Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
рабочая программа по психологии (5 класс)
Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, навыков эффективного общения, реализует индивидуальные образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_vneurochka_6.3._5-9_osnovy_kommunikatsii_noda_i_uo_variant_1.docx | 75.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»
111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А sk31@edu.mos.ru
Телефон: 8 (499) 374-11-31 http://schiv31.mskobr.ru
«Рассмотрено» на заседании МО _______Загородняя Н.В. Пр. №1 от « .08.2023 г.» | «Согласовано» заместитель директора Кошелева Н.В. « .08. 2023 г.» | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКОШИ №31 Середкина Е.Ю. « .08. 2023 г.» |
Рабочая адаптированная
коррекционно-психологическая программа
по внеурочной деятельности
««Основы коммуникации»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
для 5-9 классов
на 2023-2024 учебный год
Составители: коллектив педагогов- психологов ГКОУ СКОШИ №31
Руководитель МО педагогов-психологов: Загородняя Н.В.
Москва, 2023 год
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы коммуникации» разработана на основе и в соответствии с нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- Федеральная образовательная программа основного общего образования
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ОВЗ, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; 1599;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Программой Воспитания
- планируемыми результатами основного общего образования
- адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 1).
Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, навыков эффективного общения, реализует индивидуальные образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Задачи программы:
1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
4. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
5. Развитие навыка общаться с помощью различных коммуникативных средств, адекватно выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональные состояния других людей, расширение социального опыта.
6. Использовать информационные ресурсы для расширения знаний о мире современных профессий, проводить первичный профессиональный выбор.
Формы занятий:
- тренинги (коммуникативные, поведенческие),
- этические беседы,
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
- дебаты,
- тематические диспуты,
- проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
- поведенческий тренинг,
- психологические игры,
- решение коммуникативных речевых задач,
- работа в парах,
- метод интервью,
- проблемное обучение.
Основные направления работы:
• диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
• диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
• формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе, повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения, тренировка различных коммуникативных умений.
Общая характеристика курса с учётом особенностей его освоения учащимися
Курс внеурочной деятельности «Основы коммуникации» создан с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями для более эффективной коммуникации с окружающими его людьми: взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста, социализации его в обществе. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам. Основной организационной формой развития коммуникативной деятельности является коррекционное занятие.
Место внеурочной деятельности «Основы коммуникации» в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы коммуникации» рассчитана на: в 5 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 6 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 7 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 8 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю); в 9 классе – на 34 часа (0,5 часа в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса «Основы коммуникации»
В основе программы «Основы коммуникации лежат следующие принципы:
- Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат.
- Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся.
- Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
- Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает, что последующий изучаемый материал опирается на предыдущий.
- Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.
Коррекционный курс «Основы коммуникации» имеет большое значение в решении задач не только обучения и развития, но и воспитания. Одним из результатов обучения является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; взаимопонимание и взаимопомощь своим родным, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Личностные и предметные результаты освоения курса «Основы коммуникации»
Личностные результаты Предметные результаты
-формировать навыки эффективного межличностного общения;
-овладеть способами невербального общения;
-формировать навыки самопрезентации;
-формировать адекватное поведение в новых обстоятельствах, в новых физических условиях;
-ориентироваться в проблемах и барьерах коммуникации;
-изучить способы преодоления школьной тревожности, социальных страхов;
-понимать и принимать социальные роли ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
-ориентироваться в спектре профессий;
-формировать установки на наличие мотивации к труду, работе на результат;
-выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
-адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру.
Основное содержание коррекционного курса «Основы коммуникации».
Предлагаемая программа «Основы коммуникации» имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на развитие коммуникативных навыков школьника и отвечает новому социальному запросу – общекультурное, личностное и познавательное развитие детей. Программа курса включает в себя 5 основных разделов, направленных на формирование у обучающихся основ коммуникации и базовых навыков общения:
- Раздел 1. Я сам
- Раздел 2. Взрослые и дети.
- Раздел 3. Моя семья.
- Раздел 4. Моя школа.
- Раздел 5. Мои друзья.
Раздел 1. Я сам. Умение говорить о себе, разными способами выражать самого себя, рефлексировать свой опыт (сначала – локально, затем – все более и более дифференцированно) является важным этапом в формировании коммуникации с другими людьми. Занятия этого раздела направлены на формирование собственного «Я», чувства собственного достоинства и умения увидеть себя со стороны. Дети должны научиться ценить себя, осознавать свою ценность, правильно принимать похвалу и замечания, оценивать собственные поступки и чувства, правильно различать по выразительным средствам общения чувства других детей и взрослых.
Раздел 2. Взрослые и дети. Содержание данного раздела посвящено сопоставлению различных возрастных периодов и формированию адекватных представлений о поведении людей разных возрастных групп. Дети получат возможность почувствовать и рефлексировать особенности своего взаимодействия со сверстниками, с людьми старшего возраста и с теми, кто младше. На занятиях в рамках данного раздела дети смогут почувствовать специфику детства; подготовиться к подростковому возрасту, профессиональной деятельности. Кроме того, будут созданы условия для понимания того, что способы и средства общения со взрослыми могут и должны быть не такими, как при общении со сверстниками.
Раздел 3. Моя семья. Третий раздел программы посвящен семье и ее особенностям. Для детей будет важным понять, что семья состоит из людей, которые решают совместно многие важные задачи. Занятия позволят обратиться к опыту жизни разных членов семьи; к традициям семьи; к ее ресурсам. Выполнение упражнений по теме раздела позволит осознать собственные трудности и паттерны, используемые при построении межличностных контактов с близкими людьми, а также укрепить семейные отношения и семейные ценности. Идеи заботы о том, кто слабее, нуждается в защите станут важным этапом на пути становления самостоятельности ребенка, формирования его переживания причастности к происходящему в семье.
Раздел 4. Моя школа. Школа - это пространство общения и человеческих отношений. Школа как физическое пространство - это та предметная среда, которая окружает ребенка; которая способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Важно, чтобы дети знали и понимали специфику этой среды, ее возможности, чтобы в будущем им было бы понятно, как вести себя в необычных ситуациях в этой среде. Также во многом предметно-пространственная среда школы, ее освоение может стать тренинговой, модельной ситуацией по формированию адекватного поведения в новых обстоятельствах, в новых физических (географических) условиях. Школа как пространство межличностного общения также представляет особый ресурс для обучающихся. На занятиях в рамках данного раздела дети познакомятся с основными приемами построения межличностных отношений со взрослыми, не относящимися к близкому семейному окружению, - учителями, воспитателями, специалистами службы сопровождения; а также - с одноклассниками, детьми другого возраста (более старшими и более младшими), обучающимися в школе. Формы и виды общения, основные закономерности межличностной и групповой коммуникации, разные ситуации и контексты общения, закономерные механизмы построения общения - важные аспекты социализации детей.
На занятиях в доступной для детей форме рассматриваются проблемы и барьеры коммуникации, а также ресурсы общения. На тематических встречах будут рассматриваться варианты негативных переживаний, возникающих в школе; изучаться способы преодоления образовательного (информационного) стресса, школьной тревожности, социальных страхов - страха отвечать перед аудиторией, страха получить негативную оценку и другие. Дети освоят способы самопомощи и релаксации с целью снижения влияния негативного стресса; правила безопасного и социально приемлемого поведения в школьной среде; узнают, какие меры и как следует принимать в случае нарушения безопасности. В контексте проблемы безопасности разбираются ситуации доверительного настроя в общении - когда это необходимо, возможно, а когда - неуместно или даже опасно. Уделяется внимание способности откликаться на состояния других людей, синхронности и эмпатии в общении. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные стратегии поведения в конфликте.
Раздел 5. Мои друзья. В данном разделе планируется освещать вопросы межличностных взаимоотношений с теми людьми, которых в школьном возрасте можно считать друзьями. Будут обсуждаться вопросы о том, какое поведение может демонстрировать друг, а какое поведение не является дружелюбным и дружеским. В ходе встреч будут последовательно обсуждаться вопросы о том, чем и как могут помочь друг другу люди, находящиеся в дружеских отношениях. Выработка приемов эффективного межличностного взаимодействия позволит обогатить репертуар социально приемлемых форм поведения школьников и подростков. Обучение налаживанию эмоционального взаимодействия с другими людьми, разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Умение выделять аффективные проявления другого человека как сигналы, наиболее значимые для адаптации к окружающему (лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест).
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока (занятия) | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
1 | Я-сам | Что я знаю о себе? | 0,5 | Умение говорить о себе | Беседа |
2 | Что я знаю о себе? | 0,5 | Умение разными способами выражать самого себя, рефлексировать свой опыт | Рисование «я в полный рост» | |
3 | Легко ли быть одному? | 0,5 | Навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности | Беседа-рассуждение | |
4 | Легко ли быть одному? | 0,5 | Умение ценить окружающих и выражать это словами и делами при общении. | Дидактическая игра | |
5 | Уметь владеть собой: учимся расслабляться | 0,5 | Справляться с ситуативно нежелательными эмоциями | Техники релаксации (арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия и др) | |
6 | Мой любимый герой | 0,5 | Развивать умение фантазировать, понимать содержание волшебных сказок, составлять короткие рассказы о любимых героях | Чтение и обсуждение сказок, героев | |
7 | «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» | 0,5 | Научить детей рассказывать о том, что им интересно и о том, чем они любят заниматься самостоятельно и вместе с родителями. | Беседа, обсуждение, рисунок | |
8 | Взрослые и дети | Когда я был маленьким... | 0,5 | Почувствовать и осознать преимущества и специфику детства; вспомнить себя в более маленьком возрасте | Беседа |
9 | Остров детства. | 0,5 | Сопоставление различных возрастных периодов; сравнивать «возрастные приращения» - особенности того, что было, и того, что происходит на данном этапе возрастного развития. | Рисунок | |
10 | Урок мудрости: взаимоотношения со старшими. | 0,5 | Способы и средства общения со взрослыми | Беседа, дидактическая игра | |
11 | Что такое хорошо и что такое плохо. | 0,5 | Формирование адекватных представлений о поведении людей разных возрастных групп. | Дидактическая игра | |
12 | Моя семья | Кто входит в мою семью | 0,5 | Поло-ролевая и этническая идентификации в семье | Беседа |
13 | Кто входит в мою семью | 0,5 | Существующие в семье гендерные стереотипы | Рисунок | |
14 | Мои мама. и папа. | 0,5 | Опыт жизни разных членов семьи | Беседа | |
15 | Мои мама. и папа. | 0,5 | Осознать собственные трудности при общении с родителями | Дидактическая игра | |
16 | Братья и сестры. | 0,5 | Осознать собственные трудности и паттерны, используемые при общении с сиблингами. | Беседа, дидактическая игра | |
17 | "Бабушка рядышком с дедушкой" | 0,5 | Традиции семьи; ее ресурсы | Обсуждение, рисунок | |
18 | "Моя семья и другие звери": домашние питомцы | 0,5 | Забота о том, кто слабее, нуждается в защите, формирование переживания причастности к происходящему в семье. | Беседа | |
19 | Моя школа | Я и мой класс | 0,5 | Формы и виды общения | Беседа |
20 | Я и мой класс | 0,5 | Основные закономерности межличностной и групповой коммуникации | Дидактическая игра | |
21 | Я и мои учителя | 0,5 | Основные приемы построения межличностных отношений со взрослыми, не относящимися к близкому семейному окружению | Беседа | |
22 | Я и мои учителя | 0,5 | Дидактическая игра | ||
23 | Мое любимое место в школе | 0,5 | Как вести себя в необычных ситуациях в школе | Беседа, рисунок | |
24 | Мое любимое место в школе | 0,5 | Формирование адекватного поведения в новых обстоятельствах, в новых физических условиях. | Дидактическая игра | |
25 | Не бояться выступать: секреты успешных ответов на уроках. | 0,5 | Проблемы и барьеры коммуникации, а также ресурсы общения. Изучить способы преодоления школьной тревожности, социальных страхов | Беседа, техники снятия напряжения (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия) | |
26 | Контрольная работа - это страшно? | 0,5 | Способы самопомощи и релаксации с целью снижения влияния негативного стресса | Беседа, техники снятия напряжения (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия) | |
27 | Мои друзья | Мир сверстников | 0,5 | Способы взаимодействия со сверстниками | Беседа |
28 | Мир сверстников | 0,5 | Приемы эффективного межличностного взаимодействия | Дидактическая игра | |
29 | Мой день рождения. как принимать гостей. | 0,5 | Социально приемлемые формы поведения школьников и подростков. | Беседа. | |
30 | Что такое дружба | 0,5 | Какое поведение может демонстрировать друг, а какое поведение не является дружелюбным и дружеским. | Беседа | |
31 | Что такое дружба | 0,5 | Коллаж | ||
32 | Мой лучший друг | 0,5 | Какие личностные качества мы ценим в людях. | Беседа, рисунок | |
33 | Когда друг в беде… | 0,5 | Чем и как могут помочь друг другу люди, находящиеся в дружеских отношениях. | Обсуждение, дидактическая игра | |
34 | Обобщающий урок | 0,5 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока (занятия) | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
1 | Я -сам | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 0,5 | Умение говорить о себе | Беседа, игра |
2 | Дом, в котором я живу | 0,5 | Умение разными способами выражать самого себя | Рисунок | |
3 | Моё любимое имя | 0,5 | Навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности | Беседа, игра | |
4 | Правила общения с окружающими | 0,5 | Формирование адекватных представлений об общении между людьми, навыков культуры и вежливости в общении с людьми любого возраста и статуса. | Беседа, игра | |
5 | Культура общения | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
6 | Волшебные слова | 0,5 | Дидактическая игра | ||
7 | Вежливый отказ | 0,5 | Отстаивание своих интересов и границ | Упражнение | |
8 | Язык, мимика и жесты | 0,5 | Использование невербальных средств общения | Беседа, упражнение | |
9 | Взрослые и дети | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | 0,5 | Формирование адекватных представлений об общении между людьми, навыков культуры и вежливости в общении с людьми старшего возраста, правила этикета межличностного общения, умения задавать вопросы, признавать свою вину, извиняться, слушать и слышать собеседника, не перебивать, применять вежливые слова в обычной повседневной речи, понимать когда можно вступать в разговор и отвлекать взрослого, а когда необходимо подождать. | Беседа, обсуждение |
10 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | 0,5 | Беседа, дидактическая игра | ||
11 | Это слово говорят, если вас благодарят | 0,5 | Упражнение | ||
12 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | 0,5 | Упражнение, дидактическая игра | ||
13 | Когда без извинения не обойтись | 0,5 | Упражнение, беседа | ||
14 | Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
15 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) | 0,5 | Формирование культурной разговорной речи, телефонного этикета | Беседа, дидактическая игра | |
16 | Круг общения взрослых и детей | 0,5 | Формирование навыка понимания как общаться с людьми разного социального статуса и социальной роли. | Обсуждение, беседа | |
17 | Моя семья | Как хорошо быть вместе! | 0,5 | Сплочение и единение семьи | Рисунок |
18 | К нам гости пришли! | 0,5 | Развитие вежливости, знакомство с правилами этикета приема гостей, поведения во время приема гостей. | Беседа | |
19 | Практикум: «Гостям всегда рады | 0,5 | Дидактическая игра | ||
20 | Наши семейные увлечения и традиции | 0,5 | Формирование семейных ценностей. | Беседа, обсуждение | |
21 | Что я хотел бы изменить (добавить) | 0,5 | Развитие желания участвовать в семейных традициях и увлечениях. | Беседа | |
22 | Детская ревность | 0,5 | Забота о том, кто слабее, нуждается в защите, формирование переживания причастности к происходящему в семье. | Беседа | |
23 | Моя школа | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 0,5 | Способы взаимодействия со сверстниками, основные приемы построения межличностных отношений со сверстниками, развитие социально приемлемых способов общения, профилактика буллинга и травли. | Упражнения, дидактическая игра, беседа |
24 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | 0,5 | Упражнения, рисунок | ||
25 | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки | 0,5 | Беседа, работа в парах/группах | ||
26 | Ссоры и споры | 0,5 | Способы межличностного взаимодействия, умение признавать свою вину, прощать и мириться. | Упражнения, работа в парах (мини группах) | |
27 | Ссоры и споры | 0,5 | |||
28 | Почему люди ссорятся? | 0,5 | Беседа, диспут. | ||
29 | Мои друзья | Если с другом вышел в путь | 0,5 | Умение помогать другу в беде. | Беседа, диспут |
30 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья | 0,5 | Осознание сходств и различий между нами. | Беседа, упражнения, рисунок | |
31 | Соцсети. Опасность или возможность? | 0,5 | Формирование навыка интернет-безопасности, понимания доступности информации, ее достоверности/недостоверности, профилактика интернет-зависимости. | Диспут, работа в команде | |
32 | Презентация «Общение в соц сетях» | 0,5 | Беседа, диспут | ||
33 | Интернет зависимость. Мифы и реальность | 0,5 | Диспут, коллаж, работа в группах | ||
34 | Обобщающее занятие | 0,5 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока (занятия) | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
1 | Я - сам | Что я знаю о себе? | 0,5 | Создание условий формирования личности подростка посредством развития коммуникативной компетентности, способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.). Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды. | Беседа |
2 | Мое имя | 0,5 | Беседа, рисунок | ||
3 | Мое уникальное «я» | 0,5 | Дидактичекая игра | ||
4 | Я глазами других | 0,5 | Беседа, игра | ||
5 | Как меня видят другие? | 0,5 | Беседа, игра | ||
6 | Мои достоинства и недостатки | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
7 | Мои «плюсы» и «минусы» со стороны | 0,5 | Упражнение | ||
8 | Мои недостатки | 0,5 | Беседа | ||
9 | Как превратить недостатки в достоинства? | 0,5 | Беседа | ||
10 | Мои ценности | 0,5 | Упражнение | ||
11 | Что такое уверенность в себе? | 0,5 | Беседа, обсуждение | ||
12 | Тренируем уверенность в себе | 0,5 | Дидактическая игра, тренинг | ||
13 | Уверенное выступление | 0,5 | Тренинг | ||
14 | Умение сказать «нет» | 0,5 | Тренинг | ||
15 | Чем уверенность отличается от самоуверенности | 0,5 | Диспут, беседа | ||
16 | Взрослые и дети | Планирование времени | 0,5 | Обучение детей таймингу. Расширить знание учащихся о себе, о своих особенностях. | Дидактическая игра |
17 | Время взрослеть. Моя будущая профессия | 0,5 | Беседа | ||
18 | Способы выражения чувств | 0,5 | Формирование личностных качеств подростков, их чувств, эмоций, их духовного мира, развитие умения говорить о своем состоянии и своих чувствах, без обвинения другого, развитие навыка говорить комплименты. | Упражнение, беседа | |
19 | Тренировка «Я-высказываний» | 0,5 | Тренинг | ||
20 | Комплименты в общении взрослых и подростков. | 0,5 | Беседа | ||
21 | Комплименты (практикум) | 0,5 | Упражнение | ||
22 | Моя семья | Моя семья | 0,5 | Отработка навыков понимания, а также взаимоотношений между родными. Знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Актуализация семейных ценностей | Беседа, рисунок |
23 | «Трудные дети» и «трудные» родители» | 0,5 | Беседа, дидактическая игра | ||
24 | Мои права в семье | 0,5 | Беседа, презентация | ||
25 | Наши ценности | 0,5 | Диспут, беседа | ||
26 | Моя школа | Сверстники. Какие они? | 0,5 | Развитие навыков эффективного общения. Развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Обучение стратегиям поведения в конфликтных ситуациях; | Обсуждение |
27 | Наши общие интересы | 0,5 | Дидактическая игра | ||
28 | Мы такие разные | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
29 | Почему мы ссоримся? | 0,5 | Диспут, работа в группах | ||
30 | Как помириться | 0,5 | Диспут, работа в парах | ||
31 | Мои друзья | Что такое дружба? | 0,5 | Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия. | Обсуждение |
32 | Как выбрать друга? | 0,5 | Беседа, обсуждение | ||
33 | Что такое любовь? | 0,5 | Беседа, обсуждение | ||
34 | Обобщающее занятие | 0,5 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока (занятия) | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
1 | Я - сам | Общаться – это так легко | 0,5 | Самопознание и мотивация к самосовершенствованию через наблюдение за своими реакциями во время ссоры, переживания страха, неуверенности. Навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций, навыки саморегуляции. Развитие эмпатии, чувства собственного достоинства, адекватной самооценки | Беседа |
2 | Стереотипы в общении | 0,5 | Беседа | ||
3 | Позиции в общении | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
4 | Доминантность и недоминантность в общении | 0,5 | Беседа | ||
5 | Стили общения | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
6 | Подходящий стиль общения | 0,5 | Упражнение, тест | ||
7 | Взрослые и дети | Профессия и специальность | 0,5 | Формирование профессиональной мотивации, развитие навыков самопознания. Изучение интересов и склонностей, сущность профессии и самоопределения; изучение типов профессиональной деятельности: человек-природа, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-техника Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию; коррекция профессиональных планов; самооценка готовности к избранной деятельности | Беседа |
8 | Профессии типа «Человек-человек» | 0,5 | Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-человек» | ||
9 | Профессии типа «Человек-техника» | 0,5 | Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-техника» | ||
10 | Профессии типа «Человек-природа» | 0,5 | Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-природа» | ||
11 | Профессии типа «Человек-художественный образ» | 0,5 | Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-художественный образ» | ||
12 | Профессии типа «Человек-знаковая система» | 0,5 | Просмотр видеофильма профессии типа «Человек-знаковая система» | ||
13 | Моя будущая профессия | 0,5 | Рисунок | ||
14 | Профессия на букву | 0,5 | Кроссворд о профессиях | ||
15 | Самые нужные профессии | 0,5 | Обсуждение | ||
16 | Интересные и необычные профессии | 0,5 | Видеофильм В мире профессий | ||
17 | Профориентация | 0,5 | Беседа | ||
18 | Определение типа профессии | 0,5 | Тест | ||
19 | Моя семья | Профессии моей семьи | 0,5 | Сплочение и единение семьи | Беседа, рисунок |
20 | Профессии моей семьи | 0,5 | Сплочение и единение семьи | Беседа, обсуждение | |
21 | Ожидания моей семьи | 0,5 | Сплочение и единение семьи | Обсуждение | |
22 | Семейная династия | 0,5 | Формирование семейных ценностей. | Обсуждение | |
23 | Моя школа | Подготовка к профессии в школе | 0,5 | Изучение профессиональных интересов и склонностей, сущность профессии и самоопределения; изучение типов профессиональной деятельности. | Беседа, обсуждение |
24 | На пороге взрослой жизни | 0,5 | Беседа | ||
25 | Развитие умений по принятию решений | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
26 | Профессиональная зрелость | 0,5 | Беседа, дидактическая игра | ||
27 | Как достичь успеха в профессии | 0,5 | Обсуждение, работа в группах | ||
28 | Мои друзья | О чем говорит наша мимика? | 0,5 | Умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника | Беседа, упражнение |
29 | О чем говорят наши жесты? | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
30 | Как лучше подать информацию? | 0,5 | Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности, развитие навыков эффективного общения; отработка навыков понимания других людей, а также взаимоотношений между людьми. | Беседа, дидактическая игра | |
31 | Как лучше понять информацию? | 0,5 | Беседа, дидактическая игра | ||
32 | Барьеры на пути информации | 0,5 | Беседа | ||
33 | Барьеры, которые создаю я сам | 0,5 | Беседа, обсуждение | ||
34 | Обобщающее занятие | 0,5 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Раздел | Тема урока (занятия) | Кол-во часов | Воспитательный потенциал | Форма деятельности |
1 | Я - сам | Что я знаю о себе. | 0,5 | Общие представления обучающихся о психологии как науке, открытие внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе. Развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности | Беседа |
2 | Темперамент. Свойства нервной системы. | 0,5 | Беседа | ||
3 | Что такое характер? | 0,5 | Беседа | ||
4 | Особенности мышления | 0,5 | Беседа | ||
5 | Память и внимание | 0,5 | Беседа | ||
6 | Диагностика типа темперамента, характера, познавательной сферы. | 0,5 | Тестирование | ||
7 | Взрослые и дети | Темперамент и профессии | 0,5 | Изучение интересов и склонностей, сущность профессии и самоопределения; изучение типов профессиональной деятельности. современный рынок труда, его тенденции, развитие, направления. | Беседа |
8 | Склонность и интересы в выборе профессии | 0,5 | Обсуждение | ||
9 | Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова | 0,5 | Беседа | ||
10 | Ошибки в выборе профессий | 0,5 | Обсуждение | ||
11 | Профориентационная игра «Спящий город» | 0,5 | Профориентационная игра | ||
12 | Современный рынок труда. Профессии 21 века | 0,5 | Презентация, беседа | ||
13 | Сто дорог – одна твоя | 0,5 | Беседа. | ||
14 | Моя семья | Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя. | 0,5 | Формирование представления о красоте человека не только внешней, но и внутренней. Обратить внимание детей, что наличие воспитанности, вежливости, эмпатии, сочувствия и других положительных качеств у человека влияет на его общение с окружающими. Побуждать детей к общению с бабушками и дедушками, чтобы узнать этикет того времени, правила поведения в обществе, культуру речи. | Обсуждение |
15 | Красен человек статью. | 0,5 | Беседа | ||
16 | Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. | 0,5 | Упражнение | ||
17 | Навещаем больного. Утешение, подбадривание. | 0,5 | Упражнение | ||
18 | Неловкие ситуации. | 0,5 | Беседа | ||
19 | Моя школа | Группа и ее законы. | 0,5 | Общие представления о понятиях группы и конфликта в группе, причин и последствий конфликтов, а так же обучение нескольким способам преодоления конфликтов. | Беседа |
20 | Конфликты в группе и пути их преодоления. | 0,5 | Обсуждение, упражнения | ||
21 | Конфликты: их причины и последствия | 0,5 | Беседа, обсуждение, работа в группе | ||
22 | Средства и способы передачи информации в общении. | 0,5 | Развитие представлений о общении, способах передачи и транслирования информации, стилях общения, механизмах взаимопонимания и способов взаимодействия. | Беседа, упражнения | |
23 | Стили общения. Нормы этикета | 0,5 | Обсуждение | ||
24 | Механизмы взаимопонимания. | 0,5 | Беседа, дидактическая игра | ||
25 | Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. | 0,5 | Дидактическая игра | ||
26 | Мои друзья | Роль умения слушать в личностном общении. | 0,5 | Формирование у детей умения слушать и слышать, изучение техник и приемов активного слушания, применение их на практике. | Беседа |
27 | «Эффективные» слушатели. | 0,5 | Дидактическая игра | ||
28 | Умение слушать как метод восприятия информации. | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
29 | Факторы «слушания». Три уровня «слушания» | 0,5 | Обсуждение, упражнение | ||
30 | Речь говорящего и понимание слушателя. | 0,5 | Рассмотреть влияние речи говорящего на понимание информации собеседником. Познакомиться с барьерами в общении и путями их преодоления, формировать навыки невербального общения, умения распознавать и транслировать другим язык «поддержки» и «подавления» | Обсуждение, упражнение | |
31 | Барьеры между говорящими и слушателями. | 0,5 | Беседа | ||
32 | Язык «поддержки» и язык «подавления». | 0,5 | Беседа, упражнение | ||
33 | Преодоление барьеров в общении. | 0,5 | Упражнение, дидактическая игра | ||
34 | Обобщающее занятие | 0,5 |
Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:
- Оценка продвижения ребенка в овладении коммуникативными компетенциями;
- Оценка психологом уровня развития, сравнительный анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Так же показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые школьный психолог заносит в таблицы в начале и в конце года, прослеживая динамику развития личностного развития ребенка с помощью наблюдения и опроса педагогов;
- Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карты, заполняемой психологом и/или специалистами ППк.
Система оценки предметных результатов овладения коррекционным курсом:
Низкий уровень – ребенок не овладел коммуникативными компетенциями, не стремиться к общению со сверстниками и взрослыми, либо использует неадекватные и неприемлемые способы общения.
Уровень ниже среднего – ребенок усвоил некоторые коммуникативные компетенции, однако адекватно использует лишь при контроле со стороны взрослого.
Средний уровень – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций, однако требуется контроль со стороны взрослого за их соблюдением.
Уровень выше среднего – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого.
Высокий уровень – ребенок усвоил все коммуникативные компетенции и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:
- Наглядные пособия, раздаточный материал,
- Канцелярские товары (альбом, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, т.п.)
- Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), видеоматериал (ролики, уроки, тестовые задания и т.п.)
- Аудиозаписи
- Технические средства для обучения детей с ДЦП: средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения сидя, лежа, стоя, ограничители и др.
- Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью.
Важнейшей особенностью курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой ...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, множественным и нарушениями
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируе...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов
Внеурочная деятельность «Речевая практика» позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое з...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 9.1) 5-9 классов
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью для 5-9 классов является его коммуникатив...