знаю о себе.

0,5

Общие представления обучающихся о психологии как науке, открытие внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе. Развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности

Беседа

2

Темперамент. Свойства нервной системы.

0,5

Беседа

3

Что такое характер?

0,5

Беседа

4

Особенности мышления

0,5

Беседа

5

Память и внимание

0,5

Беседа

6

Диагностика типа темперамента, характера, познавательной сферы.

0,5

Тестирование

7

Взрослые и дети

Темперамент и профессии

0,5

Изучение интересов и склонностей, сущность профессии и самоопределения; изучение типов профессиональной деятельности. современный рынок труда, его тенденции, развитие, направления.

Беседа

8

Склонность и интересы в выборе профессии

0,5

Обсуждение

9

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

0,5

Беседа

10

Ошибки в выборе профессий

0,5

Обсуждение

11

Профориентационная игра «Спящий город»

0,5

Профориентационная игра

12

Современный рынок труда. Профессии 21 века

0,5

Презентация, беседа

13

Сто дорог – одна твоя

0,5

Беседа.

14

Моя семья

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

0,5

Формирование представления о красоте человека не только внешней, но и внутренней. Обратить внимание детей, что наличие воспитанности, вежливости, эмпатии, сочувствия и других положительных качеств у человека влияет на его общение с окружающими. Побуждать детей к общению с бабушками и дедушками, чтобы узнать этикет того времени, правила поведения в обществе, культуру речи.

Обсуждение

15

Красен человек статью.

0,5

Беседа

16

Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости.

0,5

Упражнение

17

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.

0,5

Упражнение

18

Неловкие ситуации.

0,5

Беседа

19

Моя школа

Группа и ее законы.

0,5

Общие представления о понятиях группы и конфликта в группе, причин и последствий конфликтов, а так же обучение нескольким способам преодоления конфликтов.

Беседа

20

Конфликты в группе и пути их преодоления.

0,5

Обсуждение, упражнения

21

Конфликты: их причины и последствия

0,5

Беседа, обсуждение, работа в группе

22

Средства и способы передачи информации в общении.

0,5

Развитие представлений о общении, способах передачи и транслирования информации, стилях общения, механизмах взаимопонимания и способов взаимодействия.

Беседа, упражнения

23

Стили общения. Нормы этикета

0,5

Обсуждение

24

Механизмы взаимопонимания.

0,5

Беседа, дидактическая игра

25

Осознание способов взаимодействия людей друг с другом.

0,5

Дидактическая игра

26

Мои друзья

Роль умения слушать в личностном общении.

0,5

Формирование у детей умения слушать и слышать, изучение техник и приемов активного слушания, применение их на практике.

Беседа

27

«Эффективные» слушатели.

0,5

Дидактическая игра

28

Умение слушать как метод восприятия информации.

0,5

Беседа, упражнение

29

Факторы «слушания». Три уровня «слушания»

0,5

Обсуждение, упражнение

30

Речь говорящего и понимание слушателя.

0,5

Рассмотреть влияние речи говорящего на понимание информации собеседником. Познакомиться с барьерами в общении и путями их преодоления, формировать навыки невербального общения, умения распознавать и транслировать другим язык «поддержки» и «подавления»

Обсуждение, упражнение

31

Барьеры между говорящими и слушателями.

0,5

Беседа

32

Язык «поддержки» и язык «подавления».

0,5

Беседа, упражнение

33

Преодоление барьеров в общении.

0,5

Упражнение, дидактическая игра

34

Обобщающее занятие

0,5

Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:

  1. Оценка продвижения ребенка в овладении коммуникативными компетенциями;
  2. Оценка психологом уровня развития, сравнительный анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Так же показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые школьный психолог заносит в таблицы в начале и в конце года, прослеживая динамику развития личностного развития ребенка с помощью наблюдения и опроса педагогов;
  3. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карты, заполняемой психологом и/или специалистами ППк.

Система оценки предметных результатов овладения коррекционным курсом:

Низкий уровень – ребенок не овладел коммуникативными компетенциями, не стремиться к общению со сверстниками и взрослыми, либо использует неадекватные и неприемлемые способы общения.

Уровень ниже среднего – ребенок усвоил некоторые коммуникативные компетенции, однако адекватно использует лишь при контроле со стороны взрослого.

Средний уровень – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций, однако требуется контроль со стороны взрослого за их соблюдением.

Уровень выше среднего – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого.

Высокий уровень – ребенок усвоил все коммуникативные компетенции и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:

  1. Наглядные пособия, раздаточный материал,
  2. Канцелярские товары (альбом, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, т.п.)
  3. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), видеоматериал (ролики, уроки, тестовые задания и т.п.)
  4. Аудиозаписи
  5. Технические средства для обучения детей с ДЦП: средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения сидя, лежа, стоя, ограничители и др.
  6. Литература

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью.

Важнейшей особенностью курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой ...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, множественным и нарушениями

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируе...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

   Внеурочная деятельность «Речевая практика» позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое з...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 9.1) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью для 5-9 классов является его коммуникатив...